Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказ Министра образования Республики Беларусь

от 28.10.2016  № 847

 

 

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (немецкий)»

для лиц, имеющих общее среднее образование,
для получения высшего образования І ступени или среднего специального образования,
в 2017 году

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Цель вступительных испытаний по учебному предмету «Иностранный язык» – определить уровень владения языковыми навыками и речевыми умениями выпускниками учреждений общего среднего образования в пределах предметно-тематического содержания учебной программы для учреждений общего среднего образования по иностранным языкам.

Вступительные испытания проводятся в рамках централизованного тестирования в виде стандартизированного теста, включающего задания на контроль навыков владения продуктивным языковым (лексическим и грамматическим) материалом и контроль понимания содержания текстов для чтения.

 

 

ПРЕДМЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

 

Социально-бытовая сфера. Семья. Внешность. Характер. Межличностные отношения. Друзья. Еда. Национальная кухня. Здоровье. Здоровый образ жизни. Распорядок дня. Помощь по дому. Покупки. Деньги. Одежда. Мир моды. Дом. Квартира. Виды жилья. Город и деревня. Животные.

Учебно-трудовая сфера. Школьные принадлежности. Школа. Учеба. Расписание уроков. Урок иностранного языка. Школьные традиции. Образование. Выбор профессии.

Социально-культурная сфера. Праздники. Культурный досуг. Каникулы. Выходной день. Любимые занятия. Книги. Литература. Кино. Кинофильмы. Телепередачи. Музыка. Искусство. Современные средства коммуникации. Средства массовой информации. Спорт. Путешествия. Молодежь и общество. Международное сотрудничество. Национальный характер.

Социально-познавательная сфера. Страны и континенты. Путешествие по разным странам. Туризм. Республика Беларусь и страны изучаемого языка. Природа. Времена года. Погода и климат. Экология. Обычаи и традиции Республики Беларусь и стран изучаемого языка. Наука и техника. Выдающиеся люди Республики Беларусь и стран изучаемого языка. Социокультурный портрет Республики Беларусь и стран изучаемого языка.

 

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ

 

Установление контакта (этикетная функция общения):

  • приветствие;
  • знакомство;
  • привлечение внимания;
  • обращение к другу, знакомому, незнакомцу;
  • представление кого-либо;
  • поздравление с праздником и днем рождения;
  • благодарность;
  • извинение;
  • приглашение;
  • прощание.

 

Сообщение и запрос информации (познавательная функция общения):

  • сообщение о чем-либо (описание и повествование);
  • опровержение высказывания;
  • запрос информации;
  • уточнение информации;
  • сравнение и противопоставление фактов.

 

Выражение или выяснение отношения к кому-либо или чему-либо (эмоционально-оценочная функция общения):

  • выражение согласия/несогласия;
  • вопрос о согласии/несогласии;
  • выражение предпочтения;
  • выражение мнения и его аргументация;
  • выражение предположения;
  • выражение сомнения;
  • оценка чего-либо;
  • вопрос о возможности, вероятности, необходимости, обязательности, способности/неспособности выполнения действия;
  • выражение возможности, вероятности, необходимости, обязательности, способности/неспособности выполнения действия.

 

Организация совместных действий (регулятивная функция общения):

  • предложение;
  • согласие с предложением;
  • отклонение предложения;
  • приказание;
  • просьба;
  • совет;
  • предупреждение;
  • предложение помощи;
  • разрешение.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К ВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ КАК ВИДОМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Абитуриенты должны уметь читать тексты, соответствующие по языковой сложности требованиям учебной программы для учреждений общего среднего образования, с разными целевыми установками:

  • понимать основное содержание несложных аутентичных художественных, научно-популярных и публицистических текстов, содержащих до 4 % незнакомых слов, о значении которых можно догадаться; объем текста до 2500 печатных знаков с пробелами;
  • полно и точно понимать содержание частично адаптированных или несложных аутентичных художественных, научно-популярных и публицистических текстов, содержащих до 3 % незнакомых слов; объем текста до 2000 печатных знаков с пробелами.

 

При контроле умений чтения в зависимости от цели учитываются:

  • полнота понимания: правильность определения темы текста, установление фактов, событий и причинно-следственных связей между ними;
  • точность понимания: однозначность понимания информации;
  • глубина понимания читаемого: понимание идеи текста, точки зрения автора и его отношения к событиям и действующим лицам.

 

 

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

 

ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОДУКТИВНОГО ВЛАДЕНИЯ

 

Лексика

Задания вступительных испытаний предусматривают активное владение 1550 лексическими единицами, входящими в языковой минимум учебной программы для учреждений общего среднего образования.

