Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

  

 
Программа дополнительного вступительного испытания
для получения высшего образования II ступени по специальности 1-33 80 01 «Экология»
в 2018 году
 
 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебная программа дополнительного вступительного экзамена по специальности 1-338001 Экология разработана кафедрой экологии Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» на основе образовательного стандарта РБ, в соответствии с учебными программами дисциплин учебного плана.

 

Цель программы - определение степени соответствия качества подготовки поступающего в магистратуру требованиям государственного образовательного стандарта.

 

В задачи дополнительного вступительного испытания входит выявление у абитуриента:

  • знаний основных понятий, принципов, воззрений, составляющие содержание концепции устойчивого человеческого развития;
  • представлений о сущности глобальных проблем, решение которых необходимо для достижения устойчивого развития;
  • представлений о содержании институциональных и экономических механизмов перехода к устойчивому развитию;
  • навыков научного анализа целевых ориентиров устойчивого развития (качество жизни, экологическая безопасность);

 

Программа вступительного испытания носит комплексный, системный, междисциплинарный характер. В программе дополнительного вступительного экзамена в полном объеме раскрываются вопросы курса «Стратегия устойчивого развития».
В программе представлены системы и технологии, необходимые для обеспечения экологической, социальной и экономической безопасности общества, достижения устойчивого социо-эколого-экономического развития путем принятия грамотных научно обоснованных решений, отвечающих требованиям социально ориентированной рыночной экономики и возможностям биосферы.
Содержание, включенного в программу материала, позволяет определить у поступающих уровень экологических знаний, степень развития экологического мышления, аналитические способности.

 

При поступлении в магистратуру по специальности 1-338001 «Экология» абитуриент должен:

 

знать:

  • смысл экологического императива в стратегии устойчивого развития;
  • приоритетные направления государственной политики Республики Беларусь;
  • особенности устойчивого развития в Республике Беларусь и в мире;
  • последствия необдуманной эксплуатации окружающей среды;

 

уметь:

  • учитывать экологические факторы в индикаторах человеческого, социального и экономического развития;
  • моделировать последствия поведения людей, не сознающих современную экологическую ситуацию в окружающем мире;
  • характеризовать устойчивое развитие городской инфраструктуры, сельского и лесного хозяйства;
  • управлять природными ресурсами и сбалансированно использовать энергетические ресурсы в интересах устойчивого развития;

 

владеть навыками:

  • осмысленно разъяснять сущность усвоенных правил, выводов и других теоретических обобщений в области устойчивого развития;
  • доказывать правильность и обоснованность усвоенных теоретических положений об экологической экономике;
  • иллюстрировать усвоенные теоретические положения об устойчивом развитии Республики Беларусь своими примерами и фактами.

 

Знания абитуриента оцениваются по десятибалльной системе. При сдаче экзамена поступающие должны показать свою подготовленность к продолжению образования в магистратуре.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

1. Теоретические основы устойчивого развития
Предпосылки создания современной модели мирового развития. Модели глобальной социоприродной системы. Парадигмы общественного прогресса. Антропоценрическая парадигма и ее последствия. Особенности экологического мышления. Эмерджентные свойства живого и концепция устойчивого развития.
Роль научного мировоззрения в процессе перехода общества к устойчивому развитию. Ненаучные прогнозы будущего человечества. Футурологические идеи мыслителей ХVII-XVIII веков. Деятельность Римского клуба по прогнозированию будущего. Модель Д. Медоуза и отчет «Пределы роста». Отчеты Римскому клубу» Человечество на перепутье» М. Месаровича и Э. Пестеля. Прогноз Х. Линнемана. Работы Д. Габора по глобальной проблематике. Проект «Цели для глобального общества» Э. Ласло.
Пределы устойчивости биосферы. Место и роль человека в биосфере. Сущность и последствия техногенного типа развития экономики ХХ века. Модели и сценарии будущего для решения глобальных проблем человечества. Современные концепции мироустройства.
Становление и сущность концепции устойчивого развития. Понятие устойчивости и устойчивого развития. Слабая и сильная устойчивость: сохранение различных видов капитала. Основные этапы становления концепции устойчивого развития. Сущность и основные положения концепции устойчивого развития. Глобализация и проблемы реализации концепции устойчивого развития.
Экономические аспекты устойчивого развития. Экономический рост и экономическое развитие. Макроэкономическая политика и компенсирующее экологические воздействия. Изменение структур потребления и производства – необходимое условие выхода на траекторию устойчивого развития.
Социальная компонента устойчивого развития. Качество жизни и социальная справедливость в контексте устойчивого развития. Социальная политика и развитие человеческого потенциала. Демографическое развитие и стратегия в области здравоохранения. Проблема культурного пространства социального развития.
Экологический императив устойчивого развития. Сущность и содержание экологического компонента и экологического императива устойчивого развития. Природный капитал в системе эколого-экономических отношений. Экосистемные функции и экосистемные услуги. Природные и техногенные угрозы экологической безопасности. Современная стратегия экологизации хозяйственной деятельности. Экологизация спроса и предложения.

