Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

 
Программа вступительного испытания для получения высшего образования II ступени
по специальности
1-23 81 01 «Психологическое консультирование и психокоррекция»
в 2017 году
 
 
  

  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебная программа для поступающих в магистратуру по специальности 1-238101 «Психологическое консультирование и психокоррекция» разработана на основе государственного образовательного стандарта в соответствии с типовыми учебными программами для высших учебных заведений по специальностям 1-21 03 04 – «Психология» и 1-03 04 03 «Практическая психология». Учебная программа ориентирована на выявление системных знаний студентов, имеющих первую ступень высшего образования.
Программу отмечает комплексность и полнота изложения основных разделов и тем по заявленным предметам. Программа снабжена необходимым списком литературы, освещающей основные вопросы общей психологии, истории психологии, психодиагностики и основы психологического консультирования, что будет способствовать более качественному и глубокому усвоению изучаемого материала. К программе приложены критерии оценки знаний лиц, поступающих в магистратуру.
В целом программа вступительных испытаний не превышает по объему соответствующие разделы вузовских типовых программ, не требуя соответственно от поступающих в магистратуру лиц каких-то особых знаний, которые не могут быть получены в вузе при получении первой ступени высшего образования. Однако при решении вопроса о зачислении в магистратуру гораздо большее внимание будет уделено знанию специальной литературы, аналитическим способностям претендента и его умению решать творческие (исследовательские) задачи.
Цели и задачи государственного вступительного экзамена заключаются в определении теоретической и практической уровня готовности поступающих в магистратуру по специальности «Психологическое консультирование и психокоррекция».

 

Требования к компетентности абитуриентов:

Академические компетенции

  • владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;
  • владеть системным и сравнительным анализом;
  • владеть навыками психологического исследования;
  • уметь работать самостоятельно и порождать новые идеи;
  • уметь использовать междисциплинарные связи при решении проблем;
  • иметь навыки, связанные с использованием технических устройств обучения, управлением информацией и работой с компьютером;
  • иметь лингвистические навыки; уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Социально-личностные компетенции:

  • обладать качествами гражданственности,
  • быть способным к социальному взаимодействию;
  • обладать способностью к межличностным коммуникациям;
  • владеть навыками здорового образа жизни;
  • быть способным к критике и самокритике;
  • уметь работать в коллективе.

Профессиональные компетенции

В научно-исследовательской деятельности:

  • формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;
  • выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
  • планировать, организовывать и вести научно-исследовательскую, просветительскую, профилактическую, диагностическую, консультативную и психотерапевтическую работу;
  • готовить научные материалы, составлять рефераты, обзоры, рецензии;
  • принимать участие в научных исследованиях, осуществлять сбор, обработку, анализ данных и интерпретацию психологической информации;
  • выполнять функции научного сотрудника в научно-исследовательских учреждениях;
  • представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями с привлечением современных средств редактирования и печати.

В учебно-воспитательной деятельности:

  • формулировать и решать задачи, возникающие в психологической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;
  • планировать, организовывать и вести учебно-воспитательную работу;
  • планировать, организовывать и вести научно-методическую и учебно-методическую работу;

В экспертно-консультационной деятельности:

  • планировать, организовывать и вести диагностическую и консультативную работу;
  • представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями с привлечением современных средств редактирования и печати;

В коррекционно-реабилитационной деятельности:

  • планировать, организовывать и вести просветительскую, профилактическую, диагностическую, консультативную, психокоррекционную, психореабилитационную и психотерапевтическую работу;
  • выполнять функции педагога-психолога при работе в высших учебных заведениях, учреждениях системы среднего и среднего специального образования, внешкольных, дошкольных учреждениях.

В социально-адаптационной деятельности:

  • выполнять функции психолога при работе во внешкольных, дошкольных и школьных учреждениях, медицинского психолога в лечебных учреждениях, психологических, профориентационных службах;
  • планировать, организовывать и осуществлять психологическую работу по профилактике социальной дезадаптации.

В культурно-просветительской деятельности:

  • планировать, организовывать и вести просветительскую работу;
  • содействовать повышению уровня психологической грамотности населения;
  • содействовать формированию психологического здоровья населения.

В инновационной деятельности:

  • участвовать в реализации инновационной политики государства;
  • проводить психологическую экспертизу инновационных проектов;
  • оценивать готовность организаций к нововведениям и консультировать их с целью повышения инновационного потенциала;

 

Поступающий должен:

Знать:

  • современные тенденции оказания психологической помощи в отечественной и зарубежной психологии.

Уметь:

  • вести теоретические и прикладные научные исследования;
  • распространять психологические знания среди всех социальных групп и слоев населения, оказывать психологические услуги;
  • использовать знания и навыки управления трудовыми коллективами и применять их на практике;
  • использовать научные методы исследований при анализе современных социально-политических и социально-экономических процессов.

