Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 
 
 
Программа профильного вступительного испытания
для получения высшего образования I ступени по дисциплине «Творчество» для специальности
«Народное творчество (инструментальная музыка)» очной (дневной) формы получения образования
в 2018 году
 
 

 

 

 

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

 

Абитуриентами специальности 1-18 01 01 «Народное творчество» (по направлениям)» (направление специальности 1-18 01 01-02 «Народное творчество (инструментальна музыка)») могут быть выпускники детских музыкальных школ, детских школ искусств, музыкальных колледжей, гуманитарных колледжей, колледжей искусств и иных учреждений общего среднего, профессионально-технического и среднего специально образования.
Цель профильного вступительного испытания по дисциплине «Творчество» – качественный отбор абитуриентов для получения высшего образования по направлению специальности 1-18 01 01-02 «Народное творчество (инструментальная музыка)» в дневной форме получения образования, направленный на выявление навыков и способностей, необходимых для профессиональной подготовки будущих специалистов.

 

Основные задачи профильного вступительного испытания по дисциплине «Творчество»:

  • определение уровня подготовки абитуриентов;
  • обеспечение объективной оценки знаний и умений абитуриентов.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФИЛЬНОМУ ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ

 

Структура профильного вступительного испытания

Профильное вступительное испытание по дисциплине «Творчество» для направления специальности 1-18 01 01-02 «Народное творчество (инструментальная музыка)» проводится два этапа:

  • 1 этап – музыкальный инструмент;
  • 2 этап – теория музыки и сольфеджио.

Каждый этап вступительного испытания оценивается по десятибальной шкале. По результатам проведения испытания абитуриенту выставляется сумма баллов, полученных им на каждом этапе.

 

Требования, предъявляемые к уровню подготовки на 1 этапе (музыкальный инструмент)

 

Данный этап включает исполнение программы на инструменте (баян, аккордеон, домра, цимбалы, балалайка, гитара и другие).

 

Для исполнителей на баяне, аккордеоне:

  1. Полифоническое произведение (прелюдия и фуга, фугетта не менее 3-х голосов).
  2. Произведение крупной формы (соната, концерт, сюита).
  3. Пьеса.

 

Для исполнителей на домре, балалайке, гитаре, цимбалах:

  1. Произведение крупной формы (соната, концерт, сюита).
  2. Обработка русской (белорусской) народной песни (либо произведение композитора эпохи барокко).
  3. Пьеса белорусского композитора.

 

Примерные программы выступлений на инструменте:

 

Баян:

  • И.С. Бах. Прелюдия и фуга d-moll, ХТК ч.1.;
  • А.Кусяков. Соната №2 ч.1;
  • Л. Малиновский. Напев и наигрыш;

 

Аккордеон:

  • Г. Мушель. Прелюдия и фуга Es-dur;
  • Ю. Шамо. Соната №3;
  • В. Малых. Токката.

 

Домра:

  • Н. Будашкин. Концерт, ч.1;
  • Русская народная песня «За окном черемуха колышется», обработка В. Городовской;
  • Г. Вагнер. Родные напевы.

 

Цимбалы:

  • В.А. Моцарт. Концерт В-dur, ч.1;
  • Белорусская народная песня «Перапёлачка», обработка Д. Каминского;
  • В. Солтан. Мелодия.

 

Балалайка:

  • Е. Кочанов. Концерт, ч.1.;
  • Русская народная песня «Погостюйте, наши гости», обработка В. Галахова;
  • В. Солтан. Думка.

 

Гитара:

  • М. Джулиани. Соната ор. 15, ч.1;
  • И.С. Бах. Прелюдия и фуга из сюиты для лютни BWB 995;
  • Е. Гридюшко. Песня осени.

 

Требования, предъявляемые к уровню подготовки на 2 этапе (теория музыки и сольфеджио)

 

Данный этап включает:

  • одноголосный музыкальный диктант;
  • определение на слух интервалов и аккордов (цепочка из восьми звеньев);
  • задания по теории музыки (построение интервалов и аккордов в тональности и от звука);
  • чтение с листа.

