Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

 
 
 
Программа профильного вступительного испытания для получения высшего образования I ступени 
по дисциплине «Педагогика» для специальности «Дошкольное образование» 
(заочной сокращенной формы получения образования)
в 2017 году
 
 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа разработана на основе типовой учебной программы по предмету «Педагогика» для педагогических колледжей и педагогических училищ по специальности 2-010101 (П 04.01.00) «Дошкольное образование».
Контингент абитуриентов: выпускники педагогических колледжей по специальности 2-010101 (П 04.01.00) «Дошкольное образование».
Цель: контроль и оценка знаний, необходимых абитуриентам для успешного прохождения вступительного испытания в форме экзамена по предмету «Педагогика».

 

Задачи:

  1. Качественный отбор абитуриентов, поступающих на специальность 1-010101 «Дошкольное образование».
  2. Объективная оценка подготовки абитуриентов в соответствии с содержанием программы вступительного испытания и критериями оценки знаний и компетенций по предмету «Педагогика».

 

Общие требования:

  • вступительные испытания проводятся в форме письменного экзамена в соответствии с Положением приемной комиссии о проведении вступительных испытаний;
  • в экзаменационный билет включаются 2 вопроса;
  • программа вступительного испытания предполагает в т.ч. проверку знания абитуриентами содержания основной литературы по предмету «Педагогика»;
  • оценка знаний абитуриентов проводится в соответствии с утвержденными критериями.

 

В ответах абитуриенты должны продемонстрировать знание основных педагогических понятий, осветить вопросы в историческом, психолого-педагогическом и методическом аспектах, подтвердить теоретические положения примерами из современной практики воспитания и обучения, показать знание документов, касающихся современной системы дошкольного образования.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Раздел 1. Общие основы педагогики

Педагог: личность и профессия. История педагогической профессии, причины ее появления. Роль педагога дошкольного учреждения в развитии ребенка, социализации его личности. Профессиональные функции и права педагога дошкольного учреждения. Профессиональные умения педагога (гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские, специальные).
Педагогика как наука. Донаучный период развития педагогического знания. История возниконовения и развития педагогической науки. Педагогическая мысль на Беларуси. Источники развития педагогики как науки.
Структура современной педагогики, ее основные отрасли. Дошкольная педагогика как отрасль общей педагогки, ее предмет и задачи. Основные педагогические категории: воспитание, обучение, образование, их взаимосвязь.
Связь педагогики с другими науками.
Сущность и методы научно-педагогического исследования. Понятие научно-педагогического исследования, его этапы. Теоретические и эмпирические методы педагогического исследования. Педагогический эксперимент, его значение, виды, методика организации и проведения. Методы опроса в педагогическом исследовании. Наблюдение как метод исследования педагогических фактов и явлений. Математические и статистические методы исследования.
Система образования в Республике Беларусь. Современная система образования Республики Беларусь, ее принципы, структура. Уровни образования, их преемственность. Формы получения образования. Типы учреждений образования.
Законодательные акты РБ об образовании.
Объективная потребность современного общества в непрерывном образовании. Дошкольное образование в системе непрерывного образования. Виды, типы и профили современных дошкольных учреждений.
Развитие, воспитание и социализация личности. Сущность процесса развития личности. Наследственность, среда и воспитание как факторы развития личности. Социализация как процесс включения индивида в жизнь общества. Активность личности как условие формирования индивидуальности.
Возрастные этапы психического развития и педагогическая возрастная периодизация дошкольного детства.
Современная социально-педагогическая ситуация и цель воспитания детей дошкольного возраста. Становление и развитие личности ребенка как основная цель воспитания детей дошкольного возраста.

 

