Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

 
 
Программа вступительного испытания для получения высшего образования I ступени
по дисциплине «Основы психологии» 
для направления специальности 
1-86 01 01-03 «Социальная работа (социально-реабилитационная деятельность)» (заочная сокращенная форма получения образования)
в 2017 году
 
 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа профильного вступительного испытания по дисциплине «Основы психологии» подготовлена для специальности 1-860101-03 «Социальная работа (Социально-реабилитационная деятельность)» заочной сокращённой формы получения высшего образования I ступени. Программа разработана по дисциплине «Медицинская психология» для медицинских колледжей по специальности 2-79.01.31 «Сестринское дело», Минск, 2004 г., «Медицинская психология, этика и деонтология», Минск, 2014г. по профилю «Здравоохранение» и предназначена для выпускников медицинских колледжей по специальности «Сестринское дело».

 

Цель профильного вступительного испытания: контроль и оценка знаний, необходимых абитуриентам для успешного прохождения вступительного испытания.

 

Задачи профильного вступительного испытания:

  • качественный отбор абитуриентов;
  • объективная оценка знаний, умений, навыков в соответствии с содержанием программы вступительного испытания и критериями оценки уровня подготовки абитуриентов.

 

Общие указания по проведению профильного вступительного испытания:

  • вступительное испытание по дисциплине «Основы психологии» проводится в форме устного экзамена в соответствии с положением приёмной комиссии о проведении вступительных испытаний;
  • программа вступительного испытания предполагает оценку сформированности минимального базового уровня подготовки абитуриента;
  • в билет включаются 2 вопроса;
  • оценка уровня подготовки абитуриента проводится в соответствии с критериями, утвержденными ректором университета;
  • содержание программы включает сведения по основным разделам дисциплины «Основы психологии» и рекомендуемую литературу.

 

Минимальный базовый уровень подготовки абитуриента:

 

На вступительном испытании абитуриент должен

 

знать:

  • содержание основных понятий разделов дисциплины;
  • особенности проведения психологического исследования.

уметь:

  • ориентироваться в психологических теориях, концепциях и направлениях развития психологической науки;
  • оценивать особенности межличностных отношений;
  • использовать психологический инструментарий в постановке и решении профессионально-психологических задач.

владеть навыками:

  • использования научной психологической терминологии;
  • преодоления барьеров в педагогическом общении и использования приемов разрешения конфликтов.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

Раздел 1. Психология в системе научного знания. Предмет, задачи и методы психологии

Психология в системе научного знания. Развитие психологии как науки. Содержание понятия «психология». Житейское и научное понимание психических явлений. Сравнительная характеристика житейских и научных психологических знаний.
Отрасли психологии: общая психология, возрастная психология, психология развития, педагогическая психология, социальная психология и др. Связь психологии с другими науками. Определение психологии. Предмет, задачи и принципы психологии. Общая структура психики человека. Психические процессы, психические состояния и психические свойства.
Роль психологии, психологической культуры в развитии личности, самопознании и самовоспитании человека. Психология и здоровье человека.
Методы психологических исследований. Метод наблюдения, его виды. Самонаблюдение и его значение в научном исследовании и жизни человека.
Объективное наблюдение. Включенное наблюдение. Программы наблюдения. Экспериментальные методы в психологии, их характеристика. Методы психологического воздействия.

 

Раздел 2. Психика и сознание

Понятие о психике человека. Отражение в неживой и живой природе. Функции психики. Стадии и уровни развития психики. Раздражимость, чувствительность, инстинктивное поведение, рассудочное поведение животных. Проблема биологического и социального в природе человека. Биологические предпосылки психических функций человека. Роль организации и строения нервной системы в психической регуляции. Психофизиологические механизмы приёма и обработки информации.
Сознание как высшая форма отражения внешних и внутренних явлений. Понятие о сознании и самосознании. Условия возникновения и развития сознания человека. Структура сознания. Сознание и бессознательное. Сознание и деятельность. Определение и характеристика деятельности. Общая структура деятельности и поведения: потребности, мотивы, цели, действия.

