Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказ Министра образования Республики Беларусь

от 28.10.2016  № 847

 

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ»
для лиц, имеющих общее среднее образование,
для получения высшего образования І ступени или среднего специального образования,
в 2017 году

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа вступительных испытаний по учебному предмету «Обществоведение» предназначена для лиц, поступающих в учреждения среднего специального и (или) высшего образования.

Программа структурирована в соответствии с основными содержательными линиями обществоведческого образования.

Вступительные испытания в учреждения высшего образования по учебному предмету «Обществоведение» проводятся в форме централизованного тестирования. Содержание тестовых заданий определяется настоящей программой вступительных испытаний, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ АБИТУРИЕНТОВ

 

Абитуриент должен з н а т ь:

  • основные явления и процессы, характеризующие социальную, экономическую, политико-правовую, духовную жизнь современного общества, и понятия, отражающие сущность явлений и процессов;
  • приоритеты политического, социально-экономического, культурного развития Республики Беларусь на современном этапе;
  • основные положения идеологии белорусского государства;
  • содержание Конституции Республики Беларусь.

 

Абитуриент должен у м е т ь:

  • анализировать, систематизировать, обобщать изученные обществен­ные явления и процессы;
  • сравнивать изученные общественные явления и процессы, выявлять их общие черты и отличия;
  • раскрывать причинно-следственные связи между общественными явлениями и процессами;
  • определять последовательность общественных явлений и процессов;
  • устанавливать соответствие между предложенными множествами (общественными явлениями, процессами и понятиями, отражающими их сущность).
  • анализировать несложные статистические данные, отражающие социальные, экономические, политические, духовные явления и процессы;
  • извлекать из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма и др.), необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения учебно-познавательных и практических задач.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1. ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО. КУЛЬТУРА

Человек как личность. Человек — биосоциальное существо. Сознание и деятельность. Темперамент, его роль в жизни человека. Сущность характера. Типы и черты характера. Направленность личности (мотивы, интересы и потребности, установки). Самопознание личности. Самовоспитание.

Социализация личности. Эгоизм и альтруизм. Индивидуализм и коллективизм. Конформизм и нонконформизм.

Понятие общества. Основные подходы к изучению общества. Осо­бенности познания общественной жизни. Основные сферы жизни общест­ва. Сущность исторического процесса. Формационный и цивилизацион­ный подходы к изучению истории. Участники исторического процесса. Роль личности в истории.

Технологические уклады. Концепция постиндустриального (инфор­мационного) общества. Место Республики Беларусь в современном ин­формационном пространстве. Средства массовой информации и развитие информационной культуры.

Многообразие современного мира и его противоречия. Современные цивилизации и перспективы их развития. Место и роль Беларуси в современном цивилизационном процессе. Глобальные проблемы современности. Типы глобальных проблем. Участие Республики Беларусь в реализации международных проектов.

Футурологические прогнозы. Задачи гуманизации общественной жизни.

Сущность культуры. Функции культуры. Материальная и духовная культура. Элитарная и массовая культура. Народная и профессиональная культура. Субкультура и контркультура. Молодежная субкультура.

Культура как механизм социального наследования. Вхождение чело­века в мир культуры. Культура в повседневной жизни. Культурная тради­ция. Культура общения. Этикет. Ритуалы и обычаи.

Творчество и культура. Особенности культуротворчества в науке, искусстве, технике.

Национальное и общечеловеческое в культуре. Беларусь на пере­крестке культур. Белорусские национальные традиции. Менталитет бело­русского народа. Политика белорусского государства в области культуры.

 

2. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Социальная структура общества. Социальная дифференциация. Со­циальные группы. Классы. Социальные слои. Группы и коллективы.

Социальное действие. Социальные отношения. Социальные институты.

Социальный и национальный состав населения Беларуси. Качество и уровень жизни населения. Социальная защита населения в Республике Беларусь.

Демографическая структура общества и ее динамика. Проблемы миграции населения. Пути решения демографических проблем современ­ного общества. Демографическая политика Республики Беларусь.

Нации и национальные отношения. Национальное самосознание. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национальная по­литика Республики Беларусь.

Семья и брак. Функции семьи. Семья как носитель культурных тра­диций и ценностей. Современные тенденции развития семьи.

Социальная характеристика молодежи. Социальная мобильность мо­лодежи. Молодежная политика Республики Беларусь. Государственная поддержка талантливой молодежи в Республике Беларусь.

Политика белорусского государства в области здравоохранения. Физическая культура и спорт.

Общение и его функции. Виды и формы общения. Средства обще­ния. Взаимодействие с окружающими людьми. Способы взаимодействия. Типы конфликтов. Линии поведения в конфликтных ситуациях. Пути разрешения конфликтов.

 

3. ДУХОВНАЯ СФЕРА

Мировоззрение, его роль в жизни людей. Пути развития духовного мира личности.

Отличительные особенности философского мировоззрения. Основ­ные проблемы философии. Роль философии в духовной жизни общества и личности.

