Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

  

 
Программа дополнительного вступительного испытания
для получения высшего образования II ступени по специальностям
1-23 81 01 «Психологическое консультирование и психокоррекция», 1-23 81 04 «Социальная психология»
в 2017 году
 
 
  
 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа дополнительного вступительного экзамена на вторую ступень высшего образования для получения степени магистра по специальностям 1-238101 «Психологическое консультирование и психокоррекция» и 1-23 81 04 «Социальная психология» включает в себя содержание психологических дисциплин учебных планов, соответствующих квалификациям «Психолог. Преподаватель психологии» и «Педагог-психолог».
Разделы программы соответствуют содержанию учебным программам по общей и педагогической психологии, психологии развития.
Цели и задачи государственного вступительного экзамена заключаются в определении теоретического и практического уровней готовности абитуриентов для поступления в магистратуру по специальностям психологического профиля, которые не имеют специального психологического образования.

 

Требования к компетентности абитуриентов:

Академические компетенции.

  • владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;
  • владеть системным и сравнительным анализом;
  • владеть навыками психологического исследования;
  • уметь работать самостоятельно, продуцировать новые идеи;
  • иметь навыки, связанные с использованием технических устройств обучения, управлением информацией и работой с компьютером;
  • иметь лингвистические навыки; уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Социально-личностные компетенции:

  • обладать качествами гражданственности,
  • быть способным к социальному взаимодействию;
  • обладать способностью к выстраиванию межличностной коммуникации;
  • владеть навыками здорового образа жизни;
  • быть способным к критике и самокритике;
  • уметь работать в коллективе.

Профессиональные компетенции

В научно-исследовательской деятельности:

  • формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;
  • выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
  • планировать, организовывать и вести научно-исследовательскую, просветительскую, профилактическую, диагностическую, консультативную и психотерапевтическую работу;
  • готовить научные материалы, составлять рефераты, обзоры, рецензии;
  • принимать участие в научных исследованиях, осуществлять сбор, обработку, анализ данных и интерпретацию психологической информации;
  • выполнять функции научного сотрудника в научно-исследовательских учреждениях;
  • представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями с привлечением современных средств редактирования и печати.

В учебно-воспитательной деятельности:

  • формулировать и решать задачи, возникающие в психологической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;
  • планировать, организовывать и вести учебно-воспитательную работу;
  • планировать, организовывать и вести научно-методическую и учебно-методическую работу;

В экспертно-консультационной деятельности:

  • планировать, организовывать и проводить диагностическую и консультативную работу;
  • представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями с привлечением современных средств редактирования и печати;

В коррекционно-реабилитационной деятельности:

  • планировать, организовывать и проводить просветительскую, профилактическую, диагностическую, консультативную, психокоррекционную, психореабилитационную и психотерапевтическую работу;
  • выполнять функции педагога-психолога при работе в высших учебных заведениях, учреждениях системы среднего и среднего специального образования, внешкольных, дошкольных учреждениях.

В социально-адаптационной деятельности:

  • выполнять функции психолога при работе во внешкольных, дошкольных и школьных учреждениях, медицинского психолога в лечебных учреждениях, психологических, профориентационных службах;
  • планировать, организовывать и осуществлять психологическую работу по профилактике социальной дезадаптации.

В культурно-просветительской деятельности:

  • планировать, организовывать и вести просветительскую работу;
  • содействовать повышению уровня психологической грамотности населения;
  • содействовать формированию психологического здоровья населения.

В инновационной деятельности:

  • участвовать в реализации инновационной политики государства;
  • проводить психологическую экспертизу инновационных проектов;
  • оценивать готовность организаций к нововведениям и консультировать их с целью повышения инновационного потенциала;

Поступающий должен:

Знать:

  • современные тенденции оказания психологической помощи в отечественной и зарубежной психологии.

Уметь:

  • проводить теоретические и прикладные научные исследования;
  • распространять психологические знания среди всех социальных групп и слоев населения, оказывать психологические услуги;
  • использовать знания и навыки управления трудовыми коллективами и применять их на практике;
  • использовать научные методы исследований при анализе современных социально-политических и социально-экономических процессов.