 

Словообразование

1. Аффиксация:

Суффиксы

  • имен существительных: -er, -ler, -ant, -ent, -ist, -or, -är, -ar, -eur, -ling, -at – мужской род; -e, -in, -tät, -heit, -keit, -schaft, -ung, -ik, -ie, -tion, -ei, -ur – женский род; -chen, -lein, -nis, -um – средний род;
  • имен прилагательных: -ig, -lich, -sam, -los;
  • имен числительных: -zig, -t, -st.

Префиксы

  • глаголов: ab-, an-, auf-, aus-, ein-, mit-, nach-, vor-, zu-, zurück- (отделяемые приставки); be-, ge-, er-, ver- (неотделяемые приставки);
    имен существительных среднего рода: Ge-;
    имен прилагательных: un-.

 

2. Субстантивация:

  • субстантивированные имена прилагательные;
  • субстантивированные глаголы в форме инфинитива действительного залога (Infinitiv Aktiv).

 

3. Словосложение:

  • имя существительное + имя существительное;
  • имя прилагательное + имя существительное;
  • основа или корень глагола + имя существительное;
  • имя прилагательное + имя прилагательное;
  • имя числительное + имя числительное.

 

Грамматика

 

М о р ф о л о г и я

 

1. Имя существительное

Род имен существительных (определение по формальным признакам):

  • мужской род: лица мужского пола и их профессии на -er, дни недели, месяцы, времена года, части света, время суток, погодные явления (дождь, снег, ветер), отглагольные имена существительные без окончаний, имена существительные с суффиксами мужского рода (см. раздел «Лексика»);
  • женский род: лица женского пола и их профессии на -in, отглагольные имена существительные с суффиксом -t, деревья и цветы (исключение der Ahorn); имена существительные с другими суффиксами женского рода (см. раздел «Лексика»);
  • средний род: субстантивированные инфинитивы и имена прилагательные; имена существительные с суффиксами среднего рода (см. раздел «Лексика»), большинство имен существительных с префиксом Ge-.

Единственное и множественное число имен существительных.
Пять способов образования множественного числа: -e, е; -er, еr; Æ, -Æ; -en, -n; -s.

Особые случаи образования множественного числа:

  • имена существительные на -um, -ion: das Datum – die Daten, das Zentrum – die Zentren, das Museum – die Museen; das Stadion – die Stadien, das Studium – die Studien, das Visum – die Viesen, das Gymnasium – die Gymnasien, das Territorium – die Territorien, das Auditorium – die Auditorien; изменение слова: der Fachmann – die Fachleute, der Kaufmann – die Kaufleute, der Rat – die Ratschläge, der Seeman – die Seeleute, der Stock – die Stockwerke, das Unglück – die Unglücksfälle; множественное число для разграничения имен существительных, разных по значению: der Band (том книжный) – die Bände, das Band (лента) – die Bänder, die Bank (скамейка) – die Bänke; die Bank (банк) – die Banken; der Strauß (букет) – die Sträuße, der Strauß (страус) – die Strauße, das Wort (слово как связная речь) – die Worte; das Wort (слово) – die Wörter.
  • имена существительные без формы множественного числа: субстантивированные инфинитивы, вещественные неисчисляемые, абстрактные, собирательные имена существительные, имена существительные меры и веса (последнее не относится к именам существительным женского рода);
  • имена существительные без формы единственного числа: некоторые групппы лиц: die Leute, die Eltern, die Geschwister; имена существтельные: die Finanzen, die Ferien, die Kosten, die Makkaroni; die Möbel, die Papiere (документы), die Shorts, die Spagetti.

Склонение имен существительных: слабое, сильное, женское и особый вид склонения; склонение имен собственных.

 

2. Артикль

Склонение определенного, неопределенного артиклей.

Употребление определенного артикля:

  • перед именами существительными, которые ранее упоминались в контексте;
  • перед названиями времен года, месяцев, дней недели, частей суток, приемов пищи;
  • если перед именем собственным стоит определение;
  • если перед именем существительным стоит порядковое числительное или имя прилагательное в превосходной степени;
  • перед именем существительным, обозначающим единственный в своем роде предмет, определенную часть вещества;
  • перед названиями гор, рек, озер, морей, улиц, площадей, океанов;
  • перед названиями стран и континентов;
  • если после имени существительного следует имя существительное в родительном падеже или имя существительное с предлогом;
  • перед именем существительным с определением, которое может быть выражено инфинитивным/причастным оборотом, придаточным предложением;
  • перед фамилией, если подразумевается вся семья.