 

Необходимый теоретический минимум:

  1. Музыкальный звук и его свойства.
  2. Музыкальная система. Строй. Темперация.
  3. Нотное письмо. Запись высоты и длительности звука.
  4. Метр. Ритм.
  5. Размер. Виды размеров. Группировка длительностей в тактах.
  6. Темп. Агогика. Динамика.
  7. Лад. Диатонические и хроматические лады.
  8. Тональность. Взаимоотношения мажорных и минорных тональностей.
  9. Интервалы. Классификация интервалов.
  10. Интервалы в ладу.
  11. Аккорды. Классификация аккордов.
  12. Трезвучия в ладу.
  13. Хроматизм и альтерация. Хроматическая гамма.
  14. Модуляция. Родство тональностей.
  15. Секвенции. Транспозиция.
  16. Мелодия. Мелизмы.
  17. Музыкальный синтаксис.
  18. Сведения о музыкальной фактуре.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА В ПОМОЩЬ АБИТУРИЕНТУ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ

 

  1. Алексеев, Б. Систематический курс музыкального диктанта / Б. Алексеев, Д. Блюм. – М.: Музыка, 1991.
  2. Антология литературы для баяна. Ч.1-8. /сост. Ф. Липс. – Москва, 1984-91.
  3. Арчажнов, А. Курс сольфеджио / А. Арчжанов. – М., 1974. – Вып. 1.
  4. Белорусский сувенир. Произведения для баяна / сост. Севрюков Н.И. – Минск, 1990.
  5. Вахромеев, В.А. Элементарная теория музыки / В.А. Вахромеев. – М.: Музыка, 1983.
  6. Волосюк, Л.К. Самостоятельная работа над музыкальным произведением в классе специнструмента (домра) / Л.К. Волосюк. – Мн.: Бел. гос. ун-т культуры, 1989. – 16 с.
  7. Гинзбург, Л.С. О работе над музыкальным произведением / Л.С. Гинзбург. – 4-е изд. – М.: Музыка, 1981. – 143 с.
  8. Гладков, Е. Школа игры на цимбалах / Е. Гладков. – Мн.: Беларусь, 1983. – 127 с.
  9. Драгомиров, П. Учебник сольфеджио / П. Драгомиров. – М., 1996.
  10. Жинович, И. Школа игры на цимбалах / И. Жинович. – Мн., 1993.
  11. Играем на бис! Из репертуара Юрия Вострелова / сост. Вострелова Ю.А. – М.: Музыка, 2004.– 64 с.
  12. Кирьянов, Н. Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре / Н.Г. Кирьянов. – М., 1991.
  13. Лесная сказка. Альбом популярных вальсов для баяна и аккордеона / сост. Куликов В.П. – М.: Музыка, 2006.– 48 с.
  14. Масленкова, Л. Сокровища родных мелодий / Л. Масленкова. – Л., 1995.
  15. Специальный инструмент (баян, аккордеон): учеб. Пособие. В 2 ч. Ч.1 / сост. В.Б. Бубен, А.И. Ковалев. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2010. – 190 с.
  16. Способин, И.В. Элементарная теория музыки / И.В. Способин. – М.: Музыка, 1968.
  17. Фридкин, Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте/ А. Фридкин. – М.: Музыка, 1967.
  18. Цыганков А. Избранные произведения для трехструнной домры (балалайки) и фортепиано / А. Цыганков. – М.: Музыка, 2013.– 164 с.
  19. Щербак, В.М. Школа игры на балалайке / В.М. Щербак. – Мн.: Бел. гос. академия музыки, 1997. - 123 с.

 

 

С критериями оценки уровня подготовки абитуриентов на вступительном испытании по дисциплине «Творчество» для специальности «Народное творчество (инструментальная музыка)» можно ознакомиться здесь.