Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказ Министра образования Республики Беларусь

от 28.10.2016  № 847

 

 

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (китайский)»

для лиц, имеющих общее среднее образование,
для получения высшего образования І ступени или среднего специального образования,
в 2017 году

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Цель вступительных испытаний по учебному предмету «Иностранный язык» – определить уровень владения языковыми навыками и речевыми умениями выпускниками учреждений общего среднего образования в пределах предметно-тематического содержания учебной программы для учреждений общего среднего образования по иностранным языкам.

Вступительные испытания проводятся в рамках централизованного тестирования в виде стандартизированного теста, включающего задания на контроль навыков владения продуктивным языковым (лексическим и грамматическим) материалом и контроль понимания содержания текстов для чтения.

 

 

ПРЕДМЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

 

Социально-бытовая сфера. Семья. Внешность. Характер. Межличностные отношения. Друзья. Еда. Национальная кухня. Здоровье. Здоровый образ жизни. Распорядок дня. Помощь по дому. Покупки. Деньги. Одежда. Мир моды. Дом. Квартира. Виды жилья. Город и деревня. Животные.

Учебно-трудовая сфера. Школьные принадлежности. Школа. Учеба. Расписание уроков. Урок иностранного языка. Школьные традиции. Образование. Выбор профессии.

Социально-культурная сфера. Праздники. Культурный досуг. Каникулы. Выходной день. Любимые занятия. Книги. Литература. Кино. Кинофильмы. Телепередачи. Музыка. Искусство. Современные средства коммуникации. Средства массовой информации. Спорт. Путешествия. Молодежь и общество. Международное сотрудничество. Национальный характер.

Социально-познавательная сфера. Страны и континенты. Путешествие по разным странам. Туризм. Республика Беларусь и страны изучаемого языка. Природа. Времена года. Погода и климат. Экология. Обычаи и традиции Республики Беларусь и стран изучаемого языка. Наука и техника. Выдающиеся люди Республики Беларусь и стран изучаемого языка. Социокультурный портрет Республики Беларусь и стран изучаемого языка.

 

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ

 

Установление контакта (этикетная функция общения):

  • приветствие;
  • знакомство;
  • привлечение внимания;
  • обращение к другу, знакомому, незнакомцу;
  • представление кого-либо;
  • поздравление с праздником и днем рождения;
  • благодарность;
  • извинение;
  • приглашение;
  • прощание.

 

Сообщение и запрос информации (познавательная функция общения):

  • сообщение о чем-либо (описание и повествование);
  • опровержение высказывания;
  • запрос информации;
  • уточнение информации;
  • сравнение и противопоставление фактов.

 

Выражение или выяснение отношения к кому-либо или чему-либо (эмоционально-оценочная функция общения):

  • выражение согласия/несогласия;
  • вопрос о согласии/несогласии;
  • выражение предпочтения;
  • выражение мнения и его аргументация;
  • выражение предположения;
  • выражение сомнения;
  • оценка чего-либо;
  • вопрос о возможности, вероятности, необходимости, обязательности, способности/неспособности выполнения действия;
  • выражение возможности, вероятности, необходимости, обязательности, способности/неспособности выполнения действия.

 

Организация совместных действий (регулятивная функция общения):

  • предложение;
  • согласие с предложением;
  • отклонение предложения;
  • приказание;
  • просьба;
  • совет;
  • предупреждение;
  • предложение помощи;
  • разрешение.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К ВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ КАК ВИДОМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Абитуриенты должны уметь читать тексты, соответствующие по языковой сложности требованиям учебной программы для учреждений общего среднего образования, с разными целевыми установками:

  • понимать основное содержание несложных аутентичных художественных, научно-популярных и публицистических текстов, содержащих до 4 % незнакомых слов, о значении которых можно догадаться; объем текста до 2500 печатных знаков с пробелами;
  • полно и точно понимать содержание частично адаптированных или несложных аутентичных художественных, научно-популярных и публицистических текстов, содержащих до 3 % незнакомых слов; объем текста до 2000 печатных знаков с пробелами.

