Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

 
Программа вступительного испытания для получения высшего образования I ступени
по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» 
для направления специальности 
1-86 01 01-03 «Социальная работа (социально-реабилитационная деятельность)» (заочная сокращенная форма получения образования)
в 2018 году
 
 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая программа определяет содержание вступительного испытания в области общественного здоровья и здравоохранения для абитуриентов, поступающих в учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» на первую ступень высшего образования по специальности 1-86 01 01-03 Социальная работа (социально-реабилитационная деятельность) и предназначена для оценки знаний для лиц, пожелавших обучаться на первой ступени высшего образования по одноимённой специальности.
Программа разработана на основе программы «Общественное здоровье и здравоохранение» для студентов средних специальных учреждений медицинского профиля.

 

Цель вступительного испытания - выявить состояние знаний и профессиональных умений у абитуриентов в области общественного здоровья и здравоохранения как основы для получения высшего педагогического образования по специальности 1-86 01 01-03 Социальная работа (социально-реабилитационная деятельность), осуществить профессиональный отбор. 

 

Задачи:

  • определить уровень овладения абитуриентом понятийным аппаратом и основными теоретическими положениями в области общественного здоровья и здравоохранения;
  • выявить умения абитуриентов анализировать проблемы общественного здоровья и здравоохранения, вопросы теоретического и практического исследования проблем здоровья населения;
  • определить степень сформированности знаний о влиянии социальных условий на состояние здоровья населения, возникновение и течение заболеваний;
  • выявить уровень овладения абитуриентом знаниями методов социально-гигиенических исследований, полученными в процессе обучения в учреждении среднего специального образования;
  • выявить уровень овладения абитуриентом знаний о системе государственных и общественных мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, сохранение и укрепление здоровья.

 

Основное внимание в программе уделяется актуальным теоретическим проблемам общественного здоровья и здравоохранения, научно-категориальному аппарату, основам организации и экономики здравоохранения, а также современным достижения медицинской науки и практики.
Вступительное испытание проводится экзаменационной комиссией в устной форме с каждым абитуриентом в отдельности. Оценка результатов испытания осуществляется по 10 – балльной шкале.

Абитуриент должен знать:

  • основные нормативные правовые акты по охране здоровья населения Республики Беларусь;
  • историю развития здравоохранения;
  • основные принципы государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения;
  • структуру здравоохранения Республики Беларусь;
  • демографическую ситуацию в Республике Беларусь;
  • основные принципы организации медицинской помощи населению;
  • основные демографические показатели;
  • основные показатели заболеваемости населения;
  • организационные формы работы учреждений здравоохранения;
  • способы и средства укрепления и сохранения здоровья населения;
  • виды и формы оказания медицинской помощи

 

Абитуриент должен уметь:

  • рассчитывать и анализировать статистические показатели деятельности организации здравоохранения;
  • вычислять и анализировать основные демографические показатели и показатели здоровья населения;
  • заполнять первичную медицинскую учетную и отчетную документацию;
  • проводить информационно-просветительную работу среди населения;
  • проводить работу по формированию здорового образа жизни;

 

Абитуриент должен владеть:

  • навыками анализа демографических, статистических явлений и феноменов;
  • навыками выделения причинно-следственных связей, детерминант и условий;
  • навыками прогнозирования динамики показателей;
  • навыками работы с учебными текстами, первоисточниками и словарями.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

 

Раздел 1. Современные системы здравоохранения.

 

1.1. Система здравоохранения Республики Беларусь. Государственное регулирование в области здравоохранения, структура здравоохранения Республики Беларусь.
Законодательство Республики Беларусь о здравоохранении. Основные принципы государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранении. Обеспечение прав граждан Республики Беларусь на доступное медицинское обслуживание. Структура здравоохранения Республики Беларусь. Современные системы (формы) здравоохранения: государственная, страховая, частная. Руководство и управление здравоохранением. Перспективы развития здравоохранения Республики Беларусь. Права и обязанности специалистов со средним медицинским образованием.

 

1.2. Система медицинского (фармацевтического) образования в Республике Беларусь.
Структура национальной системы медицинского (фармацевтического) образования в Республике Беларусь.
Государственные учреждения, обеспечивающие получение медицинского (фармацевтического) образования. Государственные образовательные стандарты специальностей. Виды и сферы профессиональной деятельности специалиста со средним медицинским образованием в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей служащих.
Единство образовательных систем и преемственность всех форм обучения. Организация дополнительного образования взрослых и научной деятельности в области здравоохранения.

 

1.3. Санитарно-эпидемиологическая служба.
Санитарно-эпидемиологическая служба Республики Беларусь, ее роль и задачи. Основные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность санитарно-эпидемиологической службы. Органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы. Структура, функции и содержание работы центра гигиены и эпидемиологии.

 

Раздел 2. Общественное здоровье.

 

2.1. Общественное здоровье. Факторы, влияющие на здоровье. Показатели общественного здоровья.
Определение понятий «здоровье», «болезнь». Физическое и психическое здоровье. Общественное и индивидуальное здоровье. Основные факторы, влияющие на состояние здоровья, их роль.
Демографические показатели. Статика населения: численность, половой и возрастной состав. Динамика населения. Заболеваемость, патологическая пораженность. Номенклатура и международная классификация болезней. Инвалидность, группы инвалидности. Физическое развитие. Методика изучения физического развития.

 

2.2. Основы медицинской статистики.
Определение медицинской статистики, ее задачи, разделы.
Применение статистических методов в практической деятельности специалистов.
Статистическая совокупность, ее виды. Единица наблюдения и учетные признаки. Организация статистического исследования, его этапы.

