Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

  

 
Программа вступительного испытания для получения высшего образования II ступени
по специальности
1-23 80 05 «Журналистика»
в 2017 году
 
 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Структура и содержание программы для поступающих в магистратуру по направлению специальности 1-23 80 05 Журналистика разработана кафедрой журналистики Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» на основе образовательного стандарта РД РБ, в соответствии с учебными программами дисциплин учебного плана.
Целью экзамена по специальности 1-23 80 05 Журналистика является определение степени соответствия качества подготовки поступающего в магистратуру требованиям государственного образовательного стандарта.
Экзаменационный билет включает два теоретических вопроса. Знания абитуриента оцениваются по десятибалльной системе.
Программа вступительного испытания носит комплексный, системный, междисциплинарный характер. Она предполагает, что на первой ступени высшего образования выпускник получил фундаментальную подготовку, стал высококвалифицированным специалистом в области журналистики, обладает глубокими знаниями в сфере теории и практики современной медиакультуры, профессионально владеет новейшими коммуникационно-информационными технологиями и способен к самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.
В структуру программы входят пояснительная записка, содержание экзамена (перечень тем, вопросов, основных понятий), список обязательной и дополнительной литературы, критерии оценки знаний и компетенций поступающих в магистратуру.
В программе вступительного экзамена содержится 34 темы, в полном объеме раскрывающих основное содержание общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин «Основы журналистики», «Теория и методика журналистского творчества», «История журналистики», «Техника и технологии СМИ», знание которых необходимо для последующего освоения дисциплин магистерской программы.
При сдаче экзамена поступающие должны показать свою подготовленность к продолжению образования в магистратуре.
Список обязательной и дополнительной литературы является исчерпывающим, актуальным и включает 70 наименований учебников, учебных пособий отечественных и зарубежных авторов, а также нормативно-правовых актов.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

1. Функции журналистики, их соотношение и взаимодействие в современном массово-информационном процессе.
Понятие функции журналистики. Многообразие социальных и информационных потребностей общества как объективная основа функций журналистики. Различные теоретические подходы к анализу функций СМИ и их классификации; причины дискуссионности темы функций журналистики в современной теории журналистики. Коммуникативная, информационная, организаторская, идеологическая, культурно-просветительская, образовательная, рекламно-справочная, развлекательная и другие функции журналистики. Полифункциональность как отличительная черта современных журналистских материалов и современных средств массовой информации.

 

2. Результативность журналистики: действенность и эффективность.
Действенность публикаций как особая форма результативности контрольной и организаторской деятельности СМИ, конкретное участие журналистики в решении социально-экономических, культурных и т.п. задач. Примеры действенного участия писателей, публицистов, журналистов в выявлении и решении жизненных проблем. Указ Президента Республики Беларусь от 05.12.1997 г. № 630 «О реагировании должностных лиц на критические выступления в государственных средствах массовой информации». Эффективность как мера результативности влияния журналистики на массовую аудиторию при реализации ее потребностей в информации, степень участия в формировании общественного сознания и улучшении социальной практики. Взаимозависимость эффективности и действенности и пути их повышения.

 

3. Принципы журналистской деятельности.
Принципы журналиста как общие правила и нормы информационной деятельности. Основные принципы журналистской деятельности: правдивость, объективность, гуманизм, массовость, народность, партийность, патриотизм, демократизм, интернационализм и др. Историческая динамика принципов. Ложная принципиальность (прагматическая, демагогическая) и беспринципность. Творческая природа подлинной принципиальности. Возможность трансформации принципов в результате борьбы мнений, с учетом реалий жизни.

 

4. Журналистика как часть культуры. Задачи и виды журналистской деятельности в сфере культуры.
Роль журналистики в развитии культуры, положительные и отрицательные эффекты. Роль средств массовой информации в возрождении национальной культуры, языка, традиций. Проблемы трансляции произведений художественной культуры по каналам СМИ. Традиции массовой культуры в электронных и печатных СМИ. Проблема ценности явлений окружающего мира, человеческой жизни, ее целей и идеалов. Негативные аксиологические последствия воздействия современных информационных технологий, используемых в СМИ.

