Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

 
Программа вступительного испытания для получения высшего образования I ступени
по дисциплине «Основы медицинских знаний» 
для направления специальности 
1-86 01 01-03 «Социальная работа (социально-реабилитационная деятельность)» (заочная сокращенная форма получения образования)
в 2017 году
 
 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа разработана на основе учебной программы «Основы медицинских знаний» №УД-12/ФК-084/баз для учреждений высшего образования педагогических специальностей, утвержденной приказом ректора учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» Е.А. Ровба 20 сентября 2013 г.

Программа подготовлена для проведения вступительного испытания по предмету «Основы медицинских знаний» для специальности 1-86 01 01-03 «Социальная работа (Социально-реабилитационная деятельность)» заочной формы, сокращенного срока обучения.

Контингент абитуриентов: выпускники медицинских колледжей по специальности «Сестринское дело», «Лечебное дело» и «Медико-диагностическое дело».

 

Цель: контроль и оценка знаний, необходимых абитуриентам для успешного прохождения вступительного испытания.

 

Задачи:

  • качественный отбор абитуриентов;
  • объективная оценка знаний в соответствии с содержанием программы вступительного испытания и критериями оценки знаний и компетенции абитуриентов.

 

Общие требования:

  • вступительные испытания проводятся в форме устного экзамена в соответствии с положением приемной комиссии о проведении вступительных испытаний;
  • программа вступительного испытания предполагает проверку знаний основной литературы по предмету «Основы медицинских знаний»;
  • в экзаменационный билет включаются 2 вопроса;
  • оценка знаний проводится в соответствии с критериями, утвержденными ректором университета;
  • содержание программы включает сведения по ведущим разделам предмета «Основы медицинских знаний» и список литературы.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

 

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЙ УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ И ПОРАЖЕННЫМИ

 

Тема 1. Предмет «Основы медицинских знаний». Основы общей патологии
Понятие о здоровье. Факторы, формирующие и укрепляющие здоровье. Медико-биологические основы здорового образа жизни. Факторы риска, отрицательно влияющие на здоровье. Здоровье как важнейшая жизненная ценность человека и общества. Признаки и группы здоровья. Окружающая среда и здоровье человека. Понятие о болезни, причине, развитии, признаках, синдромах. Исходы болезни. Внешние (в том числе экологические) и внутренние факторы, способствующие возникновению и развитию заболеваний. Особенности возникновения и течения заболеваний в условиях экстремальных ситуаций. Основные состояния, синдромы, требующие неотложной помощи. Цели и задачи доврачебной помощи. Воспаление, аллергия, иммунные реакции, местные и общие нарушения кровообращения. Методы обследования больных: физические (осмотр, пальпация, измерение АД); инструментальные и лабораторные методы исследования.

 

РАЗДЕЛ II. ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ И ОТРАВЛЕНИЯХ

 

Тема 2. Болезни органов дыхания. Исследование функции внешнего дыхания. Температура тела
Анатомо-физиологические особенности органов дыхания. Факторы риска заболеваний органов дыхания. Общие жалобы и признаки заболеваний органов дыхания. Острый бронхит, бронхиальная астма, острое воспаление легких и плевры. Причины, признаки, доврачебная помощь и уход за больными. Осложнения при заболеваниях органов дыхания (отек легкого, абсцесс, кровохаркание и кровотечение). Неотложная медицинская помощь и уход за больными при заболеваниях органов дыхания. Методика определения и оценка частоты дыхания. Наблюдение за дыханием, подсчет дыхательных движений. Одышка, удушье, асфиксия. Термометр, обращение с ним, время и место определения температуры тела. Периоды лихорадки и особенности ухода за лихорадящими больными по периодам.

 

Тема 3. Болезни сердечно-сосудистой системы. Методики определения и оценки пульса и артериального давления
Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы. Общие жалобы и признаки при заболеваниях органов кровообращения. Понятие об ишемической болезни сердца. Стенокардия, инфаркт миокарда. Причины, признаки, доврачебная помощь и уход за больными. Острая сердечная и сосудистая (обморок, коллапс) недостаточность. Причины, признаки, неотложная медицинская помощь и уход за больными. Понятие о гипертонической болезни, гипертоническом кризе и инсульте. Причины, признаки, доврачебная помощь и уход за больными. Выбор, краткая характеристика, определение путей и способов введения лекарственных препаратов, применяемых при неотложных состояниях сердечнососудистой системы. Первая помощь при гипертоническом кризе, отеке легкого. Функциональная диагностика сердечно-сосудистой системы. Определение пульса (частота, ритм, наполнение, напряжение), измерение АД.