Владеть навыками:

  • применения научной методологии и методов психологического исследования;
  • диагностики когнитивного, эмоционального и личностного развития субъекта деятельности;
  • использования практических навыков превентивных, коррекционных и развивающих методов работы с субъектами деятельности.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

1. Образование как объект педагогической психологии
Образование в современном мире. Образование как многоаспектный феномен. Образование в общекультурном контексте. Общеметодологический смысл понятия «образование». Образование как система. Образование как процесс. Образование как результат.
Основные тенденции современного образования: система непрерывного образования, индустриализация образования, переход к развивающим, активизирующим, интенсифирующим, игровым методам; развитие коллективной познавательной деятельности; перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность ученика (студента).
Основные направления обучения в современном образовании. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.

 

2. Психология обучения
Различные подходы к определению научения и учения, соотношение понятий «научение», «учение», «обучение». Классификация типов научения. Виды научения.
Обучение и развитие. Концептуальные подходы к решению проблемы взаимосвязи обучения и развития (У. Джеймс, Ж. Пиаже, З. Фрейд, П.П. Блонский, Л.С. Выготский). Разработка Л.С. Выготским теоретических предпосылок развивающего обучения. Основные линии психического развития в учебном процессе. Зона актуального развития, зона ближайшего развития, их показатели. Обучаемость, ее виды, уровни и факторы.
Оптимизация процесса обучения. Психология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Принципы обучения в экспериментально-дидактической системе Л.В. Занкова: принцип обучения на высоком уровне трудности; идти вперед быстрым темпом; принцип осознания школьниками процесса учения; «дать простор индивидуальности». Психология программированного обучения. Психологические требования к программированному обучению (Б. Скиннер). Алгоритмизация как один из способов оптимизации обучения (Л.Н. Ланда). Понятие алгоритма. Виды алгоритмов. Психология проблемного обучения.
Организация процесса обучения и этапы формирования познавательных действий. Концепция формирования умственной деятельности (П.Я. Гальперин).
Психологические основы индивидуализации и дифференциации обучения. Психологические аспекты компьютеризации обучения.

 

3. Психология учебной деятельности
Понятие учебной деятельности и ее функции. Общая структура учебной деятельности. Виды, уровни целей в учебной деятельности. Формирование в учении целеполагания. Учебные действия, их параметры. Практические действия. Умственные действия. Формирование умственных и практических действий.
Мотивы учения, их виды и уровни. Содержательные и динамические характеристики мотивов учебной деятельности. Формы проявления мотивов учения.
Содержание учебной деятельности. Содержание научной дисциплины и содержание учебной дисциплины. Взаимосвязь содержательной, операциональной и мотивационной сторон учения.
Контроль и оценка в структуре учебной деятельности. Место педагогической оценки в системе мотивирования учения детей и стимулирования их личностного развития. Условия эффективности педагогической оценки. Возрастные особенности педагогической оценки.
Результаты учебной деятельности. Психолого-педагогический анализ причин неуспеваемости и пути их преодоления. Типы неуспевающих школьников.
Подготовка детей дошкольного возраста к учебной деятельности. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности младшего школьника. Особенности учебной деятельности среднего школьника. Учебная деятельность старшего школьника. Роль учебной деятельности в развитии личности. Психологические особенности совместной учебной деятельности учащихся. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности.

 

4. Психология воспитания
Теоретико-методологичекие проблемы воспитания в современных условиях. Основные понятия психологии воспитания: формирование, становление, воспитание, социализация. Цель, противоречия, некоторые закономерности, содержание, принципы воспитания. Методы воспитания. Психологические условия эффективности методов воспитания. Виды влияния в воспитании (определение, средства влияния).
Социально-психологические аспекты воспитания. Условия социализации личности (макрофакторы, микрофакторы, мезофакторы). Нарушения социализации. Трудновоспитуемость. Стадии развития асоциального поведения (А.И. Невский). Прямые и косвенные десоциализирующие влияния. Роль коллектива в воспитании. Пути снижения отрицательного и усиление положительного влияния коллектива на личность. Психологические условия эффективности воздействия коллектива на личность.
Воспитание в семье. Порядок появления ребенка в семье и его влияние на формирование личности. Влияние семьи на формирование «Я-концепции» личности. Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребенка.
Особенности воспитания на разных возрастных этапах. Воспитание и самовоспитание. Приемы самовоспитания. Методы самовоспитания.