 

5. Журналистика как род творческой деятельности.
Общие закономерности журналистского творчества. Критерии и уровни профессионализма. Организационно-правовые аспекты творческой деятельности журналиста. Индивидуальный стиль и творческий метод. Творческое сотрудничество и соперничество журналистов в процессе совместной деятельности.

 

6. Исторические типы и теории (модели) журналистики: общая характеристика.
Типологические признаки журналистики как института: связь с исторической эпохой и государственным устройством, основная ценностная идея, ограничения и запреты, система контроля, основное содержание прессы и ее цели. Исторические типы журналистики: феодально-монархический, религиозно-клерикальный, буржуазный. Классические нормативные модели журналистики: авторитарная, либертарианская, советская, модель социальной ответственности.

 

7. Информация в журналистике, ее виды и свойства.
Журналистская информация: новость и социальное значение. Виды информации по способу восприятия, по форме представления информации, по степени общественной значимости, по тематике. Свойства журналистской информации, формирующие ее нормативность: объективность, достоверность, полнота, адекватность, актуальность, полезность, доступность.

 

8. Источники информации в журналистской деятельности и методы сбора информации.
Типы источников информации: документ, человек, предметно-вещевая среда. Источники, ресурсы и носители информации. Методы сбора информации: наблюдение, изучение документов, работа с письмами читателей, интервьюирование. Правила работы с источниками.

 

9. Факт как основа журналистского произведения.
Понятие факта в журналистике. Типы фактов. Соотношение обыденных, эмпирических и теоретических фактов в журналистском произведении. Достоверные и недостоверные факты. Факт и образ в журналистском произведении. Иллюстративные, фактографические, художественные образы. Правила позиционирования факта в журналистском произведении. Оценка и интерпретация факта в тексте.

 

10. Эмпирический метод исследования предмета в журналистике.
Журналистское наблюдение: объекты, цели, виды, правила. Качественные и формализованные методы проработки документов. Интервью, беседа, опрос, анкетирование, эксперимент в исследовании предмета будущей публикации: цели, правила проведения, виды.

 

11. Аналитический метод исследования предмета в журналистике.
Формально-логические приемы: индуктивное, дедуктивное, традуктивное умозаключения. Содержательно-логические приемы: анализа и синтеза, гипотезы, историзма, логики, прогноза, программирования и т.д. Специфика тезиса в журналистском произведении. Виды аргументации: теоретическая, фактографическая, эмпирическая, ценностная, оценочная. Способы интерпретации факта: гипотетический, исторический, оценочный, прогнозный и т.д. Способы аргументации: доказательство, объяснение, размышление.

 

12. Художественно-публицистический метод исследования предмета в журналистике.
Публицистический образ и средства публицистической типизации. Виды публицистических образов: образ явления, документальный образ человека, авторский образ. Образ-доминанта. Генерализация и индивидуализация. Вымысел и домысел. Художественно-публицистическое время и пространство. Художественно-публицистическая деталь. Пейзаж, портрет, речевая характеристика, диалог как средства публицистической образности.

 

13. Этапы подготовки журналистского произведения.
Зарождение замысла журналистского произведения. Источники возникновения замысла: социальный опыт, информированность, знания журналиста и факты. Трансформация замысла в тему. Тема как «сумма мыслей, выражающих отношение автора к явлению, которое он отбирает для исследования и последующего изображения в своем произведении» (В.Аграновский). Конкретизация и детализация темы. Постановка цели как основа стратегии подготовки журналистского произведения. Поворот темы. Авторская концепция: тема, приведённая в систему, содержащая доводы, обоснования. «Предварительная» и «окончательная» концепции. Гипотеза. Источники информации. Планирование и сбор материала. Критерии отбора информации: достаточность для раскрытия темы, системность, ценностность. Авторская идея. Претворение идеи в содержательную структуру произведения. Выбор текстовой модели (рациональной или эмоциональной). Оценка читательской аудитории. Композиционное оформление материала. Написание и редактирование текста.