Владеть навыками:

  • применения научной методологии и методов психологического исследования;
  • диагностики когнитивного, эмоционального и личностного развития субъекта деятельности;
  • использования практических навыков превентивных, коррекционных и развивающих методов работы с субъектами деятельности.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

1. Структура и методы психологии. Сравнительный анализ житейской и научной психологии. Источники, содержание, функции житейского и научного психологического знания. Взаимосвязь житейского и научного психологического знания.
Основные отрасли психологии, их характеристика. Место общей психологии в структуре научного психологического знания.
Понятие о психическом явлении. Особенности психических явлений. Психические процессы, свойства и состояния. Объективация психических явлений. Психологические факты, их виды. Специфика психологического знания.
Понятие о методе. Субъективный и объективный методы в психологии. Классификация методов психологического исследования. Организационные методы: продольный срез, поперечный срез, комплексный метод. Эмпирические методы в психологии. Обсервационные методы: самонаблюдение и наблюдение. Опросные методы: беседа, анкета. Эксперимент, его виды и возможности. Тест как метод исследования. Анализ продуктов деятельности. Биографический метод. Методы обработки и интерпретации данных.

 

2. Предмет психологии. Развитие представлений о природе психики. Учение Аристотеля о душе как способе организации живого тела. Психика как субъективный образ объективного мира. Основные характеристики психического отражения: субъективность, вторичность по происхождению и содержанию, адекватность, активность, системность, способность к опережающему отражению действительности. Функции психики: сигнальная, регулятивная, коммуникативная, креативная, ориентировочная.
Психика как свойство высокоорганизованной материи (головного мозга). Структурно-функциональная модель организации головного мозга А.Р. Лурия. Рефлекторная теория психики. Понятие функциональной системы (П.К. Анохин). Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие.

 

3. Развитие психики и сознания. Отражение как всеобщее свойство материи. Формы допсихического отражения. Биотические и абиотические факторы среды. Проблема локализации психики в природе. Объективный критерий психики в природе. Гипотеза А.Н. Леонтьева о стадиях развития психического отражения у животных. Стадия элементарной сенсорной психики: особенности психического отражения и поведения. Стадия перцептивной психики животных: особенности психического отражения и поведения. Интеллектуальное поведение животных: особенности отражения и поведения. Решение двухфазных задач. Филогенетическое значение интеллектуального поведения животных.
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Натуральные и высшие психические функции. Интериоризация знаков и способов их употребления как механизм формирования высших психических функций. Основные характеристики высших психических функций: произвольность, осознанность, опосредованность, социальная обусловленность, прижизненное формирование.

 

4. Современные представления о структуре человеческого сознания. Определение сознания. Структура сознания: когнитивный, аффективный, регулятивный компоненты; чувственная ткань, значение и личностный смысл (А.Н. Леонтьев).
Основные характеристики и функции сознания человека.
Понятие о самосознании. Основные особенности самосознания: социальная обусловленность, совпадение объекта и субъекта, неравномерность развития в онтогенезе. Характеристика структурных компонентов самосознания: самопознания, отношения к себе, саморегуляции.
Понятие о бессознательном. Структура бессознательного: неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые побудители сознательных действий, надсознательные процессы. Понятие о личном бессознательном. Психологические защиты: механизмы и виды. Архетип как феномен коллективного бессознательного. Функции бессознательного.

 

5. Психологическая теория деятельности. Понятие о деятельности как внешней (практической) и внутренней (психической) активности. Побудительная регуляция деятельности: потребность, мотив, цель, задача. Исполнительская регуляция: деятельность действия, операции. «Сдвиг мотива на цель» как психический механизм возникновения новой деятельности. Личность как субъект деятельности.

 

6. Чувствительность. Органы чувств и их взаимодействие. Понятие об анализаторе. Пороги чувствительности. Виды взаимодействия ощущений: синестезия, сенсибилизация, компенсация, контраст.

 

7. Ощущение как отражение реальности. Ощущение как форма отражения реальности. Основные свойства ощущений. Классификация ощущений. Сенсорный образ как эффект рефлекторного кольца.

 

8. Теории восприятия. Специфика перцептивных процессов. Функции восприятия. Основные характеристики образа восприятия. Классификация восприятия. Перцептивные и опознавательные действия.

 

9. Восприятие пространства, времени, движения. Восприятие пространства, времени и движения. Специфические механизмы пространственной ориентировки. Восприятие формы, глубины, величины и направления.
Факторы и закономерности восприятия движения. Теории восприятия движения: когнитивная, ассоциативная и гештальт-теории восприятия движения.
Физиологические механизмы восприятия времени. Законы восприятия времени. Субъективность восприятия времени.

 

10. Память. Понятие памяти с позиций ретенционального и интенционального подходов. Функции памяти.
Виды памяти в зависимости от запоминаемого содержания и формы воспроизведения (эмоциональная, двигательная, образная, словесно-логическая). Эйдетическая память.
Формы памяти: произвольная и непроизвольная (А.А. Смирнов, П.И. Зинченко), опосредованная и неопосредованная; осознаваемая (эксплицитная) и неосознаваемая (имплицитная); декларативная и процедурная.
Типы памяти: сенсорная (мгновенная), кратковременная, долговременная. Понятие об оперативной памяти.
Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Мнемотехника. Теории забывания.
Ассоциативная теория памяти. Простые и сложные ассоциации. Роль ассоциаций в организации памяти. Структурная модель памяти (Р. Аткинсон, Р. Шиффрин). Деятельностная теория памяти (А.А. Смирнов, В.П. Зинченко).