 

5. Психологические основы труда учителя
Общая характеристика педагогической деятельности. Проблемы педагогической деятельности. Противоречия педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. Системогенез педагогической деятельности. Педагогический опыт, компетентность, мастерство. Функции педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина, А.И. Щербанов, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская).
Общая характеристика стиля педагогической деятельности (содержательные, динамические, результативные характеристики). Функции индивидуального стиля педагогической деятельности. Стили деятельности учителей.
Психология учителя. Состав профессионально-обусловленных свойств и характеристик учителя. Психофизиологические предпосылки деятельности учителя. Соотношение общих и специальных (педагогических способностей). Структура общих педагогических способностей (В.А. Крутецкий, Н.А. Кузьмина, Н.А. Аминов). Динамика педагогических способностей.
Направленность личности учителя. Ориентация на «развитие», на «результативность» в педагогической деятельности (Л. Фестингер, Д. Райнс). Оптимальность мотивационного комплекса учителя в педагогической деятельности.
Психология педагогического общения. Разные подходы к определению педагогического общения. Принципы гуманизации педагогического взаимодействия. Структура и функции педагогического общения. Сравнительный анализ монологического и диалогического стилей педагогического общения. Базовые умения профессионального общения. Уровни формирования коммуникативных умений и навыков учителя. Личностные показатели, наиболее значимые для педагогического общения. Социальная перцепция, ее стереотипность. Межличностные отношения в структуре педагогической деятельности. Механизмы межличностных отношений учащихся и учителя. Психология педагогического воздействия. Рефлексия, эмпатия в педагогическом общении.
Ситуация как структурная единица педагогического общения. Классификация ситуаций. Практические рекомендации учителям по разрешению педагогических ситуаций.

 

6. Психологическое обеспечение деятельности учителя
Основные задачи психолога в обеспечении деятельности педагога и педагогического коллектива. Модели взаимодействия психолога и педагога. Психоаналитический подход. Психоаналитическая типология педагогов. Психотерапевтическая позиция педагога. Бихевиоральный подход к педагогической деятельности. Гигиенический подход: причины и разрешение эмоциональных проблем педагога. «Синдром сгорания» учителя и его причины. Гуманистический подход к педагогическому процессу. Учитель как «фасилитатор» (К. Роджерс).
Индивидуальная работа психолога с учителем на различных этапах его профессионального становления. Профессиональные деформации учителя. Метод карьерного консультирования. Формирование программы профессионального и личностного развития учителя. Предоставление объективной информации педагогу о его личности и деятельности. Психологический анализ педагогической деятельности.
Групповые формы работы с педагогами (лекции, семинары, анализ уроков, социально-психологический тренинг, ролевые и деловые игры, групповые дискуссии). Работа с группой (фаза ориентации и зависимости, фаза конфликта, фаза сотрудничества и целенаправленной деятельности).
Активные методы обучения в работе с педагогами. Метод проигрывания и анализа конкретных ситуаций, микропреподавание. Рефлексивный тренинг. Организационный тренинг.

 

 

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

 

1. История отечественной психологии развития (в России и Белоруссии). Возрастная (детская) психология в дореволюционной России. Материалистический подход к проблеме формирования психических процессов ребенка (И.И.Сеченов). Роль К.Д. Ушинского в разработке проблем развития и воспитания.
Борьба с идеалистическим и механистическим направлениями за диалектико-материалистическое понимание психики и ее развития на первом этапе развития отечественной психологии (К.Н. Корнилов, П.П. Блонский, М.Я. Бассов, Д.Н. Узнадзе). Теория и практика педологии.
Теория культурно-историчекого развития психики Л.С. Выготского. Социально-опосредованный характер психического развития человека. Ведущая роль обучения в психическом развитии. Понятие зоны ближайшего развития. Его общетеоретический и конкретно-психологический смысл.
Принцип социально-исторического детерминизма развития психики человека в современной отечественной психологии. Понятие о «социальном наследовании» как специфически человеческой форме фиксации видового опыта. Проблема движущих сил психического развития в современной отечественной психологии. Роль деятельности в психическом развитии ребенка (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Понятие ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец). Психическая деятельность как продукт интериоризации внешней предметной деятельности субъекта (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец). Понятие условий психического развития. Понятие историческое развитие. Понятие движущих сил психического развития как проявления диалектического характера этого процесса. Взаимоотношение условий, источников и движущих сил психического развития ребенка в реальном процессе развития. Исследования Б.М. Теплова и его последователей по проблеме индивидуальных различий.
Периодизация психического развития. Общественно-исторический характер длительности детства, возникновения последовательности отдельных его периодов. Проблема акселерации (ускорения) психического развития. Проблема периодизации психического развития в детском возрасте, зрелом возрасте, старости. Критический обзор теорий периодизации (Д. Гезелл, С. Холл, К. Бюлер, Ш. Бюлер, Э. Эриксон, А.Валлон, Ж. Пиаже и др.). Проблема возрастной периодизации в трудах Л.С. Выготского. Понятие «возраста», понятие «социальной ситуации развития»; понимание значения кризисов в психическом развитии ребенка. Периодизации психического развития на основе выделения ведущего типа деятельности (Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина). Периодизация Д.Б. Эльконина как попытка преодоления дуализма в понимании соотношения развития аффективно-потребностной и познавательной сфер. Проблема периодизации психического развития в психологии, современное состояние и перспективы развития.