 

14. Старобелорусская публицистика как основа становления журналистики. Возникновение первых периодических изданий в Беларуси.
Формирование общественного сознания и белорусская публицистика XVI – XVIII вв. Развитие книгопечатания, формирование светской культуры. Гуманистическая философия Ф.Скорины. Критические общественно-публицистические взгляды публицистов-просветителей С.Будного, В.Тяпинского. Рационализм. Принцип сомнения. Оценка фактов действительности. Политизация. Образование – ум – власть. Свобода. Этические и правовые нормы. Национальный характер культурной деятельности. Полемическая литература после принятия Берестейской церковной унии 1596 г. Политическая направленность, документальность фактов, собственная позиция автора, автобиографичность, свободолюбивые мотивы. Полемическая сатира: образное отражение действительности, высмеивание идеализации прошлого. Путь к Просвещению С.Полоцкого. Возникновение первых периодических изданий на территории Беларуси. Газета «Новiны грозные а жалостливые...» – первое печатное издание на белорусском языке. Белорусские периодические издания ВКЛ ХVIІ – ХVIII вв. «Awizy Grodzieńskie» (з 1678 г.) – первый информационный бюллетень на белорусских землях. Первые общественно-политические газеты «Kurier Wilieński» (1760-1764), «Gazety Wilieńskie» (1761-1793). Информационные материалы и приложения, язык и формат изданий. Культурно-просветительские начинания А.Тызенгауза в Гродно. «Gazeta Grodzienska» (1776-1783). Цель и характер издания. «Колонка редактора». Значение газеты в духовной жизни края.

 

15. Особенности развития белорусской журналистики в первой половине ХІХ века.
Либерализация общественной жизни Российской империи в начале ХІХ в. Реформа печати и издательского дела. Первый цензурный устав (1804). Роль Виленского универститета в развитии культуры и общественно-политической мысли Беларуси в начале ХІХ в. Деятельность филоматов и филоретов. Газета «Kurier Litewski» (1794-1840). Ежемесячный общественно-политический и научно-литературный журнал «Dziennik Wileński» (1805-1806, 1815-1830). Оригинальность и отечественная направленность журналистской деятельности. Полемика в печати. «Wiadomości Brukowe» (1816-1822) – печатное издание литературно-общественного объединения шубровцев. Философско-публицистический журнал Полоцкой иезуитской академии «Miesięcznik Połocki» (1818-1820). Неприятие материалистический и атеистических идей эпохи Просвещения. Второй цензурный устав (1826): регламентация деятельности цензурного аппарата. Функции комитета цензуры. Третий цензурный устав (1828). Ограничение научной и международной информации в печати. Изменения в общественно-политической жизни Северо-Западного края после шляхетского восстания 1830-1831 гг. Газета «Kurier Litewski» – двуязычное официальное издание (1833). Влияние на формирование общественного мнения виленского журнала «Athenaeum» (1841-1851). «Губернские ведомости» в Северо-Западном крае (1838). Губернские газеты как главные официальные издания, проводники царской политики: тематическая регламентированность, официальный и неофициальный отделы. Статистические и архивные исторические сведения на страницах газет, их значение в изучении истории и культуры Беларуси.

 