 

11. Воображение. Воображение как процесс опережающего отражения и преобразования представлений. Связь воображения с другими познавательными процессами. Мышление и воображение в проблемной ситуации. Формы связи воображения с действительностью. Роль воображения в поведении и деятельности человека Виды воображения. Произвольное и непроизвольное воображение. Активное и пассивное воображение. Воссоздающее и творческое воображение. Мечта. Пространственное воображение. Приемы формирования образов воображения. Агглютинация, схематизация, акцентировка, типизация, заострение. Основные этапы формирования образов воображения. Индивидуальные особенности воображения. Основные типы воображения. Этапы развития воображения.

 

12. Психология мышления. История исследования проблемы. Общефилософские основы исследования мышления. Соотношение наук, изучающих мышление. Подходы к исследованию мышления на разных этапах развития психологической мысли. Мышление как ассоциация представлений (Д. Гартли, Д. Пристли, Дж.С. Милль и др.). Вюрцбургская школа исследования мышления. Подходы к изучению мышления в бихевиоризме (Б. Скиннер, Э. Торндайк). Исследование мышления в рамках гештальтпсихологии (К. Келлер, К. Дункер). Мышление как функционирование интеллектуальных операций. Подходы к изучению мышления в отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

 

13. Предмет психологии мышления. Мышление в структуре познавательных процессов. Полиморфность мышления как психического процесса. Типологии мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое: практическое и теоретическое; дискурсивное, интуитивное; аутистическое, эгоцентрическое, реалистическое; репродуктивное, продуктивное.
Методы психологии мышления. Объективный метод в психологии мышления.
Мышление как процесс и его продукты (понятия, суждения, умозаключения). Мыслительная задача. Классификация задач. Проблемные ситуации и их виды. Этапы процесса мышления. Соотношение разных подходов к описанию стадий мыслительного процесса: схемы Л. Уоллеса и К. Дункера, схема операций мышления по О. Зельцу и в школе С.Л. Рубинштейна. Мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и пр.
Понятие. Виды понятий. Специфика психологического изучения формирования понятий. Сравнительное исследование формирования научных и житейских понятий.
Проблема языка и сознания. Речь и общение. Развитие коммуникации в филогенезе. Виды коммуникации. Роль речи в протекании психических процессов. Виды и функции речи (устная, письменная, монологическая, диалогическая, внутренняя и внешняя речь). Соотношение внешней и внутренней речи. Происхождение слова. Семантическая структура и функция слова. Категориальное значение слова. Развитие значений слов в онтогенезе.

 

14. Внимание. Определение внимания. Многозначность феномена внимания: внимание как процесс, свойство, состояние. Функции внимания.
Основные свойства внимания: объем, избирательность, концентрация, устойчивость, колебания внимания, переключение и распределение.
Виды внимания (Н.Ф. Добрынин). Непроизвольное внимание и факторы, его обусловливающие.
Произвольное внимание как высшая психическая функция, его особенности: произвольность, осознанность, опосредованность, социальная природа, прижизненное формирование. Методика двойной стимуляции и основные стадии развития произвольного внимания. Послепроизвольное внимание, его особенности и педагогическое значение.
Теории внимания в когнитивной психологии (Д. Бродбент, А. Трейсман, Д. Норман). Внимание как действие контроля (П.Я. Гальперин).

 

15. Потребности. Мотивы. Основные подходы к рассмотрению потребностей: потребность как нужда, как предмет удовлетворения нужды, как отсутствие блага, как необходимость, как состояние. Потребности организма и личности. Стадии формирования и реализации потребности: напряжение, оценка, насыщение. Факторы реализации потребностей.
Основные подходы к рассмотрению мотивов: мотив как потребность, как предмет удовлетворения потребности, как намерение, как личностная диспозиция, как побуждение, как состояние, как формулировка, как удовлетворенность. Смыслообразующие мотивы и мотивы-стимулы. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы поведения: инстинкт, влечение, стремление, желание, хотение. Структура мотива по Е.П.Ильину. Функции мотивов. Стадии формирования мотива.

 

16. Классификация потребностей и мотивов. Инстинктоподобные мотивационные диспозиции по У. МакДауголлу. Основания для классификации потребностей по Г. Мюррею. Характеристика психогенных потребностей по Г. Мюррею. Сравнительный анализ низших и высших потребностей по А. Маслоу. Характеристика невротических потребностей по К. Хорни. Основные виды социальных потребностей по Э. Фромму. Классификация потребностей в отечественной психологии (П.В. Симонов, А.В. Петровский, С.Б. Каверин).

 

17. Основные проблемы психологии мотивации. Проблема мотивации в теории инстинктов (У. МакДауголл, «психогидравлическая модель» К. Лоренца, Н. Тинберген). Психоаналитическая теория мотивации. Бихевиористская теория мотивации (Э. Торндайк, Э. Толмен, К. Халл). Проблема мотивации в теории поля К.Левина. Проблемы мотивации в дифференциальных теориях (Г. Мюррей, Д. Мак-Клелланд, Дж. Аткинсон). Когнитивистские теории мотивации (теория когнитивного баланса Хайдера, теория когнитивного диссонанса Фестингера). Факторные теории мотивации (Дж. Гилфорд, Р. Кеттелл). Иерархическая модель потребностей А. Маслоу. Теории внешней и внутренней мотивации.
Мотивация и эффективность деятельности. Закон оптимума мотивации Йеркса-Додсона. Мотивирующий потенциал различных видов стимуляции: похвала и порицание, материальное вознаграждение, соревнование, присутствие других людей, успех и неудача, привлекательность объекта потребности, привлекательность содержания деятельности, наличие перспективы и конкретной цели, функциональные состояния и др.

