Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

 
Программа вступительного испытания для получения высшего образования II ступени по специальности
1-23 80 04 «Социология»
в 2018 году
 
 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа вступительного экзамена для поступающих в магистратуру по специальности 1 – 23 80 04 «Социология» составлена на основе требований государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста-социолога.
Предлагаемая программа призвана определить уровень усвоения социологических знаний испытуемым и навыков по их применению в будущей исследовательской деятельности.

 

Цель профильного вступительного испытания – выявить уровень способностей испытуемого к социологической рефлексии.

 

Вступительные испытания для поступающих в магистратуру по специальности 1 – 23 80 04 «Социология» проводятся по следующим тематическим разделам:

  • История социологии;
  • Теоретическая и отраслевая социология;
  • Методология и методы социологических исследований.

 

На вступительном испытании абитуриент должен:

 

знать:

  • теоретические основы и закономерности функционирования социологической науки, принципы соотношения методологии и методов социологического познания;
  • основные тенденция и направления развития мировой и отечественной социологии;

 

уметь:

  • уметь использовать компьютерную технологию для обработки социологической информации;
  • уметь квалифицированно анализировать современные социальные проблемы общества в рамках одной из отраслей социологии;
  • уметь разрабатывать и использовать социологический инструментарий для диагностики различных видов социальной деятельности;

 

владеть навыками:

  • владеть методологией, методикой и техникой проведения социологического исследования;
  • владеть методикой и техно¬логией создания и использования моделей прогнозирования социальных явлений;
  • владеть инновационными технологиями в практике социологической работы.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

 

1. Социологическая концепция О.Конта. Теоретические и исторические предпосылки социологической концепции О.Конта. Первый позитивизм и идея новой науки об обществе. Критика традиционной метафизики. Возникновение позитивистской социологии. Основополагающие принципы нового («позитивного») метода.
Цели и задачи научного познания по Конту. О.Конт о предмете и задачах социологии как новой науки об обществе. Социальная статика и социальная динамика. Закон трех стадий и контовская трактовка социального прогресса.
Аналогия между организмом и обществом, идея социального порядка, военного и промышленного общества. Основные элементы социальной системы: семья, ассоциация, государство. О.Конт о роли рабочего класса. Контовское учение о методах социологии. Историческое значение учения О.Конта.

 

2. Эволюционно-органическая концепция социологии Г.Спенсера. Идейно-теоретические предпосылки учения Г.Спенсера. Главные идеи социальной теории Г.Спенсера: понимание общества как организма и идея всеобщего закона эволюции.
Общество как организм: сходство и различия. Социальная интеграция и социальная дифференциация. Направленность социальной эволюции. Идея закономерного развития общества как перехода от простого к сложному. Факторы общественной эволюции. Милитаристский и индустриальный типы общества. Соотношение социальной эволюции и морального прогресса человечества.
Предмет и задачи социологии в концепции Г.Спенсера. Сравнительно-исторический метод как основа развития социологии. Социальная доктрина Г.Спенсера и идеология либерализма.

 

3. Социал-дарвинистские концепции социологии (Л.Гумплович, Г.Ратценхофер, У.Самнер, А.Смолл). Общая характеристика социал-дарвинизма. Антропологическая школа и либеральное направление в социал-дарвинизме.
Социологические идеи Л.Гумпловича. Учение Л.Гумпловича о социальных группах и расах, о развитии общества как борьбе групповых интересов.
Социологические идеи Г.Ратценхофера. Учение о первичной силе и внутреннем интересе, об основном социологическом законе. Насилие и конфликт как формы социального развития.
Социологические идеи американского социолога У.Самнера. Учение У.Самнера о социальном неравенстве и о народных обычаях как факторах общественного развития.
Социологические идеи А.Смолла. Учение А.Смолла об интересе как основном факторе развития. Классификация интересов. Проблема гармонизации общества. А.Смолл о предмете и задачах социологии.

 

4. Концепции психологического эволюционизма в социологии (У. Уорд, Ф. Гиддингс). Общая характеристика перехода социологии от биологических моделей объяснения к психологическим. Общая характеристика психологического редукционизма и его проявления.
Идеи психологического эволюционизма. Развитие Л.Уордом идей социальной эволюции на основе психических факторов. Учение Л.Уорда о природе универсальных социальных сил, обоснование психологического базиса для социологии. Природа человеческих желаний и их роль в общественной эволюции. Субъективные, объективные и социально-синтезированные факторы цивилизации. Учение Л.Уорда о «социократии». Значение работ Д.Уорда для формирования американской социологической щколы.
Социологические идеи Ф.Гиддингса. Учение Ф.Гиддингса о «родовом сознании», определение предмета и задач социологии. Идеи Ф.Гиддингса о социальной структуре к эволюции общества. Второй этап творчества Д.Гиддингса – переход к эмпирической социологии. Вклад Ф.Гиддингса в развитие американской социологии.