Употребление неопределенного артикля:

  • при первом упоминании о неизвестном предмете или лице;
  • перед именем существительным, входящим в состав составного именного сказуемого;
  • если перед именем существительным, входящим в состав составного именного сказуемого, стоит определение;
  • перед именем существительным после глаголов haben, brauchen, suchen, sich wünschen;
  • после безличного оборота es gibt;
  • перед именем существительным в функции сравнения.

Отсутствие артикля:

  • перед именем существительным во множественном числе, если оно в единственном числе употребляется с неопределенным артиклем;
  • если перед именем существительным стоит другое слово, заменяющее артикль: притяжательное, указательное местоимение, отрицание kein/keine или количественное числительное;
  • перед именами собственными, названиями континентов, стран, городов, деревень;
  • перед именами существительными, обозначающими вещество, без указания конкретного количества;
  • при обозначении профессии, рода занятий и национальности с глаголами sein и werden;
  • при названии учебных предметов, праздников.

 

3. Имя прилагательное

Склонение имен прилагательных после определенного, неопределенного артиклей; указательных местоимений dieser/diese/dieses, jener/jene/jenes; неопределенных местоимений jeder/jede/jedes, viele, einige, manche; притяжательных местоимений; вопросительного местоимения welcher/ welche/welches и местоимения kein/keine; а также количественных имен числительных в именительном и винительном падежаx; склонение имен прилагательных без артикля и других сопровождающих слов.
Степени сравнения имен прилагательных. Особые случаи образования степеней сравнения имен прилагательных: gut, hoch, nah, groß.

 

4. Имя числительное
Количественные и порядковые имена числительные. Образование и употребление.

 

5. Местоимение
Личные местоимения; притяжательные местоимения; указательные местоимения dieser/diese/dieses, jener/jene/jenes, вопросительное местомение welcher/welche/welches; возвратное местоимение sich; отрицательное местоимение kein/keine; безличное местоимение es; неопределенно-личнoе местоимениe man; неопределенные местоимения jemand, niemand, jeder/ jede/jedes, viele, einige, wenige. Склонение и употребление.

 

6. Глагол
Сильные, слабые и неправильные глаголы. Глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками. Возвратные глаголы. Модальные глаголы для выражения:
können – способности, умения, возможности; dürfen – разрешения, вежливой просьбы, запрещения; müssen – необходимости, выраженной внешними причинами или внутренним побуждением; sollen – долга, обязанности, поручения, сомнения в вопросительных предложениях; wollen – для выражения намерения, воли, готовности; mögen – желания.

Временные формы:

  • Präsens для выражения действия в настоящем времени, в будущем времени с обстоятельством времени; спряжение глаголов в единственном и множественном числе;
  • Perfekt для выражения действия в прошлом, результат которого определяет настоящее, в беседе, диалоге или кратком сообщении; образование и спряжение глаголов в Perfekt;
  • Präteritum для выражения действия в прошлом в рассказе, в письменном сообщении; образование и спряжение глаголов в Präteritum;
  • Plusquamperfekt для выражения действия, которое совершилось раньше другого в прошлом (предпрошедшее время); образование и спряжение глаголов в Plusquamperfekt;
  • Futur I для выражения действия в будущем времени; образование и спряжение глаголов в Futur I.

Повелительное наклонение. Образование и употребление.
Страдательный залог. Образование и употребление: Präsens Passiv, Präteritum Passiv; употребление предлога von для указания на носителя действия.
Инфинитив.
Инфинитив без частицы zu после модальных глаголов; глаголов восприятия sehen, hören; глаголов, обозначающих движение (в функции обстоятельства); глаголов werden, bleiben.
Инфинитив с частицей zu после глаголов anfangen, beginnen, beschließen, brauchen, bitten, einladen, erlauben, erinnern, gelingen, empfehlen, raten, glauben, hoffen, planen, vergessen, versprechen, versuchen, verbieten, wünschen; после оборота es gibt; причастий и имен прилагательных: es ist angenehm/nötig/verständlich/gesund/ schlecht/höflich/interessant/leicht/schwer/ (un)möglich/erlaubt/verboten/gewohnt/überzeugt; абстрактных имен существительных: haben + Absicht/Angst/Grund/Lust/Möglichkeit/Problem/ Schwierigkeit/Zeit; после machen + Freude/Spaß. Инфинитивная группа um…zu + Infinitiv.
Сослагательное наклонение.
Die würde-Form …Infinitiv для выражения вежливого предложения, просьбы, совета, рекомендации.