 

При контроле умений чтения в зависимости от цели учитываются:

  • полнота понимания: правильность определения темы текста, установление фактов, событий и причинно-следственных связей между ними;
  • точность понимания: однозначность понимания информации;
  • глубина понимания читаемого: понимание идеи текста, точки зрения автора и его отношения к событиям и действующим лицам.

 

 

КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК

 

ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОДУКТИВНОГО ВЛАДЕНИЯ

 

Лексика

 

Задания вступительных испытаний предусматривают активное владение 1250 лексическими единицами, входящими в языковой минимум учебной программы для учреждений общего среднего образования.

 

 

Грамматика

 

М о р ф о л о г и я

 

1. Словообразование
Сложные имена прилагательные и имена существительные

 

2. Имя существительное
Единственное и множественное число

 

3. Имя прилагательное
Cтепени сравнения прилагательных: ……比……好; 她最高。
Сравнительные конструкции с 比 в предложениях с глагольным сказуемым (1) Сравнительные конструкции с 比 в предложениях с глагольным сказуемым (2)
Дополнения количества в сравнительных конструкциях с 比
Дополнения меры и степени в сравнительных конструкциях с 比
(一点儿, 多了, 得多)
Сравнительные конструкции 跟…一样, 像…一样
Сравнительные конструкции с 有/没有
Редупликация прилагательных

 

4. Имя числительное
Числительные до 50.
Числительные 两 и 二
Числительные от 50 до 100
Числительные от 100 до 1000
Числительные от 1000 до 10 000
Числительные от 10 000
Префикс порядковых числительных 第
Выражения приблизительного количества:
几 + счетное слово + существительное; 几 + «十/百/千/万/亿» +счетное слово + существительное; «十» + 几 + счетное слово + существительное; «十/百/千/万» + 多 + счетное слово + существительное/прилагательное; 一两个,二三十
Конструкция «числительное + 多 + счетное слово»
Дроби, проценты, разряды
Редупликация существительных, счетных слов, конструкций
«числительное — счетное слово»

 

5. Местоимение
Личные местоимения 我、你、他、她、我们、你们、他们
Притяжательные местоимения: 我的、你的、他的、她的、它的、我们的、你们的、他们的、她们的
Указательные местоимения 这、那, 这些、那些
Вопросительные местоимения с неопределенным значением
Вопросительные местоимения с общим значением
Возвратное местоимение

 

6. Наречие
不;没; 都; 也; 很; 真; 太; 还; 非常; 挺; 最; 更; 又; 再; 很多; 很少; 不多; 不少; 像; 不过; 差不多; 正在; 曾经; 将要; 将来; 就; 才; 后来; 以后; 以前; 要不; 比如; 刚(才); 马上; 几乎; 尤其; 一向; 一会儿; 从来; 终于; 已经;总是; 经常; 有时; 从来(不); 只; 一起; 原来; 一定; 极; 一共; 完全; 比较; 首先; 最后; 互相; 好像; 大约

 

7. Предлог и послеслог
里面; 上面; 下面; 前面; 后面; 中间; 左边; 右边; 旁边; 外边; 北边; 南边;
西边; 东边.
在; 给; 对; 由; 根据; 对于; 关于; 从; 向; 往; 被

 

8. Союз
和; 跟; 或者; 但是; 可是; 因为; 所以; 如果; …的时候; 并; 而; 而且; 不仅; 免得; 还是, 除了…以外;先…然后…;; 一边…一边; 从…回/到/去/来;因为…所以; 有的…有的…;; 又…又…; 有时…有时…; 如果…就; 虽然…但是…;先…再…; 不但…而且…; 了… 就…(了); 只要…就…; 要是…就…; 到…来/去; 既…又…; …, 包括…;一会儿…一会儿…; 如果…那么…; 不是…就是…; 从…以来, 从…开始;

 

