Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

 
Программа вступительного испытания по дисциплине «Педагогика»
для специальности 
1-01 02 01 «Начальное образование»
(заочная сокращенная форма получения образования)
в 2017 году
 
 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа разработана на основе типовой учебной программы по предмету «Педагогика» для учреждений, обеспечивающих среднее специальное образование по специальностям профиля образования «Педагогика» (кроме специальности 2-01 01 01 (П 04.01.00) «Дошкольное образование»), утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 01.03.2004.
Контингент абитуриентов: выпускники педагогических колледжей по специальности 1-01 02 01 «Начальное образование».
Цель: контроль и оценка знаний, необходимых абитуриентам для успешного прохождения вступительного испытания в форме экзамена по предмету «Педагогика».

 

Задачи:

  1. Качественный отбор абитуриентов, поступающих на специальность 1-01 02 01 «Начальное образование».
  2. Объективная оценка подготовки абитуриентов в соответствии с содержанием программы вступительного испытания и критериями оценки знаний и компетенций по предмету «Педагогика».

 

Общие требования:

  • вступительные испытания проводятся в форме устного экзамена в соответствии с положением приемной комиссии о проведении вступительных испытаний;
  • в экзаменационный билет включаются 2 вопроса;
  • оценка знаний абитуриентов проводится в соответствии с утвержденными критериями.

 

В ответах абитуриенты должны продемонстрировать знание основных педагогических понятий, осветить вопросы в историческом, психолого-педагогическом и методическом аспектах, подтвердить теоретические положения примерами из современной практики воспитания и обучения, показать знание документов, касающихся современной системы образования.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1.Общие основы педагогики.

 

1.1. Педагогика в системе наук о человеке.
Педагогика как наука. Предмет педагогики, ее основные категории.
Источники педагогики. Народная педагогика: фольклор, национальные обряды, поэзия, сказки, традиции и т.д.
Связь педагогики с другими науками. Система педагогических наук.
Общая характеристика методов научно-педагогического исследования.
Функции и виды педагогической диагностики.

 

1.2. Развитие, воспитание и социализация личности.
Человек как биосоциальное существо. Сущность понятия «личность». Человек, индивид, личность, индивидуальность. Факторы развития личности. Особенности развития детей на разных возрастных этапах. Особенности развития мальчиков и девочек. Индивидуальные особенности детей. Одаренные дети. Характеристика отклонений и задержек в развитии детей. Трудный школьник.

 

1.3. Цели и задачи воспитания.
Понятие о цели воспитания в педагогике. Цели и задачи воспитания в современных условиях развития нашего общества. Кодекс Республики Беларусь об образовании о целях и задачах образовательного процесса.

 

2. Теоретические основы обучения

 

2.1.Дидактика – раздел педагогической науки.
Общее понятие о дидактике. Предмет и задачи дидактики. Категории дидактики. Возникновение и развитие дидактики. Развитие дидактики на современном этапе. Взаимосвязь дидактики с частными методиками.

 

2.2. Процесс обучения.
Обучение – вид общественной деятельности. Методологические основы процесса обучения. Структура процесса обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.

 

2.3. Закономерности и принципы обучения.
Закономерности процесса обучения. Понятие о принципах обучения. Система дидактических принципов. Эволюция принципов обучения. Характеристика принципов обучения: связь с жизнью, научность, доступность, наглядность, сознательность и активность, прочность ЗУН. Взаимосвязь закономерностей и принципов. Пути и средства реализации принципов в школьной практике.

 

2.4. Содержание образования в школах Беларуси.
Понятие «содержание образования». Исторический характер задач и содержания образования. Теория формального и материального образования. Характеристика содержания образования в начальной школе Беларуси. Учебный предмет. Учебный план, учебная программа, учебники, учебные пособия.

 

2.5.Методы и средства обучения.
Понятие о методах обучения. Методы и приемы обучения. Разные подходы к классификации методов обучения. Характеристика методов обучения.
Выбор оптимального сочетания методов обучения.
Средства организации обучения и их использование в учебном процессе. технические средства обучения.

 

2.6.Формы организации учебного процесса в школе.
Понятие о формах организации обучения. Я.А.Коменский о классно-урочной системе обучения. Урок – основная организационная форма обучения. Требования к современному уроку. Типы уроков и их структура.
Подготовка учителя к уроку. Тематическое и поурочное планирование, анализ урока.
Фронтальная, групповая, индивидуальная форма организации учебной деятельности учеников.
Экскурсия как форма организации учебной работы. Организация и проведение факультативных занятий. Домашняя учебная работа школьника, ее значение.

 

2.7. Контроль и оценка результатов учебно-познавательной деятельности детей.
Сущность контроля за учебной деятельностью. Функции и значение оценки успеваемости учеников. Педагогические требования к контролю и оценке. Виды и формы контроля. Оценка знаний, умений и навыков. Критерии оценки. Система оценки в современной школе, индивидуальный подход к оценке успеваемости учеников.