Раздел 2. Развитие и воспитание детей раннего возраста

Особенности периода раннего детства. Младенчество и раннее детство (второй и третий годы жизни) как период формирования у ребенка всех свойственных человеку психических процессов, зарождения его самосознания, осознание своей индивидуальности.
Особенности детей раннего возраста: интенсивность физического и психического развития, его скачкообразность и неравномерность,повышенная ранимость, неустойчивость эмоционального состояния, пластичность функций мозга и психики, легкая обучаемость, легкая возбудимость и утомляемость нервной системы.
Раннее формирование потребности ребенка в эмоциональных отношениях, ее значение для психического развития и формирования социального поведения.
Значение периода раннего детства в становлении личности ребенка и его социального поведения.
Этапы и ведущие линии развития ребенка раннего возраста.
Адаптация ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. Сущность процесса адаптации. Понятие “биологическая адаптация” и “социальная адаптация”.
Этапы адаптации, ее показатели. Факторы, которые влияют на характер и продолжительность адаптационного периода.
Подготовка ребенка в семье к поступлению в дошкольное учреждение.
Организация жизини и воспитания детей, которые поступили в дошколное учреждение.
Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями в период адаптации ребенка.
Развитие и воспитание ребенка раннего возраста в деятельности. Режим дня, его значение. Особенности режима дня ребенка на каждом этапе периода раннего возраста. Сезонные изменения в режиме дня.
Принципы составления режима. Показатели правильно составленного режима.
Задачи и принципы организации режимных процессов в семье и группе детей раннего возраста.
Роль самостоятельной деятельности детей раннего возраста в становлении их личности и воспитания социального поведения.
Виды деятельности, их место в развитии детей на разных возрастных этапах. Ведущий вид деятельности детей второго и тертьего года жизни. Этапы развития предметно-прикладной и игровой деятельности.
Проблема раннего обучения детей. Обоснование возможности целенаправленного обучения детей с первых лет жизни. Развитие ребенка в процессе обучения. Создание «зоны ближайшего развития» в процессе обучения.
Виды игр-занятий, их соответствие ведущим линиям развития детей на разных возрастных этапах.
Индивидуальные и групповые занятия. Последовательное увеличение количества участников занятий.
Показатели эфективности занятий.
Контроль за развитием ребенка раннего возраста. Виды контроля: контроль за состоянием здоровья, уровнем физического и психического развития, социальным поедением детей. Показатели уровня физического, нервно-психического развития детей раннего возраста.
Педагогическоя диагностика, ее принципы и методы.
Сущность понятий «профилактика» и «коррекция». Профилактически-коррекционная работа воспитаника, его взаимодействие со специалистами и семьей ребенка.

 