 

Раздел 3. Психические познавательные процессы

Психическое как субъективное отражение объективного мира и внутренних состояний. Сущность психических познавательных процессов. Структура приёма и обработки информации. Понятие ощущения. Процесс возникновения ощущений. Рефлекторный характер ощущений. Анализаторы и их строение. Характеристика видов ощущений. Пороги ощущений. Адаптация. Взаимодействие ощущений. Развитие ощущений.
Восприятие. Понятие о восприятии. Связь восприятия с другими познавательными процессами. Виды восприятия, их характеристика. Основные свойства восприятия: избирательность, апперцепция, предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность. Иллюзии восприятия. Перцептивная деятельность.
Внимание. Внимание и его функции. Физиологические основы внимания. Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности человека. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное, внешнее и внутреннее. Интересы личности и внимание. Основные свойства внимания: объём, концентрация (сосредоточенность), устойчивость, распределение, переключение. Зависимость устойчивости внимания от значимости объекта для личности и интереса к деятельности. Рассеянность, её виды. Воспитание и самовоспитание внимания. Значение внимания в деятельности человека.
Память. Сущность памяти как познавательного процесса, её роль в познавательной деятельности человека. Память и личность. Функции памяти. Виды памяти. Характеристика видов памяти: образная, двигательная, эмоциональная, словесно-логическая; произвольная и непроизвольная; кратковременная, оперативная, долговременная; механическая, логическая. Процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение, узнавание, припоминание. Условия и приёмы рационального запоминания.
Понятие представления. Функции и виды представлений. Роль представлений, ассоциаций, смысловых связей в работе памяти.
Мышление. Понятие мышления. Мышление как высшая форма познавательной деятельности личности. Взаимосвязь мышления с ощущениями, восприятием, памятью. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое (абстрактное), репродуктивное и творческое, теоретическое и практическое. Проблемность мышления. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование, конкретизация. Основные формы мышления: понятия, суждения, умозаключения (индуктивные и дедуктивные). Качества ума.
Понятие речи. Связь мышления и речи. Речь как процесс общения и мышления. Язык как средство общения и мышления. Виды речи и их основные характеристики.
Воображение. Понятие воображения. Характеристика видов воображения: пассивное и активное, репродуктивное (воссоздающее), антиципирующее и творческое. Мечта как особый вид воображения. Индивидуальные различия воображения людей. Механизмы воображения: агглютинация, гиперболизация, акцентирование, схематизация, типизация.

 

Раздел 4. Эмоционально-волевая сфера личности. Психические состояния личности

Эмоции и чувства. Общее понятие об эмоции как психическом процессе. Значение эмоций в жизни человека. Функции эмоций: защитная, мобилизующая, компенсаторная, сигнальная, подкрепляющая, их характеристика. Психологическая структура эмоций. Классификация эмоций: положительные, отрицательные, неопределённые, амбивалентные, стенические и астенические. Понятие о чувствах. Виды высших чувств: моральные, интеллектуальные, эстетические.
Воля. Понятие воли. Роль воли в жизни человека. Взаимосвязь воли с другими сторонами психики. Функции воли. Механизмы волевой регуляции. Этапы сложного волевого действия: осознание цели, борьба мотивов, выбор способа действия, принятие решения, исполнение. Волевая регуляция поведения человека и волевые качества личности: целеустремлённость, самостоятельность, дисциплинированность, выдержка, мужество, смелость. Развитие воли у человека.
Психические состояния. Взаимосвязь психических состояний и поведения человека. Эмоциональные состояния и их виды: настроение, аффект, страсть. Понятие функционального состояния. Функциональные состояния: сон-бодрствование, работоспособность, стресс, фрустрация, сенсорная депривация.

 

Раздел 5. Понятие личности в психологии. Психические свойства личности

Понятие о личности. Психологическая характеристика личности. Сущность понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Подходы в изучении личности в психологии. Основные положения современных теорий личности в зарубежной и отечественной психологии: психоанализ (З.Фрейд), бихевиоризм (Д. Уотсон), гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс), деятельностная теория личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), культурно-историческая концепция (Л.С. Выготский). Личность как системное качество, приобретаемое человеком в предметной деятельности и общении. Личность как совокупность общественных отношений. Личность как субъект деятельности. Основные параметры личности: активность, единство, устойчивость. Понятие о самосознании и «Я-концепции». Самосознание личности – совокупность представлений человека о себе, выражающихся в Я-концепции и оценка этих представлений – самооценка. Структура самосознания: когнитивный компонент, эмоционально-ценностное отношение к себе, поведенческий компонент. Сущность Я-концепции. Возрастная динамика Я-концепции. Изменения Образа-Я в процессе взросления. Самооценка и уровень притязаний. Виды самооценки: адекватная, неадекватные завышенная и заниженная, устойчивая и неустойчивая. Источники формирования самооценки.
Темперамент. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента (по И.П. Павлову): сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Основные свойства темперамента: сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, пластичность, ригидность, темп реакций, экстраверсия и интроверсия. Характеристика типов темперамента: сангвинического, холерического, флегматического, меланхолического. Темперамент и личность. Темперамент и деятельность. Учёт темперамента в деятельности человека. Связь типов темперамента с социальными аспектами жизнедеятельности.
Характер. Понятие о характере. Характер и темперамент. Свойства и физиологические основы характера. Структура характера. Проявление в структуре характера темперамента, воли, убеждений, чувств и эмоций. Черты характера. Проявление характера в системе отношений. Индивидуальные особенности черт характера. Типичное и индивидуальное в характере. Черты характера и их классификация. Понятие об акцентуациях характера.
Способности. Понятие и определение способностей. Происхождение способностей. Способности и задатки. Многозначность задатков. Виды способностей: общие и специальные. Понятие одарённости, таланта, гениальности. Развитие способностей. Способности и личность.
Социально обусловленные качества личности. Характеристика направленности личности. Потребности и мотивы, их классификация. Цели, их виды. Установки, ценностные ориентации и отношения. Интересы и склонности. Убеждения, идеалы, мировоззрение.