Сущность морали. Основные понятия морали. Общественные функ­ции морали.

Виды нравственных ценностей. Нравственные нормы и их значение для общества и человека. Взаимосвязь нравственных норм, качеств, принципов, идеалов.

Нравственный поступок и его мотивы. Нравственная оценка. «Золо­тое правило» нравственности.

Религия как форма мировоззрения. Структура и функции религии. Взаимосвязь религии и нравственности. Виды религий. Конфессиональная политика Республики Беларусь. Свобода совести и вероисповедания в Рес­публике Беларусь.

Сущность образования, его функции. Образование как социальный институт. Система образования в Республике Беларусь. Образование как приоритет политики белорусского государства.

Роль науки в жизни общества. Гуманистическая функция и нрав­ственные основы науки. Основные этапы развития науки. Научно-технический прогресс. Научный потенциал Республики Беларусь.

Эстетическое отношение к миру. Сферы эстетической деятельности.

Сущность, виды и функции искусства.

 

4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА

Понятие экономики. Экономический цикл и его фазы. Производство и его формы. Экономические потребности и ресурсы.

Экономическая система общества. Основные типы экономических систем. Структура современной экономики.

Собственность и ее формы. Отношения собственности.

Доход. Прожиточный минимум. Потребительская корзина.

Рынок, его виды и основные функции. Характерные черты рыночной экономики. Конкуренция и ее виды. Менеджмент. Маркетинг.

Сущность денег и их виды. Основные функции денег. Ценные бумаги. Инфляция.

Экономические функции государства. Налоговая система. Государственный бюджет. Финансово-кредитная система.

Основные показатели национальной экономики. Приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь.

Приоритетные направления региональной и аграрной политики белорусского государства. Основные задачи развития регионов. Государ­ственная программа возрождения белорусской деревни.

Сущность инновационного пути развития. Основные направления инновационного развития Республики Беларусь. Высокие технологии. Энергосбережение.

 

5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА

Политическая система: понятие, типы, функции. Политика и власть. Носители политической власти в обществе. Политическая идеология. Основные положения идеологии белорусского государства.

Основные признаки государства. Функции государства. Типы и фор­мы государства.

Основные признаки демократического устройства государства. Парламентаризм как форма представительной демократии. Правовое государство и гражданское общество. Права человека.

Политические партии: их функции и типы. Партийная система и ее виды. Общественные объединения. Молодежные общественные организа­ции и движения.

Политический статус и политическая культура личности. Полити­ческое лидерство.

Геополитическое положение Республики Беларусь. Национальная безопасность и национальные интересы белорусского государства.

Виды международных отношений. Международные организации. Международное сотрудничество. Республика Беларусь в системе совре­менных международных отношений.

Противоречивый характер последствий глобализации. Антиглоба­лизм. Беларусь в системе глобализационных процессов.

 

6. ПРАВО

Право и его основные функции. Право и мораль. Основные источ­ники права. Правовая культура личности.

Конституция и ее место в национальной правовой системе. Конституция Республики Беларусь — правовая основа белорусского государства, его идеологии. Конституционное развитие Республики Беларусь на современном этапе.

Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство. Народовластие. Верховенство права. Суверенитет.

Избирательная система Республики Беларусь. Избирательный про­цесс, его основные стадии. Референдумы в Республике Беларусь.

Президент Республики Беларусь. Национальное собрание Респуб­лики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь. Судебная власть. Местное управление и самоуправление.

Конституция и национальное законодательство в области защиты прав человека. Основные международные акты в области прав и свобод человека. Правовой статус личности в современном государстве. Права и свободы человека в Республике Беларусь. Обязанности и гражданский долг человека.

Гражданское право, область его применения. Субъекты гражданско-правовых отношений. Особенности Гражданского кодекса Республики Беларусь. Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданская дееспособность несовершеннолетних.

Трудовое право. Правовой механизм трудоустройства. Права и обя­занности работодателя и работника. Рабочее время и время отдыха. Оплата труда и ее особенности для несовершеннолетних. Трудовая дис­циплина. Порядок прекращения трудового договора, соглашения.

Семейное право. Законодательство о семье и браке. Права и обязан­ности супругов. Права и обязанности родителей и детей.

Административное право. Субъекты административно-правовых от­ношений. Административный проступок. Виды административных взыс­каний. Обстоятельства, отягчающие ответственность за административ­ный проступок.

Уголовное право. Обстоятельства, исключающие уголовную ответ­ственность. Необходимая оборона. Обстоятельства, отягчающие уголов­ную ответственность. Наказание, его цель и виды. Ответственность несо­вершеннолетних за уголовные правонарушения.

Основные задачи правоохранительных органов Республики Бела­русь. Прокуратура. Органы юстиции. Органы государственного контроля. Органы государственной безопасности.

 

 

Со спецификацией теста по учебному предмету «Обществоведение» для проведения централизованного тестирования в 2017 году можно ознакомиться здесь.