Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

 
Программа вступительного испытания для получения высшего образования II ступени
по специальности
1-08 80 06 «Общая педагогика, история педагогики и образования»
в 2017 году
 
 
 
 

  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа вступительного испытания по специальности 1-08 80 06 «Общая педагогика, история педагогики и образования» разработана на основании типовой программы по курсу «Педагогика» для педагогических специальностей высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь, рег. № ТД-91 / тип. В основу программы вступительного испытания включены материалы дисциплины «Педагогика».
Цель программы – помощь поступающим в магистратуру в систематизации знаний по педагогике для вступительного экзамена.
В первом разделе программы раскрываются генезис педагогической науки, ее методологические основы, социальное назначение в современном обществе. Рассматриваются проблемы современного образования, тенденции высшего образования, понятие педагогического процесса как целостного явления, обеспечивающего развитие и формирование личности как субъекта и объекта воспитания.
Во втором разделе излагаются теоретические основы обучения, его сущность, структура, закономерности, принципы, методы и формы организации. Внимание акцентируется на новых образовательных технологиях, уровневой и профильной дифференциации, конвенциональном, проблемном, программированном, компьютерном, блочном, модульном обучении, методах и формах активного обучения.
Третий раздел программы предполагает раскрытие воспитания как процесса организации жизни, деятельности, общения учащихся, рассмотрение закономерностей, принципов, методов, форм и технологий воспитания, ведущих элементов современного воспитания (гражданское, трудовое, умственное, эстетическое воспитание и др.) во взаимосвязи и комплексном подходе к решению воспитательных задач.
Программа содержит критерии оценки знаний и компетенций по специальности 1-08 80 06 «Общая педагогика, история педагогики и образования».
Содержание, включенного в программу материала, позволяет определить у поступающих уровень педагогических знаний, степень развития педагогического мышления, аналитические способности.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

 

Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке
Общее представление о педагогике как гуманитарной науке. Объективные социально-экономические предпосылки возникновения и развития педагогической теории.
Специфика объекта педагогики. Позиции ученых в определении предмета педагогики. Фундаментальная и прикладная функции педагогики, уровни их реализации.
Генезис и структура педагогической науки и ее основные отрасли. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование. Связь педагогической науки с другими науками о человеке. Взаимосвязь педагогической теории и практики. Демократические и гуманистические тенденции в современной педагогике.

 

Тема 2. Методология и методы педагогических исследований
Понятие о методологии педагогики и ее уровнях: философском (экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, прагматизм, диалектический материализм); общенаучном (аксиоматический, синергетический, системный, феноменологический подходы); конкретно-научном (аксиологический, антропологический, деятельностный, культурологический, этнопедагогический подходы); технологическом (методика и техника исследования).
Логика педагогического исследования. Методы и методики изучения педагогической действительности (изучение педагогического опыта, методы теоретического исследования, математические методы).

 

Тема 3. Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь
Образование как ценность, процесс, система и результат. Культурологический и компетентностные подходы к трактовке и формированию образования. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь. Общеобразовательная школа в системе образования. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности. Тендерные проблемы в образовании.

 

Тема 4. Педагогическая профессия и ее особенности. Профессиональные качества педагога
Возникновение и становление педагогической профессии. Специфика педагогической профессии. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Педагогическая направленность. Нравственный кодекс педагога.

 

Тема 5. Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции
Сущность и структура педагогической деятельности. Виды, уровни и критерии оценки педагогической деятельности. Педагог как субъект педагогической деятельности. Педагогическое взаимодействие. Профессиональная компетентность педагога. Успешный педагог. Мастерство, новаторство и творчество в педагогической деятельности. Педагогическая квалиметрия. Аттестация и разряды педагогов. Имидж педагога. Саморазвитие педагога.

 

Тема 6. Личность как субъект и объект воспитания, внешние и внутренние факторы ее развития
Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы и условия, детерминирующие формирование личности. Сущность социализации. Воспитание и формирование личности. Роль обучения в развитии личности. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности. Становление личности в процессе социализации. Характеристика индивидуальных различий учащихся. Типологические особенности учащихся различного возраста. Дифференцированный подход к воспитанию и обучению учащихся.

