Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказ Министра образования Республики Беларусь

от 28.10.2016  № 847

 

 

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (английский)»

для лиц, имеющих общее среднее образование,
для получения высшего образования І ступени или среднего специального образования,
в 2017 году

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Цель вступительных испытаний по учебному предмету «Иностранный язык» – определить уровень владения языковыми навыками и речевыми умениями выпускниками учреждений общего среднего образования в пределах предметно-тематического содержания учебной программы для учреждений общего среднего образования по иностранным языкам.

Вступительные испытания проводятся в рамках централизованного тестирования в виде стандартизированного теста, включающего задания на контроль навыков владения продуктивным языковым (лексическим и грамматическим) материалом и контроль понимания содержания текстов для чтения.

 

 

ПРЕДМЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

 

Социально-бытовая сфера. Семья. Внешность. Характер. Межличностные отношения. Друзья. Еда. Национальная кухня. Здоровье. Здоровый образ жизни. Распорядок дня. Помощь по дому. Покупки. Деньги. Одежда. Мир моды. Дом. Квартира. Виды жилья. Город и деревня. Животные.

Учебно-трудовая сфера. Школьные принадлежности. Школа. Учеба. Расписание уроков. Урок иностранного языка. Школьные традиции. Образование. Выбор профессии.

Социально-культурная сфера. Праздники. Культурный досуг. Каникулы. Выходной день. Любимые занятия. Книги. Литература. Кино. Кинофильмы. Телепередачи. Музыка. Искусство. Современные средства коммуникации. Средства массовой информации. Спорт. Путешествия. Молодежь и общество. Международное сотрудничество. Национальный характер.

Социально-познавательная сфера. Страны и континенты. Путешествие по разным странам. Туризм. Республика Беларусь и страны изучаемого языка. Природа. Времена года. Погода и климат. Экология. Обычаи и традиции Республики Беларусь и стран изучаемого языка. Наука и техника. Выдающиеся люди Республики Беларусь и стран изучаемого языка. Социокультурный портрет Республики Беларусь и стран изучаемого языка.

 

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ

 

Установление контакта (этикетная функция общения):

  • приветствие;
  • знакомство;
  • привлечение внимания;
  • обращение к другу, знакомому, незнакомцу;
  • представление кого-либо;
  • поздравление с праздником и днем рождения;
  • благодарность;
  • извинение;
  • приглашение;
  • прощание.

 

Сообщение и запрос информации (познавательная функция общения):

  • сообщение о чем-либо (описание и повествование);
  • опровержение высказывания;
  • запрос информации;
  • уточнение информации;
  • сравнение и противопоставление фактов.

 

Выражение или выяснение отношения к кому-либо или чему-либо (эмоционально-оценочная функция общения):

  • выражение согласия/несогласия;
  • вопрос о согласии/несогласии;
  • выражение предпочтения;
  • выражение мнения и его аргументация;
  • выражение предположения;
  • выражение сомнения;
  • оценка чего-либо;
  • вопрос о возможности, вероятности, необходимости, обязательности, способности/неспособности выполнения действия;
  • выражение возможности, вероятности, необходимости, обязательности, способности/неспособности выполнения действия.

 

Организация совместных действий (регулятивная функция общения):

  • предложение;
  • согласие с предложением;
  • отклонение предложения;
  • приказание;
  • просьба;
  • совет;
  • предупреждение;
  • предложение помощи;
  • разрешение.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К ВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ КАК ВИДОМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Абитуриенты должны уметь читать тексты, соответствующие по языковой сложности требованиям учебной программы для учреждений общего среднего образования, с разными целевыми установками:

  • понимать основное содержание несложных аутентичных художественных, научно-популярных и публицистических текстов, содержащих до 4 % незнакомых слов, о значении которых можно догадаться; объем текста до 2500 печатных знаков с пробелами;
  • полно и точно понимать содержание частично адаптированных или несложных аутентичных художественных, научно-популярных и публицистических текстов, содержащих до 3 % незнакомых слов; объем текста до 2000 печатных знаков с пробелами.