 

5. Итальянская школа социологии (В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс). Общая характеристика классической социологии в Италии. Социология В. Парето. Оппозиция логичных и нелогичных действий. Теория осадков (остатков). Теория дериваций. Социальная гетерогенность и циркуляция (круговорот) элит. Социально-психологическая типология социальных субъектов. Теория полиического класса Г. Моски. Понятия социального типа и юридической защиты. Главные проблемы социально-политической концепции Г. Моски. Аристократическая и демократическая тенденции в обществе. Методологические и общесоциологические взгляды Р. Михельса. Социология партий. Теория олигархизации. Историческое значение социологических идей В. Парето, Г. Моски и Р. Михельса.

 

6. Социология Э.Дюркгейма. Научные и философско-теоретические предпосылки социологии Э.Дюркгейма. Творчество Э.Дюркгейма как попытка преодоления биологизма и психологизма в социологии. «Социологизм» как философская основа социологической концепции Э.Дюркгейма. Социология как наука о социальных фактах. Основные методологические императивы социологии.
Разработка Дюркгеймом проблемы социальной солидарности и разделения труда. Применение идеи социологизма к исследованию феномена самоубийств. Работа «Самоубийство» как образец социологического исследования. Основные типы и причины совершения суицидальных актов.
Социологическая интерпретация понятия «аномия». Дефицит солидарности как основной социальный недуг современного общества.
Влияние идей Э.Дюркгейма на последующее развитие социологии. Роль ученого в становлении французской социологической школы.

 

7. Концепция понимающей социологии М.Вебера. Общая характеристика творчества М.Вебера. Веберовская трактовка предмета и метода социологии. Взгляд на общество сквозь призму его культуры («культурологический детерминизм»).
Понятие идеального типа и его значение в историко-социологическом исследовании. Социальное действие как простейший и единственно реальный факт социальной жизни. Возможность «понимания» социального действия.
Происхождение капитализма в трактовке М.Вебера. Место и роль протестантской этики в этом процессе. Теория прогрессирующей рациональности как универсальный принцип, определяющий цивилизационное развитие Запада.
Разработка М.Вебером специальных отраслей социологи. Историческое значение социологических идей М.Вебера и их влияние на современную социологию.

 

8. Интегральная социология П.А.Сорокина. Общая характеристика творчества П.А.Сорокина. Российский и американский периоды в жизни П.А.Сорокина.
Структура социологического знания. Теория социальной стратификации и мобильности. Социальное расслоение и его иерархически-субординационный характер. Общество как иерархизированное пространство социальных координат. Основные сферы стратификационного деления общества.
П.А.Сорокин о социальной и культурной динамике. Выделение трех типов культурных суперсистем. Базовые ценности, лежащие в основании типов культур, специфика конкретно-исторического воплощения ценностей.
Закон перманентных флуктуаций социокультурного развития и критика линеарно-прогрессистских теорий в социокультурной динамике.
Интегральная модель П.А.Сорокина и ее влияние на развитие социологического знания.

 

9. Чикагская школа социологии (Р. Парк, У. Томас, Ф. Знанецкий). Тенденция перехода от макротеоретических построений к изучению социальных явлений на микроуровне. Прикладные социологические исследования. Возрастание роли социологии в политической и общественной жизни Европы и США.
Перемещение центра социологических исследований в США. Чикагская школа социологии и ее вклад в развитие социологической науки.
Подготовительный период в развитии чикагской школы (1892 – 1915гг.): деятельность «большой четверки» (А.Смолл, Дж.Винсент, Ч.Хендерсон, У.Томас). Расцвет Чикагской школы (1915 – 1934 гг.). Работа У.Томаса и Ф.Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке2, ее роль в разработке качественной методологии социологических исследований.
Формирование идей социальной экологии Р.Парка и Э.Берджесса. Эволюционно-реформистский подход в социологии. Вклад представителей чикагской школы в разработку социологии города, региона, профессий, массовой коммуникации и др.
Упадок Чикагской школы. Акцентирование количественных методов. Формирование «жестких» метрических методик У.Огборна. Переход первенства в развитии социологии к Гарвардской школе.

 

10. Современная теория социального конфликта. Теоретические предпосылки концепции социального конфликта. Идеи К.Маркса и Г. Зиммеля о социальном конфликте. Возникновение теории конфликта. Творчество К. Боулдинга и Ч. Уиллса.
Представления Р. Дарендорфа об общественном порядке. Критика марксистских идей конфликта. Политизация конфликта.
Л. Козер о социальной организации общества и о природе социальных конфликтов. Идея конфликтного функционализма. Основная проблематика практического исследования конфликтов (причины, длительность, острота, последствия). Реалистический и нереа¬листический конфликты.
Современные теории конфликта и социологические подходы к разрешению кон¬фликтов. Люис Крисберг. Рэндалл Коллинз.
Попытки теоретического синтеза идей диалектической и функциональной теории конфликта.