 

РАЗДЕЛ II. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

 

Тема 7. Содержание образования и его социально-педагогические функции
Дидактика – теория обучения и образования. Сведения из истории развития дидактики.
Источники формирования содержания образования. Исторические и современные тенденции развития содержания образования. Концепции образования в Республике Беларусь.
Дифференциация, гуманизация, фундаментальность и практическая направленность, вариативность современного школьного образования.
Основные документы, определяющие содержание школьного образования: учебные планы, учебные программы, учебные пособия, учебники. Уровневая и профильная дифференциация.

 

Тема 8. Процесс обучения. Структурные компоненты, закономерности, принципы
Сущность процесса обучения. Теория познания – методологическая основа обучения. Источники и механизмы развития процесса обучения.
Принципы обучения как отражения цели, закономерностей обучения и как совокупность требований к организации учебно-воспитательного процесса.
Характеристика процесса обучения как целостной системы. Структурные компоненты процесса: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, деятельностно-процессуальный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.
Функции процесса обучения: образовательная, развивающая, воспитывающая.
Виды обучения: конвенциональное, проблемное, программированное, компьютерное, блочное, модульное обучение.

 

Тема 9. Методы и средства организации процесса обучения в современной школе
Понятие «метод», «прием обучения». Различные подходы к классификации методов обучения. Методы организации учебно-познавательной деятельности. Развернутая характеристика методов контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности. Пути усиления образовательной, воспитательной, развивающей функций методов обучения.
Выбор методов обучения. Методический арсенал учителя. Методика и технология обучения. Метод учителя как обобщенная характеристика индивидуального стиля преподавания.
Средства обучения. Классификация и характеристика средств обучения. Компьютеризированное обучение.

 

Тема 10. Формы обучения. Урок – основная форма организации учебного процесса в школе
Понятие о формах организации обучения. Многообразие форм обучения. Индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная формы организации обучения. Понятие «система обучения». Системы индивидуального, индивидуализированного, взаимного, массового обучения и их развитие в дидактике. Возможность реализации разнообразных систем обучения в современной школе. Дифференцированное обучение. Тенденции развития форм обучения.
Классно-урочная система. История возникновения и развития классно-урочной системы. Урок – основной элемент классно-урочной системы обучения. Современная трактовка понятия «урок». Сущность урока. Типология и структура урока. Современные требования урока. Пути усиления функций (образовательной, воспитательной, развивающей) урока. Связь урока с другими формами обучения (лабораторные занятия, практикум, семинар, факультатив, домашняя работа и др.). Нестандартные формы организации урока. Подготовка учителя к уроку. Анализ и самооценка урока.

 

Тема 11. Теоретические основы развития педагогических систем и технологий
Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем. Сравнительный анализ развития систем образования в мире.
Генезис понятий «технология», «педагогическая технология». Сущность педагогической технологии, ее научное обоснование. Состав и структура педагогической технологии. Соотношение понятий «педагогическая технология», «методы», «приемы», «методики обучения и воспитания».

 

Тема 12. Технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения
Личностно-ориентированный подход в педагогике. Гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические идеалы и нормы.
Педагогика сотрудничества: позиция личности учащегося, гуманизация и демократизация педагогических отношений, учение без принуждения, трактовка индивидуального подхода, формирование положительной Я-концепции личности, дидактический активизирующий и развивающий комплексы.
Личностно - развивающее обучение. Научное обоснование теории раз¬вивающего обучения. Система обучаемого развития (Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Дж. Дьюи). Система развивающего обучения (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, В. Давыдов и др.). Гуман¬но-личностные технологии Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильина, С. Н. Лысенковой и др.

 

Тема 13. Технологии организации познавательной деятельности учащихся
Учебно-познавательная деятельность учащихся и технология ее организации. Технология полного усвоения урочной темы.
Технологии проблемного и задачного обучения. Особенности целепо-лагания при организации проблемного обучения, концептуальные положения и особенности содержания. Уровни проблемности в обучении.
Исследовательская технология обучения.
Технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов, П. М. Эрдниев).
Игровые технологии. Функции игровой деятельности. Спектр целевых ориентации игровых технологий: дидактические, воспитывающие, развивающие, социализирующие. Технология интерактивной игры.
Метод проектов. Проектная технология обучения. Проект в системе учебных занятий. Организация обучения в малых группах.