 

При контроле умений чтения в зависимости от цели учитываются:

  • полнота понимания: правильность определения темы текста, установление фактов, событий и причинно-следственных связей между ними;
  • точность понимания: однозначность понимания информации;
  • глубина понимания читаемого: понимание идеи текста, точки зрения автора и его отношения к событиям и действующим лицам.

 

 

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

 

ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОДУКТИВНОГО ВЛАДЕНИЯ

 

Лексика

Задания вступительных испытаний предусматривают активное владение 1550 лексическими единицами, входящими в языковой минимум учебных программ для учреждений общего среднего образования.

 

1. Словообразование

 

Суффиксы

имен существительных: -or, -er, -ion (-tion, -sion, -ssion), -ness, -ment, -dom, -ship, -ty, -hood, -ist, -ism, -ese;

имен прилагательных: -ful, -ous, -able (-ible), -y, -ian, -an, -less, -ic (al), -ive;

имен числительных: -teen, -th, -ty;

наречий: -ly;

глаголов: -ize (-ise), -en, -ate, -fy.

Префиксы un-, in-, im-, il-, ir-; глаголов: re-, en-.

 

2. Слова, представляющие трудности для различения:

  • лексические синонимы: do/make, except/besides, teach/study/learn, as/like, tell/say/speak, learn/know/find out, hear/listen (to), lie/lay, food/meal, borrow/lend, between/among, look/watch/see, come/go;
  • грамматические синонимы: few/little, many/much, other/another, either/neither;
  • прилагательные/наречия: hard/hardly, good/well, so/such, late/lately, bad/ badly;
  • действительные и страдательные причастия в функции опреде­ления: exciting/excited, worrying/worried, boring/bored, interesting/interested, disappointing/ disappointed, surprising/surprised, frightening/frightened, terrifying/ terrified, irritating/ irritated.

 

 

Грамматика

 

М о р ф о л о г и я

 

1. Имя существительное

Исчисляемые и неисчисляемые имена существительные. Имена сущест­вительные, которые бывают как неисчисляемыми, так и исчисляемыми: coffee, tea, juice, soup, paper, work, hair. Единственное и множественное число.

Образование множественного числа:

  • по правилам;
  • путем чередования корневой гласной: a man – men, a woman – women, a mouse – mice, a foot – feet, a tooth – teeth, a child – children, a goose – geese;
  • путем изменения конечных -f (-fe) на -ves: half, knife, leaf, life, loaf, self, shelf, thief, wife, wolf.

Множественное число сложных имен существительных, например: grown-ups, boyfriends, sisters-in-law.

Имена существительные, совпадающие по форме в единственном и множественном числе: a fish – two fish, a deer – five deer, a sheep – a lot of sheep, a bison – two bison, a species – some species, a means – means.

Имена существительные, оканчивающиеся на -s, употребляемые в един­ственном числе: названия школьных предметов и наук: mathematics, physics, phonetics, politics, economics; названия видов спорта: gymnastics, athletics.

Имена существительные, употребляемые только во множественном числе: clothes, trousers, jeans, tights, shorts, pyjamas, glasses, scissors, police, stairs, goods, outskirts, cattle.

Неисчисляемые существительные: money, news, advice, knowledge, information, progress, weather.

Притяжательный падеж:

  • имен существительных в единственном и множественном числе;
  • нескольких имен существительных, например: Jack and Jill’s wedding, Jake’s and Peter’s bikes;
  • имен существительных, обозначающих группу людей: family, class, group, team, party, government, company, organi(s)zation, например: the government’s decision, the company’s success;
  • в выражениях, обозначающих период времени или пространство, например: today’s newspaper, the city’s area.

 

2. Артикль

Основные случаи употребления определенного и неопределенного артик­лей. Нулевой артикль.

Употребление артикля с:

  • географическими названиями (стороны света, континенты, страны, города, горы, острова, океаны, моря, реки, озера);
  • названиями улиц, проспектов, площадей, парков;
  • названиями приемов пищи, продуктов питания, блюд;
  • названиями видов спорта, спортивных соревнований;
  • названиями музыкальных инструментов;
  • субстантивированными именами прилагательными the rich, the poor, the young, the old, the sick, the unemployed, the strong, the weak, the elderly, the homeless;
  • именами собственными (названия кинотеатров, театров, газет, музеев, картинных галерей, фамилии (в форме мн. ч.), называющие всю семью в целом).