9. Глагол
Способы выражения действий в прошлом, настоящем и будущем (утвердительная:了; 过; 在; 正; 正在; 呢; 着; 要; отрицательная: 不;没; 没有; вопросительная формы). Редупликация глаголов. Глаголы типа 好学. Глаголы типа 游泳. Простые 来/去 и сложные дополнения направления 出来/去; 进来/去; 起来; 上来/去; 下去; 下来; 过来/去. Результативные дополнения 上; 开; 来; 去; 好; 完; 懂; 上;见; 到; 在; 好; 对; 错;.
Дополнения результата (…得…). Дополнения количества в сравнительных конструкциях с 比. Дополнения меры и степени в сравнительных конструкциях с 比 (一点儿,多了,得多). Дополнения кратности 遍,次. Дополнения длительности. Дополнение потенциальности

Moдальные глаголы: 要; 应该; 能; 可以; 会; 愿意; 得; 需要.

 

10. Частица
吧; 吗; 呢; 了; 的; 地; 得; 着; 过

 

11.Cчетное слово
个、只、本、岁、块、支、把, 盘、碗、杯、瓶、盒, 个、把、节、张、件、条、双, 部、片、座、套、首、部、头、群、匹

 

С и н т а к с и с

 

Соединительный союз 和.
Вопросительная частица 吗.
Простые повествовательные предложения с глаголами 是,有
Порядок слов в простом предложении.
Предложения с глагольным сказуемым
Предложения с глаголом-связкой 是
Предложения с именным сказуемым без связки 是
Предложения с одним дополнением
Предложения с модальным глаголом и глаголом 喜欢
Многоглагольные предложения (цели)
Предложения с качественным сказуемым
Предложения, обозначающие расположение в пространстве
(在)…上有/是…, …在…上
Предложения с составным глагольным сказуемым: …有…要做.
Предложение с дополнением длительности
Предложения с двойным объектом
Предложения с предлогом 把
Порядок расположения определений
Порядок расположения обстоятельств
Предложения, выражающие существование или появление
Бессоюзные предложения
Сложносочиненные предложения
Сложноподчиненные предложения
Придаточные предложения цели с союзом 为了
Общие и специальные вопросы
Краткие ответы на общие вопросы
Специальный вопрос с 几、几个、多少
Общий вопрос в утвердительно-отрицательной форме
Специальные вопросы с вопросительными словами 哪儿?
多少?多长时间?怎么?怎么样?
Специальные вопросы с вопросительным словом 为什么? 怎么?
Вопросительные предложения с окончаниями 是不是,是吗, 对吗?
Вопрос с частицей 呢
Альтернативный вопрос с союзом 还是
Риторический вопрос
Побудительные предложения с …吧, 让…吧, …, 好吗? ...怎么样?
Побудительное предложение типа 别…了
Побудительные предложения с 让…
Косвенная речь
Конструкция 一边…一边
Конструкция 用…做…
Конструкция …对…有/没有好处
Конструкция 坐/骑…去/走
Конструкция 往/向…走/拐
Конструкция …离…远/近
Конструкция 每天都…
Конструкция 跟…一起…
Конструкция 从…回/到/去/来
Конструкция …极了
Конструкция 因为…所以
Конструкции 一点儿,有一点儿, 一些
Конструкция 有的…有的…
Конструкция 又…又…
Конструкция 有时…有时…
Конструкция 如果…就
Конструкция 虽然…但是…
Конструкция 要…了
Конструкция …的时候
Конструкция 先…再…
Конструкция 不但…而且…
Конструкция 了… 就…(了)
Конструкция 只要…就…
Конструкция 要是…就…
Конструкция 越来越…
Конструкция 到…来/去
Конструкция 既…又…
Конструкция 跟…有关系
Конструкция …什么的
Конструкция 还没有…呢!
Уточняющая конструкция 是…的
Конструкции типа …有10米高
Конструкция …, 包括…
Конструкция 最好
Конструкция 一会儿…一会儿…
Конструкция 如果…那么…
Конструкция 不是…就…
Конструкция 从…以来,从…开始
Конструкция 尽管…但/也…
Конструкция即使…也…
Конструкция 哪怕…也…
Конструкция 不管…都/也
Конструкция 无论…都/也
Конструкция 只要…; 才…
Конструкция 多(么)…啊;
Конструкция 够…了
Конструкция 连…也/都;
Конструкция 也/都…没/不
Конструкция 就是…也
Конструкция 等…就/在/才
Конструкция 一…就…
Конструкция …了…就…
Конструкция 一…才…
Конструкция 越…越…
Конструкция 或者…或者…
Конструкция … 得很;
Конструкция 先…接着…
Конструкция 按…; 由… .
Конструкция 除了…以外
Конструкция 快一点儿…
Конструкция 先…然后…