 

18. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии. Понятие об эмоциях. Изменение представлений о природе, закономерностях и проявлениях эмоций в ходе развития психологической науки. Основные положения отечественной (рефлективной) концепции эмоций. Различия эмоциональных и познавательных процессов.

 

19. Общая характеристика эмоций. Физиологический компонент эмоционального реагирования. Структура эмоций. Импрессивный компонент эмоционального реагирования. Экспрессивный компонент эмоционального реагирования.
Формы эмоционального реагирования. Эмоциональный тон ощущения. Аффект. Настроение. Собственно эмоции. Чувства.

 

20. Индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность. Первичные индивидные свойства; возрастно-половые и индивидуально-типические свойства. Вторичные индивидные свойства: тип нервной системы и задатки (Б.Г. Ананьев). Личность как социальное образование. Социальная ситуация развития (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л.И. Божович). Первичные свойства личности: статус, роль, ценностные ориентация, мотивы. Вторичные свойства личности: характер и способности (Б.Г. Ананьев). Социализация в формировании личности. Интериоризация как механизм социализации (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский).
Индивидуальность и ее интегративная природа. Продуктивные и инструментальные проявления индивидуальности (А.Г. Асмолов).

 

21. Структура личности. Основные подходы к изучению структуры личности: психодинамический (З. Фрейд, К. Юнг), диспозипиональный (Г. Оллпорт, Р. Кеттел), когнитивный (Дж. Келли, Ф. Франселла, Д. Баннистер).
Отечественные традиции в изучении структуры личности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев).

 

22. Проблема развития личности. Гетерохронность развития человека. Противоречия в развитии человека как индивида и личности. Биологическая, психологическая и социальная зрелость. Понятие жизненного пути (Б.Г. Ананьев). Движущие силы развития личности (А.Г. Асмолов). Теория социального научения (А. Бандура).
Когнитивистская ориентация в периодизации развития личности (Ж. Пиаже).
Психодинамическая ориентация. Представление об этапах психосексуального развития ребенка в психоанализе З. Фрейда. Эпигенетическая периодизация развития личности (Э. Эриксон).
Периодизация развития человека по ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Социально-психологический подход к периодизации развития личности.

 

23. Способности. Задатки как предпосылки способностей. Общие и специальные способности. Количественно-качественные характеристики способностей. Знания, навыки, умения и способности. Развитие способностей.

 

24. Темперамент. Понятие о темпераменте. Темперамент в структуре личности. Теории темперамента и эволюция взглядов на темперамент. Гуморальные теории темперамента (Гиппократ, Гален и др.). Типология темпераментов Кречмера-Щелдона. Исследование проблемы темперамента в работах И.П. Павлова. Основные свойства и проявления темперамента по Б.М. Теплову. Концепция темперамента В.М. Русалова. Физиологические основы темперамента. Свойства нервной системы как основа темперамента. Сила возбуждения и торможения, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Типы нервной системы по И.П. Павлову. Исследование свойств нервной системы Б.М. Тепловым и В.Д. Небылицыным. Темперамент как формально-динамический аспект поведения человека (В.М. Русалов). Темперамент в структуре «интегральной индивидуальности» (В.С. Мерлин). Психологические характеристики и свойства темперамента. Особенности соотношения темперамента человека и успешности его деятельности. Темперамент как компонент индивидуального стиля деятельности.

 

25. Характер. Подходы к изучению характера. Постановка проблемы характера в психоанализе З. Фрейда. Понятие об экстраверсии и интроверсии (К.Г. Юнг). Клинический подход к изучению характера. Классификация акцентуаций характера Л. Леонгарда. Типология характеров в работах П.Б. Ганнушкина и А.Е. Личко. А.В. Лазурский, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев о характере и темпераменте. Соотношение характера и темперамента.

 

26. Психология воли. Понятие воли, волевого действия и волевой регуляции. Критерии выделения волевых действий и волевой регуляции. Соотношение волевой и произвольной регуляции.
Функции воли в различных подходах. Психологические механизмы волевой регуляции. Роль различных психологических процессов в волевой регуляции. Волевое усилие как механизм волевой регуляции
Волевые свойства личности, структура волевых качеств. Воспитание и самовоспитание воли.

 

 

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

 

1. Психология как предмет исторического анализа. История психологии, ее предмет и задачи. Смысл исторического познания. Методологические проблемы истории психологии. Периодизации истории психологии. Факторы развития психологии как науки.

2. Теоретические концепции психологии конца XIX–начала XX века. Структурализм (Э.Б. Титченер). Изучение сознательного опыта. Элементы сознания. Метод аналитической интроспекции. Критика структурализма и его вклад в развитие психологии.
Функционализм. Естествознание как источник возникновения функционализма Психика как фактор приспособления организма к среде. Поток сознания, характеристика состояний сознания, теории автоматизма, учение о «Я». Расширение методов психологии. Чикагская школа (Дж. Дьюи – рефлекторная дуга, Дж.Р. Энджелл – содержание и принципы функционализма, Г.А. Карр – теория психической деятельности). Выделение функционализма в самостоятельную научную школу. Функционализм в Колумбийском университете. Динамическая психология (Р. Вудвортс). Вклад функционализма в развитие психологии.