Устойчивые словосочетания с:

  • неопределенным артиклем – an only child, as a rule, as a result, as a matter of fact, at an average, for a while, for a long (short) time, in a hurry, once a year/a week/a month, it’s a pleasure, it’s a pity, to be a success, to be at a loss, to be in a hurry, to do sb a favour, to give a hand, to go for a walk, to have a bath/a shower/a wash, to have a cold, to have a headache (a stomachache, a sore throat), to have a look, to have a rest, to have a good time, to tell a lie;
  • определенным артиклем – all the same, at the seaside, at the doctor's, at the baker's, at the chemist's, by the way, in the morning, in the afternoon, in the evening, in the country, in the past, in the present, in the distance, in the plural, in the singular, in the street, in the jungle, just the same, on the whole, out of the question, on the one hand…on the other hand, on the right (left), the other day, the day after tomorrow, the day before yesterday, the only (place), the same opinion, to the right (left), the more…the better; to be under the weather, to do the dishes, to go to the theatre (the cinema), to go to the country, to lay the table, to listen to the radio, to make the bed, to pass the time, to play the piano (the guitar, the violin, etc), to tell the truth, to tell the time, to weather the storm;
  • нулевым артиклем – arm in arm, at breakfast (dinner, lunch, supper), at hand, at home (school, college), at night, at present, at sunrise, at sunset, at war, at work, at first sight, at times, by accident, by chance, by day, by hand, by heart, by mail/ by email, by mistake, by name, by night, by phone, by post, day after day, day by day, for fun, for information, for pleasure, for relaxation, from beginning to end, from east to west, from left to right, from morning till night, from dusk till dawn, from town to town, from time to time, hand in hand, in conclusion, in detail, in fact, in trouble, in love, in spite of, in town, in time, on business, on foot, on fire, on holiday, on sale, on time, side by side; to be at home/school/college/work, to be in bed, to be in hospital, to be sent to prison/to be in prison, to bear in mind, to do research, to have breakfast /lunch /dinner/ supper, to have great fun, to have toothache, to go/(travel, come, arrive) by bus/(car, boat, ship, plane, train), to go by water (air, sea, land), to go to sea, to go home, to go to school, to go to church, to go to bed, to go shopping (sightseeing), to go to town, to keep house, to leave school/home, to leave town, to lose heart, to make use of, to make friends, to pay attention to, to play chess (cards, football, tennis, hockey, etc.), to speak English (но: the English language), to study mathematics/physics/history (но: the history of art), to take care, to take part, to take place, to tell lies, to watch television).

 

3. Имя прилагательное

Степени сравнения имен прилагательных:

  • образование по правилам;
  • особые случаи образования – good, bad, little, many, much, far, near, old.

Усиление сравнительной степени имен прилагательных: a lot, much, far, a bit, a little (longer).

Имена прилагательные после глаголов to taste, to smell, to feel, to look, to sound, to be, to become, to get.

 

4. Имя числительное

Количественные и порядковые имена числительные. Обозначение вре­мени и дат. Субстантивированные имена числительные hundreds of, thousands of, millions of, a dozen (eggs).

 

5. Местоимение

Личные местоимения, объектный падеж личных местоимений; притя-жательные местоимения, абсолютная форма притяжательных место­имений; указательные местоимения; возвратные местоимения; неопреде­ленные местоимения (some, any, much, many, other, another, no, neither, either, none) и их производные (something, somebody, anything, anybody, nothing, nobody); вопросительные и относительные местоимения (who, that, whom, whose, which, what, where, why, when).

 

6. Глагол

Временные формы глагола:

действительный залог:

  • the Present Simple, the Past Simple, the Future Simple;
  • the Present Continuous, the Past Continuous;
  • the Present Perfect, the Past Perfect;
  • the Present Perfect Continuous;
  • the Future-in-the-Past;

страдательный залог:

  • the Present Simple Passive,
  • the Past Simple Passive,
  • the Future Simple Passive.