 

11. Теории обмена (Дж. Хоманс, П. Блау). Теоретические предпосылки теорий обмена в социологии: утилитаризм А.Смита и И.Бентама, социальная антропология Б.Малиновского и Дж. Фрейзера, принципы бихевиоризма Б.Скиннера.
Критическое отношение представителей рационалистической концепции обмена к идеям дюркгеймовской социологии. Концепция социального обмена Джорджа Хоманса. Индуктивная и дедуктивная стратегии построения теории. Идея универсальной законо¬мерности человеческого поведения. Психологический редукционизм. Принципы обмена.
Концепция обмена Питера Блау. Дальнейшее развитие идей обмена. Проблема свя¬зи микро- и макроуровней анализа. Попытка синтеза идей обмена, структурного функ¬ционализма и символического интеракционизма в работах Блау.

 

12. Технократические концепции современной социологии (Дж.К. Гэлбрэйт, Д. Белл, Э. Тоффлер, М. Кастельс, И. Масуда). История становления технократических идей на Западе. Теоретико-методологические основания технократизма: абсолютизация роли научно-технического фактора в истории, рационалистическая трактовка управления обществом, элитизм, эволюционизм. Модель общества и этапы развития исторического прогресса. Сущность технологического детерминизма.
Основные этапы эволюции технократических идей. Классический технократизм (Т.Веблен), менеджеризм (Дж.Бэрнхейм), теории индустриального (Р.Арон, Дж.Гэлбрейт) и постиндустриального общества (Д.Белл, В.Феркисс. Э.Тоффлер), теории информационно-компьютерного общества (М.Кастельс, И.Масуда, Д.Нейсбит). Технократизм и современное общество.

 

13. Символический интеракционизм. Теоретические предпосылки интеракционизма. Творчество Дж.Г. Мида как основа теории символического взаимодействия индивидов в социальной среде. Структура лично¬сти в концепции Мида. Взгляды Мида на процесс социализации личности. Теория ролей.
Герберт Блумер и дальнейшее развитие символического интеракционизма. Приро¬да человеческого взаимодействия. Интерпретация структуры личности и социальной ор¬ганизации в символическом интеракционизме. Анализ форм коллективного поведения.
Значение идей символического интеракционизма для последующего развития со¬циологии (С. Лайман).
И. Гофман и драматургический подход в социологии. Теория фреймов (рамочный анализ). Исследование мира повседневной жизни людей. Проблема личности в драматур¬гическом подходе: представление себя другим, мир как театр.

 

14. Феноменологическая социология и этнометодология. Теоретические и социально-культурные предпосылки возникновения феноменоло¬гической социологии. Критика позитивистских приемов исследования в социологии.
Разработка А. Шютцем основ феноменологической социологии. Значение субъек¬тивного мира в понимании социального действия. Конструирование значений и поток опыта. Определение субъективного смысла опыта. Теоретическая разработка интерсубъ¬ективности как основы социального. Коммуникация, социальные институты, культура с точки зрения интерсубъективного анализа. Понимание природы социального в субъекти¬вистском духе. Классификация уровней "понимания".
Эволюция идей А. Шютца в более поздних направлениях феноменологической со-циологии (Э. Тириакьян, П Бергер, Т. Лукман, А. Сикурел, А.Гурвич).
Попытка перенесения методы ч социальной антропологии и этнографии на социо¬логию. Идея неосознанной коммуникации между людьми. Проблема рационального опи¬сания повседневных социальных взаимодействий. Определение предмета и задач социо¬логии. Трактовка личности в концепции Г.Гарфинкеля. Идея взаимного понимания. Кон¬цепция коренного пересмотра методологических основ социологии.

 

15. Франкфуртская школа неомарксизма (М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Г.Маркузе, Ю.Хабермас). Теоретические и философские предпосылки становления и развития идей представителей Франкфуртской школы, ее основные представители. Критика современной западной цивилизации и позитивистских теорий в работах представителей «критической социологии».
Основные идеи критической теории общества М.Хоркхаймера, Г.Маркузе. Методологические принципы «критической социологии». Идеи «диалектики просвещения» М.Хоркхаймера и Т.Адорно и их реализация в принципах новой «социологии культуры» искусства. «Негативная диалектика» Т.Адорно как систематизация бессистемного. Социологизация диалектики как стремление создать новую логику социальных наук.
Критика одномерного человека, одномерного социума и одномерной культуры Г.Маркузе. От «негативной диалектики» к политическому экстремизму.
Второе поколение теоретиков Франкфуртской школы. Юрген Хабермас – виднейший представитель среднего поколения Франкфуртской школы и его попытки объединить «жизненный мир» и структурный подход. Теория «коммуникативного действия» Ю.Хабермаса.
16. Новейшие макросоциологические концепции современности (Э.Гидденс, П.Бурдье, Н.Луман). Современная западная социология и общие тенденции развития западного общества.
Современные теории коммуникативного действия. Самореферентные системы Никласа Лумана. Понятие коммуникативной рациональности. Знание и интересы. Коррективы теорий социальной эволюции. Теория универсального прагматизма.
Пьер Бурдье и исследование проблем воспроизводства классового общества. Современная трактовка основных категорий: социальное поведение, социальное отношение, социальная структура. Социальное поле, габитус.
Теория структурации Энтони Гидденса. Понятие агента. Дуальность структуры. Попытка соединить структурный и деятельностный подходы в социологии.