 

3. Развитие психологии поведении. Бихевиоризм как наука о поведении и его идейные предпосылки. Влияние зоопсихологии на становление классического бихевиоризма. Теория поведения животных на основе концепции тропизма Ж. Леба. Закон научения Э.Л, Торндайка. Учение об условных рефлексах И.П. Павлова. Сочетательные рефлексы (В.М. Бехтерев). Социокультурная ситуация возникновения бихевиоризма.
Этапы эволюция психологии поведения. Бихевиоризм Дж. Уотсона. Понимание человека: речи, мышления и эмоций. Целенаправленный бихевиоризм Э. Толмена, его учение о промежуточной переменной. Понятие когнитивной карты и латентного научения. Э.Р. Гатри и обучение с первой попытки. Краткая характеристика теорий К.Л. Халла и Б.Ф. Скиннера. Социальная когнитивная теория А. Бандуры. Теория социального научения Дж. Роттера.

 

4. Психоаналитическая традиция в психологии. Социокультурная ситуация зарождения психоанализа. Предшествующее влияние: теории бессознательного мышления, психопатология, учение Ч. Дарвина.
Расширение представлений о личности и бессознательном в неопсихоанализе. А. Фрейд, вклад в развитие психологии личности и детского психоанализа. Индивидуальная психология А. Адлера, зарождение представлений о творческой силе «Я» и стиле жизни. К.Г. Юнг, развитие учения о бессознательном. Интроверсия и экстроверсия. Психологические типы. Ассоциативный эксперимент. Развитие психологии личности в Эго-психологии. Психосоциальные стадии развития и кризис идентичности по Э. Эриксону. Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Социокультурная теория К. Хорни. Диспозициональная теория Г. Олпорта. Персоналогия Г. Мюррея.
Влияние психоанализа на науку, культуру и массовое сознание XX–XXI века. Место психоанализа в истории психологии. Современное состояние психоаналитической традиции в психологии.

 

5. Гуманистические идеалы в психологической науке второй половины XX века. Гуманистическая психология как теория личности: социокультурная ситуация возникновения. Идейные и методологические источники «вершинной психологии». Экзистенциальная философия и гуманистическая психология. А. Маслоу: развитие базовых принципов гуманистического понимания природы человека. Учение о мотивации и иерархии потребностей. Клиентцентрироваиная психотерапия. Сравнительный анализ теорий самоактуализации К. Роджерса и А. Маслоу. Экзистенциальная психология: психология бытия и смысла жизни. Неогенный невроз. Логотерапия В. Франкла.
Влияние гуманистических идеалов психологии личности на образование, медицину и другие области человеческой деятельности.

 

6. Советская психологическая мысль. Открытие первых экспериментальных лабораторий (В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, В.Ф. Чиж). Разработка методов в исследовании личности (А.Ф. Лазурский). Экспериментальные исследования в области детской и педагогической психологии (В.М. Бехтерев, К.А. Карнилов, М.Я. Басов).
Развитие психологической мысли в 20–30 годы: реактология, рефлексология, педология.
Принцип доминанты А.А. Ухтомского. Психология социального бытия Г.Г. Шпета.
Л.С. Выготский и его роль в развитии советской психологии. Разработка Л.С. Выготским методологических проблем психологии. Теоретические положения и экспериментальные исследования происхождения, структуры и развития высших психических функций. Развитие методологии и теории психологии в трудах С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева, А.Р. Лурия, П.М. Гальперина. Состояние психологии в современной России и Республике Беларусь.

 

7. Психология на современном этапе развития. Системный кризис психологии конца XX века. Эклектизм или полифоничность психологии. Современная психология: проблема соотношения теории и практики. Попытки преодоления кризиса в психологии: от естественнонаучного к гуманитарному идеалу. Перспективы развития психологии как науки и практики.

 

 

ПСИХОДИАГНОСТИКА

 

1. Общее представление о психодиагностике как науке и практической деятельности. Определение, предмет, области социальной практики, требующие применения психодиагностики. Различие задач исследования и обследования. Диагностические процедуры и основные принципы их классификации. Требования к разработчикам и пользователям психодиагностического инструментария. Профессионально этические нормы психодиагностики.

 

2. Общая характеристика высокоформализовапных методов психодиагностики. Особенности высокоформализовапных методов, их достоинства и недостатки. Требования, которым они должны соответствовать. Характеристика высокоформализованных методов: гесты (психологическое тестирование, классификации тестов и требования, предъявляемые к ним), опросники и психофизиологические процедуры.

 

3. Общая характеристика малофармализовапных методов психодиагностики. Особенности малоформализованных методов, их достоинства и недостатки. Требования, которые к ним предъявляются. Характеристика малоформализованных методов: проективные техники, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, биографический метод.

 

4. Психодиагностика интеллекта. Теоретические подходы к измерению интеллекта (Терстоун, Гилфорд, Айзенк, Кеттел и др.). Диагностика интеллекта (Бине-Симон, Векслер, Амтхауэр, Равен и др.). Диагностика общих и специальных, способностей (GATB/ DAT и др.). Диагностика достижений. Диагностика креативности (Торанс, Гилфорд).