Used to do, be used to doing для выражения привычных действий.

Согласование времен.

Модальные глаголы и их эквиваленты:

  • модальные глаголы с Indefinite Infinitive – can, could, may, might, must, should; эквиваленты модальных глаголов – to be able to, to have to.

Неличные формы глагола:

  • инфинитив с частицей и без частицы to;
  • герундий после глаголов to enjoy, can’t stand, to mind, to finish, to start, to remember, to stop, to regret, to like, to love, to hate, to be good at, to be interested in.

 

7. Наречие

Степени сравнения наречий. Отдельные случаи употребления наречий – too, enough, also.

 

8. Предлог

Предлоги места, времени, направления движения. Предлоги с глаголами, прилагательными и существительными.

 

9. Союз

Сочинительные союзы: and, but, or, both…and; neither…nor, either…or, as…as, than, while; подчинительные союзы: because, when, till (until), since, after, before, as soon as, if, though (although), so that, in spite of, despite, as, for, in case; союзные слова: who, whom, whose, which, that, what, where, when, why в различных видах сложноподчиненных предложений.

 

 

С и н т а к с и с

 

Образование и употребление различных типов предложений:

  • повествовательные предложения в утвердительной и отрицательной формах;
  • вопросительные предложения – общие, альтернативные, специальные, разделительные вопросы;
  • побудительные предложения в утвердительной и отрицательной формах;
  • безличные предложения с формальным подлежащим it;
  • предложения с оборотом to be going to;
  • предложения с вводной конструкцией There is/There are;
  • сложносочиненные предложения;
  • сложноподчиненные предложения с придаточными определительны­ми, дополнительными, сравнительными, обстоятельственными причины, реального условия и времени, уступительными.

Порядок слов в предложении.

Прямая и косвенная речь.

Сложное дополнение после глаголов to see, to hear, to feel, to want, (would) like, to let, to make.

 

 

ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РЕЦЕПТИВНОГО ВЛАДЕНИЯ

 

Лексика

Задания вступительных испытаний предусматривают, наряду с владением активным лексическим минимумом, узнавание и понимание 1250 лексических единиц в процессе чтения.

 

Словообразование

Суффиксы имен прилагательных: -ish, -ent, -ant.

Префиксы глаголов: dis-, mis-, over-.

 

Грамматика

 

М о р ф о л о г и я

 

1. Имя прилагательное

Составные имена прилагательные.

 

2. Глагол

Временные формы глагола

  • действительный залог: the Future Continuous, the Past Perfect Continuous;
  • страдательный залог: the Present Continuous Passive, the Present Perfect Passive, the Past Continuous Passive, the Past Perfect Passive.

Сослагательное наклонение.

Модальные глаголы can’t, could, may/might, must с различными видами инфинитива для выражения предположения о возможности/невозможности выполнения действий.

Неличные формы глагола:

герундий с предложным и беспредложным дополнением и после прилагательных с предлогами.

 

С и н т а к с и с

 

Краткие структуры согласия/несогласия So do I/Neither do I.

Сложноподчиненные предложения с придаточными нереального условия, относящегося к настоящему, будущему или прошедшему; смешанный тип.

Косвенные вопросы.

Сложное подлежащее после глаголов to say, to know, to believe, to think, to consider, to expect.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Английский язык

 