16. Печать Северо-Западного края во второй половине ХІХ века. Нелегальные белорусские издания.
Либерализация общественной жизни. Период реформ. Отмена крепостного права (1861). Правила цензуры (1862). Идея создания официального белорусскоязычного журнала «Друг народа» (1862). Газета «Kurier Wileński» – «Виленский вестник» как центр культурной и политической жизни Северо-Западного края в первой половине 60-х гг. ХІХ в. А.Г.Киркор – редактор и публицист. Новая концепция развития издания. Прогрессивная позиция редакции. Белорусский вопрос. Роль газеты в развитии белорусской журналистики. Нелегальная печать. Первая нелегальная газета «Гутарка двух суседаў» (1861-1862). Журналистская деятельность К.Калиновского: газета «Mużyckaja prauda» (1862-1863). Название и программа издания. Формат и язык газеты. Идейно-тематическое содержание. «Мужыцкая праўда» о реформе 19 февраля 1861 года, крестьянском вопросе, рекрутстве, народном образовании. Журналистики в Беларуси после восстания 1863 – 1864 гг. Правила печати (1865). Журнал К.Говорского «Вестник Западной России» (1862-1871). «Епархиальные ведомости» в Северо-Западном крае як государственно-религиозные издания. Издательская деятельность белорусских народников в Петербурге в 1880-е гг. Культурно-просветительские задачи. Журнал «Гомон: Белорусское социально-революционное обозрение» (1884 г.). Программные аналитические материалы. Проблема национального самоопределения белорусов на страницах «Гомона». Значение издательской деятельности белорусских народников в борьбе за социальное и национальное освобождение белорусского народа. Газета «Минский листок» (1886–1902 гг.) – первая частная общественно-литературная газета в Беларуси. Материалы по истории Беларуси М. Довнар-Запольского. Публикация в газете поэмы «Тарас на Парнасе» (1889 г.). Литературная и публицистическая работа в «Минском листке» Я. Лучины, Д. Бохана, К. Каганца. Значение «Минского листка» для развития журналистики в Беларуси. Общественно-политическая и литературная газета «Северо-Западный край» (1902-1905). Либеральное и социал-демократическое направления в деятельности редакции. Политическая позиция редакции газеты. Анализ предреволюционной ситуации в Российской империи. «Северо-Западный край» и развитие национальной культуры белорусского народа. Публикация стихотворения Я.Купалы «Мужык», информация о попытке создания журнала на белорусском языке «Полесье». Демократизация и политизация печати Северо-Западного края на рубеже ХІХ – ХХ вв.

 

17. Белорусская журналистика в условиях национально-культурного возрождения начала ХХ века. Газета «Наша нiва» – родоначальница белорусской национальной печати. Становление белорусской государственности и СМИ.
Белорусская журналистика в годы первой буржуазно-демократической революции. Манифест 17 октября 1905 года. Газета «Наша доля» (1906 г.) – первая массовая легальная газета на белорусском языке. История создания газеты. Авторский актив. Проблематика газеты. Социально-критический, политический, национально-просветительский масштаб еженедельника. Причины закрытия газеты. Газета «Наша ніва» (1906-1915 гг.). История создания газеты. Цель деятельности редакции. Название газеты. Формат, язык, тираж издания. Редакционная коллегия. Публицисты С.Полуян, М.Горецкий, А.Луцкевич, М.Богданович, В.Ластовский, Я.Купала, Я.Колас, З.Бядуля, Л.Гмырак. А.Власов, Я.Купала – редакторы «Нашай нівы». Проблематика издания: экономическое, просветительское, национально-государственное направления. Формирование идеи самостоятельной национальной государственности. Народная идея. Национальная культура. Идея исторического самоопределения белорусского народа. Вопросы культуры и литературы в газете «Наша ніва». Литературная критика в газете. Дискуссия о путях развития белорусской литературы (1913 г.). Разработка норм белорусского литературного языка. Необходимость расширения образования и создания национальной школы. «Наша ніва» об истории, этнографии, фольклоре белорусов. Развитие краеведения. Закрытие издания. Значение газеты как определяющего явления в организации белорусской нации и создании государственности. Белорусские демократические издания «нашенивского периода»: религиозно-просветительская газета «Bielarus» (1913-1915), журнал для детей «Лучынка» (1914), молодёжные издания «Молодая Беларусь» (1912-1913), «Раніца: Думкі беларускай студэнцкай моладзі» (1914), сельскохозяйственный журнал «Саха». Особенности функционирования белорусских средств массовой информации Беларуси во время Первой мировой войны, Февральской буржуазно-демократической революции, Октябрьской социалистической революции. «Правила печати» Временного правительства (апрель 1917 г.). Создание БНК и его газеты «Вольная Беларусь». Издатель и редактор Я.Лёсик. Идейно-тематическое содержание, проблематика издания. Газета «Звезда» (июль 1917 г.) как общественно-политическое большевистское издание. Партийно-революционные цели газеты. Проблема свободы слова. Декрет о печати как юридическая основа организации системы советской прессы (октябрь 1917 г.). Спектр политических проблем и вопросы национального самоопределения в публицистике 1917-1921 гг.