 

7. Наречие
Степени сравнения наречий.
Особые случаи образования степеней сравнения наречий: gern, oft, viel. Вопросительные местоименные наречия. Указательные местоименные наречия в кратких ответах. Указательные местоименные наречия как коррелят к придаточному предложению или инфинитивной группе.

 

8. Предлог
Предлоги, требующие винительного падежа: durch, für, ohne, um, gegen, bis, entlang.
Предлоги, требующие дательного падежа: mit, nach, aus, zu, von, bei, seit, außer, entgegen, gegenüber.
Предлоги, требующие дательного или винительного падежа: in, an, auf, vor, hinter, unter, über, neben, zwischen.
Предлог, требующий родительного падежа: während.

 

9. Отрицание
Место отрицания nicht в предложении. Отрицание kein перед именами существительными.

 

С и н т а к с и с

 

Типы предложений:

  • повествовательные предложения:
    простые и распространенные; с ja, nein, doch; с составным именным сказуемым; с простым глагольным сказуемым, выраженным глаголами с отделяемыми приставками, возвратными глаголами; с составным глагольным сказуемым, выраженным модальными глаголами с инфинитивом, глаголами во временной форме Perfekt (рамочная конструкция);
  • вопросительные предложения с вопросительным словом и без вопросительного слова;
  • побудительные предложения;
  • сложносочиненные предложения с союзами und, aber, oder, denn; с двойным союзом nicht nur…sondern auch; c наречиями, выступающими в роли сочинительных союзов, dann, danach, darum, deshalb;
  • сложноподчиненные предложения:
    дополнительные придаточные предложения с союзами dass, ob;
    придаточные предложения причины с союзами weil, da;
    определительные придаточные предложения, вводимые относительными местоимениями der, die, das;
    придаточные предложения времени с союзами wenn, als, nachdem, während;
    придаточные предложения цели с союзом damit;
    условные придаточные предложения с союзом wenn;
    уступительные придаточные предложения с союзом obwohl.

Порядок слов во всех типах предложений.

 

ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РЕЦЕПТИВНОГО ВЛАДЕНИЯ

 

Лексика

 

Задания вступительных испытаний предусматривают, наряду с владением активным лексическим минимумом, узнавание и понимание 1250 лексических единиц в процессе чтения.

 

Словообразование

1. Аффиксация:
Суффиксы имен прилагательных: -isch.
Префиксы

  • имен существительных: Un-
  • глаголов: ent-, emp-, miss-, zer- (неотделяемые приставки);
  • имен прилагательных: ur-.

 

2. Субстантивация
Субстантивированные причастия, имена числительные.

 

Грамматика

 

М о р ф ол о г и я

 

1. Глагол

Временные формы:

Сослагательное наклонение:

Präteritum для выражения ирреального действия в настоящем; Plusquamperfekt для выражения ирреального действия в прошлом.

Инфинитив
Инфинитивные группы: statt…zu + Infinitiv, ohne…zu + Infinitiv.
Конструкции haben/sein…zu + Infinitiv.
Страдательный залог (образование и употребление).
Perfekt, Plusquamperfekt, Infinitiv Passiv; Zustandspassiv; durch для указания на носителя действия.

 

2. Имя числительное
Дробные имена числительные. Образование и употребление.

 

3. Предлог
Предлоги, требующие родительного падежа: unweit, wegen, trotz, infolge.

 

С и н т а к с и с

 

Типы предложений
Сложносочиненные предложения с союзом sowohl…als auch.
Сложноподчиненные предложения: дополнительные придаточные предложения с союзами wer, was, woher, wann, wohin, wo; придаточные предложения времени с союзом bevor; сравнительные предложения с союзами wie, als.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Немецкий язык