  1. Лапицкая, Л. М. Английский язык. 3 класс. В 2 ч. / Л. М. Лапицкая [и др.]. — Минск : Вышэйшая школа, 2013.
  2. Лапіцкая, Л. М. Англійская мова. 3 клас. У 2 ч. / Л. М. Лапіцкая [i інш.]. — Мінск : Вышэйшая школа, 2013.
  3. Лапицкая, Л. М. Английский язык. 4 класс. В 2 ч. / Л. М. Лапицкая [и др.]. — Минск : Издательский центр БГУ, 2014.
  4. Лапіцкая, Л. М. Англійская мова. 4 клас. У 2 ч. / Л. М. Лапіцкая [i інш.]. — Мінск : Издательский центр БГУ, 2014.
  5. Лапицкая, Л. М. Английский язык. 5 класс. В 2 ч. / Л. М. Лапицкая [и др.]. — Минск : Вышэйшая школа, 2014.
  6. Лапіцкая, Л. М. Англійская мова. 5 клас. У 2 ч. / Л. М. Лапіцкая [i інш.]. — Мінск : Вышэйшая школа, 2014.
  7. Юхнель, Н. В. Английский язык. 6 класс / Н. В. Юхнель [и др.]. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2014.
  8. Юхнель, Н. В. Англійская мова. 6 клас / Н. В. Юхнель [i інш.]. — Мінск : Адукацыя і выхаванне, 2014.
  9. Юхнель, Н. В. Английский язык. 7 класс (с электронным приложением) / Н. В. Юхнель, Е. Г. Наумова, Н.В. Демченко. – Минск : Вышэйшая школа, 2016.
  10. Юхнель, Н. В. Англійская мова. 7 клас (з электронным дадаткам) / Н. В. Юхнель, А. Г. Навумава, Н. В. Дземчанка. – Мінск: Вышэйшая школа, 2016.
  11. Лапицкая, Л. М. Английский язык. 8 класс (с электронным приложением) / Л. М. Лапицкая [и др.]. – Минск : Вышэйшая школа, 2016.
  12. Лапіцкая, Л. М. Англійская мова. 8 клас (з электронным дадаткам / Л. М. Лапіцкая [i інш.]. – Мінск : Вышэйшая школа, 2016.
  13. Лапицкая, Л. М. Английский язык. 9 класс / Л. М. Лапицкая [и др.]. – Минск : Вышэйшая школа, 2011.
  14. Лапіцкая, Л. М. Англійская мова. 9 клас / Л. М. Лапіцкая [i інш.]. – Мінск : Вышэйшая школа, 2011.
  15. Юхнель, Н. В. Английский язык / Англійская мова. 9 класс / Н. В. Юх­нель [и др.].– Минск : Вышэйшая школа, 2012 (для гимназий).
  16. Юхнель, Н. В. Английский язык. 10 класс / Н. В. Юхнель, Е. Г. Нау­мова, Н. В. Демченко. – Минск : Вышэйшая школа, 2011.
  17. Юхнель, Н. В. Англійская мова. 10 клас / Н. В. Юхнель, А. Г. Наву­мава, Н. В. Дземчанка. – Мінск : Вышэйшая школа, 2011.
  18. Демченко, Н. В. Английский язык / Англійская мова. 10 класс / Н. В. Демченко [и др.]. – Минск : Издательский центр БГУ, 2014 (для гимназий).
  19. Юхнель, Н. В. Английский язык. 11 класс / Н. В. Юхнель [и др.]. – Минск : Вышэйшая школа, 2012.
  20. Юхнель, Н. В. Англійская мова. 11 клас / Н. В. Юхнель [i інш.].– Мінск : Вышэйшая школа, 2012.
  21. Демченко, Н. В. Английский язык / Англійская мова. 11 класс (с электронным приложением) / Н. В. Демченко [и др.]. – Минск : Вышэйшая школа, 2015 (для гимназий и лицеев).
  22. Андреасян, И. М. Английский язык. 10 (11) класс / И. М. Андреасян, Ю. В. Маслов, В. В. Дармоян. – Минск : Вышэйшая школа, 2006.
  23. Маслов, Ю. В. Английский язык : кн. для чтения / Ю. В. Маслов, И. М. Андреасян, В. В. Дармоян. – Минск : Вышэйшая школа, 2006.
  24. Маслов, Ю. В. Английский язык. Практикум / Ю. В. Маслов, И. М. Андреасян, В. В. Дармоян. – Минск : Вышэйшая школа, 2006.
  25. Английский язык: Готовимся к централизованному тестированию: Анализ ошибок. Комментарии к ответам. Тренировочные тесты / Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Республики Беларусь. – Минск : Аверсэв, 2007. – 121 с. – (Школьникам, абитуриентам, учащимся).
  26. Английский язык : Готовимся к централизованному тестированию : Анализ ошибок 2007 года. Комментарии к ответам. Тренировочные тесты / Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Республики Беларусь. – Минск: Аверсэв, 2008. – 106 с. – (Школьникам, абитуриентам, учащимся).
  27. Английский язык : Готовимся к централизованному тестированию: Артикли, предлоги, местоимения, словообразование, словоупотребление, тематический словарь, чтение / Е. Б. Карневская [и др.]. – 2-е изд., доп. – Минск : Аверсэв, 2008. – 144 с. – (Школьникам, абитуриентам, учащимся).