 

2.3. Репродуктивное здоровье граждан Республики Беларусь.
Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2016-2020 годы. Современные тенденции здоровья женщин и детей, условия их улучшения. Проблемы по сохранению и укреплению мужского здоровья в Беларуси и пути их решения. Статистика подростковой беременности, онкологических и воспалительных заболеваний мужской репродуктивной системы, гинекологической заболеваемости, абортов и заболеваний, передающихся половым путем
Юридические аспекты оказания репродуктивной медицинской помощи подросткам. Аборт как социально-гигиеническая проблема.

 

 

Раздел 3. Организация оказания медицинской помощи.

 

3.1. Виды оказания медицинской помощи: первичная медицинская помощь и специализированная медицинская помощь.
Номенклатура (типы и виды) учреждений здравоохранения. Определение первичной медицинской и специализированной медицинской помощи. Основные направления и задачи. Условия эффективности первичной и специализированной медицинской помощи. Перспективы развития здравоохранения Республики Беларусь.

 

3.2. Формы оказания медицинской помощи: скорая (неотложная) и плановая медицинская помощь.
Формы оказания медицинской помощи: скорая (неотложная) медицинская помощь, плановая медицинская помощь. Структура, задачи, условия оказания скорой (неотложной) и плановой медицинской помощи. Роль специалистов в организации скорой (неотложной) и плановой медицинской помощи гражданам Республики Беларусь.

3.3. Медицинская экспертиза.
Виды медицинской экспертизы. Организация и порядок работы врачебно-консультационной комиссии (ВКК), медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК) по проведению экспертизы временной нетрудоспособности, медико-социальной экспертизы. Причины инвалидности. Группы инвалидности. Военно-врачебная экспертиза, цель, задачи. Порядок проведения медицинской экспертизы и независимой медицинской экспертизы. Формы медицинской документации.

 

3.4. Экономика, планирование, финансирование здравоохранения.
Экономика здравоохранения, ее задачи, эффективность. Управление планирования и экономики здравоохранения Министерства здравоохранения Республики Беларусь.
Смета учреждения. Статьи расходов. Предоставление медицинской помощи в государственных организациях здравоохранения, негосударственных организациях здравоохранения и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность.

 

4. Здоровый образ жизни.

 

4.1. Формирование здорового образа жизни, санитарное просвещение.
Служба формирования здорового образа жизни, ее структура, задачи. Организация гигиенического обучения и воспитания в учреждениях здравоохранения и образования. Особенности гигиенического обучения и воспитания сельского населения. Санитарный бюллетень, памятка, буклет.

 

4.2. Образ жизни и здоровье.
Образ жизни и факторы, влияющие на здоровье. Здоровый образ жизни: определение, сущность, компоненты. Формирование здорового образа жизни – государственная задача.

 

4.3. Деятельность по укреплению здоровья населения.
Наиболее распространенные заболевания современности (болезни системы кровообращения: артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца и т.д.; онкологические заболевания и т.д.) и их социальное значение. Статистика причин смертности в Республике Беларусь. Методы изучения здоровья населения. Ретроспективный анализ общей, инфекционной, неэпидемической заболеваемости. Анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Деятельность специалистов со средним медицинским образованием по оценке функционального состояния и вопросам онконастороженности при проведении профилактических медицинских осмотров.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Билич, Г.Л. Основы валеологии / Г. Л. Билич, Л. В. Назарова.–СПб.: Фолиант, 2000. – 560 с.
  2. Куинджи, Н. Н. Валеология / Н. Н. Куинджи. – Москва: Аспект пресс, 2001. – 207 с.
  3. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю. П. Лисицын. – Москва: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 463 с.
  4. Лучкович, В.С. Основы социальной медицины и управления здравоохранением / В. С. Лучкович. – СПб.,1997. - 340 с.
  5. Медик, В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: практикум: учебное пособие/ ВА Медик, В.И.Лисицын, А.В.Прохорова–Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 144 с.: пл.
  6. Медик, В.А. Общественное здоровье и здравоохранение [Электронный ресурс]: учебник / В.А. Медик, В.И. Лисицин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016.
  7. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник в 2 ч. Ч. 1 / И.А. Наумов, Е.М. Тищенко, В.А. Лискович, Р.А. Часнойть; под ред. И.А. Наумова. - Минск: Выш. шк., 2013. - 335 с.: ил. 3.
  8. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник в 2 ч. Ч. 2 / И.А. Наумов, Е.М. Тищенко, В.А. Лискович, Р.А. Часнойть; под ред. И.А. Наумова. - Минск: Выш. шк., 2013. - 351 с.: ил.
  9. Социальная гигиена и организация здравоохранения: учебник / И.Б. Зеленкевич, Н.Б. Пилипцевич [и др.]; под ред. И.Б. Зеленкевича, Н.П. Пилипцевича. – Минск : Выш. шк., 2000. – 286с.: ил.
  10. Тен, Е.Е. Основы социальной медицины: учебное пособие / Москва: Форум-Инфра-М, 2003. - 256 с.
  11. Тищенко, Е.М. Основы санитарной статистики: Учебное пособие/ Е.М.Тищенко, Г.И.Заборовский. - Гродно, 2004. - 31 с.
  12. Черносвитов, Е.В. Социальная медицина / Е. В. Черносвитов. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 210 с.

 

 

С критериями оценки уровня подготовки абитуриентов на вступительном испытании по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» можно ознакомиться здесь.