 

18. Становление социалистической системы журналистики БССР в 20-30-е годы ХХ века.
Однопартийная советская печать Беларуси в условиях новой экономической политики, индустриализации и коллективизации. Организация Белорусского бюро Российского телеграфного агентства (Бел РОСТА) (1918). Мероприятия руководства республики по усилению полиграфической базы периодических изданий. Республиканская партийная газета «Звезда». Издание ЦБ КП(б)Б массовой крестьянской газеты «Белорусская деревня» (1921). Лозунг газеты «Читайте, критикуйте, пишите». Первые молодёжные издания – «Красная смена» (1921), «Юный пахарь» (1922), детский журнал «Зоркi» (1921-1922). Газета «Рабочий» (1927). Создание районных газет (1930). Периодические издания на языках национальных меньшинств («Юнгер арбетер», «Гвязда млодзежи», «Веккер», «Млот», «Октябрь», «Раудонасис артояс» и др.). Развитие массового рабселькоровского движения. Республиканские газеты о коллективизации, социалистическом строительстве, планах пятигодки. Белоруссизация и СМИ. Деятельность Института белорусской культуры (Академии наук БССР). Журнал «Асвета» (1924). Белорусская литературная периодика. Журналы «Полымя» (1922), «Маладняк» (1923), «Узвышша» (1927 – 1931). Идейно-эстетический уровень белорусской советской литератуты и искусства: национальная форма и пролетарское содержание. Газета «Літаратура і мастацтва» (1932). Новые формы и методы работы редакций: встречные планы, производственные смотры, переклички, анкеты читателей, дни промышленности, конкурсы, выездные редакции. Создание БелТА (1931 г.). Участие периодической печати в классовой борьбе. «Открытые письма». Белорусская журналистика в политической системе советского общества в 30-е гг. ХХ в. Кампания упорядочения изданий (1930-е гг.). Создание газеты «Знамя юности» (1938). Положительное и негативное в общественной жизни и его отражение в печати. Прославление партийных лидеров и разоблачение «врагов народа». Шаблонность и жёсткая регламентация в освещении общественно-политической жизни на страницах прессы. Содержание газет: созидательно-социалистическое и обличительно-криминалистическое. Процесс социалистического соревнования на страницах газет. «Стахановское» движение. Идеологический партийный контроль. Создание новой системы общественных ценностей посредством СМИ.

 

19. Белорусская печать в годы Великой Отечественной войны.
Реорганизация деятельности советской партийной печати в соответствии с требованиями военного времени. Агитплакат «Раздавiм фашысцкую гадзiну» (1941). Газеты политической пропаганды «За Савецкую Беларусь» (1941 1942), «За Свабодную Беларусь» (1942) и другие. Газета «Савецкая Беларусь» (1941). Партизанское движение в Белоруссии. Положение «О работе военных корреспондентов на фронте». Подпольные газеты. Призывы к борьбе и агитационная сила газеты «Звязда» (Минск, 1942). Очерки, корреспонденции в военной печати. Рубрики «На зняволенай зямлі», «Факты абвінавачваюць», «З дзённіка партызана» и другие. Цель, задачи и идейно-тематические особенности партийно-советской печати военного времени. Гражданская публицистика белорусских писателей. Я. Купалы, Я. Колоса, К. Чорного, М. Танка, П. Бровки, К. Крапивы, А. Астрейко и др. Создание нового наднационального эпоса. Образы Героя, Врага, Помощника. Средства сатиры в газетах-плакатах «Раздавім фашысцкую гадзіну», «Партызанская дубінка», «Малая партызанская энцыклапедыя». Рубрики, темы и языковые особенности агитплакатов.