 

Тема 14. Диагностика в обучении
Понятие педагогической диагностики. Результаты (продукты) процесса обучения. Функции педагогической диагностики в обучении. Процедура диагностики: постановка целей, определение критериев и показателей; отбор методов и их применение; анализ результатов; учет результатов диагностики при организации процесса обучения.
Диагностика мотивации учения. Диагностика успеваемости школьника. Формы контроля и проверки знаний. Тестирование учебных достижений.
Прогнозирование результатов учебно-познавательной деятельности школьников.

 

Тема 15. Дифференциация и индивидуализация процесса обучения. Спе¬цифика обучения одаренных и отстающих учащихся
Понятия «дифференциация» и «индивидуализация обучения», их сущность и взаимосвязь. Этапы развития дифференцированного обучения. Внутренняя и внешняя дифференциация, ее виды. Дифференцированное обучение учащихся на разных возрастных этапах. Нетрадиционные формы, методы и средства, используемые при дифференцированном обучении.
Детская одаренность, ее положительные и отрицательные проявления. Диагностика детской одаренности. Особенности организации педагогического процесса с одаренными учащимися.
Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема. Особенности организации педагогического процесса с отстающими учащимися.

 

РАЗДЕЛ III. ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ЦЕЛЕСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

 

Тема 16. Сущность, закономерности и принципы процесса воспитания и самовоспитания
Воспитание как педагогическое явление, его специфика, структура, этапы.
Воспитание и самовоспитание, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Понятие «самовоспитание», «саморазвитие», «самостановление» личности. Общие педагогические закономерности воспитания, отражающие научную картину воспитательного процесса: формирование активности самого ребенка; соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и педагога в совместной деятельности; внутреннее отношение ребенка к объектам деятельности; создание ситуаций успеха; «скрытый характер» воспитательных влияний; реализация актуальных потребностей детей как содержание воспитательной деятельности; целостность воспитательных влияний на личность в процессе воспитания.
Принципы воспитания. Соотношение закономерностей и принципов воспитания. Специфика принципов воспитания. Характеристика основных принципов воспитания: общественная направленность воспитания, связь воспитания с жизнью, воспитание в труде, ориентация на потребности ребенка, воспитание в коллективе, сочетание педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью учащихся, принятие ребенка как данность, опора на положительное, гуманизация воспитания, личностный подход, единство воспитательных воздействий и др. Единство и взаимосвязь принципов воспитания в педагогическом процессе.
Стимулирование учащихся к работе над самосовершенствованием – важнейшая задача воспитания. Основные факторы, побуждающие личность к самовоспитанию. Методы самовоспитания. Методы и приемы самопознания. Технология разработки программы самовоспитания. Методы и приемы работы над собой: самообязательства, самопобуждение, самоубеждение, самовнушение, самоконтроль, саморегулирование, самостимулирование, самоодобрение, самопорицание.
Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся.
Общая характеристика «Концепции воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь».

 

Тема 17. Общие методы, средства и формы процесса воспитания и самовоспитания
Понятие о методах и приемах воспитания. Выбор методов воспитания, его зависимость от цели, содержания, условий воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня развития коллектива. Система общих методов воспитания, их классификация. Различные подходы к классификации методов воспитания.
Методы формирования сознания личности. Убеждение – важнейший метод воспитания. Метод внушения, положительного примера, их психологическая характеристика и формы реализации. Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения. Метод упражнений, приучения. Педагогическое требование, его виды. Общественное мнение как форма коллективного требования. Метод поручений. Создание воспитывающих ситуаций. Методы стимулирования. Методы одобрения (поощрения) и осуждения (наказания). Соревнование – метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету, освоению опыта общественного поведения. Основные требования к его использованию. Условия выбора и эффективного применения методов воспитания.
Понятие о средствах воспитания. Многообразие средств воспитания.
Сущность понятия «форма воспитания». Общая характеристика форм воспитательной работы. Многообразие форм воспитательной работы, их отбор и использование в конкретном коллективе. Попытки классификации форм воспитательной работы.