  1. Будько, А. Ф. Немецкий язык. 3 класс. В 2 ч. / А. Ф. Будько, И. Ю. Урбанович. — Минск: Вышэйшая школа, 2013.
  2. Будзько, А. П. Нямецкая мова. 3 клас. У 2 ч. / А. П. Будзько, І. Ю. Урбановіч. — Мінск: Вышэйшая школа, 2013.
  3. Будько, А. Ф. Немецкий язык. 4 класс. В 2 ч. / А. Ф. Будько, И. Ю. Урбанович. — Минск: Вышэйшая школа, 2014.
  4. Будзько, А. П. Нямецкая мова. 4 клас. У 2 ч. / А. П. Будзько, І. Ю. Урбановіч. — Мінск: Вышэйшая школа, 2014.
  5. Будько, А. Ф. Немецкий язык. 5 класс. В 2 ч. / А. Ф. Будько, И. Ю. Урбанович. — Минск: Вышэйшая школа, 2014.
  6. Будзько, А. П. Нямецкая мова. 5 клас. У 2 ч. / А. П. Будзько, І. Ю. Урбановіч. — Мінск: Вышэйшая школа, 2014.
  7. Салынская, С. И. Немецкий язык / Нямецкая мова. 5 класс. В 2 ч. (с электронным приложением) / С. И. Салынская, О. В. Негурэ. – Минск: Вышэйшая школа, 2016 (для гимназий).
  8. Салынская, С. И. Немецкий язык / Нямецкая мова. 6 класс / С. И. Салынская, О. В. Негурэ. – Минск: Вышэйшая школа, 2013 (для гимназий).
  9. Будько, А. Ф. Немецкий язык. 6 класс (с электронным приложением) / А. Ф. Будько, И. Ю. Урбанович. – Минск: Вышэйшая школа, 2015.
  10. Будзько, А. П. Нямецкая мова. 6 клас (з электронным дадаткам) / А. П. Будзько, І. Ю. Урбановіч. – Мінск: Вышэйшая школа, 2015.
  11. Будько, А. Ф. Немецкий язык. 7 класс (с электронным приложением) / А. Ф. Будько, И. Ю. Урбанович. – Минск: Вышэйшая школа, 2016.
  12. Будзько, А. П. Нямецкая мова. 7 клас (з электронным дадаткам) / А. П. Будзько, І. Ю. Урбановіч. – Мінск: Вышэйшая школа, 2016.
  13. Лаптева, Н.Е. Немецкий язык / Нямецкая мова. 7 класс (с электронным приложением) / Н. Е. Лаптева [и др.]. – Минск: Издательский центр БГУ, 2015 (для гимназий).
  14. Будько, А. Ф. Немецкий язык. 8 класс / А. Ф. Будько, И. Ю. Урбанович. – Минск: Вышэйшая школа, 2010.
  15. Будько, А. Ф. Немецкий язык. 9 класс / А. Ф. Будько, И. Ю. Урбанович. – Минск: Вышэйшая школа, 2011.
  16. Будзько, А. П. Нямецкая мова. 9 клас / А. П. Будзько, І. Ю. Урбановіч. – Мінск: Вышэйшая школа, 2011.
  17. Будько, А. Ф. Немецкий язык. 10 класс / А. Ф. Будько, И. Ю. Урбанович. – Минск: Вышэйшая школа, 2011.
  18. Будзько, А. П. Нямецкая мова. 10 клас / А. П. Будзько, І. Ю. Урбановіч. – Мінск: Вышэйшая школа, 2011.
  19. Будько, А. Ф. Немецкий язык. 11 класс / А. Ф. Будько, И. Ю. Урбанович. – Минск: Вышэйшая школа, 2012.
  20. Будзько, А. П. Нямецкая мова. 11 клас / А. П. Будзько, І. Ю. Урбановіч. – Мінск: Вышэйшая школа, 2012.
  21. Галай, О. М. Deutsch. Практическая грамматика немецкого языка. Морфология / О. М. Галай, В. Н. Кирись, М. А. Черкас. – Минск: Аверсэв, 2006.
  22. Галай, О. М. Deutsch. Практическая грамматика немецкого языка. Синтаксис / О. М. Галай, В. Н. Кирись, М. А. Черкас. – Минск: Аверсэв, 2006.
  23. Централизованное тестирование. Немецкий язык : сб. тестов / Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Республики Беларусь. – Минск: Аверсэв, 2010.
  24. Централизованное тестирование. Немецкий язык : сб. тестов / Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Республики Беларусь. – Минск: Аверсэв, 2011.
  25. Централизованное тестирование. Немецкий язык : сб. тестов / Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Республики Беларусь. – Минск: Аверсэв, 2012.
  26. Централизованное тестирование. Немецкий язык : сб. тестов / Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Республики Беларусь. – Минск: Аверсэв, 2013.
  27. Централизованное тестирование. Немецкий язык : сб. тестов / Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Республики Беларусь. – Минск: Аверсэв, 2014.
  28. Централизованное тестирование. Немецкий язык : сб. тестов / Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Республики Беларусь. – Минск: Аверсэв, 2015.
  29. Централизованное тестирование. Немецкий язык : сб. тестов / Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Республики Беларусь. – Минск: Аверсэв, 2016.

 

  

Со спецификацией теста по учебному предмету «Иностранный язык (немецкий)» для проведения централизованного тестирования в 2017 году можно ознакомиться здесь.