 

2. Научно-методические подходы к измерению устойчивого развития
Методологические аспекты устойчивого развития. Целевые ориентиры развития третьего тысячелетия. Критерии, основные параметры и формализация устойчивого развития.
Показатели устойчивого развития для оценки уровня достижения поставленных целей. Системы индикаторов устойчивого развития. Проблемы разработки интегральных показателей устойчивого развития. Опыт Беларуси в области измерения показателей устойчивого развития.

 

3. Государственная политика и механизмы перехода Республики Беларусь к устойчивому развитию
Совершенствование государственной политики дляобеспечения устойчивого развития. Роль рынка в формировании условий устойчивого развития. Формирование гражданского общества как условие перехода к устойчивому человеческому развитию.
Местные планы действий устойчивого развития. Местная повестка на XXI век. Основные условия для реализации МП21. Основные задачи МП21. Основные отличия МП21 от традиционых планов социально-экономического развития. 10 шагов устойчивости. Показатели устойчивого сообзества. Индикаторы УР. Проекты по устойчивому развитию.
Образование в интересах устойчивого развития. Роль экологического сознания в условиях перехода к устойчивому развитию. Антропоцентризм. Универсальная этика. Биоцентризм. Ноосфера. Особенности экоцентризма. Роль воспитания и образования в развитии нового экологического сознания. Экологическое образование и культура
Биосферная этика Ф.Я. Шипунова. Законы социальной экологии Б.Коммонера, Т.Мальтуса, Бауэра и Вернадского, Одумов, Комарова, Рэймерса,
Концепция образования в интересах УР, ее основные компоненты. Задачи ОУР. Мероприятия и инициативы по образованию в интересах УР

 

4. Национальные стратегии устойчивого развития
Тенденции мирового развития и предпосылки разработки национальной стратегии устойчивого развития. Национальная стратегия устойчивого развития как основной стратегический документ государственного прогнозирования. Методология разработки, содержание и основные разделы НСУР РБ-97. Значение НСУР РБ-97 в подъеме белорусской экономики и оздоровлении окружающей среды на рубеже тысячелетий.
НСУР 2020, как новый шаг на пути реализации модели устойчивого развития Республики Беларусь. Основные задания НСУР-2020 по реализации важнейших средств обеспечения устойчивого развития. Показатели социально-экономической и экологической безопасности Республики Беларусь на период до 2020 г.

 

5. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
Становление сотрудничества по охране окружающей среды. Координация природоохранной деятельности ООН. Международные Межправительственные организации. Взаимодействие Беларуси с программой ООН по окружающей среде. Международные конвенции и протоколы по охране окружающей среде. Международные природоохранные конвенции. Международные обязательстваРБ по переходу к устойчивому развитию.

 


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основная:

 

  1. Ермоленков, В.В. Устойчивое развитие: концептуальная основа стратегий управления: пособие / В.В. Ермоленков. - Мн.: Акад.упр. при Президенте Респ.Беларусь, 2011.
  2. Национальная стратегия и план действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия Республики Беларусь. – Минск: Центр Конкордия, 1997.
  3. Сивограков, О.В. Думаем глобально, действуем локально. Статегия устойчивого развития – Местные повестки на ХХI век в Беларуси / О.В. Сивограков - Минск: Пропилеи, 2007.
  4. Шимова, О.С. Устойчивое развитие: учеб пособие / О.С. Шимова. - Минск: БГМЭУ, 2010.

 

Дополнительная:

 

  1. Доклад о развитии человека 207/2008 /ПРООН. – М.:Весь мир, 2007.
  2. Женщины Республики Беларусь. Стат. сборник. – Минск:. Мин. статистики и анализа РБ, 1997.
  3. Мир и Беларусь: аспекты устойчивогоразвития: пособие дляучащихся ст. кл. общеобразовательные учреждений / Ин-т Всемирного банка, Нац. Ин-т образования, БГУ; подобщ.ред. М.Мковалева, Т.П. Субботиной. – Минск: УП “Технопринт”, 2003.
  4. Население Республики Беларусь. Статистический сборник. – Минск, 1997.
  5. Наше общее будущее: докладМеждународной комиссиипо окружающей средеи развитию (МКОСР) – М.: Прогресс, 1989.
  6. Окружающая среда и природные ресурсы Республики Беларусь. Статистический сборник. – Минск: Мин. статистики и анализа РБ. НИИ статистики, 1997.
  7. Пеймерс, Н.Ф. Природопользование: слов.-справ./ Н.Ф. Пеймерс. - М.: Мысль, 1990.
  8. Печчеи, А. Человеческие качества / А. Печчеи. - М.:Прогресс, 1985.
  9. Природопользование и охрана окружающей среды. Результаты выполнения заданий по Государственной научно-технической программе. - Минск, 1998. - С.121.
  10. Путь к устойчивому развитию – серия учебных пособий по программе балтийского университета - Упсала, Швеция, 1998.
  11. Система государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием в Республике Беларусь. – Минск: Мин. природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ, 1997.
  12. Состояние природных ресурсов Республики Беларусь. Статист. ежегодник. - Минск: Мин. природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ, 1996, 1997.
  13. Экологические сети в Европе / Натюрона. - № 87. - 1998.

 

 

С критериями оценки уровня подготовки абитуриентов на вступительном испытании по специальности «Экология» можно ознакомиться здесь.