 

Тема 4. Понятие о рациональном питании. Питание больных. Лечебное, диетическое и профилактическое
Биологическая ценность продуктов. Значение белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ. Разбор отдельных видов нарушений питания, их признаки: ожирение, дистрофия, гиповитаминозы, рахит. Принципы рационального питания. Нарушения аппетита у детей. Пищевая аллергия, ее профилактика. Понятие о лечебном питании и диетических столах при различных заболеваниях. Организация раздачи пищи больным.

 

Тема 5. Болезни органов пищеварения, эндокринной системы и обмена веществ
Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения. Жалобы и признаки при заболеваниях органов пищеварения. Острый гастрит, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, энтероколит, желудочно-кишечные кровотечения. Признаки, причины, доврачебная помощь и уход за больными. Острый холецистит, печеночная колика Неотложная медицинская помощь. Сахарный диабет. Гипер- и гипогликемическая комы. Причины, признаки, помощь и уход за больными. Доврачебная помощь при коликах, комах и желудочно-кишечных кровотечениях. Освоение приемов доврачебной помощи и ухода за больными, определение способов и путей введения лекарственных препаратов. Диета и режим питания при заболеваниях органов пищеварения, эндокринной системы и обмена веществ.

 

Тема 6. Болезни мочеполовой системы
Анатомо-физиологические особенности мочеполовой системы. Жалобы и признаки при болезнях мочеполовой системы. Острый пиелонефрит. Причины, признаки. Почечно-каменная болезнь. Почечная колика, уремия, кома. Причины, признаки. Доврачебная помощь и уход за больными с острыми заболеваниями мочевыделительной системы. Изучение анализов мочи. Приемы доврачебной помощи и уход, выбор лекарственных препаратов, определение способов и путей их введения. Лечебное питание при заболеваниях мочевыделительной системы.

 

Тема 7. Нервно-психические расстройства
Общие данные о строении и функциональном значении различных отделов центральной нервной системы. Вегетативная нервная система. Типы высшей нервной деятельности и учет их при осуществлении индивидуального подхода в воспитании и обучении. Сигнальные системы. Признаки функциональных нарушений нервной системы. Понятие о неврозах, виды неврозов. Неврастения, истерия. Причины, признаки, профилактика. Доврачебная помощь. Понятие о психических заболеваниях. Реактивные, травматические и интоксикационные психозы. Причины, признаки. Судорожный синдром, виды судорог, признаки, их предупреждение. Методы и приемы доврачебной помощи и ухода при эпилептическом припадке.

 

Тема 8. Поражения отравляющими веществами и неотложная медицинская помощь
Общие мероприятия доврачебной помощи при острых отравлениях. Отравления сильнодействующими ядовитыми веществами (СДЯВ): аммиаком, фосфорорганическими соединениями, угарным газом, хлором и др. Признаки отравления, доврачебная помощь и уход за больными. Отравления грибами, ядовитыми растениями и ядом животных. Признаки, первая медицинская помощь.

 

Тема 9. Действие ионизирующих излучений на организм человека
Общее понятие о действии ионизирующих излучений на организм человека. Профилактика радиационных поражений. Острая лучевая болезнь (ОЛБ). Признаки первичной реакции при разных степенях ОЛБ. Доврачебная помощь в очаге поражения. Определение объема доврачебной помощи при радиационных поражениях.

 

РАЗДЕЛ III. ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ

 

Тема 10. Основы эпидемиологии. Дезинфекция, дезинсекция, дератизация
Эпидемиология как наука о закономерностях возникновения и распространения заразных болезней. Понятие об инфекционном и эпидемическом процессах, эпидемическом очаге. Эпидемия. Пандемия. Классификация инфекционных заболеваний. Дезинфекция, дезинсекция, дератизация. Назначения, методы, средства борьбы. Профилактика педикулеза в коллективах.

