Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

 
Программа вступительного испытания для получения высшего образования II ступени по специальности
1-31 80 01 «Биология»
в 2017 году
 
 
 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа вступительного экзамена на вторую ступень высшего образования для получения степени магистра по специальности 1-31 80 01 «Биология» включает в себя содержание биологических дисциплин учебных планов первой ступени высшего образования соответствующих квалификациям «Биолог. Преподаватель биологии и химии», «Биолог-биотехнолог. Преподаватель биологии».
Цель подготовки магистранта – формирование и развитие социально-профессиональной компетентности, позволяющей сочетать академические, профессиональные, социально-личностные компетенции для решения задач в сфере профессиональной и социальной деятельности; формирование профессиональных компетенций для работы в области биологии и биотехнологии.
Задачи – вести теоретические и прикладные научные исследования; использовать биологические методы исследования при анализе современных естественнонаучных процессов; управлять биотехнологическими процессами.

На вступительном испытании абитуриент должен:

  • знать биологические дисциплины учебных планов соответствующих квалификации;
  • уметь использовать полученные знания на первой ступени высшего образования для применения основных биологических методов в практической работе и экспериментальных исследованиях; работать самостоятельно;
  • владеть навыками системного и сравнительного анализа; междистиплинарного подхода при решении проблем; навыки связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой комппьютером; навыками исследований в теоритической и экспериментальной биологии и биотехнологии.

Перечень дисциплин, соответствующих профилю избранной специальности, по которой проводится вступительное испытание: биохимия, ботаника, зоология, физиология человека и животных.
Учебная программа отражает современное состояние биологической науки, включает перечень вопросов, раскрывающих необходимый объем знаний по основным направлениям соответствующего профиля обучения, содержит важнейшие разделы, знание которых необходимо высококвалифицированному специалисту в этой области.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

Биохимия

Структурная организация, физико-химические свойства и биологические функции аминокислот, пептидов и белков.
Ферменты. Механизмы и кинетика ферментативных реакций. Механизмы регуляции активности ферментов.
Состав, строение, физико-химические свойства и биологические функции нуклеиновых кислот. Репликация ДНК. Ферментативное обеспечение репликации.
Типы РНК. Транскрипция и процессинг РНК, РНК-полимеразы. Биосинтез белка и посттрансляционные модификации белков.
Химическая структура, физико-химические свойства и биологические функции моносахаридов и полисахаридов.
Метаболизм углеводов. Энергетическая характеристика катаболизма углеводов. Химическая структура, физико-химические и биологические свойства углеводов.
Классификация липидов. Метаболизм липидов. Биосинтез и окисление жирных кислот. Энергетическая характеристика катаболизма липидов.
Химическое строение и молекулярные механизмы действия гормонов. Рецепторы. Классификация и биологические функции витаминов и коферментов.

 