 

Тема 18. Воспитание учащихся в коллективе, семье и социуме
Роль коллектива в формировании личности. Понятие воспитательного коллектива. Динамика и этапы (стадии) становления воспитательного коллектива. Пути формирования коллектива. Педагогическое руководство процессом формирования коллектива.
Семья - воспитательная среда ребенка. Влияние образа жизни родителей на процесс и результат воспитания личности. Виды и типы семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания, пути их предупреждения. Формы и методы взаимодействия школы с семьей.
Роль и значение национальных, моральных ценностей общества, образа жизни, менталитета, средств массовой информации при осуществлении воспитания. Позитивные и негативные влияния социального окружения в воспитании подрастающего поколения.

 

Тема 19. Гуманистические воспитательные системы и технологии
Гуманистические воспитательные системы: история и современность. Личность ребенка как субъекта в гуманистической воспитательной системе. Проектирование структуры воспитательной системы школы, гимназии, лицея на основе субъект-субъектных отношений.
Педагогические идеи, лежащие в основе различных региональных воспитательных систем: «средовой подход», создание эмоционально насыщен¬ного развивающего и воспитывающего пространства для учащихся, использование творческой социально значимой трудовой деятельности школьников. Воспитательная система класса. Подходы к созданию ученического коллектива. Общешкольный коллектив - ядро воспитательной системы шко¬лы. Основные аспекты управления воспитательной системой школы.
Анализ опыта создания воспитательных систем (В. А. Караковский, А. А. Захаренко и др.).

 

Тема 20. Технология работы педагога по профилактике девиантного поведения подростков
Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения. Суицидное поведение личности, его характеристика. Особенности поведения детей, имеющих осложнения психического и личного развития. Поведенческие отклонения в развитии детей. Причины девиантного поведения учащихся.
Технологии воспитательно-коррекционной работы с подростками. Методы и приемы педагогического воздействия на подростков, склонных к девиантному поведению. Виды и содержание профилактической работы среди несовершеннолетних.
Семья как важнейший социально-педагогический фактор регуляции поведения подростков. Работа классного руководителя с неблагополучными семьями. Коллектив как фактор и условие предупреждения отклоняющегося поведения подростков. Взаимодействие классного руководителя с социальным педагогом, школьным психологом.

 

Тема 21. Педагогическое общение. Конфликты в педагогическом общении и их преодоление
Понятие о педагогическом общении. Закономерности процесса обще¬ния. Эмпатия. Бессловесный и словесный компоненты педагогического общения.
Особенности педагогического общения в работе классного руководи¬теля.
Конфликтогены педагогического общения. Возрастные особенности конфликтогенов. Методы и средства преодоления конфликтов.

 

Тема 22. Направленность развития инновационной деятельности в образовании
Сущность и структура понятия «идеальная педагогическая инновация». Реальные формы инновирования образования. Виды педагогических инноваций. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип.
Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования.
Акмеограмма педагога-инноватора.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Документы

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. – 400 с.
  2. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь (утв. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14.12.2006 № 125): Электронный ресурс / Режим доступа: http://orthoobraz.by.
  3. Программа НЕПРЕРЫВНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ в Республике Беларусь на 2011-2015 годы (утв. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 N 16): Электронный ресурс / Режим доступа: http://orthoobraz.by.
  4. Инструкция об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждених образования Республики Беларусь // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2003. - № 5. – С. 30 – 36.
  5. Конвенция о правах ребенка // Советская педагогика. - 1991. - № 10.
  6. Положение о педагогическом совете общего среднего образования (утв. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.06.2011 N 47): Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.pravo.by/world_of_law/text.asp?RN=W21123912.
  7. Палажэнне аб установе, якая забяспечвае атрыманне пазашкольнага выхавання і навучання // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2003. - № 6. – С. 36 – 48.
  8. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования (утв. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 №38): Электронный ресурс / Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby11/republic01/text405.htm.