 

2. Психологические особенности детей младенческого возраста. Общая характеристика новорожденности. Особенности перехода от пренатального к постнатальному детству. Особенности ВНД младенца. Морфологические особенности коры больших полушарий. Развитие рецепторов к моменту рождения. Характер ранних реакций. Безусловные реакции младенца: пищевые, оборонительные, ориентировочные. Рефлексы-атовизмы. Ранние условные рефлексы: натуральные и лабораторные, особенности их развития.
Ведущая деятельность. «Комплекс оживления» как основное новообразование периода раннего младенчества. Условия возникновения, структура и генезис. Его значение для психического развития ребенка. Проблема депривации.
Основные закономерности развития сенсорных процессов в младенческом возрасте. Особенности соотношения развития сенсорики и моторики в период раннего и позднего младенчества. Проблема предперцепции как генетически исходной стадии развития восприятия в младенческом возрасте. Формирование зрительного и слухового восприятия в младенческом возрасте. Развитие мануальных движений, развитие хватаний. Стадии развития манипуляций с предметами в младенческом возрасте. Развитие позовых и микромоторных движений. Подготовительный период в развитии речи. Значение эмоционального общения с взрослым и опосредованных форм общения по поводу предмета для развития ребенка. Особенности развития предпосылок пассивной речи. Особенности развития предпосылок активной речи (гукание, гуление, лепет).
Возникновение и развитие памяти в младенческом возрасте. Психологические особенности младенца к концу первого года жизни. Понятие о кризисе одного года. Факторы, определяющие индивидуальные различия в ходе развития младенца.

 

3. Развитие психики в раннем детстве. Общая характеристика условий психического развития в раннем детстве. Усложнение видов деятельности ребенка и форм его общения с окружающими людьми. Предметная деятельность – ведущая деятельность ребенка раннего возраста. Качественные отличия орудийных действий ребенка от действий с предметом высших обезьян. Основные закономерности и стадии развития предметных действий в раннем возрасте. Характеристика игровой деятельности в раннем возрасте. Этапы развития игровой деятельности (Ф.И. Фрадкина).
Основные закономерности развития восприятия. Ранние формы наглядно-действенного мышления. Особенности и закономерности развития первых детских суждений и обобщений (Л.С. Выготский, И.Х. Швачкин). Развитие речи. Особенности развития пассивной речи ребенка.
Особенности развития активной речи ребенка в переходный период (до 1,6-1,8 г.) и основной период овладения речью – ее семантической, лексической, фонематической грамматической сторонами.
Развитие памяти в раннем детстве. Особенности развития эмоций и высших чувств. Начальная формы развития личности ребенка раннего возраста. Понятие о «кризисе трех лет».

 