 

РАЗДЕЛ 2.  ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ. ОТРАСЛЕВЫЕ СОЦИОЛОГИИ

 

17. Социология как наука, ее предмет, структура и функции. Определение социологии. Социология в системе социально-гуманитарных наук: история, социальная философия, социальная психология. Социология и другие социальные науки, изучающие отдельные сферы общественной жизни (экономика, правоведение, политология, культурология, социальная антропология и др.). Связь социологии с естественнонаучными дисциплинами. Понятийно-категориальный аппарат социологии. Понятие социального. Структура социологической науки: теоретическая социология, частные социологические теории (теории среднего уровня), эмпирические социологические исследования (прикладная социология). Функции социологии (познавательная, управленческая, организационно-технологическая, прогностическая).

 

18. Общество как объект социологического познания и основная категория социологии. Понятие общества и многообразие подходов к его определению в истории социальной мысли. Основные признаки общества. Сферы общества. Типология обществ. Общество как социальная система. Основные системные характеристики общества. Закономерности функционирования и развития общества как социально-экономической и социокультурной системы.

 

19. Социальная структура общества и ее основные компоненты. Социальная структурированность общества – его неотъемлемое качество. Сущность социальной структуры как совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаимодействий между ними.
Социальная группа как исходная «клеточка» социальной структуры. Определение Р.Мертоном социальной группы. Характерные особенности и признаки социальной группы. Введенное Ч.Кули различение первичных и вторичных групп, их специфические характеристики. Особенности реальных, экспериментальных и референтных, больших и малых групп. Своеобразие квазигрупп (аудитория, толпа, социальные круги), их социальные характеристики.
Социальные слои как составные компоненты социальной структуры общества. Сущностная характеристика социального слоя (страты).
Социальная общность – ключевой элемент социальной структуры. Типология социальных общностей (социально-стратифицированные, этно-национальные, территориальные, профессиональные и др.). Их отличительные признаки и особенности.

 

20. Социальная стратификация и социальная мобильность. Понятие социально стратификации. Основные измерения стратификации: власть, доход, образование и др. Исторические типы социальной стратификации. Теории социальной стратификации К.Маркса, М.Вебера, П.Сорокина, Р.Дарендорфа и др. Понятие «социальный класс». Концепции класса К.Маркса, М.Вебера, У.Уоренна и др.
Характерные особенности социальной мобильности как процесса изменения индивидом или группой места в социальной структуре общества, перемещение их из одного социального положение в другое, качественно от него отличное. Типология социальной мобильности (горизонтальная/вертикальная, восходящая/нисходящая, индивидуальная/групповая, межпоколенная/внутрипоколенная). Механизмы и каналы социальной мобильности.

 

21. Социальный статус и социальная роль. Понятия «социальный статус» и «социальная роль». Диалектика социальных статусов и социальных ролей в обществе. Типы социальных статусов. Статусный набор. Социальная роль. Классификация ролей (Т.Парсонс). Ролевой набор. Проблема принятия роли. Ролевое поведение и социальные ожидания как его регуляторы. Ролевые конфликты.

 

22. Социальные институты и социальные организации. Определение понятия «социальный институт». Функции социальных институтов. Типологизация социальных институтов по содержанию и направленности их деятельности.
Принципы формирования и функционирования социальных институтов: жизненная обусловленность; формоустойчивость; стабильность; функциональная направленность; социально-историческая преемственность; социальная детерминированность; исторический динамизм; прочная системная связь элементов и др. Семья как социальный институт.
Понятие «социальная организация». Типология организаций: добровольные ассоциации; производственно-хозяйственные объединения; кредитно-финансовые организации; научно-исследовательские и учебные заведения; учреждения здравоохранения; организации социального обеспечения; учреждения культуры; организации физкультуры и спорта; правоохранительные органы; организации вооруженных сил; административно-управленческие организации; акционерные общества; холдинговые компании; тотальные организации. Разработанная М.Вебером теоретическая модель идеального типа управления в организации. Влияние внутренних факторов и внешней среды на управление организацией и на ее функционирование.

 

23. Социологическое понимание личности и социализации. Человек как биосоциальная система. Человек, индивид, личность. Определение и структура личности. Социальные типы личности.
Понятие социализации. Психологический, педагогический и социологический подходы к изучению социализации. Агенты и механизмы социализации. Первичная и вторичная социализация, их особенности. Этапы, стадии и факторы социализации.