 

Учебники и хрестоматии

  1. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000.
  2. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. – М., 2001.
  3. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика: учебное пособие для вузов / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2005.
  4. Дидактика современной школы / под. ред. В.А. Онищука. - Киев, 1987.
  5. Жук, О.Л. Педагогика: учеб.-метод. комплекс / О.Л. Жук. – Минск: Изд-во БГУ, 2003. – 383 с.
  6. Капранова, В.А. История педагогики: учеб. пособие / В.А. Капранова. – М.: Новое знание, 2003. – 160 с.
  7. Кукушкин, В.С. Педагогические технологии: учеб. пособие для студ. пед. спец. – Ростов н/Д: Март, 2002.
  8. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 1999. – 184 с.
  9. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук [и др.]; под общ. ред. А.И. Жука. – Минск, 2003.
  10. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. институтов / под. ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. - 608 с.
  11. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. - М.: Владос, 1996.
  12. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: в 2-х кн. – М., 1999.
  13. Прокопьев, И.И. Педагогика: учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Минск, 2002. – 544 с.
  14. Сивашинская, Е.Ф. Лекции по педагогике: интегрированный курс / Е. Ф. Сивашинская. – Ч. I. – Минск: Жасскон, 2007.
  15. Сластенин, В.А. Психология и педагогика / В.А. Састенин, В.П. Каширин. – 2001. – 480 с.
  16. Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство. учеб. пособие / Т.А. Стефаеовская. - М.: Совершенство, 1998. - 368 с.
  17. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А.И. Пискунов. - М.: Просвещение, 1981.-528 с.
  18. Хрестоматия по истории педагогики / Под общ. ред. С.А. Каменева в 4-х т. - М.: Учпедгиз, 1986.
  19. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. / сост. М.И. Анисов. - М., 1972.
  20. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. / сост. С.Ф. Егоров. - М., 1986.
  21. Хрестоматия по педагогике. - М.: Просвещение, 1976. - 432 с.
  22. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.
  23. Чепиков, В.Т. Педагогика: кратк. учеб. курс / В.Т. Чепиков. – М.: Новое знание, 2003. – 173 с.
  24. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е. Щуркова. – М., 2000.

 