 

5. Психодиагностика личности. Психодиагностика характерологических особенностей личности (16 PF, MMPI, характерологический опросник личности Шмишек и др.); темпераментных особенностей (личностный опросник Г. Айзенк, ОСТ В.М. Русалов и др.); самосознания (МИС В. Столиц, С. Пантелеев, Q -сортировка и др.) и пр.

 

6. Психодиагностика межличностных отношений. Объект диагностики. Использование различного психодиагностического инструментария при исследовании межличностных отношений (ДМО. Т. Лири, социометрия Дж. Морено, опросник оценки способов поведения в конфликтной ситуации К. Томаса, проективная методика «Рисунок семьи» и пр.).

 

 

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 

1. Принципы оказания психологической помощи. Принципы причинности. Системности, отказа от манипулирования, уважения личности клиента, безоценочности, отказа от конкретных рекомендаций и др. Профессиональная этика психолога-консультанта.

 

2. Технология консультативного взаимодействия. Установление раппорта в процессе консультирования. Средства вербальной и невербальной поддержки. Техника сообщения информации. Принципы эффективной обратной связи. Советы и директивы консультанта. Закрытые и открытые вопросы. Активное слушанье. Поиск ключевого слова. Резюме, фаза завершения контакта.

 

3. Основы индивидуального консультирования. Интервью как основной метод психологического консультирования, принципы организации, стадии. Условия эффективного интервью, понятие интенциональности. Позиция консультанта и клиента, распределение ответственности в процессе консультирования. Психологические защиты, их преодоление. Перенос и контрперенос в консультировании. Манипулирование и его преодоление.

 

4. Краткая характеристика основных подходов к психологическому консультированию. Личностно-центрированное и экзистенциальное консультирование, логотерапия, гештальт-консультирование, психоанализ, трансактный анализ, поведенческое и когнитивное консультирование: цели, основное содержание, базовые способы психологического воздействия и взаимодействия.

 

5. Основы группового консультирования. Особенности работы с группой. Общие закономерности групповой работы. Подбор группы. Эмоциональное сплочение. Фазы развития группы. Рудные ситуации в процессе групповой работы. Подходы к групповому консультированию: группы встреч, психодрама, гештальт-группы, группы телесной психотерапии, группы тренинга умений, арт-терапия и др. Позиции во взаимодействии психолога-консультанта и участников группы. Распределение ролей. Конфликты и их преодоление в группе.

 

6. Основы семейного консультирования. Семья как целостная структура Характерные особенности функционирования семьи. Семья как источник психологической травматизации личности. Основные походы к семейному консультированию: психоаналитический, системный, стратегический. Диагностика типов отношений в семье: супружеских, детско-родительских, между другими членами семьи, выявление ролей. Принципы психоконсультирования семьи. Работа с семьей в целом и ее отдельными членами: супругами, родителями, детьми.

 

7. Основы возрастно-психологического консультирования. Проблемы и задачи возрастно-психологического консультирования. Психология развития как теоретическая основа возрастно-психологического консультирования. Виды и формы консультирования по проблеме ребенка Особенности консультирование в различные периоды детства и подросткового возраста. Консультирование родителей по проблеме ребенка.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основной список литературы

  1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды в 2 т. / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, Т.1. 1980. – 230 с.
  2. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – М. Наука, 1977. – 213 с.
  3. Андерсон, Д.Р. Когнитивная психология / Д.Р. Андерсон. – СПб: Питер, 2002. – 496 с.
  4. Брушлинский, А.В. Психология субъекта / А.В. Брушлинский. – СПБ.: Алетейя, 2003. – 272 с.
  5. Бурлачук, Л.Ф. Словарь - справочник по психологической диагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – Киев: Навукова думка, 1989. – 528 с.
  6. Бурменская, Г.В., Возрастно-психологическое консультирование. – М.: МГУ, 1990.
  7. Величковский, Б.М. Современная когнитивная психология / Б.М. Величковский. – М., 1982. – 336 с.
  8. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. – М.: Смысл, 2000. – 688 с.
  9. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. – М.: Наука,1990. – 349 с.
  10. Гамезо, М.А. Атлас по психологии / М.А. Гамезо, И.А. Домашенко. – М.: МГУ, 1987. – 276 с.
  11. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: МГУ, 1988. – 416 с.
  12. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб. Питер, 2000. – 356 с.
  13. Ждан, А.Н. История психологии от античности к современности / А.Н. Ждан. – М.: Педагогическое общество России, 1997. – 512 с.
  14. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
  15. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. – М. МГУ, 1971. – 40 с.
  16. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: МГУ, 1972. – 576 с.
  17. Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения: В 2 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1983. – 326 с.
  18. Лурия, А.Р. Ощущения и восприятие / А.Р. Лурия. – М.: МГУ, 1975.. – 238 с.
  19. Маклаков, В.П. Общая психология / В.П. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000. – 583 с.
  20. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994. – 192 с.
  21. Немов, Р.С. Психология: учебн. для студентов высш. пед. уч. завед. / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 320 с.
  22. Обозов, Н.Н. Психологическое консультирование / Н.Н. Обозов. – СПб.: Питер, 1993. – 203 с.
  23. Общая психодиагностика: основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования; под ред. А.А. Бодалева, В.Б. Отолита. – М.: МГУ, 1987. – 304 с.
  24. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. – М.: Прогресс, 1994.- 480 с.
  25. Рудестам, К. Групповая психотерапия: психокоррекционные группы: теория и практика / К. Рудестам. – M.: Прогресс, 1990. – 368 с.