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Китайский язык

 

  1. Пониматко, А.П. Китайский язык. 1 класс. В 2 частях. Ч. 1. / А.П. Пониматко [и др.]. – Минск: Выш. школа, 2006.
  2. Пониматко, А.П. Китайский язык. 1 класс. В 2 частях. Ч. 2. / А.П. Пониматко [и др.]. – Минск: Выш. школа, 2006.
  3. Пониматко А.П. и др. Китайский язык. 2 класс. В 2 частях. Ч. 1. – Минск: Выш. школа, 2007.
  4. Пониматко А.П. и др. Китайский язык. 2 класс. В 2 частях. Ч. 2. – Минск: Выш. школа, 2007.
  5. Пониматко А.П. и др. Китайский язык. 3 класс. В 2 частях. Ч. 1. – Минск: Выш. школа, 2008.
  6. Пониматко А.П. и др. Китайский язык. 3 класс. В 2 частях. Ч. 2. – Минск: Выш. школа, 2008.
  7. Пониматко А.П. и др. Китайский язык. 3 класс. В 2 частях. Ч. 1 (с электронным приложением). – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2015.
  8. Пониматко А.П. и др. Китайский язык. 3 класс. В 2 частях. Ч. 2 (с электронным приложением). – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2015.
  9. Пониматко, А.П. Китайский язык. 4 класс. В 2 частях. Ч.1. (с электронным приложением). / А.П. Пониматко [и др.]. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2016.
  10. Пониматко, А.П. Китайский язык. 4 класс. В 2 частях. Ч.2. (с электронным приложением). / А.П. Пониматко [и др.]. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2016.
  11. Пониматко, А.П. Китайский язык. 5 класс. В 2 частях. Ч.1. / А.П. Пониматко [и др.]. – Минск: Выш. школа, 2010.
  12. Пониматко, А.П. Китайский язык. 5 класс. В 2 частях. Ч.2. / А.П. Пониматко [и др.]. – Минск: Выш. школа, 2010.
  13. Пониматко А.П. и др. Китайский язык. 6 класс. В 2 частях. Ч. 1. – Минск: Выш. школа, 2012.
  14. Пониматко А.П. и др. Китайский язык. 6 класс. В 2 частях. Ч. 2. – Минск: Выш. школа, 2013.
  15. Пониматко А.П. и др. Китайский язык. 7 класс. В 2 частях. Ч. 1. – Минск: Выш. школа, 2012.
  16. Пониматко А.П. и др. Китайский язык. 7 класс. В 2 частях. Ч. 2. – Минск: Выш. школа, 2013.
  17. Пониматко А.П. и др. Китайский язык. 8 класс. В 2 частях. Ч. 1. – Минск: Выш. школа, 2013.
  18. Пониматко А.П. и др. Китайский язык. 8 класс. В 2 частях. Ч. 2. – Минск: Выш. школа, 2013.
  19. Пониматко А.П. и др. Китайский язык. 9 класс. В 2 частях. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2014.
  20. Пониматко А.П. и др. Китайский язык. 10 класс (с электронным приложением). – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2015.
  21. Пониматко А.П. и др. Китайский язык. 11 класс (с электронным приложением). – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2016.

 

  

Со спецификацией теста по учебному предмету «Иностранный язык (китайский)» для проведения централизованного тестирования в 2017 году можно ознакомиться здесь.