Раздел 3. Воспитание и развитие личности дошкольника в деятельности

Особенности периода дошкольного детства. Дошкольное детство как уникальный период жизни, его значение в развитии и социализации личности. Особенности физической, познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер развития дошкольников. Возрастная сензитивность. Индивидуальные и типологические особенности детей. Изменения в деятельности детей. Ведущая деятельность этого периода.
Воспитание здорового ребенка. Критерии оценки состояния здоровья детей. Группы здоровья. Влияние биологических, социально-экономических и экологических факторов на здоровье детей.
Задчи воспитания здорового ребенка: оздоровительные, образовательные, воспитательные.
Условия воспитания здорового ребенка: здоровый образ жизни (эмоциональный комфорт, рациональный режим, атмосфера активной деятельности и творчества, оптимальная двигательная активность, полноценное питание, экологически благоприятное окуружение, гигиенические факторы, натуральные силы природы, развитие предметно-пространственного окружения), лечебно-профилактическая работа, медико-педагогический контроль за состоянием здоровья, индивидуальный и дифференцированный подход, приучение ребенка к познанию и формированию своего здоровья, валеологическая культура воспитанников и родителей, сотрудничество дошкольного учреждения с семьей.
Саморазвитие и воспитание личности дошкольника в игре. Игра как феномен культуры и основной вид деятельности дошкольника.
Функции игры: социокультурная, развивающая, воспитательная, обучающая, коммуникативная, диагностическая, коррекционная, психо-терапевтическая, развлекательная.
Разнообразие детских игр. Классификация игр по педагогическому значению, по отражению в их сферах человеческой деятельности, по возрастному признаку, по степени творческих проявлений детей, по своеобразию правил, по характеру объединения детей.
Творческие игры, их особенности и разновидности (сюжетно-ролевые, режиссерские, театролизованные).
Сюжетно-ролевые игры, их своеобразие. Структура сюжетно-ролевой игры, ее основные компоненты.
Этапы развития сюжетно-ролевых игр.
Режиссерская игра как разновидность творческой иры. Виды режиссерских игр, их роль в развитии и социализации личности детей.
Театрализованные игры, их своеобразие и педагогическая ценность. Виды театрализованных игр, их классификация.
Связь театрализованных игр с другими видами самостоятельной художественной деятельности детей, с сюжетно-ролевой игрой.
Дидактические игры, их своеобразие. Структура дидактических игр.
Классификация дидактических игр. Виды игр по использованию материалов, содержанию, дидактических задачах (сенсорные, математические и др.), степени самостоятельности детей ( автодидактические и др.), авторской принадлежности (авторские, народные) и т.д.
Место дидактичсеких игр в педагогическом процессе современного дошкольного учреждения. Дидактическая игра как средство развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, диагностики и коррекции.
Игрушка, ее воспитательно-образовательная ценность.
Классификация игрушек. Совремнные виды игрушек, их характеристика.
Педагогические, художественные и гигиенические требования к игрушкам.
Воспитание и развитие дошкольника в труде. Труд как жизненная необходимость и средство развития и воспитания личности дошкольников.
Становление трудовой деятельности в дошкольном возрасте, его соновные направления.
Своеобразие трудовой деятельности дошкольников, ее взаимосвязь с игрой. Мотивы и цели трудовой деятельности, объективная и субъективная ценность ее продуктов.
Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста: формирование уважения к труду взрослых, бережливых отношений к ее итогам, овладение доступными трудовыми умениями и навыками, приобретение опыта социального поведения в процессе труда, развитие положительных личностных качеств.
Основные средства трудового воспитания дошкольников: ознакомление с трудом взрослых; собственная трудовая деятельность под руководством взрослых; самостоятельная трудовая деятельность и др.
Виды труда детей разного возраста: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд, их содержание и педагогическая ценность.
Формы организации трудовой деятельности детей. Трудовые порученя, их своеобразие, воспитательная роль. Дежурства, их виды.
Общий, совместный, коллективный труд в детском саду, его содержание и специфика организации в разных возрастных группах.
Развитие дошкольника в познавательной деятельности. Роль познавательной деятельности в психическом развитии и саморазвитии дошкольников.
Сенсорная культура как основа познавательной деятельности детей. Понятие сенсорной культуры.
Сущность сенсорного воспитания.
Задачи сенсорного воспитания: формирование у детей исследовательских действий, обобщенных способов восприятия, системы сенсорных этолонов, умения самостоятельно применять их в познавательно-практической деятельности.
Содержание сенсорного воспитания. Его этапы.
Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного вораста.
Формирование познавательных интересов, обобщенных и специфических умений и навыков.
Обучение как средство познавательного развития.
Содержание современного дошкольного образования. Проблема систематизации и отбора знаний. Принципы отбора знаний для дошкольников. Современные принципы отбора познавательной информации для программ: энциклопедичность знаний, экологизация, театрализация, интеграция содержания обучения и т. д.
Методы обучения детей дошкольного возраста. Классификация методов по источнику получения знаний: наглядные, словесные, практические, игровые.
Классификация методов на основе теории познавательной деятельности, процесса познания.
Занятия как форма организации обучения. Типы и структура занятий. Специфика подготовки, организации и методики проведения занятий с детьми разного возраста, в разновозрастной группе.
Роль художественной деятельности детей в становлении творческой личности. Своеобразие художественной деятельности детей дошкольного возраста, ее роль в выявлении и развитии творческих способностей и талантности, эстетического восприятия и вкуса.
Основные виды художественной деятельности: изобразительная, музыкально-пластичная, художественно-языковая, театрально-игровая, их характеристика. Условия развития художественной деятельности в семье и дошкольном учреждении.
Самостоятельная художественная деятельность детей. Особенности педагогического руководства самостоятельной художественной деятельностью.
Художественная деятельность как средство диагностики, коррекции и психотерапии.

 