4. Развитие психики в дошкольном возрасте. Общая характеристика условий психического развития в дошкольном возрасте, особенности развития видов деятельности и форм общения со взрослыми и сверстниками (М.И. Лисина). Игра как ведущая деятельность дошкольника. Критический обзор теории игр в зарубежной психологии (К. Гросс, Г. Спенсер, К. Бюлер, С. Холл, В. Штерн, Ф. Торндайк), теории игры в психоаналитических концепциях.
Проблема игровой деятельности в отечественной психологии. Социально-психологический характер происхождения, структуры, генезиса и функций игры. Значение игры для психического развития и формирования личности ребенка. Сюжетно-ролевые игры и игры с правилами. Другие виды деятельности дошкольника. Изобразительная деятельность. Конструктивная деятельность. Элементы труда и учения. Их роль в развитии познавательных процессов и личности дошкольника. Формирование детского коллектива и его роль в развитии личности ребенка.
Развитие ощущений в восприятии у дошкольника. Зависимость восприятия видов деятельности ребенка. Проблема сенсорного воспитания. Значение целенаправленного формирования сенсорных процессов для психического развития ребенка (А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Л.А. Венгер).
Развитие мышления дошкольника. Взаимодействие видов мышления в дошкольном возрасте. Особенности развития наглядно-действенного мышления (Н.Н. Поддьяков). Наглядно-образное мышление как основное новообразование дошкольного возраста. Развитие рассуждающего мышления у дошкольника. Особенности его обобщений и суждений. Проблема формирования умственных действий и понятий.
Развитие памяти. Особенности внимания. Соотношение непроизвольного и произвольного внимания.
Развитие речи как средства общения, познания и регулирования поведения дошкольника.
Развитие воли. Виды деятельности и личностные новообразования в дошкольном возрасте. Возникновение простейших форм общественных мотивов поведения.
Развитие эмоций особенности развития нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств. Формирование характера и способностей. Индивидуальные и половые различия в поведении. Особенности ребенка шести лет. Проблема готовности к школьному обучению. Диагностика психологической готовности к школе. Понятие о кризисе семи лет.

 

5. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Общие условия развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая. Структура и общие закономерности формирования учебной деятельности. Развитие мотивов учения.
Место других видов деятельности в психическом развитии младшего школьника (игра, спорт, занятия искусством: изобразительная деятельность, музыкальная деятельность, трудовая деятельность).
Содержание обучения как основной источник умственного развития в школьном возрасте. Возрастные особенности и возможности усвоения знаний. Проблема формирования научного мышления в начальной школе (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Проблема интеллектуализации психических процессов, их осознания и произвольности. Особенности развития речи в младшем школьном возрасте (Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова, С.Н. Карпова).
Особенности восприятия и внимания младшего школьника. Развитие наблюдательности. Память младшего школьника, пути повышения ее эффективности. Особенности развития воображения.
Развитие личности младшего школьника. Статус, роль, внутренняя позиция, ценностные ориентации, взаимоотношения со сверстниками. Формирование потребностно-мотивационной сферы. Особенности развития эмоционально-волевой сферы. Развитие характера. Начальные формы рефлексии; формирование самооценки в связи с развитием учебной деятельности. Особенности усвоения моральных норм и правил поведения.

 

6. Психологические особенности подростка. Проблема «кризиса» подросткового возраста в отечественной психологии и зарубежной психологии; анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Индивидуальные и половые различия в темпах и характере физического, умственного и социального развития подростков.
Проблема ведущей деятельности подростка. Личность подростка. «Чувство взрослости» как основное психологическое новообразование подросткового возраста, его виды. Коллектив сверстников и взаимодействие в нем как моделирование отношений взрослых членов общества. Своеобразие структуры коллектива и отношений подростков в связи с половыми различиями. Дружба у подростков. Особенности ее развития. Становление нового типа взаимоотношений с взрослыми. Проблема кризиса в подростковом возрасте.
Учебная деятельность подростков. Формирование познавательных и общественных интересов и мотивов поведения. Учебные и внеучебные интересы. Новая система требований к учителю. Избирательное отношение к учебным предметам. Трудовая деятельность, ее значение для формирования личности школьника. Формирование личности в подростковом возрасте. Нравственные убеждения и их формирование. Развитие оценочного отношения к взрослым и сверстникам. Негативные установки и причины их возникновения. Смысловой барьер у подростков с взрослыми. Начало развитие самосознания как перенесенной внутрь формы самопознания. Основные закономерности формирования самосознания. Проблема оценки и самооценки. Уровень притязаний подростка. Возникновение внутренней жизни как особой сферы.
Развитие аффективно-потребностной сферы. Обострение потребности в общении, самоутверждении и признании. Особенности развития характера. Развитие воли и стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию. Развитие чувств, особенности их переживания и выражения. Формирование мотивационной сферы.
Опосредованность, осознанность и произвольность как основные показатели развития познавательных потребностей. Восприятие и развитие наблюдательности. Овладение способами развития памяти. Развитие творческого воображения, начальных форм творческого рассуждающего мышления. Основные предпосылки перехода к юношескому возрасту.