 

Тема 11. Иммунитет и прививочное дело
Общие сведения об иммунитете. Виды иммунитета. Методы создания приобретенного иммунитета. Факторы, снижающие иммунитет (радиационное облучение и др.). Вакцины, сыворотки, гамма-глобулины. Аллергические реакции, опасные для жизни. Первая медицинская помощь. Особенности течения аллергических реакций у детей. Профилактика.

 

Тема 12. Инфекции дыхательных путей
Грипп, ангина. Возбудители. Источники инфекции. Пути передачи. Основные симптомы болезни. Осложнения. Исходы болезни. Принципы лечения. Особенности ухода за больными. Профилактика. Общие сведения о туберкулезе. Основные методы выявления туберкулезного заболевания. Факторы, отягощающие течение заболевания, осложнения. Основные принципы лечения и профилактика туберкулеза. Особенности ухода за больными.

 

Тема 13. Кишечные и особо опасные инфекции (ООИ)
Брюшной тиф, дизентерия, пищевые токсикоинфекции, ботулизм, вирусный гепатит. Возбудители, источники инфекции, пути передачи, основные симптомы болезни, особенности ухода за больными, профилактика. Карантин, обсервация.

 

Тема 14. Детские инфекции
Корь, ветряная оспа, краснуха, скарлатина, коклюш, дифтерия. Общая характеристика детских инфекций. Особенности инфекционного процесса и иммунитета у детей. Основные симптомы заболеваний. Осложнения. Понятие о лечении. Диета. Режим. Профилактика инфекции в детском коллективе. Санитарно-просветительная работа в детских коллективах.

 

Тема 15. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД)
Контингенты риска. Возбудитель, пути передачи. Течение заболевания и исход. Понятие о диагностике. Профилактика. Особенности течения СПИДа у детей. Медицинские, правовые и социальные проблемы СПИДа.

 

РАЗДЕЛ IV. ОСНОВЫ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ ХИРУРГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И ТРАВМАХ

 

Тема 16. Асептика и антисептика. Открытые повреждения. Хирургическая инфекция
Общее понятие о хирургической инфекции и ее опасности. Виды раневой инфекции, пути проникновения ее возбудителей в рану. Антисептика и асептика как система профилактики и борьбы с инфекцией. Виды антисептики. Способы асептики. Обязанности медицинского персонала по соблюдению требований асептики и антисептики. Виды ран, краткая характеристика. Случайные (инфицированные) и хирургические раны. Осложнения ран. Основные варианты действий по оказанию неотложной помощи при различных видах ран.
Хирургическая инфекция. Очаговая (местная) инфекция: фурункул, карбункул, гидраденит, панариций, абсцесс, флегмона. Сепсис, причины, основные проявления, принципы лечения.

 

Тема 17. Кровотечение. Переливание крови и ее заменителей
Определение, виды и характеристика кровотечения. Опасность кровопотери у детей и взрослых. Способы временной и окончательной остановки кровотечения. Понятие о группах крови и резус-факторе. Переливание крови и плазмозаменяющих растворов. Виды и методы переливания крови. Осложнения при переливании крови.

 

Тема 18. Травматические повреждения опорно-двигательного аппарата
Виды и признаки переломов. Осложнения при переломах. Правила оказания и объем неотложной помощи при открытых и закрытых переломах костей. Транспортная иммобилизация. Средства иммобилизации: стандартные шины, носилки-щиты, пластмассовые шины и носилки, подручные средства. Аутоиммобилизация. Правила иммобилизации переломов костей. Закрытые повреждения черепа и головного мозга: сотрясение, ушиб и сдавление мозга.

 

Тема 19. Повреждения грудной клетки, живота и таза. Синдром длительного сдавливания
Закрытые и открытые повреждения грудной клетки и органов грудной полости. Переломы ребер. Первая медицинская помощь при переломах ребер. Травматическая асфиксия при сдавлении грудной клетки. Непроникающие и приникающие ранения грудной клетки. Осложнения: плевропульмональный шок, пневмоторакс (закрытый, открытый и клапанный), гемоторакс. Понятие об «остром животе». Острый перитонит. Признаки, неотложная помощь. Признаки закрытых повреждений полых и паренхиматозных органов. Неотложная помощь. Принципы лечения. Переломы костей таза, неосложненные и осложненные повреждением органов таза. Признаки, неотложная помощь, принципы лечения. Иммобилизация при переломах костей таза. Синдром длительного сдавления (травматический токсикоз): механизм возникновения, зависимость тяжести повреждения от длительности сдавления. Неотложная помощь, принципы лечения.