Ботаника

Систематика растений: структура, цели и задачи. Таксономические категории и таксоны. Бинарная номенклатура. Различные типы таксономических систем. Современные методы исследования в систематике растений.
Типы организации талломов водорослей, их эволюция. Сравнительная характеристика отделов Зеленые, Желтозеленые, Диатомовые водоросли: морфо-анатомическое строение, размножение, распространение, важнейшие представители; значение в природе и жизни человека.
Отделы Бурые и Красные водоросли: морфо-анатомическое строение, размножение, смена ядерных фаз и форм развития, распространение, важнейшие представители; значение в природе и жизни человека.
Общая характеристика грибов. Строение клетки. Сравнительная характеристика отделов Оомикота, Хитридиомикота, Зигомикота: строение вегетативного тела и репродуктивных органов, способы размножения и их эволюция, распространение, важнейшие представители, филогенетические связи, значение в природе и жизни человека.
Отделы Аскомикота и Базидиомикота. Сравнительная характеристика: строение вегетативного тела, способы размножения и их эволюция, смена ядерных фаз в жизненных циклах, распространение, важнейшие представители, значение в природе и жизни человека.
Лишайники как симбиотические организмы. Фикобионт и микобионт, их взаимоотношения. Морфологическое и анатомическое строение, способы размножения, экология, важнейшие представители, значение.
Растительные ткани, принципы их современной классификации. Функции и связанные с ними главные особенности строения важнейших групп тканей. Закономерности расположения различных тканей в теле растения. Понятие о первичных и вторичных постоянных тканях, первичном и вторичном теле растения.
Основные вегетативные органы высшего растения, их морфо-анатомические особенности в связи с выполняемыми функциями, полярность и симметрия. Понятие о метаморфозах органов. Характеристика метаморфизированных образований корневого и побегового происхождения, их функции и биологическое значение.
Цветок как особый репродуктивный орган покрытосеменных растений, происходящие в нем процессы. Общий план строения цветка. Современные представления о морфологической природе частей цветка, происхождение чашечки, венчика, андроцея и гинецея. Эволюционные преобразования в строении цветка. Опыление цветков, его типы. Приспособления растений к авто- и аллогамии. Соцветия, их биологическое значение и варианты классификации.
Формирование, развитие и распространение плодов и семян. Общий план строения семени. Морфологическое разнообразие семян (типы семян). Развитие и строение плода, биологическое значение околоплодника. Принципы искусственной и естественной классификации плодов. Приспособления к распространению семян и плодов у зоо-, анемо-, гидро-, баллисто- и автохорных растений. Прорастание семян и его типы, функции семядолей при прорастании семян.
Сравнительная характеристика отделов высших растений. Происхождение и адаптационные задачи на суше, и их решение высшими растениями. Основные направления эволюции в жизненном цикле и морфо-анатомическом строении.
Споровые высшие растения c преобладанием в жизненном цикле гаметофита: Моховидные, систематика, происхождение, эволюция, особенности жизненных циклов, строение вегетативных и репродуктивных органов, сравнительная характеристика классов, распространение. Факторы риска и стратегии адаптации к ним на разных стадиях развития мохообразных; значение в природе и жизни человека.
Споровые высшие растения c преобладанием в жизненном цикле спорофита: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные: равно- и разноспоровые группы, эволюция, жизненные циклы, сравнительная характеристика отделов, распространение. Факторы риска и стратегии адаптации к ним на разных стадиях развития сосудистых споровых растений; значение в природе и жизни человека.
Семенные растения: происхождение, систематика, адаптивные преимущества семяпочки. Общая характеристика отдела Голосеменных, сравнительная характеристика классов Голосеменных; жизненные циклы. Микро- и мегаспорогенез, механизмы опыления и оплодотворения.. Распространение, значение в природе и жизни человека.
Цветковые растения: гипотезы происхождения, систематика. Микро- и мегаспорогенез, механизмы опыления. Двойное оплодотворение, жизненный цикл. Адаптивные преимущества Цветковых. Основные различия Двудольных и Однодольных. Гипотезы происхождения Однодольных. Значение в природе и жизни человека.
Растительные сообщества (фитоценозы): признаки, свойства. Флора и растительность. Взаимодействие между растениями в фитоценозе. Популяционная структура фитоценозов. Фитоценотипы и стратегии жизни.
Флористический и экобиоморфный состав фитоценозов. Принципы и методы исследования фитоценозов. Аналитические признаки фитоценоза. Вертикальная и горизонтальная структура фитоценоза: ярусность и мозаичность. Свойства экотонов.
Обратимые и необратимые изменения фитоценозов. Классификация и ординация растительных сообществ.

 

Зоология

Разнообразие и единство животного мира. Специфика животных как компонента биосферы.
Основные черты строения и жизнедеятельности простейших как самостоятельных организмов. Типы ядерных циклов.
Происхождение многоклеточности. Характеристика многоклеточных. Типы симметрии. Основные этапы эмбрионального развития многоклеточных. Тип Кишечнополостные, характеристика, деление на классы. Тип Плоские черви, характеристика, деление на классы. Тип Круглые черви, характеристика, основные классы. Тип Кольчатые черви, характеристика, деление на классы. Тип Моллюски, характеристика, деление на классы. Тип Членистоногие, характеристика, деление на классы.
Характеристика и система типа Хордовые. Позвоночные животные, их общая характеристика. Морфофизиологические и экологические особенности рыб. Морфофизиологические и экологические особенности земноводных. Морфофизиологические и экологические особенности пресмыкающихся. Морфофизиологические и экологические особенности птиц. Морфофизиологические и экологические особенности млекопитающих.