 

24. Социальные процессы и их классификация. Социальные изменения. Определение социального процесса как совокупности последовательных социальных изменений, движений, взаимодействий индивидов, социальных групп и общностей, связанных между собой структурными, причинными или функциональными зависимостями. Основные особенности социальных процессов. Типология социальных процессов (прогрессивный/регрессивный, революционный/эволюционный, линейный/нелинейный и др.). Теории циклического развития культуры и цивилизации, обоснованные Н.Я. Данилевским, О.Шпенглером, А.Тойнби, П.Сорокиным. Основные виды социальных процессов. Глобализация как специфический социальный процесс.
Сущность социальных изменений как совокупность многообразных перемен, происходящих в течение определенного времени в обществе, в его социальной структуре, в социальных общностях, группах, институтах, организациях, в социальных статусах и ролях отдельных личностей, в их взаимодействиях между собой и любыми структурными компонентами общества. Основные виды социальных изменений. Роль трансформационных инновационных социальных изменений в развитии современного общества.

 

25. Социология образования: объект, предмет, задачи, функции. Актуальные направления исследований. Социология образования как специальная социологическая теория. Объект и предмет социологии образования. Задачи социологии образования. Субъекты и объекты образовательной деятельности. Социальная динамика и изменение функций, содержания, форм образования. Развитие общества и модификация социального заказа к системе образования.
Социологические методы изучения сферы образования. Социальное прогнозирование образовательных процессов.
Актуализация социологии образования в связи со спецификой социального развития конца ХХ – начала ХХІ века. Социальный заказ нового вида: смена интереса общества к происходящему в образовательной сфере, возрастание потребности в высококвалифицированных специалистах, в информации.

 

26. Социология науки: объект, предмет, задачи, функции. Актуальные направления исследований. Генезис и сущность социологии науки как специальной социологической теории (Дж.Бернал, Р.Мертон, Т.Кун и др.). Предметная область и функции социологии науки (познавательная, концептуально-описательная, мировоззренческая, объясняющая, оценочная, прогностическая). Основные задачи социологии науки.
Особенности научной деятельности, ее творческий, инновационный характер. Наука как социальный институт, обеспечивающий функционирование научной деятельности. Сущность и основные особенности науки. Основные функции социального института науки (генерирование нового знания; истолкование в теории новых фактов и процессов; прогностическая функция; распространение полученных знаний через информационные процессы; реализация полученных новых знаний в технике и технологиях; функционирование в качестве важного компонента духовной культуры). Этос науки и его роль в развитии научной деятельности и социального института науки. Этос науки в трактовке М.Вебера и Р.Мертона. Роль науки в культурно-цивилизационном развитии современного мира.
Проблемы социологии науки в Беларуси (Е.М.Бабосов, А.Н.Данилов и др.).

 

27. Социология управления: объект, предмет, задачи, функции. Актуальные направления исследований. Природа управления. Система, порядок, цель, управление. Сознательный характер управления в социальных системах. Социология управления в историческом контексте (практический и познавательный аспекты). Причины появления и этапы развития, социальные функции и социальный характер управления, его цивилизационная роль. Управленческое решение как необходимое и всеобщее условие функционирования и развития социальной системы. Научность при разработке и принятии управленческих решений.

 

28. Экономическая социология: объект, предмет, задачи, функции. Актуальные направления исследований
Понятие, объект и предмет экономической социологии. Условия, причины и основания зарождения экономико-социологической мысли. Классический этап экономической социологии (К.Маркс, М.Вебер, Т.Веблен и др.). Основные социологические концепции западных экономических школ ХХ в. (Э.Мэйо, П.Сорокин, Т.Парсонс, Н. Смелзер, М. Грановеттер, Р.Сведберг и др.). Становление и развитие отечественной экономической социологии (А.Чаянов, Н.Бухарин, Н. Кондратьев, Т.И. Заславская, Р. Рывкина, Г.Н. Соколова, В. Радаев и др.). Проблемы и тенденции развития экономической социологии в XXI веке (Д. Белл, Ё.Масуда, Э. Тоффлер, М.Кастельс, В. Иноземцев и др.).

 

29. Социология семьи и брака: объект, предмет, задачи, функции. Актуальные направления исследований. Философско-теоретические предпосылки и предшественники появления социологии брака и семьи Этапы становления и развитие социологии брака и семьи в качестве самостоятельной социологической дисциплины Причины общественного и научного интереса к проблемам брака и Определение брака и семьи. Основные понятия структуры брачносемейных отношений: исторические формы брака и семьи.

 

30. Социология девиантного поведения: объект, предмет, задачи, функции. Актуальные направления исследований. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория, ее место в структуре социологического знания и системе общественных наук. Становление социологии девиантного поведения как специальной социологической теории. Структура, задачи, проблемы и перспективы развития девиантологии в современных условиях. Категориальный аппарат девиантологии. Соотношение и основные подходы к определению понятий «социальная норма» и «девиация». Проблема интердисциплинарности исследований девиантности. Исследования девиаций в контексте и средствами специальных социогуманитарных дисциплин: особенности дисциплинарных подходов (антропологический, культурологический, социологический, психологический, правовой, лингвистический и др.). Классификация и функции исследований проблем девиаций.