Основная* и дополнительная литература

  1. *Амонашвили, Ш.А Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. - Минск.: Университетское, 1990. - 560 с.
  2. *Арлова, Г.П. Беларуская народная педагогика / Г.П. Арлова. - Минск: Народная асвета, 1993.
  3. Баранников, А.В. Основные направления образовательных реформ и изменения законодательства в области образования / А.В. Баранников // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2000. - № 2. – С. 15 - 26.
  4. *Баярд, Р.Т. Як спраўляцца з праблемамi падлеткаў / Р.Т. Баярд, Д. Баярд / Пер. з англ. мовы. - Минск: Нар. асвета, 1990.
  5. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? / А.С. Белкин. - М.: Просвещение, 1991. - 168 с.
  6. Берестова, Л.И. Новые образовательные технологии в учебном процессе / Л.И. Берестова // Инновации в образовании. – 2003. - № 2. – С. 76 - 78.
  7. *Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989.
  8. *Библер, В.С. Культура. Диалог культур / В.С. Библер // Вопросы философии. - 1989. - № 6. - С. 33 - 41.
  9. *Бондаренко, Е.Г. Учебные заведения нового тина в Республике Беларусь / Е.Г. Бондаренко, А.В. Козулин, С.А. Поваляев // Адукацыя і выхаванне. - 1992. - № 1. - С. 58 - 64.
  10. Брехман, И.И. Введение в валеологию — науку о здоровье / И.И. Брехман. — Л.: Наука, 1987. — 125 с.
  11. Введение в научное исследование по педагогике / под. ред. В.И. Журавлева. - М.: Просвещение, 1988. - 239 с.
  12. Вербова, К.В. Психология труда и личности учителя / К.В. Вербова, С.В. Кондратьева. - Минск, 1991. - 83 с.
  13. *Викторова, Л.Г. Инновационные процессы в образовании / Л.Г. Викторова. – 2002. - № 2. – С. 4 - 10.
  14. Вихор, В.Т. Информационные технологии в системе образования / В.Т. Вихор // Народная асвета. – 2003. - № 5. – С. 22 - 23.
  15. Гершунский, Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования / Б.С. Гершунский // Педагогика. – 2003. - № 10. – С. 3 - 7.
  16. Гин, А. Приемы педагогической техники / А. Гин. – М.: Вита-Прис, 2005. – 112 с.
  17. *Гребенюк, О.С. Педагогика индивидуальности: курс лекций / О.С. Гребенюк – Калининград, 2002. – 93 с.
  18. Григорьев, Д.В. Школьник как субъект воспитания / Д.В. Григорьев // Классный руководитель. – 2002. - № 2.
  19. Гужаловский, А.А. Физическое воспитание в школе: метод. пособие / А.А. Гужаловский. - Минск, 1988.
  20. *Дорошко, О.М. Экологическая культура: педагогический аспект / О.М. Дорошко. - Гродно, 2000. - 234 с.
  21. *Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. - М., 1987. - 159 с.
  22. *Занков, Л.В. Обучение и развитие. Избранные психологические труды / Л.В. Занков. - М., 1990.
  23. *Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии / Н.И. Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2004. – 288 с.
  24. *Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. – М.: Академия, 2007. – 192 с.
  25. *Иванов, И.И. Энциклопедия коллективных творческих дел / И.И. Иванов. – М., 1989.
  26. *Ильин, Е.Н. Путь к учению / Е.Н. Ильин. - М.: Просвещение, 1988.
  27. Ильин, М.В. Проектирование содержания профессионального образования: теория и практика / М.В. Ильин. – Минск, 2002. – 338 с.
  28. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: учеб. пособие. – М., 2001. – 310 с.
  29. Казимирская, И.И. Диалектика традиционного и инновационного в образовании / И.И. Казимирская // Вестник ВДУ. – 2001. - № 3. – С. 23 - 27.
  30. *Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Канн-Калик. - 1989.
  31. *Караковский, В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования / В.А. Караковский. - М.: Новая школа, 1992. - 128 с.
  32. Классному руководителю о воспитательной системе класса / под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2000.
  33. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – СПб.: Каро, 2001.
  34. *Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива / Я.Л. Коломинский. - Минск: Нар. асвета, 1984. - 239 с.
  35. *Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. - М., 1982.
  36. *Кондратьева, С.В. Учитель-ученик / С.В. Кондраьева - М.: Просвещение, 1984.
  37. *Коротяев, Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий / Б.И. Коротяев. - М.: Просвещение, 1986. - 208 с.
  38. Краевский, В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее / В.В. Краевский // Педагогика. – 2002. - № 1. – С. 3-12.
  39. *Крачак, О.Е. Личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания / О.Е. Крачак // Народная асвета. – 2002. - № 9. – С. 11-19.
  40. *Кукушкин, В.С. Общие основы педагогики: учеб. пособие / В.С. Кукушкин. – 2002. – 224 с.
  41. Куприянов, Б. Классификация форм воспитательной работы / Б. Куприянов // Воспитание школьников. – 2002. - № 5. – С. 21-29.
  42. *Лесгафт, П.Ф. Избр. пед. соч. в 2-х т. / П.Ф. Лесгафт. - М., 1951.
  43. *Лихачев, Б.Т. Эстетика воспитания / Б.Т. Лихачев. - М., 1972.
  44. Максимов, С.И. Современные технологии образования: информационный аспект / С.И. Максимов // Весці БДПУ імя М. Танка, 2003. - № 4. – С. 24-35.
  45. Малькова, З.А. Современная школа и педагогика в капиталистических странах / З.А. Малькова, Б.Л. Вульфсон. - М., 1982.