 

Раздел 6. Психология межличностного взаимодействия

Взаимодействие, межличностные отношения, общение. Понятие о межличностных отношениях. Условия формирования межличностных отношений. Динамика развития межличностных отношений. Особенности личности, влияющие на развитие межличностных отношений. Эмпатия как основной механизм развития межличностных отношений.
Психология межличностных отношений. Понятие о группах и коллективах. Основные характеристики коллектива: сплочённость, ценностно-ориентационное единство. Факторы, определяющие психологический климат в группе. Различные основания классификации видов групп. Дифференциация в группах.
Понятие об общении. Общение как основная форма межличностных отношений. Функции общения. Характеристика структурных компонентов общения: коммуникативного, интерактивного, перцептивного. Виды общения. Средства общения. Вербальные и невербальные средства общения. Основные механизмы понимания человека человеком: идентификация, эмпатия, рефлексия. Роль установки в познании людьми друг друга. «Эффект ореола», «эффект бумеранга», «эффект края», «эффект контраста».

 

Раздел 7. Конфликт. Причины возникновения конфликтов. Поведение в конфликтной ситуации

Понятие конфликта. Виды, психологические закономерности, механизмы и причины возникновения и развития конфликта. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях: приспособление, соперничество (доминирование), компромисс, сотрудничество. Барьеры общения (моральные и психологические).
Принципы бесконфликтного общения. Разрешение конфликтных ситуаций.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Абрамова, Г.С., Юдчиц ЮА. Психология в медицине: учеб. пособие / Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. - М., ЛПА «Кафедра-М», 1998.
  2. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Н.А. Березовин, В.Т. Чепиков, М.И. Чеховских. – 3-е изд., стер. – Минск: Новое знание; М.: ИНФРАМ, 2011.
  3. Больший психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2004.
  4. Бороздина, Г.В. Основы психологии и педагогики / Г.В. Бороздина. Минск: БГЭУ, 2004.
  5. Вайнштейн, В.А., Поликарпов, В.А., Фурманов, И.А. Общая психология / В.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов. - Минск: Современная школа, 2009.
  6. Введение в психологию / под ред. А.В. Петровского. – М., 1995.
  7. Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М., 2000.
  8. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., 1996.
  9. Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2 т. / Ж. Годфруа. - М., 1992.
  10. Изард, К.Э. Эмоции человека / К.Э. Изард. - М., 1980.
  11. Казанская, В.Г. Психология и педагогика. Краткий курс / В.Г. Казанская.  - Санкт-Петербург: Питер, 2008.
  12. Кирпиченко, А.А., Ладик, В.В., Пашков, А.А. Основы медицинской психологии и коммуникации: учеб. пособие / А.А. Кирпиченко, В.В. Ладик, А.А. Пашков. - Минск: Вышэйшая школа, 2004.
  13. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы / В.М. Козубовский. - Минск, 2005.
  14. Конспект лекций по общей психологии: в 2ч. / под общ. ред. М.А. Дыгуна. - Мозырь, 2005.
  15. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.; 2001.
  16. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. - М., 1984.
  17. Общая психология / под ред. В.В. Богословского и др. - М., 1981.
  18. Петровский, А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М., 2000.
  19. Полянцева, О.И. Психология: учеб. пособие / О.И. Полянцева. - Ростов н / Д «Феникс», 2002.
  20. Психология / под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.
  21. Психология / под ред. А.А. Крылова. - М., 2000.
  22. Психология / под ред. Е.И. Рогова. - М., 1995.
  23. Психология: тексты лекций / под ред. А.М. Гадзилия [и др.]. - Минск, 1998.
  24. Рабочая тетрадь по возрастной и педагогической психологии / под ред. М.А. Дыгуна. - Минск, 2005.
  25. Рабочая тетрадь по общей психологии / под ред. М.А. Дыгуна. - Минск, 2006.
  26. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 1999.
  27. Хрестоматия по психологии / сост. В.В. Мироненко. - М., 1987.

 

 

С критериями оценки уровня подготовки абитуриентов на вступительном испытании по дисциплине «Основы психологии» можно ознакомиться здесь.