 

Дополнительный список литературы

  1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. – Брест: БрГУ, 1993. – 153 с.
  2. Абрамова, Г.С. Практикум по психологическому консультированию / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 1995. – 224 с.
  3. Аверин, В.А. Психология личности / В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова, 1999. – 89 с.
  4. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – М.: Просвещение, 1964. – 304 с.
  5. Арьес, Ф. Человек перед лицом смерти / Ф. Арьес. – М.: Прогресс, 1992. – 528 с.
  6. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А.Г. Асмолов.– М.-Воронеж, 1996. – 589 с.
  7. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения / Р. Аткинсон. – М.: Прогресс, 1980. – 528 с.
  8. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. – М.: Прогресс, 1988. – 400 с.
  9. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берн. – М.: Педагогика, 1986. – 263 с.
  10. Бондаренко, А.Ф.Социальная психотерапия личности / А.Ф. Бондаренко. – Киев: КГПИИЯ, 1991. – 187 с.
  11. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 1968. – 464 с.
  12. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. – М.: МГУ, 1978. – 142 с.
  13. Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в ВУЗе.; под ред. Н.Н. Обозова. – ЛГУ: ЛГУ, 1984. – 152 с.
  14. Воронин, А.Н. Методики диагностики внимания / А.Н. Воронин // Методы психологической диагностики. – М.: МГУ, 1993. – С. 16-27.
  15. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собрание сочинений в 6 т. – M: Педагогика, 1982–1984.
  16. Гриндер, Дж. Структура магии / Дж. Гринден. – М.: Класс 1995. – 324 с.
  17. Гринсон, P.P. Техника и практика психоанализа / Р.Р. Гринсон. – Воронеж: Феникс, I994. – 432 с.
  18. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: МГУ, 1988. – 526 с.
  19. Гиппенрейтер, Ю.Б. Деятельность и внимание / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1983. – 701 с.
  20. Головаха, Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. – Киев: Наукова думка, 1984. – 207 с.
  21. Горностай, Н.П. Теория и практика психологического консультирования / Н.П. Горностай, С.В. Васьковская. – Киев: Наукова думка, 1995. – 128 с.
  22. Давыдов, В.В. Принцип развития в психологии / В.В. Давыдов, В.П. Зинченко // Вопросы философии. 1981. №12. – С. 47–60.
  23. Дормашев, Ю.Б. Психология внимания / Ю.Б, Дормашев, В.Я. Романов. – М.: Тривола, 1995. – 347 с.
  24. Жутикова, Н.В. Учителю о практике психологической помощи / Н.В. Жутикова. – М: Педагогика, 1987. – 170 с.
  25. Жутикова, Н.В. Психологические уроки обыденной жизни: беседы психолога Н.В. Жутикова. – М.: Педагогика,1990. – 255 с.
  26. Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей / А.И. Захаров. – М.: Педагогика, 1996.- 112 с.
  27. Залесский, Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждения / Г.Е. Залесский. – М.: МГУ, 1982. – 118 с.
  28. Зинченко, В.П. Когнитивная и прикладная психология / В.П. Зинченко. – М.: МОДЕК, 2000. – 608 с.
  29. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с.
  30. Изард, К.Э. Эмоции человека / К.Э. Изард. – М.: МГУ, 2001. – 439 с.
  31. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 280 с.
  32. Каган, Ю. Жизненный путь и судьба / Ю. Коган. – М.: Мысль, 1988. – 284 с.
  33. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности / И.П. Калошина. – М.: МГУ, 1983. – 168 с.
  34. Карвасарский, Б.Д. Психотерапия./ Б..Д. Карвасарский – М.: Медицина, 1995. – 998 с.
  35. Когнитивная психология; под ред. В.Н. Дружинина. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 480 с.
  36. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.
  37. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации у подростков / А.Е. Личко. – Л.: ЛГУ, 1983. – 432 с.
  38. Лихи, Т. История современной психологии / Т. Лихи. – СПб.: Питер, 2003. – 448 с.
  39. Ляудис, В.Я. Память в процессе развития / В.Я. Ляудис. – М.: МГУ, 1976. – 255 с.
  40. Марасанова, ГЛ. Социально-психологический тренинг / Г.Л. Марасанова. – М.: Совершенство, 1998. – 208 с.
  41. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии / Т.Д. Марцинковская. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 176 с.
  42. Моховиков, А.Н. Телефонное консультирование / А.Н. Моховиков. – М.: Смысл: 2001. – 494 с.
  43. Мясищев, В.Н.Личность и неврозы / В.Н. Мясищев. – Л.: ЛГУ, 1960. – 426 с.
  44. Мясоед, П.А. О системах психологического знания (анализ новых учебников психологии) / П.А. Мясоед // Вопросы психологии. – 1998. – № 55–65.
  45. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт / Н. Пезешкиан. – М.: Март, 1993.- 336 с.
  46. Петровский, А.В.. История советской психологии / А.В. петровский. – М.: Просвещение, 1967. – 367 с.
  47. Петровский, А.В. История и теории психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Ростов -на-Дону: Феникс, 1996. – 416 с.