  46. *Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махмутов. - М., 1977.
  47. Методические рекомендации по курсу «Педагогические технологии» / сост. В.В. Гринкевич. - Гродно,1994. - 82 с.
  48. Методические рекомендации по организации работы с родителями. - Гродно, 1990. - 23 с.
  49. Михайлычев, Е.А. Методики диагностики воспитанности / Е.А. Михайлычев // Школьные технологии. – 2003. - № 4. – С. 123-127.
  50. *Монтессорри, М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка / М. Монтессори. - М., 1920. - 438 с.
  51. *Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. Психолого-педагогический аспект: Сб. научн. трудов / Под. ред. Е.Д. Божович. - М.: Новая школа, 1995. - 96 с.
  52. Новикова, Л.И. Самоуправление в школьном коллективе / Л.И. Новикова. - М.: Знание, 1988. - 80 с.
  53. *Новые педагогические и профессиональные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2001. – 272 с.
  54. *Основы педагогики / под ред. А.И. Жука, 2003. – 349 с.
  55. *Основы педагогического мастерства / под ред. И.А. Зязюна. - М.: Просвещение, 1989. - 302 с.
  56. Панов, В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В.И. Панов. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.
  57. Петровский, Г.Н. Педагогические и образовательные технологии современной школы / Г.Н. Петровский. – Минск, 2003. – 360 с.
  58. Пионова, Р.С. Педагогика высшей школы / Р.С. Пионова. – Минск: Университетское, 2002. – 256 с.
  59. Планирование воспитательной работы в классе / под. ред. Е.Н. Степанова. - М., 2002.
  60. Поведение молодого учителя в сложной воспитательной ситуации: метод. рекомендации / под ред. Л.Н. Лесохиной. - Л.: НИИ, 1986. - 32 с.
  61. Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания / С.Д. Поляков – М., 1996.
  62. Портнов, М.Л. Азбука школьного управления / М.Л. Портнов. - М.: Просвещение, 1991. - 191 с.
  63. Пракоп'еу І.І. Вартасныя арыентацьі падлеткаў / І.І Пракоп'еу. - Мн.: Нар. асвета, 1990.
  64. *Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М.Н. Скаткин. - М., 1991.
  65. *Смагина, Л.И. Права ребенка / Л.И. Смагина. – Минск, 2001.
  66. *Сманцер, А.П. Гуманизация педагогического процесса / А.П. Сманцер. – Минск: Бестпринт, 2005. – 362 с.
  67. *Сорокина, Н.Д. Инновационное обучение: сущность и содержание / Н.Д. Сорокина // Вестник МУ. Сер. 18.
  68. *Степаненков, Н.К. Педагогика школы / Н.К. Степаненков. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2007. – 496 с.
  69. *Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский. - Киев: Радяньска школа, 1975. - 236 с.
  70. Тарантей, В.П. Лицом к молодежи / В.П. Тарантей. - Минск: Народная асвета, 1990. - 73 с.
  71. *Тарантей, В.П. Социально-педагогические проблемы подготовки учителя в условиях непрерывного образования / В.П. Тарантей. – Гродно, 2001. – 134 с.
  72. *Теоретические основы содержания общего среднего образования / под. ред. В.В. Краевского.
  73. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли: учебник / В.Г. Торосян. – М.: Владос, - 2003. – 351 с.
  74. *Турбовский, Я. Коллективизм как основа воспитания индивидуальности / Я. Турбовский // Народное образование. – 2002. - № 9. – С. 152 -158.
  75. Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М.М. Поташникова, В.С. Лазарева. - М.: Новая школа, 1995. – 464 с.
  76. *Учебные заведения нового типа в национальной системе образования. - Минск, 1993.
  77. *Ушинский, К.Д. Избр. пед. соч. в 2-х т. / К.Д. Ушинский. - М., 1974.
  78. *Фридман, Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович.
  79. *Харламов, И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания / И.Ф. Харламов // Педагогика. – 2003. - № 3. – С. 52-59.
  80. *Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? / А.В. Хуторской. – М.: Владос, 2005. – 383 с.
  81. *Цыркун, И.И. Система инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы / И.И. Цыркун. – Минск: Тэхналогія, 2000. – 326 с.
  82. *Чередов, И.М. Формы учебной работы в средней школе / И.М. Чередов. - М., 1988.
  83. *Чэчат, В.У. Сямейнае выхаванне: з гісторыі ў сучаснасць / В.У. Чэчат // Нар. асвета. - 1994. - № 10. - С. 76-80.
  84. *Шинкарев, В.М. Школьная реформа и противоречия образовательного процесса / В.М. Шинкарев // Адукацыя і выхаванне. – 2001. - № 3. – С. 10-13.
  85. *Щетинин, М.П. Объять необъятное. Записки педагога / М.П. Щетинин.– 1986. - 176 с.
  86. *Щуркова, Н.Е. Собрание пестрых дел: методический материал для школьного педагога / Н.Е. Щуркова. - Владимир, 1993. - 69 с.
  87. *Щуркова, Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса / Н.Е. Щуркова. - М.: Новая школа, 1994. - 112с.
  88. *Этика и психология семейной жизни / под ред.Н.В. Гребенщиковой. - М.: Просвещение, 1987. - 256 с.
  89. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – М.: Педагогика, 1996. – 223 с.
  90. *Якиманская, И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. - М., 1979.

 

 

С критериями оценки уровня подготовки абитуриентов на вступительном испытании по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования» можно ознакомиться здесь.