  28. Английский язык : Готовимся к централизованному тестированию: Артикли, предлоги, местоимения, словообразование, словоупотребление, тематический словарь / Е. Б. Карневская [и др.]. – Минск : Аверсэв, 2006. – 19 с. – (Школьникам, абитуриентам, учащимся).
  29. Карневская, Е. Б. Тесты по чтению и аудированию + кассета = Reading and Listening Tests / E. Б. Карневская [и др.]. – 3-е изд., доп. – Минск: Аверсэв, 2006. – 142 с. – (Школьникам, абитуриентам, учащимся).
  30. Лабода, Т. Е. Централизованное тестирование без ошибок. Английский язык / Т. Е. Лабода. – Минск : Лексис, 2007. – 144 с.
  31. Централизованное тестирование. Английский язык : сб. тестов / Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Республики Беларусь. – Минск : Аверсэв, 2007.
  32. Централизованное тестирование. Английский язык : сб. тестов / Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Республики Беларусь. – Минск : Аверсэв, 2008.
  33. Централизованное тестирование. Английский язык : сб. тестов / Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Республики Беларусь. – Минск : Аверсэв, 2009.
  34. Централизованное тестирование. Английский язык : сб. тестов / Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Республики Беларусь. – Минск : Аверсэв, 2010.
  35. Централизованное тестирование. Английский язык : сб. тестов / Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Республики Беларусь. – Минск : Аверсэв, 2011.
  36. Централизованное тестирование. Английский язык : полный сборник тестов / Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Республики Беларусь. – Минск : Аверсэв, 2011.
  37. Централизованное тестирование. Английский язык : сб. тестов / Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Республики Беларусь. – Минск : Аверсэв, 2012.
  38. Централизованное тестирование. Английский язык : сб. тестов / Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Республики Беларусь. – Минск : Аверсэв, 2013.
  39. Централизованное тестирование. Английский язык : сб. тестов / Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Республики Беларусь. – Минск : Аверсэв, 2014.
  40. Централизованное тестирование. Английский язык : сб. тестов / Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Республики Беларусь. – Минск : Аверсэв, 2015.
  41. Централизованное тестирование. Английский язык : полный сборник тестов / Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Республики Беларусь. – Минск : Аверсэв, 2015.
  42. Централизованное тестирование. Английский язык : полный сборник тестов / Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Республики Беларусь. – Минск : Аверсэв, 2016.
  43. Панова, И. И. Читай и говори по-английски = Read to Speak English Well : тексты и тесты : 8–11 кл. + кассета / И. И. Панова [и др.]. – 4-е изд., перераб. – Минск : Аверсэв, 2006.
  44. Карневская, Е. Б. На пути к успеху / Е. Б. Карневская, З. Д. Курочкина, Е. А. Мисуно. – Минск : Аверсэв, 2014. – 432 с.
  45. Панова, И. И. Тесты по грамматике. Типичные ошибки / И. И. Панова [и др.]. – Минск : Аверсэв, 2014. – 224 с.
  46. Murphy, Raymond. English Grammar in Use. A self-study reference and practice book for intermediate students. – Cambridge : Cambridge University Press, 1997. – 350 p.
  47. Evans, Virginia. Round Up 6. English Grammar Book. – Harlow : Pearson Education Limited, 2005. – 268 p.
  48. Prodmromou, Luke. Grammar and Vocabulary for First Certificate. – Harlow : Pearson Education Limited, 2000. – 319 p.

 

 

 

Со спецификацией теста по учебному предмету «Иностранный язык (английский)» для проведения централизованного тестирования в 2017 году можно ознакомиться здесь.