Раздел 4. Ребенок и общество

Ребенок и семья. проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Семья как основа общества и институт социализации ребенка.
Функции семьи.
Кризис современной семьи (экономический, духовный, демографический, социальный), снижение ее педагогического потенциала.
Типы семей. Разные подходы к их типологии.
Типовые трудности и ошибки родителей. Проблемы воспитания дошкольника в семье.
Взаимосвязь семьи и детского сада как фактор поступательного развития ребенка.
Задачи взаимодействия дошкольного учреждения с семьей: информационные, образовательные, исследовательские, коррекционные.
Виды связи между семьей и дошкольным учреждением: детский сад – семья, семья – детский сад, партнерство. Этапы включения родителей в партнерское взаимодействие.
Методы изучения современной семьи. Формы взаимодействия детского сада и семьи.
Ребенок и дошкольное учреждение.Понятие педагогического процесса. Принципы и методы построения педагогического процесса в дошкольном учреждениия: учебная, комплексно-тематическая, предметно-окружающая. Зависимость организации педагогического процесса от типов дошкольного учреждения, ведущей программы и образовательной технологии. Особенности организации педагогического процесса в дошкольных учреждениях разного типа.
Образовательный стандарт как гарант базового дошкольного образования ребенка дошкольного возраста.
Ребенок и школа. Прблемы приемственности и интеграции детского сада и школы. Сущность приемственности в работе детского сада и школы. Приемственность как обеспечение беспрерывности образовательного процесса, направленного на развитие личнсоти ребенка.
Линии приемственности: образовательные (содержание, методы, формы организации обучения), воспитательные.
Формы связи детского сада и школы.
Готовность детей к обучению в школе как итог их развития в дошкольные годы.
Понятие готовности к обучению в школе. Специальная и общая готовность: физическая (морфофункциональная), психологическая (интеллектуальная, личностная), их показктели.
Трудности в адаптации детей к школе. Причины возникновения трудностей, их прогнозирование, профилактика и коррекция.

 

Раздел 5. Организация и руководство педагогическим процессом в дошкольном учреждении

Планирование педагогического процесса. Сущность планирования педагогического процесса в дошкольном учреждении. Функции планирования.
Содержание планирования образовательной работы. Базисная программа – основа планирования. Возможность выбора и совмещения программ.
Виды планирования: годовое, перспективное, календарное, перспективно-календарное.
Формы планирования: план-схема, план-график, программно-сеточное планирование, планшетное планирование, план-циклограмма, текстовое планирование.
Учет образовательной работы. Формы учета.
Система управления дошкольного образования. Структура системы управления в сфере образования в Республике Беларусь. Управление по дошкольному воспитанию Министерства образования Республики Беларусь, его функции. Совет по образованию как орган государственно-общественного управления дошкольным образованием.
Управление работой дошкольных учреждений со стороны областного, городского управления, роенных отделов образования.
Виды государственного контроля за обеспечением качества образования: самоконтроль, инспектирование и аттестация.
Заведующий – организатор и управляющий дошкольным учреждением, его основные функции.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. – М.: Просвещение, 1977.
  2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 1977.
  3. Арлова Г.П. Беларуская народная педагогіка. – Мн.: Народная асвета, 1993.
  4. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
  5. Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. – Л., 1990.
  6. Буре Р.С. Готовим детей к школе. – М.: Просвещение, 1987.
  7. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.В. Воспитание сенсорной культуры ребенка. -–М.: Просвещение, 1988.
  8. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М.: Просвещение, 1981.
  9. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада/ Сост. Г.М.Лямина. – М.: Просвещение, 1981.
  10. Воспитание детей в средней группе детского сада / Сост. Г.М.Лямина. – М.: Просвещение, 1982.
  11. Воспитание детей в старшей группе детского сада / Сост. Г.М.Лямина. – М.: Просвещение, 1984.
  12. Воспитание дошкольника в семье./ Под ред. Т.А.Марковой. – М.: Педагогика, 1979.
  13. Воспитание и обучение детей раннего возраста. / Под ред. Л.Н.Павловой. – М.: Просвещение, 1986.
  14. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. / Под ред. А.М.Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
  15. Воспитателю о работе с семьей. / Под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
  16. Детский сад и семья. / Под ред. Т.А.Марковой. – М.: Просвещение, 1981.
  17. Дошкольная педагогика. / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983.
  18. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М.: Педагогика, 1975.
  19. Игра дошкольника. / Под ред. С.Л.Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.
  20. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М.: Просвещение, 1986.
  21. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991.
  22. Лиштван Э.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. – М.: Просвещение, 1976.
  23. Лыч Л. Беларуская нацыя і мова. – Мн.: Вышэйшая школа, 1989.
  24. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991.
  25. Нравственное воспитание в детском саду. / Под ред. В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой. – М.: Просвещение, 1984.
  26. Основы дошкольной педагогики. / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М.: Педагогика, 1980.
  27. Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада. – мн.: Вышэйшая школа, 1986.
  28. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986.
  29. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1982.
  30. Флерина Е.А. Игра и игрушка. – М.: Просвещение, 1973.
  31. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре. – М.: Просвещение, 1984.
  32. Эстетическое воспитание в детском саду. / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1978.

 

 

С критериями оценки уровня подготовки абитуриентов на вступительном испытании по дисциплине «Педагогика» можно ознакомиться здесь.