Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 
 
 
Программа профильного вступительного испытания
для получения высшего образования I ступени по дисциплине «Творчество» для специальности
«Музыкальное искусство и мировая художественная культура» очной (дневной) формы получения образования
в 2018 году
 
 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Абитуриентами специальности 1-03 01 08 «Музыкальное искусство и мировая художественная культура» могут быть выпускники детских музыкальных школ, детских школ искусств, музыкальных колледжей, гуманитарных колледжей, колледжей искусств.

 

Цель вступительного испытания по дисциплине «Творчество» – качественный отбор абитуриентов для получения высшего образования по специальности 1-03 01 08 «Музыкальное искусство и мировая художественная культура» в дневной форме получения образования.

 

Основные задачи вступительного испытания по дисциплине «Творчество»:

  • определение уровня подготовки абитуриентов;
  • обеспечение объективной оценки знаний и умений абитуриентов.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФИЛЬНОМУ ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ

 

Структура вступительного испытания

Вступительное испытание включает два этапа:

  • первый – музыкальный инструмент, пение;
  • второй – теория музыки и сольфеджио.

Отметка по экзамену выставляется как сумма баллов, полученных на двух этапах вступительного испытания.

 

 

Требования, предъявляемые к уровню подготовки на первом этапе

 

Музыкальный инструмент

 

Данный этап включает исполнение двух разнохарактерных произведений (полифоническое произведение, произведение крупной формы, пьеса, этюд) на инструменте (фортепиано, баян, аккордеон, гитара, домра, цимбалы, балалайка и другие).

 

Примерные программы выступлений на инструменте:

 

Фортепиано:

  • И.С. Бах Д. Кабалевский. Маленькая органная прелюдия и фуга F-dur;
  • Ф. Шопен. Ноктюрн e-moll op 72 №1;

 

Баян:

  • А.Кусяков. Соната №2 ч.1;
  • В. Гридин. Ехал казак за Дунай.

 

Аккордеон:

  • В. Малых. Токката;
  • Е. Дербенко. Извозчик.

 

Гитара:

  • М. Джулиани. Соната ор. 15, ч.1;
  • Е. Гридюшко. Песня осени;

 

Домра:

  • Русская народная песня «За окном черемуха колышется», обработка В. Городовской;
  • Г. Вагнер. Родные напевы;

 

Цимбалы:

  • Белорусская народная песня «Перапёлачка», обработка Д. Каминского;
  • Г. Венявский. Каприс a-moll.

 

Балалайка:

  • Русская народная песня «Погостюйте, наши гости», обработка В. Галахова;
  • В. Солтан. Думка.

 

 

Пение

 


Данный этап включает исполнение двух разнохарактерных произведений.

 

Примерная программа по пению:

  • муз. А. Гурилева, сл. Э. Губера, романс «Сердце игрушка»;
  • Белорусская народная песня «Зязюленька».

 

 

Требования, предъявляемые к уровню подготовки на втором этапе (теория музыки и сольфеджио)

 

 

Данный этап включает:

  • одноголосный музыкальный диктант;
  • определение на слух интервалов и аккордов (цепочка из восьми звеньев);
  • задания по теории музыки (построение интервалов и аккордов в тональности и от звука);
  • чтение с листа.

 

Необходимый теоретический минимум:

  1. Музыкальный звук и его свойства.
  2. Музыкальная система. Строй. Темперация.
  3. Нотное письмо. Запись высоты и длительности звука.
  4. Метр. Ритм.
  5. Размер. Виды размеров. Группировка длительностей в тактах.
  6. Темп. Агогика. Динамика.
  7. Лад. Диатонические и хроматические лады.
  8. Тональность. Взаимоотношения мажорных и минорных тональностей.
  9. Интервалы. Классификация интервалов.
  10. Интервалы в ладу.
  11. Аккорды. Классификация аккордов.
  12. Трезвучия в ладу.
  13. Хроматизм и альтерация. Хроматическая гамма.
  14. Модуляция. Родство тональностей.
  15. Секвенции. Транспозиция.
  16. Мелодия. Мелизмы.
  17. Музыкальный синтаксис.
  18. Сведения о музыкальной фактуре.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА В ПОМОЩЬ АБИТУРИЕНТУ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ

 