 

Тема 20. Ожоги. Отморожения. Электротравмы
Понятие об ожогах. Виды и степени ожогов. Значение определения площади ожога. Понятие об ожоговой болезни, ее сущности и проявлениях. Ожоговый шок, меры борьбы с ним и его профилактика. Первая медицинская помощь при ожогах. Отморожения. Степени отморожения. Общее замерзание. Неотложная помощь, понятие о лечении. Электротравма. Местные и общие явления при электротравме. Неотложная помощь.

 

Тема 21. Нарушения зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата у детей и их профилактика
Нарушения зрения: близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие, спазм аккомодации, дальтонизм. Причины возникновения и профилактика. Причины и признаки ринита, отита, аденоидных вегетации. Профилактика и уход за детьми с заболеваниями носа, уха. Причины и признаки нарушений опорно-двигательного аппарата у детей: нарушения осанки, сколиозы, деформации грудной клетки, плоскостопие. Приемы профилактики этих нарушений, принципы реабилитации.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Основная литература:

  1. Артюнина, Г.П. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Г.П. Артюнина. – М.: Академический проект, 2009. – 766 с.
  2. Бубнов, В.Г. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для высшей школы / В.Г. Бубнов. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 256 с.
  3. Волокитина, Т.В. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для высшей школы / Т.В. Волокитина, Г.Г. Бральнина, Н.И. Никитинская. – М.: Академия, 2008. – 224 с.
  4. Мархоцкий, Я.Л. Основы защиты населения в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие для гуманитарных спец. вузов / Я.Л. Мархоцкий. – Минск: Высш. шк., 2007. – 206 с.
  5. Николаев, Л.А. Доврачебная помощь при заболеваниях и отравлениях и уход за больными / Л.А. Николаев. – Минск: Высш. шк., 2000. – 504 с.
  6. Николаев, Л.А. Доврачебная помощь при травмах и хирургических заболеваниях. Охрана материнства и детства / Л.А. Николаев. – Минск: Высш. шк., 1999. – 251 с.
  7. Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний: учебник / Е.Е. Тен. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
  8. Федюкович, H.И. Анатомо-физиологические основы медицинской помощи: учеб. пособ. / H.И. Федюкович. – Минск: Высш. школа, 1993. – 148 с.

 

Дополнительная литература:

  1. Артюнина, Г.П. Основы медицинских знаний: здоровье, болезнь и образ жизни: учеб. пособие для высшей школы. – 3-е изд. / Г.П. Артюнина, С.А. Игнатькова. – М.: Академический проект, 2007. – 560 с.
  2. Большая медицинская энциклопедия / под. ред. Бородулина В.И. – 4-е изд. – М.: Рипол Классик, 2007. – 960 с.
  3. Бубнов, В.Г. Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия: учеб. пособие / В.Г. Бубнов; Н.В. Бубнова; под. ред. Г.А. Короткина. – 4-е изд., стереотип. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 79 с.
  4. Дядичкин, В.П. Медицинская помощь при травмах: учеб. пособие / В.П. Дядичкин. – Минск: Высш. шк., 1973. – 154 с.
  5. Нiкалаеў, Л.А. Асновы медыцынскiх ведаў i аховы здароўя дзяцей: вучэб. дапаможнiк / Л.А. Нiкалаеў, Д.Л. Нiкалаеў, Л.А. Фралоў / Минск: Высш. шк., 1996. – 118 с.
  6. Фролов, Л.А. Внутренние болезни: учеб. пособие / Л.А. Фролов. – Минск: Высш. шк., 1990. – 512 с.

 

 

 С критериями оценки уровня подготовки абитуриентов на вступительном испытании по дисциплине «Основы медицинских знаний» можно ознакомиться здесь.