  48. Практикум «Познавательные психические процессы» / Комарова Т.К., Путято Л.М. – Гродно: ГрГУ, 1997. – 102 с.
  49. Психодиагностика: теория и практика; пер. Н.Ф. Талызиной. – М.: Прогресс, 1986. – 206 с.
  50. Психология внимания / Т.К.Комарова. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 124 с.
  51. Психология памяти / Комарова Т.К. – Гродно: ГрГУ, 2006. – 56 с.
  52. Психология / Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 1999. – 34 7 с.
  53. Психология сенсорных процессов: учеб пособие; сост. Л.М. Путято. – Гродно: ГрГУ, 2001. – 78 с.
  54. Психологическая диагностика; под ред. К.М. Гуревича, Е.М.Борисовой. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 304 с.
  55. Психологический словарь; под ред. В.М.Давыдова. – М.: Политиздат, 1987.
  56. Психологическая диагностика. Стандартизированные тесты. – М.: «Издательство ПРИОР», 2002. – 288 с.
  57. Психологические тесты; под ред. А.А.Карелина. – М.: ВЛАДОС, – Т. 1. 1999. – 312 с.
  58. Психологические тесты; под ред. А.А.Карелина. – М.: ВЛАДОС, – Т. 2. 1999. – 312 с.
  59. Психология мотиваций и эмоций / Вербова К.В. – Гродно: ГрГУ, 2005. – 258 с.
  60. Рабочая книга школьного психолога; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение,1991. – 303 с.
  61. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский. – М. МГУ, 1970. – 392 с.
  62. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.
  63. Роджерс, К. О групповой психотерапии / К. Роджерс. – М.: Гиль-Эстель, 1993. – 225 с.
  64. Розин, М.В. Психология: теория и практика / М.В. Розин. – М.: Форум, 1997. – 293 с.
  65. Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека / Под ред. Равич-Щербо И.В. – М.: Наука, 1988. - 336 с.
  66. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Пітер, 1999. – 720 с.
  67. Сатир, В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. – М.: Педагогика-Пресс, 1992. – 192 с.
  68. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: МПСИ, 1996. – 96 с.
  69. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования; под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: МГУ 1989. – 208 с.
  70. Смирнов, А.А. Проблемы психологической памяти / А.А. Смирнов. – М.: Просвещение, 1966. – 275 с.
  71. Соколова, Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии / Е.Е. Соколова. – М.: Смысл, 1997. – 572 с.
  72. Солсо, Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. – М.: Тривола, 1996. – 600 с.
  73. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция) / А.С. Спиваковская. – М.: МГУ, 1988. – 200 с.
  74. Тихомиров, O.K. Психология мышления / О.К. Тихомиров. – М.: МГУ, 1984. – 270 с.
  75. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. СПб.: Питер, 1996. – 608 с.
  76. Томе, Х. Современный психоанализ / Х. Томе, Х. Кехел. – М.: Прогресс, 1998. – 576 с.
  77. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
  78. Флоренская, Т.А. Диалог в практической психологии / Т.А. Флоренская. – М.: Институт психологии АН СССР, 1991. – 224 с.
  79. Фромм, Э. Искусство любить / Э. Фромм. – М.: Педагогика, 1990. – 160 с.
  80. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – М.: Смысл, 1986. – 860 с.
  81. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.И.Ильясова, В.Я. Ляудиса: В 2 Т. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980-1981. Т.1.–Т.2.
  82. Хруцкий, Е.А. Организация и проведение деловых игр / Е.А. Хруцкий. – М.: Профиздат, 1991. – 190 с.
  83. Хьел, Л. Теории личности / Л. Хьел, Д. Зиглер. СПб, - Минск-Харьков, 1997. – 608 с.
  84. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. – М: Интерпракс, 1995. – 288 с.
  85. Чернецкая, Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду / Л.В. Чернецкая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 128 с.
  86. Шарохина, В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе / В.Л. Шорохина. – М: Прометей, 2002. – 102 с.
  87. Шарохина, В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в средней группе / В.Л. Шорохина. – М.: Прометей, 2002. – 72 с.
  88. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развития личности / Н.И. Шевандрин. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 512 с.
  89. Шмелев, А.Г. Основы психодиагностики / А.Г. Шмелев. – М.: Феникс, 1996. – 544 с.
  90. Щульц, Д. История современной психологии / Д. Шульц, Э.С. Шульц. – СПб.: Питер, 1998. – 526 с.
  91. Ярошевский, М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский. – М.: Академия 1996. – 416 с.
  92. Ярошевский, М.Г. Психология в XX веке / М.Г. Ярошевский. – М.: МГУ, 1974. – 344 с.
  93. Ярошевский, М.Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии / М.Г. Ярошевский, А.И. Анциферова. – М.: МГУ, 1974. – 431 с.

 

 

С критериями оценки уровня подготовки абитуриентов на вступительном испытании по специальности «Психологическое консультирование и психокоррекция» можно ознакомиться здесь.