  1. Алексеев, Б. Систематический курс музыкального диктанта / Б. Алексеев, Д. Блюм. – М.: Музыка, 1991.
  2. Аляхновіч, А.М. Народная песня ў школе: дапаможнік / А.М. Аляхновіч. – Мінск: Беларусь, 2004.
  3. Антология литературы для баяна. Ч.1-8. /сост. Ф. Липс. – Москва, 1984-91.
  4. Арчажнов, А. Курс сольфеджио / А. Арчжанов. М., 1974. – Вып. 1.
  5. Бах И.С. Хорошо темперированный клавир / И.С. Бах. – М.: Музыка, 1986.
  6. Бах, И.С. Инвенции и симфонии для фортепиано / И.С. Бах. – М.: Музыка, 1975.
  7. Белорусский сувенир. Произведения для баяна / сост. Севрюков Н.И. – Минск, 1990.
  8. Вахромеев, В.А. Элементарная теория музыки / В.А. Вахромеев. – М.: Музыка, 1983.
  9. Волосюк, Л.К. Самостоятельная работа над музыкальным произведением в классе спец. инструмента (домра) / Л.К. Волосюк. – Мн.: Бел. гос. ун-т культуры, 1989. – 16 с.
  10. Гинзбург, Л.С. О работе над музыкальным произведением / Л.С. Гинзбург. – 4-е изд. – М.: Музыка, 1981. – 143 с.
  11. Гладков, Е. Школа игры на цимбалах / Е. Гладков. – Мн.: Беларусь, 1983. – 127 с.
  12. Горелова, Г. Музыкальные зарисовки / Г. Горелова. – Минск: Беларусь, 1995.
  13. Драгомиров, П. Учебник сольфеджио / П. Драгомиров. – М., 1996.
  14. Жинович, И. Школа игры на цимбалах / И. Жинович. – Мн., 1993.
  15. Играем на бис! Из репертуара Юрия Вострелова / сост. Вострелова Ю.А. – М.: Музыка, 2004.– 64 с.
  16. Кашпур, А.Ф. Беларускія народныя песні / А.Ф. Кашпур, К.Я. Ігнацьева, К.Я. Мядуначка. – Мінск: Четыре четверти, 2004.
  17. Кирьянов, Н. Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре / Н.Г. Кирьянов. – М., 1991.
  18. Лесная сказка. Альбом популярных вальсов для баяна и аккордеона / сост. Куликов В.П. – М.: Музыка, 2006.– 48 с.
  19. Масленкова, Л. Сокровища родных мелодий / Л. Масленкова. – Л., 1995.
  20. Педагогический репертуар по вокалу: хрестоматия / Учреждение образования «Витебский гос. ун-т им. П.М. Машерова». – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2009. - 84 с.
  21. Репертуар пианиста. – Минск: Беларусь, 1977.
  22. Специальный инструмент (баян, аккордеон): учеб. Пособие. В 2 ч. Ч.1 / сост. В.Б. Бубен, А.И. Ковалев. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2010. – 190 с.
  23. Способин, И.В. Элементарная теория музыки / И.В. Способин. – М.: Музыка, 1968.
  24. Тырманд, Э. Пьесы для фортепиано / Э. Тырманд. – Минск: Беларусь, 1974.
  25. Фортепианные миниатюры белорусских композиторов /Сост. В. Прокопцова. – Минск: Беларусь, 1996.
  26. Фридкин, Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте/ А. Фридкин. – М.: Музыка, 1967.
  27. Цыганков А. Избранные произведения для трехструнной домры (балалайки) и фортепиано / А. Цыганков. – М.: Музыка, 2013. – 164 с.
  28. Чайковский, П. Времена года. Для фортепиано / П. Чайковский. – М.: Музыка, 1989.
  29. Шнитман, Л. М. Песни для детей и юношества: Репертуарный сборник для шк. Вокальных ансамблей и солистов-вокалистов /Мозырский гос. пед. ин-т им. Н.К.Крупской / Л.М. Шнитман.- Мозырь: Мозырский гос. пед. ин-т им. Н.К.Крупской, 2000. - 83 с.
  30. Шуберт, Ф. Сочинения для фортепиано / Ф. Шуберт. – М.: Музыка, 1973.
  31. Щербак, В.М. Школа игры на балалайке / В.М. Щербак. – Мн.: Бел. гос. академия музыки, 1997. - 123 с.

 

 

С критериями оценки уровня подготовки абитуриентов на вступительном испытании по дисциплине «Творчество» для специальности «Музыкальное искусство и мировая художественная культура» можно ознакомиться здесь.