 

7. Психология юношеского возраста. Проблема перехода от подросткового к юношескому возрасту в отечественной и зарубежной психологии. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода. Проблема акселерации. Проблема ведущей деятельности. Профессиональная направленность как ведущее новообразование юношеского возраста. Психологические особенности выбора профессии. Учебная деятельность в юношеском возрасте. Развитие потребности в общественной жизни и формы участия юношества в общественных организациях. Индивидуальные различия в темпах и характере умственного и социального развития. Психологический склад юноши и девушки, общие и отличные черты. Любовь в юношеском возрасте. Развитие самосознания и образа «Я». Оценка юноши коллективом и его самооценка. Юношеские дневники и их значение. Мотивы и ценностные ориентации. Особенности эмоциональной жизни. Мечты и идеалы в юношеском возрасте. Формирование эстетических чувств и вкусов. Формирование воли. Развитие творческой активности как выражение потребности самоопределения.
Особенности мышления и условия его воспитания. Пути развития научного мировоззрения. Формирование научных и эстетических убеждений, социальных и эстетических норм.

 

8. Психология зрелого возраста. Подходы к периодизации зрелого возраста. Трудности создания периодизации 1) недостаточно исследовано развитие различных физических и психических функций взрослого человека; 2) гетерохронноть развития; 3) большая индивидуальная вариативность психики; 4) различие в развитии физических и психических функций в разных видах профессиональной деятельности; (несоответствие «пиков» и спадов); 5) недостаточно изучено сочетание эволюции и инволюции.
Границы ранней, средней, верхней зрелости. Интеллектуальное развитие в период зрелости. Общие тенденции развития человека на этапе зрелости. Сочетание эволюции и инволюции. Механизмы противостояния инволюционным процессам. Роль обучения, воспитания, самосовершенствования в противостоянии инволюции (старению) (Б.Г. Ананьев).
Категория субъекта как проявления активности человека, способности к деятельности, самодеятельности, самоопределению и развитию, постоянному разрешению противоречия. Специфика человека как субъекта в постоянном решении задачи самосовершенствования.
Взрослый человек – субъект профессиональной деятельности, достижения целостной деятельности как согласования ее объективных условий (требований) и субъективных условий.

 

9. Психология старения. Общая характеристика периода старения и старости. Границы и стадии возраста. Биологические аспекты геронтогенеза. Психологические переживания старения и старости. Изменения в функционировании психических процессов. Изменение структуры социальной активности в старости. Проблема одиночества. Эмоциональная сфера в старости. Личностные новообразования в старости. Изменения в структуре мотивации. Изменение временной перспективы. Психосоциальные проблемы лиц пожилого возраста. Особенности адаптации к старости. Теории старения в психологии. Психофизиологические особенности лиц старческого возраста. Психологические условия долголетия жизни и познавательной деятельности. Характеристика жизненного пути человека. Понятие времени в жизни человека. Проблема смерти в психологии.

 

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основной список литературы

  1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды в 2 т. / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, Т.1. 1980. – 230 с.
  2. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – М. Наука, 1977. – 213 с.
  3. Брушлинский, А.В. Психология субъекта / А.В. Брушлинский. – СПБ.: Алетейя, 2003. – 272 с.
  4. Вербова, К.В.Психология труда и личности учителя / К.В. Вербова, С.В. Кондратьева. – Минск: Народная асвета, 1991. – 88 с.
  5. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: МГУ, 1988. – 416 с.
  6. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
  7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2004. – 384 с.
  8. Ильясов, И.И. Структура процесса учения / И.И. Ильясов. – М.: МГУ, 1986. – 200 с.
  9. Карандашев, Ю.Н. Психология развития. Введение / Ю.Н. Карандашев Минск: КАРА, 1997. – 240 с.
  10. Кондратьева, С.В. Педагогическая и возрастная психология / С.В. Кондратьева.– Гродно: ГрГУ, 1996. Ч.2. Психология учителя. – 91 с.
  11. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
  12. Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан. – СПб, Рыбинск, 1993. – 204 с.
  13. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: МГУ, 1972. – 576 с.
  14. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. – М.: Издательский Центр «Академия», 1998. – 456 с.
  15. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов / В.С. Мухина. – М.: Институт практической психологии, 1998. – 456 с.
  16. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Академия, 1999. – 445 с.
  17. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.: Триволта, 1995. – 193 с.
  18. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. Реана А.А. – СПб.: ЕВРОЗНАК, 2001. – 656 с.
  19. Слободчиков, В.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчіков, Е.И. Исаев. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с.
  20. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И. Фельдштейн. – М. – Воронеж: МПСИ, 1996. – 192 с.
  21. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б. Эльконин. – М.: Тривола, 1994. – 168 с.