 

Физиология человека и животных

Питание и пищеварение, выделение и осморегуляция у беспозвоночных и позвоночных животных. Дыхание и кровообращение у беспозвоночных и позвоночных животных. Системы координации и органы чувств у беспозвоночных и позвоночных животных. Бесполое и половое размножение животных. Типы жизненных циклов беспозвоночных и позвоночных. Метагенез и гетерогония. Партеногенез и его значение.
Раздражимость, возбудимость, возбуждение. Современные представления о природе биопотенциалов.
Мышцы и их функции. Основные группы мышц. Виды мышечных сокращений. Современные представления о механизме мышечного сокращения. Понятие об утомляемости и работоспособности.
Функции крови. Состав и физико-химические свойства крови. Характеристика форменных элементов крови. Гемоглобин. Антигенные системы крови. Система АВО и Rh-фактора. Общий план строения системы кровообращения у человека. Строение и свойства сердца. Сердечный цикл. Функциональные группы сосудов. Основные закономерности гемодинамики. Кровяное давление.
Дыхательная система человека. Этапы дыхательного процесса. Транспорт газов кровью. Кислородная емкость крови. Характеристика кислородсвязывающих свойств крови.
Строение и функции пищеварительной системы. Роль различных пищеварительных желез в переваривании белков, жиров и углеводов. Всасывание воды и питательных веществ.
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Факторы, влияющие на энергозатраты организма. Основной обмен. Рабочая прибавка.
Регуляция функций в организме. Взаимосвязь нервной и гормональной регуляции. Гормоны гипоталамо-гипофизарной системы. Участие гормонов в регуляции гомеостаза.
Строение и функции центральной нервной системы. Рефлекторный принцип деятельности. Классификация рефлексов. Свойства нервных центров и принципы координации рефлексов.
Вегетативная нервная система. Локализация вегетативных центров. Функциональный антагонизм и синергизм симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. Вегетативные рефлексы.
Структура и функции почек. Особенности кровоснабжения и метаболизма почек. Механизм образования мочи: клубочковая фильтрация, канальцевая реабсорбция и секреция.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Айала, Ф, Кайгер, Дж. Современная генетика. - М.: Мир, 1987. Т. 1-3.
  2. Алиханян, С.И., Акифьев А. П., Чернин Л. С. Общая генетика.-  М.: Высш. шк., 1985.
  3. Анисимов, А.А. Основы биохимии. - М., 1986.
  4. Бавтуто, Г.А., Еремин, В.М. Ботаника: Морфология и анатомия растений. - Мн: Высш.шк., 1997.
  5. Барабанщиков, Б.И., Сапаев Е.А. Сборник задач по генетике. – Казань.: Издательство Казанского университета, 1988.
  6. Беликов, П.С., Дмитриева Г. А. Физиология растений: Учеб. пособие. - М.: Изд-во Росс, ун-та дружбы народов, 1992.
  7. Березов, Коровкин. Биологическая химия. - 1985.
  8. Бирюков, Н.П. Эволюция. - Калининград, 1999.
  9. Бокуть, С.Б и др. Молекулярная биология. - Минск. 2005 г.
  10. Ботаника: Морфология и анатомия растений / А.Е.Васильев, Н.С.Воронин, А.Г.Еленевский и др.- М.: Просвещение, 1988.
  11. В.М. Константинов, С.П. Наумов, С.П. Шаталова. Зоология позвоночных. - М., 2000.
  12. Гавриленко, Ф.В., Гусев М.В. Избранные главы физиологии растений. - М.: МГУ,1986. - 440 с.
  13. Глинка Н.Л. Общая химия. – Л.: Химия, 1987.
  14. Гистология (гистология, цитология и эмбриология). Под ред. Ю.И. Афанасьева и Н.А. Юриной. Изд. Пятое. - М.: Медицина, 1999. - 744 с.
  15. Гистология в вопросах и ответах. Под ред. Б.А. Слуки. - Мозырь, Белый ветер, 2000. - 332 с.
  16. Гистология, цитология и эмбриология. Атлас. Под ред. О.В. Волковой и Ю.К. Елецкого. - М.: Медицина, 1996. - 544 с.