 

3. Теоретические основы воспитания

 

3.1. Сущность и содержание процесса воспитания.
Особенности воспитательного процесса. Теория воспитания как раздел педагогической науки. Цели воспитания на современном этапе развития общества и школы. Задачи воспитания. Содержание воспитания. Самовоспитание и перевоспитание как компоненты воспитательного процесса. Проблема определения и оценки результатов воспитания.

 

3.2. Закономерности и принципы воспитания
Закономерности и движущие силы процесса воспитания. Принципы воспитания, их взаимосвязь с закономерностями. Характеристика основных принципов воспитания, их взаимосвязь и единство.

 

3.3. Методы и средства воспитания.
Понятие о методах и приемах воспитания. Классификация методов воспитания. Характеристика методов воспитания и их взаимосвязь. Методы формирования сознания. Методы организации деятельности. Методы стимулирования поведения и деятельности. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.
Средства воспитательной работы: разные виды деятельности, отношения, природа, искусство, радио, телевидение, литература, периодика, живое слово учителя и др.

 

3.4. Формирование ученического коллектива.
Взаимообусловленность развития коллектива и личности. Понятие воспитательного коллектива, его признаки, структура. Основные типы ученических коллективов. Первичный и общешкольный коллектив. Актив коллектива.
Этапы развития коллектива. Роль перспектив, традиций в процессе развития детского коллектива. Принцип параллельного действия.

 

3.5. Формирование научного мировоззрения
Формирование научного мировоззрения – цель и результат воспитания. Основные виды мировоззрения. Сущность и структура мировоззрения. Знания, взгляды, убеждения, идеалы.
Основные пути формирования научного мировоззрения в школе. Критерии сформированности мировоззрения у учащихся.

 

3.6. Нравственное, эстетическое и физическое воспитание школьников.
Задачи и содержание нравственного воспитания школьников. Мораль и нравственность личности. Воспитание национального самосознания. Воспитание дисциплинированности и культуры поведения. Пути и средства нравственного воспитания в школе.
Сущность трудового воспитания, трудового обучения, профессиональной ориентации. Система трудового воспитания в школе. Содержание и методы трудового воспитания, формы его организации.
Сущность эстетического воспитания, его задачи. Содержание, формы и методы эстетического воспитания. Эстетическое воспитание в учебном процессе. Внеклассная работа по эстетическому воспитанию.
Сущность физического воспитания, его задачи и содержание. Основные средства физического воспитания. Физическое воспитание в процессе учебных занятий. Уроки физической культуры.
Внеклассная работа по физическому воспитанию. Физическое воспитание в семье.

 

3.7. Воспитательная деятельность классного руководителя.
Классный руководитель как организатор воспитательной работы в классе. Задачи и содержание работы классного руководителя.
Совместная деятельность классного руководителя и детских общественных организаций, роль семьи в воспитании детей. Работа классного руководителя с родителями учеников.

 

4. Основы школоведения

 

4.1. Система образования в Республике Беларусь.
Понятие о системе образования. Основные факторы развития системы образования. Структура и принципы функционирования системы образования. Кодекс Республики Беларусь об образовании.

 

4.2. Учитель, его назначение и функции в обществе.
Социальная роль учителя в обществе. Профессиональные и личностные качества учителя. Характеристика труда учителя. Педагогическое мастерство.
Национальная система подготовки учителей.
Самообразование учителя.

 

4.3. Управление школой.
Система государственного управления национальным образованием и школой. Управление работой школы. Функции директора школы, его заместителей.
Педагогический совет школы, содержание и организация его работы. Общественные организации школы.
Школьная документация.
Планирование работы школы.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Арлова, А. П. Беларуская народная педагогіка / А.П.Арлова. – Минск.: Народная асвета, 1993. – 214 с.
  2. Бордовская, Н. В. Педагогика / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб.: Питер, 2000. – 287 с.
  3. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
  4. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Прометей, 1996. – 568 с.
  5. Непрерывное воспитание детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: Концепция; Программа на 2006–2010 годы. – Минск : НИО, 2007. – 64 с.
  6. Осипова, М.П. Методика воспитательной работы / М.П.Осипова. – Минск: Университетское, 1991. – 235 с.
  7. Педагогика: учеб. пособие для пед. учеб. заведений / под ред. П.И.Пидкасистого.– 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Пед. об-во России, 1998. – 640 с.
  8. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии : учебник для пед. спец. высш. и сред. учеб. заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов [и др.]; под ред. С. А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Академия, 2003. – 512 с.
  9. Педагогика: учеб.пособие для пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Ищенко, Е.Н.Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школа-пресса, 2004. – 512 с.
  10. Подласый, И.П. Педагогика: в 2 кн. / И.П.Подласый. – М.: Просвещение, 1999.
  11. Харламаў, І.Ф. Педагогіка: падручнік для пед. ВНУ / І.Ф.Харламаў. – Мн.: Універсітэцкае, 1996. – 511 с.
  12. Чепиков, В.Т. Педагогика / В.Т.Чепиков. – М.: Новое знание, 2003. – 173 с.
  13. Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе / Н.Е.Щуркова. – М.: Просвещение, 1998.

 

 

С критериями оценки уровня подготовки абитуриентов на вступительном испытании по дисциплине «Педагогика» можно ознакомиться здесь.