 

РАЗДЕЛ 3. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

31. Понятие социологического исследования. Социологическое исследование (СИ) как система теоретических и эмпирических процедур, которые позволяют получить новые знания об изучаемом объекте. Функции и классификация СИ. Социальный мониторинг как специфический вид повторного исследования и его составляющие (социологический и статистический мониторинг).
Характеристики процесса СИ. Соответствие системы СИ методологическим требованиям. Понятие метода, техники, методики и методологии.
Основные требования, предъявляемые к социологу. Профессиональная этика социолога. Требования, предъявляемые к социологической информации.
Структура социологических исследовательских коллективов. Основные и вспомогательные подразделения.

 

32. Программирование социологического исследования. Программа как проект исследования и модель деятельности социолога. Логика построения программы. Общие требования к программе СИ. Построение программы. Функции программы. Структура программы. Методологический раздел и его составляющие. Методико-процедурный раздел и его элементы.
Зависимость формы программной деятельности социолога от вида исследования и сроков его проведения. Методологические и практические советы по программированию разных видов исследования.

 

33. Выборочный метод в социологическом исследовании. Выборочный метод как возможность сократить временные и материальные затраты на проведение исследования и повысить достоверность результатов. Понятие генеральной совокупности. Классификация генеральных совокупностей.
Понятие выборочной совокупности. Этапы формирования выборки. Выбор типа и объема выборки. Репрезентативность выборки. Виды выборок: вероятностные (случайные) и целенаправленные (неслучайные, по усмотрению, качественные). Достоинства и недостатки случайных и неслучайных выборок. Ошибки выборок. Процедура формирования выборки. Одноступенчатые (простые) и многоступенчатые (сложные) выборки. Комбинированные выборки с применением различных видов и методов отбора. Стратегии отбора респондентов на последнем этапе выборки. Маршрутная выборка. Ремонт и перевзвешивание выборки.

 

34. Опрос как метод сбора социологической информации. История возникновения и развития массовых опросов. Демоскопия как инструмент изучения общественного мнения. Преимущества и недостатки опроса, возможности и ограничения в применении.
Виды опросов. Особенности построения выборки при проведении опросов. Условия обеспечения надежности, достоверности, репрезентативности информации.

 

35. Анкетный опрос. Анкетный опрос как метод сбора социологической информации. Особенности анкетного опроса. Возможности и условия применения анкетного опроса. Основные нормативные требования к использованию метода.
Критерии классификации и типологизации анкетных опросов. Характеристика видов анкетного опроса и технологии их организации и проведения.
Этапы и процедуры опроса. Программирование исследовательских работ. Пилотаж инструментария. Подбор, подготовка, инструктаж анкетеров. Опросная сеть: структура, функции. Организация работы опросной сети. Контроль хода анкетного опроса. Ошибки, трудности в проведении анкетных опросов.

 

36. Анкета как вид социологического инструментария. Классификация вопросов анкеты. Основные требования к инструментарию анкетного опроса. Структура анкеты. Понятие верстки анкеты. Логическая и типографская верстка анкеты. Эффекты искажения (эффект излучения, эффект размещения). Правила верстки анкеты. Проектирование блоков вопросов. Требования к типографскому оформлению анкеты. Критерии качества инструментария (объективность, надежность, валидность).
Функции вопросов в социологических исследованиях. Классификационно-видовая матрица социологических вопросов. Использование различных видов вопросов в социологических исследованиях. Требования к формулировке, конструированию и дизайну вопросов.

 

37. Интервью как метод сбора социологической информации. Социологическое интервью: основное назначение и область применения. Нормативные требования к использованию социологического интервью. Особенности социологического интервью, преимущества и недостатки метода интервью.
Инструментарий социологического интервью: структура, особенности построения. Дизайн и формат бланка интервью. Классификационно-видовая матрица интервью. Характеристика видов интервью; особенности их организации, проведения и использования в социологических исследованиях.
Условия проведения интервью. Требования к условиям проведения социологического интервью. Технические приемы интервью. Эффект интервьюера. Требования к интервьюеру. Правила интервью. Этапы интервью. Контроль хода интервью. Регистрация результатов интервью. Отбор и подготовка интервьюеров. Ошибки и трудности при проведении интервью. Инструктаж интервьюеров. Качества и умения интервьюера, правила его поведения на объекте.

 

38. Экспертный опрос. Назначение, область применения, нормативные требования к использованию экспертного опроса. Особенности, преимущества, недостатки экспертного опроса. Выборка при проведении экспертного опроса. Эвристический характер результатов экспертного опроса.
Особенности использования различных видов экспертных опросов в социологических исследованиях. Практика и перспективы применения экспертного опроса в социологическом исследовании. Подбор экспертов в экспертные группы. Формирование экспертных групп. Требования к эксперту. Способы оценки компетентности эксперта. Расчет надежности эксперта. Требования к условиям проведения экспертного опроса. Этапы процедуры экспертного опроса. Обязанности социолога по организации опроса экспертов. Требования к модератору при проведении «мозговых атак» и круглых столов с экспертами. Условия проведения опроса экспертов. Регистрация результатов экспертного опроса.