 

Дополнительный список литературы

  1. Абрамова, Г.А. Возрастная психология / Г.А. Абрамова. – М.: Академия, 1999. – 672 с.
  2. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты / Б.Б. Айсмонтас. – М.: ВЛАДОО ПРЕСС, 2002. – 208 с.
  3. Активные методы обучения педагогическому общению и его активизации / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Изд. НИИ ОПП, 1980. – 98 с.
  4. Амельков, А.А. Опоры по возрастной психологии / А.А. Амельков, М.А. Дыгун. – Мозырь: Белый ветер, 2002. – 72 с.
  5. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – М.: Просвещение, 1964. – 304 с.
  6. Архипова, И.А. Подготовка ребенка к школе: книга для родителей будущего первоклассника / И.А. Архипова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 215 с.
  7. Аршавский, И.А. Основы возрастной периодизации / И.А. Аршавский // Возрастная физиология. Руководство по физиологии. – Л.: Наука, 1975. – С. 5–67.
  8. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения / Р. Аткинсон. – М.: Прогресс, 1980. – 528 с.
  9. Белоус, А.Н. Развитие интеллектуально-познавательной сферы детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов, педагогов-психологов дошк. учреждений / А.Н. Белоус. – Минск: Беларусь, 2002. – 141 с.
  10. Бестужев-Лада, И.В. Молодость и зрелость / И.В. Бестужев-Лада. – М.: Политиздат, 1984. – 207 с.
  11. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 1968. – 464 с.
  12. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка / П.Я. Гальперин. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. – 82 с.
  13. Гамезо, М.В. Возрастная психология: личность от молодости до старости / М.В. Гамезо [и др.]. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 607 с.
  14. Гиппенрейтер, Ю.Б. Деятельность и внимание / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1983. – 701 с.
  15. Горбачева, Е.И. Современный взгляд на педагогику и психологию высшего образования / Е.И. Горбачева // Вопросы психологии. – 1997. - № 2. – С.131–133.
  16. Горленко В.П. О бинарном характере содержания педагогической практики студентов / В.П. Горленко // Адукацыя i Выхаванне. – 1998. – № 3. – С. 76–84.
  17. Готовность к школе: Руководство практического психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. –М.: Наука, 1995. – 289 с.
  18. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1974. – 423 с.
  19. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
  20. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В.В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология. – М., 1979. – С. 69–101.
  21. Давыдов, В.В. Принцип развития в психологии / В.В. Давыдов, В.П. Зинченко // Вопросы философии. 1981. №12. – С. 47–60.
  22. Дональдсон, М. Мыслительная деятельность детей / М. Дональдсон. – М.: Педагогика, 1985. – 192 с.
  23. Зак, А.З Развитие теоретического мышления у младших школьников / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 1984. – 151 с.
  24. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. – М.: Академия, 1996. – 346 с.
  25. Иконникова, С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ / С.Н. Иконникова. – Л.: ЛГУ, 1986. – 166 с.
  26. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В.Я. Ляудиса. – М.: Знание, 1994. – 186 с.
  27. Исаев, Е.И. Проблемы проектирования психологического образования педагога / Е.И. Исаев // Вопросы психологии. – 1997. – № 6. – С. 48–57.
  28. Кандыбович, Л.В. Психологическое сопровождение становления профессионального самосознания молодых педагогов / Л.В. Кандыбович // Мир психологии. – 1999. – № 2. – С. 216–220.
  29. Климов, Е.А. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам / Е.А. Климов // Вопросы психологии. – 1998. – № 2. – С.57–61.
  30. Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е. Панько. – Минск: Университетское, 1999. – 316 с.
  31. Кон, И.С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе / И.С. Кон // Социологические исследования. 1978. № 3. – С. 76–86.
  32. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока / Ю.А. Конаржевский. – М.: Пед. поиск, 2000. – 334 с.
  33. Кондрашова, Л.В. Задачный подход к организации учебно-познавательной деятельности будущих педагогов / Л.В. Кондрашова //Адукацыя i Выхаванне. – 1999. – № 3–4. – С.50–54.
  34. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. - 224 с.
  35. Кудрявцев, В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода / В.Т. Кудрявцев. Ч. I. – Рига: Педагогический центр «ЭКСПЕРИМЕНТ», 1999. – 325 с.