  17. Догель, В. А. Зоология беспозвоночных. - М.: Высшая школа, 1981.
  18. Дубинин, Н. П. Общая генетика. - М.: Наука, 1986.
  19. Заварзин, А.А., Харазоева А.Д. Основы общей цитологии. - Л.: ЛГУ, 1982. - 240 с.
  20. Инге-Вечтомов, С. Г. Генетика с основами селекции. - М.: Высш. шк., 1989.
  21. Ипатов, В.С., Кирикова Л.А. Фитоценология. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.
  22. Комарницкий, Н.А., Кудряшов Л.В., Уранов А.А. Систематика растений. - М.: Учпедгиз, 1975.
  23. Костюк, П. Г. и др. Биофизика. - Киев: Выща шк., 1988.
  24. Курс низших растений: Учебник для студентов ун-тов / Под ред М В.Горленко. - М.: Высшая школа, 1981.
  25. Курс радиационной безопасности: Учеб. / В.Т. Ветрова, А.В. Колесник, И.Т. Неманова, Г.М. Чобог, Под общ. ред. В. Т. Ветровой. - Мн.: Ураджай, 1995.
  26. Лебедев, С.И. Физиология растений: Учеб. пособие.-  М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.
  27. Логинов, Н.Я., Воскресенский А.Г., Солодкин И.С. Аналитическая химия.- М.: Просвещ., 1975.
  28. Лопатин, И. К. Общая зоология. - Мн.: Вышэйшая школа, 1983.
  29. Лурш, С., Дарнет Дж., Балтимор Д., Кэмпбет Э. Общая вирусология. - М.: Мир, 1981.
  30. Маглыш, С.С. Общая экология. – Гродно: ГрГу, 2002.
  31. Миркин, Б.М., Наумова, Л.Г., Мулдашев, А.А. Высшие растения: краткий курс систематики с основами науки о растительности: Учебник. Изд. 2-е, перераб. - М.: Логос, 2002.
  32. Наумов, H.П, Карташов Н.Н. Зоология позвоночных. - М.: Высшая школа, 1979.
  33. Ноздрачев, А.Д., Баженов Ю.И., Баранникова И.А., Батуев А.С. Начала физиологии: Учеб. для вузов. - СПб., 2001.
  34. Общая и частная вирусология / Под ред. В.М. Жданова, С.Я. Гайдамовича. - М.: Медицина, 1982.
  35. Общий курс физиологии человека и животных / Под ред. А.Д. Ноздрачева. В 2 т. - М., 1991.
  36. Основы физиологии человека / Под ред. Б.И.Ткаченко. В 2 т. - Санкт-Петербург, 1994.
  37. Павлович, С. А. Основы иммунологии. - Мн.: Выш. шк., 1997.
  38. Полевой, В.В. Физиология растений. - М.: Высш.шк., 1989.
  39. Радкевич, В.П. Экология. - Мн. Высш.школа. 1997.
  40. Роит, А., Бростофф Дж., Мейп Д. Основы иммунологии. - М.: Мир, 2000.
  41. Рубин, А Б. Биофизика.-  М.: Книжный дом «Университет», 1999-2000. Т. 1-2.
  42. Рубин, А. Б. Лекции по биофизике. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
  43. Сапегiн, Л.М. Геабатанiка: Вучэб. дапам. / Навук. рэд. В.IІ. Парфенаў. - Мн.: Тэсей, 2000.
  44. Северцов, А. С. Введение в теорию эволюции: Учеб. пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
  45. Токин, Б. П. Общая эмбриология. - М.: Высш. шк., 1987.
  46. Физиология растений / Н.Д.Алехин, Ю.В.Балнокин, В.Ф.Гавриленко и др.; Под ред. И.П.Ермакова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  47. Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. - М., 1996. В 3 т.
  48. Филлипович, Ю.Б. Основы биохимии. - М., 2000.
  49. Фотосинтез: В 2-ух т. // Под.ред. Говинджи. - М., 1987.
  50. Хадорн, Э., Венер Р. Общая зоология. - М.: Мир, 1989.
  51. елевич, Н.В. Задачник по общей и медицинской генетике. - М.: Высшая школа, 1984.
  52. Ченцов, Ю.С. Общая цитология. - М.: МГУ, 1995. - 384 с.
  53. Чернобельская, Г.М. Основы методики обучения химии: Учеб. пособие. - М., Просвещение, 1987.
  54. Шарова, И. Х. Зоология беспозвоночных. - М.: Владос, 2003.
  55. Ярмоненко, С. П. Радиобиология человека и животных. - М.: Высш. шк., 1984.

 

С критериями оценки уровня подготовки абитуриентов на вступительном испытании по специальности «Биология» можно ознакомиться здесь.