 

39. Социометрический опрос. Понятие и особенности социометрического опроса как социально-психологической процедуры. Назначение, область применения, исследовательские цели социометрической процедуры.
Критерии социометрического выбора: виды и требования к ним. Инструментарий социометрического опроса (социометрическая карточка) и его структура.
Формы проведения социометрического опроса. Этапы процедуры проведения социометрического опроса. Методы интерпретации данных социометрического теста: графические (социограммы) и количественные (индексы).
Использование результатов социометрических опросов в системе управления.

 

40. Изучение и анализ документов как метод сбора социологической информации. Основное назначение метода, область применения в социологических исследованиях, ограничения в использовании. Документ как объект анализа. Предмет изучения и анализа документов. Основные нормативные требования к применению изучения и анализа документов в социологическом исследовании.
Виды изучения и анализа документов в социологическом исследовании. Роль документов в социологическом познании. Соотношение понятий «документ» и «социологический документ». Виды документов и специфика работы с ними.
Качественный анализ документов. Этапы изучения документов (внутренний и внешний анализ). Виды интерпретации содержания текста документа: когнитивная, оценочная, знаково-системная, речевая. Методики изучения содержания текста документа: жанровая, нарративная, социально-ролевая и др. Правила работы с документами.
Применение контент-анализа документов в социологических исследованиях. Система индикаторов применения контент-анализа документов. Категории контент-анализа документов и требования к ним. Смысловые единицы. Единицы анализа. Контекстуальные единицы. Единицы счета. Модальность материалов. Выборка при проведении контент-анализа документов. Таблица контент-анализа. Составление кодировальной матрицы и инструкции кодировщику. Правила кодировки. Процедура подсчета при проведении контент-анализа (общая и специальная). Типичные ошибки анализа документов в социологических исследованиях. Современные направления изучения и использования контент-анализа документов.

 

41. Наблюдение как метод сбора социологической информации. Основное назначение, нормативные требования и ограничения в применении метода. Достоинства и недостатки метода. Единицы наблюдения. Категории наблюдения. Условия наблюдения. Понятийно-концептуальная схема наблюдения.
Классификация и характеристика видов наблюдения. Обоснование выбора видов наблюдения. Технология организации и проведения различных видов наблюдения. Этапы и процедуры метода наблюдения. Отбор наблюдателей. Проектирование документов наблюдения и составление инструментария наблюдения (дневник, протокол, карточка наблюдения). Правила проведения наблюдения. Требования к процедуре фиксации данных. Документы наблюдения. Контроль хода социологического наблюдения и его результатов.

 

42. Эксперимент как метод сбора социологической информации. Эксперимент как метод сбора социологической информации. Назначение и область применения, нормативные требования, ограничения в применении. Предмет и объект эксперимента. Экспериментальная ситуация. Переменные эксперимента: независимая, зависимая, контролируемая. Экспериментальный фактор. Логическая структура эксперимента.
Классификационно-видовая матрица эксперимента. Характеристика видов эксперимента. Обоснование выбора вида эксперимента в социологическом исследовании.
Понятие «социальный эксперимент», его структура и виды. Границы применения социального эксперимента. Измерение переменных в ходе эксперимента. Контроль за ходом эксперимента. Критерии доказательства гипотез эксперимента.
Этапы и процедуры эксперимента. Конструирование инструментария эксперимента. Требования к созданию экспериментальной ситуации и проведению инструктажа участников эксперимента. Регистрация информации в ходе эксперимента. Измерение переменных в ходе эксперимента, контроль за ходом эксперимента. Социально-психологические механизмы выхода из экспериментальной ситуации. Критерии доказательства гипотез в эксперименте. Ошибки и трудности применения эксперимента в социологическом исследовании.

 

43. Многомерный статистический анализ данных. Цели и задачи многомерного статистического анализа данных. Атрибутивные и реляционные данные в социологическом исследовании. Концептуальная схема статистического анализа данных. Параллельное и последовательное применение методов статистического анализа.
Структура связей между атрибутивными переменными: матрица корреляций. Корреляционные связи между переменными. Причинные связи: зависимые и независимые переменные. Элементы теории графов: вершины, дуги, ребра. Графический анализ структуры связей между переменными.
Введение в анализ социальных сетей: социометрический подход. Данные социометрического опроса. Социоматрица. Графическое представление социометрических данных: социограмма. Социометрические индексы: индивидуальные и групповые.

 

44. Многомерное шкалирование и анализ соответствий. Метод многомерного шкалирования. Многомерное шкалирование объектов. Многомерное шкалирование переменных. Расстояние между переменными. Метод совместного анализа. Представление результатов многомерного шкалирования и совместного анализа.




РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

По разделу 1. История социологии

  1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
  2. Бауман 3. Мыслить социологически. М., 2006.
  3. Бауман 3.Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004.
  4. Гидденс А. Социология. М., 2011.
  5. Гидденс Э. Последствия модернити // Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.
  6. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология. Учебное пособие для вузов. СПб., 2003.
  7. Давыдов Ю.Н. и др. Новое и старое в теоретической социологии. М., 2003.
  8. Зборовский Г.Е. История социологии: Учебник. М., 2008.
  9. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов / Отв. редак¬тор Г.В. Осипов. М., 1999.
  10. История социологии: Учебное пособие / Под общей редакцией А.Н. Елсукова и др. - 2-е изд., перераб. и доп. Мн., 1997.
  11. История теоретической социологии в 4-х т. М., 1997.
  12. Кравченко А.И. История зарубежной социологии. М., 2005.
  13. Кравченко С, Мнацаканян М, Покровский Н. Социология: Парадигмы и темы. 2-е изд. М., 1998.
  14. Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000.
  15. Монсон. Пер. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. Спб., 1992.
  16. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.
  17. Романовский Н.В. Три подхода к будущему социологии // Социологические исследования. 2005. № 3. С.3-12.
  18. Титаренко Л.Г. Современные тенденции развития социологии // Социология. 2004. №2. С. 18-23.
  19. Штомпка П. Социология. М., 2005.
  20. Штомпка П.Теоретическая социология и социологическое воображение // Социо-логические исследования. 2005. № 10. С.64-72.

 

Хрестоматии

  1. Американская социологическая мысль: Тексты. / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1996.
  2. Зарубежная социология XX века: Хрестоматия. Тексты / Отв. ред. В.Г. Городяненко. Днепропетровск, 2001.
  3. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия: для студентов вузов. Екатеринбург. 1998.
  4. Соколова Г., Титаренко Л. Современная западная социология. Хрестоматия. Учебное пособие. Минск, 2008.
  5. Теоретическая социология. Антология. В 2 т. М., 2002.

 

По разделу 2. Теоретическая социология. Отраслевые социологии

  1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
  2. Громов И.А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная социология. СПб., 1997.
  3. История теоретической социологии: В 5 т. Т.1 /Отв. ред. и сост. Ю.Н.Давыдов. М, 1995.
  4. Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии / Под ред. А.О.Бороноева. СПб., 1994.
  5. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия: от М.Вебера к Ю. Хабермасу, от Г. Зиммеля к постмодернизму / Ю.Н.Давыдов и др. М., 1994.
  6. Очерки по истории теоретической социологии XIX - начала XX вв. /Ю.Н.Давыдов и др. М, 1994.
  7. Смелзер Н. Социология. М., 1994. Гл.З.
  8. Фролов С.С. Основы социологии. М, 1997. Гл. 1, 2.
  9. Шпакова Р. П. М.Вебер о проблеме ценностей в социальном познании //Проблемы теоретической социологии / Под ред. А.О. Бороноева. СПб., 1994.
  10. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М, 1969.

 

 

По разделу III. Методология и методы социологического исследования

  1. Андреенков В.Г., Крыштановский А.О. Процесс обработки данных анкетных опросов. – М., 1986.
  2. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М. 2009.
  3. Белановский С. Метод фокус-групп. М.: Магистр, 1996.
  4. Белановский С.А. Метод глубинного интервью, М, 1997.
  5. Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ. Под ред. В.Воронкова и Е. Здравомысловой. С.Петербург, 1997.
  6. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. – М.: Высшая школа, 1989.
  7. Ельмеев В.Я. Социологический метод: теория, онтология, логика. – СПб, 1995.
  8. Как провести социологическое исследование / под ред. М.К.Горшкова, Ф.Э. Шереги. – М.: Политиздат, 1990.
  9. Козлов Д.Ф. Структура социологического исследования. – М., 1984.
  10. Козлова Н. Опыт социологического чтения «человеческих документов», или Размышления о значимости методологической рефлексии // Социологические исследования. 2000. № 9. С. 22-32.
  11. Методы сбора информации в социологических исследованиях. В 2-х кн. – М.: Наука, 1990.
  12. Новикова С.С. Введение в прикладную социологию. Анкетирование. – М., 2000.
  13. Ньюман Л. Анализ качественных данных // Социологические исследования. 1998. № 12.
  14. Ньюман Л. Полевое исследование // Социологические исследования. 1999. №4. С. 110-121.
  15. Овсянников В.Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. – Л., 1989.
  16. Основы прикладной социологии / Под ред. Ф.Э. Шереги и М.К.Горшкова. – М., 1996.
  17. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М., 2008.

 

 

С критериями оценки уровня подготовки абитуриента на вступительном испытании по специальности «Социология» можно ознакомиться здесь.