  36. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: учебное пособие / И.В. Кулагина.. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – 374 с.
  37. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.В. Кулагина, А.Ю. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 463 с.
  38. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы / Н.С. Лейтес. – М.: Знание, 1984. – 79 с.
  39. Леонтьев, А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее образование) / А.А. Леонтьев // Вопросы психологии. – 1998. – № 5. – С.82–85.
  40. Леонтьев, А.Н. К теории развития психики ребенка / А.Н. Леонтьев // Хрестоматия по детской психологии. – М.: ИПП, 1996. – С. 20-27.
  41. Лишин, О.В. Педагогика психологического воспитания / О.В. Лишин. – М.: Ин-т практической психологии, 1997. – 201 с.
  42. Лурия, А.Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе / А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова. – М.: Юрист, 1997. – 256 с.
  43. Ляудис, В.Я. Память в процессе развития / В.Я. Ляудис. – М.: МГУ, 1976. – 255 с.
  44. Маркова, А.К. Психология обучения подростка / А.К. Маркова. – М.: Педагогика, 1975. – 64 с.
  45. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова.. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
  46. Михальчик, Т.С. Психология младшего школьника Т.С. Михальчик, К.П. Парина. – М.: Просвещение, 1976. – 208 с.
  47. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина. – М.: Флинта, 1998. – 200 с.
  48. Моргун, В.Ф. Проблемы периодизации развития личности в психологии / В.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачева. – М.: МГУ, 1981. – 84 с.
  49. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Academia, 1997. – 456 с.
  50. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А.Смирнова. – М.: Академия, 2000. – 512 с.
  51. Педагогическая практика студентов / Под ред. В.П. Тарантея. – Минск: Университетское, 1991. – 206 с.
  52. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / под ред. А.А. Бодалева, В.А. Ляудиса. – М.: Изд. НИИ ОПП, 1980. – 346 с.
  53. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 624 с.
  54. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 1999. – 416 с.
  55. Реан, А.А. Педагогическая психология: научно-психологические основы практики образования / А.А. Реан // Вопросы психологии. – 1998. – № 1. – С. 146–149.
  56. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М.: Мир, 1994. – 320 с.
  57. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.
  58. Рожина, Л.Н. Развивающие технологии обучения студентов / Л.Н. Рожина // АiВ Псiхалогія. – 2000. – № 3. – С. 32–49.
  59. Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека / Под ред. Равич-Щербо И.В. – М.: Наука, 1988. - 336 с.
  60. Салмина, Н.Г. Знак и символ в обучении / Н.Г. Салмина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. – 288 с.
  61. Сапогова, Е.Е. Психология развития / Е.Е. Сапогова. – Аспект Пресс, 2005 – 460 с.
  62. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: АПН СССР, 1996. – 254 с.
  63. Сироткин, Л.Ю. Младший школьник, его развитие и воспитание Л.Ю. Сироткин, А.Н.. Хузиахметов. – Казань: Матбугат йорты, 1998. – 320 с.
  64. Слободчиков, В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития / В.И. Слободчиков // Вопросы психологии. 1991. – № 2. – С. 37–50.
  65. Степанова, Е.И. Психология взрослых. Экспериментальная акмеология / Е.И. Степанова. – СПб.: Алетейя, 2000. – 288 с.
  66. Талызина, М. Управление процессом усвоения знаний / М. Талызина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. – 343 с.
  67. Толстых, А. Возрасты жизни / А. Толстых. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 223 с.
  68. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн. – М.: Педагогика, 1989. – 24 с.
  69. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.И.Ильясова, В.Я. Ляудиса: В 2 Т. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980-1981. Т.1.–Т.2.
  70. Хрестоматия по детской психологии. / под ред. Г.В. Бурменской. – М., 1996. – 656 с.
  71. Чернецкая, Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду / Л.В. Чернецкая. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 128 с.
  72. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. – М. – Воронеж: МПСИ, 1997. – 352 с.
  73. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб: Питер, 1999. – 528 с.
  74. Эсаулов, А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов / А.Ф. Эсаулов. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.