Информационно-справочная служба "Абитуриент"

Информационно- справочная служба "Абитуриент"

Проведение ЦТ и ЦЭ
Тел. +375 (152) 39-58-76
Проведение вступительной кампании
Тел. +375 (152) 67-01-01 (многоканальный)
МТС +375 (33) 35 44 500
Life +375 (25) 77 44 500
Онлайн-консультация
Чат Цифрового кабинета абитуриента

Время работы
Рабочие дни с 9.00 до 18.00

magisterMagistr (лат.) - "наставник", "учитель", "руководитель". В русском переводе - "мастер своего дела".

В Древнем Риме "магистр" - это важное должностное лицо, соответствующее более пятидесяти должностям.

В Византии "магистр" - это высший титул служебной знати.

В средние века "магистр" - это особое звание, которое носил учитель "семи свободных искусств".

Маги́стр (от лат. magister — наставник, учитель) — академическая степень, квалификация (в некоторых странах — начальная учёная степень), приобретаемая студентом после окончания магистратуры (освоения специальной программы обучения).

Магистерская степень зародилась в недрах средневековых европейских университетов в ХП-ХШ веках, когда выкристаллизовывалась их структура. Термины «Doctor», «Professor», «Magister» сначала не различались в употреблении и использовались для обозначения преподавательского состава первых университетов. Преподаватели, стремясь защитить свои права, объединялись в гильдию, и именно ее члены могли преподавать в данном университете. Таким образом, диплом магистра или доктора был пропуском в гильдию преподавателей. Уже в те времена присуждение магистерской степени осуществлялось по результатам сдачи экзаменов и защиты диссертации. Система, при которой степень магистра предшествует на иерархической образовательной лестнице степени доктора, сложилась в XV-XVII веках. В средневековом университете существовали следующие степени: бакалавр, лиценциат и магистр. В 1240 году магистры получили право избирать ректора.

В современной англо-американской системе высшего образования "магистр" занимает промежуточное положение между "бакалавром" и "доктором наук".

В российском высшем образовании степень магистра появилась в 1803 году, когда императорским указом были введены ученые степени канди¬дата, магистра и доктора наук.

Российский магистр, однако, лишь по названию, но не по сути, соответствовал своему европейскому собрату. Лица, получившие эту степень, имели право заведовать кафедрой.

Магистр занимал промежуточное положение между кандидатом (лицо, закончившее университет с отличием) и доктором.

«Положение о производстве в ученые степени» 1819 года выделяло четыре степени в университетском образовании:

  1. действительный студент (степень присваивалась всем, успешно окончившим университет);
  2. кандидат (им становились выпускники с дипломом первой степени и выполнившие специальную работу — кандидатскую диссертацию, соответствующую современной дипломной работе);
  3. магистр (для получения этой степени было необходимо сдать специальные магистерские экзамены и защитить магистерскую диссертацию, соответствующую современной кандидатской диссертации);
  4. доктор (эта степень присуждалась исследователям, защитившим после магистерской также докторскую диссертацию).

Право «давать учёные степени или достоинства» предоставлялось пяти университетам: Московскому, Дерптскому (Юрьевский, позднее Тартуский), Казанскому и Харьковскому, а также руководствовавшемуся отдельным уставом Виленскому университету. Позднее право присуждать учёные степени получили университеты в Варшаве, Киеве, Санкт-Петербурге.

20 января 1819 года императорским указом было принято «Положение о производстве в ученые степени», унифицировавшее систему учёных степеней и требования к ним в заведениях, подведомственных Департаменту народного просвещения.

Присуждение учёной степени магистра осуществлялось после сдачи магистерского экзамена (состоявшего из устной и письменной частей) и защиты диссертации на собрании университетского факультета; в некоторых случаях требовалась также публичная лекция. Подготовка к магистерскому экзамену занимала до 4 лет, известны лишь единичные случаи подготовки к такому экзамену за 2 года. Таким образом, дореволюционный магистр может быть приблизительно приравнен к современному кандидату наук. Исключением являлась присваиваемая духовными академиями степень магистра богословия, которая, как и степень кандидата богословия, присваивалась без защиты диссертации, только по результатам обучения в духовной академии (для получения степени доктора богословия защита диссертации была необходима). Присуждение степени магистра утверждалось министром духовных дел и народного просвещения.

Требования к российской учёной степени магистра примерно соответствовали степени «доктор философии» в странах Европы того времени. Так, учёная степень доктора философии, полученная в университетах этих стран, приравнивалась к степени магистра, причём лишь после соответствующей аттестации в университете. В 1884 году в большинстве высших учебных заведений России отменяется кандидатская степень и утверждается система «магистр — доктор».

После революции ученые степени были ликвидированы, а когда в 1932 году их решили ввести вновь, речь шла уже только о кандидате и докторе наук. История введения двухступенчатой системы высшего образования в Республике Беларусь началась в 1994 году, когда приказом Министерства образования было утверждено Положение о многоуровневой системе высшего образования, которое вернуло в белорусскую образовательную действительность степень магистра, хотя не в ее прежнем, дореволюционном, а в новом — европейском понимании.

Ключевым шагом в осознании важности перехода на двухуровневую систему высшего образования стало решение о присоединении к Болонскому процессу. 19 июня 1999 года министры, отвечающие за высшее образование в 29 странах Европы, подписали Болонскую декларацию. Они сформулировали ряд общих целей, направленных на создание единого Европейского пространства высшего образования. 19 сентября 2003 года на Берлинском коммюнике «Формирование общеевропейского пространства высшего образования» министры 33 европейских стран, в том числе и Республики Беларусь, подписали Болонскую декларацию. Это решение закрепило за Республикой Беларусь статус полноправного члена европейского образовательного сообщества. Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения». Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени – легко сопоставимыми. Это, в свою очередь, напрямую связано с введением в вузах кредитно- модульной системы обучения и выдачей специального Приложения к диплому.

В соответствии со статьёй 202 Кодекса Республики Беларусь об образовании на II ступени высшего образования (магистратуре) обеспечиваются углубленная подготовка специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы с присвоением степени магистра, реализуется образовательная программа высшего образования II ступени, формирующая знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающая получение степени магистра, и образовательная программа высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающая получение степени магистра.

Высшее образование II ступени дает право на продолжение образования на уровне послевузовского образования и на трудоустройство по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации.

В этой связи с 2012 года, наряду с традиционными «академическими» программами подготовки магистров, начато проектирование программ так называемой «практико-ориентированной» или «профессиональной» магистратуры, которая обеспечит подготовку высококвалифицированных специалистов, ориентированных не столько на научно-исследовательскую и научно-педагогическую, сколько на проектную, опытно- и проектно-конструкторскую, технологическую, методическую и управленческую деятельность.

Магистр - это широко эрудированный специалист, владеющий методологией научного творчества, современными информационными технологиями, подготовленный к исследовательской, консультационной, аналитической деятельности.

Магистр за рубежом

Существуют разные степени магистра ( Master) в Западной Европе и США, например:

  • Master of Arts, M.A. (Магистр искусств) присуждается в гуманитарных областях знания
  • Master of Science, M.Sc. (Магистр наук) присуждается в точных и естественных науках
  • Master of Business Administration, MBA (Магистр делового администрирования)
  • Legum Magister (Master of Laws), LL.M (Магистр права)
  • Master of Public Administration, MPA (Магистр государственного управления)
  • Master of Engineering, M.Eng. (Магистр технических наук)

По материалам http://www.ibs-m.ru/programs/magistratura/magistratura-history/.