 

20. Журналистика в условиях послевоенного развития БССР и в период становления государственного суверенитета Республики Беларусь
Роль СМИ в восстановительной работе в послевоенные годы. Партийные постановления о печати и усиление идеологического контроля над периодикой. Мероприятия по созданию отечественной школы белорусской журналистики. Постановления об улучшении работы районных газет и перевод их на четырехполосный формат. Газеты «Звязда», «Советская Белоруссия», «Савецкi селянiн», «Чырвоная змена», «Знамя юности» и их роль в борьбе за восстановление промышленности и сельского хозяйства. Газета «ЛiМ» и ее роль в усилении прессинга творческой интеллигенции. Критика произведений писателей, драматургов, поэтов на страницах газеты. Советская социалистическая действительность на страницах газет. Основные тенденции развития белорусской печати накануне ХХ съезда КПСС. Сокращение количества белорусскоязычных изданий. Разоблачение культа личности И. Сталина и демократизация СМИ. Республиканские, областные, районные массовые общественно-политические, литературно-художественные, специализированные издания. Увеличение объёмов литературно-художественных журналов и периодичности выхода газет. Создание многотиражных газет на предприятиях, в институтах, колхозах и совхозах. Становление телевещания в Беларуси (1 января 1956 г.). Меры по усовершенствованию работы редакций. Журнал «У дапамогу работнiкам мясцовага друку». Обсуждение морального кодекса строителя коммунизма. Актуальные выступления белорусских публицистов – И. Новикова, А. Матусевича, М. Матуковского и др. Первый и второй съезды Союза журналистов БССР. Экономические реформы 1960-х гг. и их пропаганда в печати. Формы массовой работы редакций – рейды, обзоры, шефство, семинары, тематические летучки, пресс-конференции, школы журналистского мастерства – как средства более глубокого осмысления и показа проблем экономических преобразований. Шефство газет над важнейшими стройками и предприятиями. Повышение роли СМИ в коммунистическом воспитании трудящихся. Республиканские издания о проблемах экономики и культуры. Главлит и цензурные ограничения в печати. Сужение возможностей открытой критической оценки развития общества, притеснение инакомыслящих. Закрытые темы для СМИ, появление парадности и многословия, «политической трескотни». Белорусская журналистика в период кризиса социалистической системы. Установление демократических ценностей в обществе, проблема свободы слова в СМИ. Гласность и публичность в политической и социально-экономической сфере. Резолюция «О публичности» о новом статусе СМИ: пресса как инструмент контроля за состоянием дел в стране. Газеты «Звязда», «Советская Белоруссия», «Чырвоная змена», «Знамя юности», «ЛіМ»: проблемно-тематическая направленность. Идея национального возрождения. «Белые пятна» в истории. Дискуссия о возможных направлениях развития общества. «Декларация о государственном суверенитете БССР» (1990). Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» (1990). Возрождение в Беларуси многопартийной демократической прессы. Общественно-политические газеты «Ведамасці Вярхоўнага Савета Беларускай ССР» (1990), «Народная газета» (1990). Возникновение негосударственной периодики. Развитие печати суверенной Республики Беларусь. Создание газеты «Рэспублiка» (1991): издание для тех, кто самостоятельно принимает решения. Газета «7 дней» (1990) – информационно-проблемный еженедельник БелТА. Закон «О печати и других средствах массовой информации» Республики Беларусь (1994). Государственные издания и негосударственная пресса: тенденции развития. Поиск путей развития республики. Политическая и культурологическая информация в СМИ.

 

21. Возникновение и развитие русской периодической печати в XVIII в.
Рукописная газета XVII в. «Куранты» или «Столбцы». Специфика газеты. Первая русская печатная газета «Ведомости» (1702–1727 гг.). Характер «Ведомостей» как государственного органа печати, отличие их от первых западноевропейских газет. Зарождение газетных жанров. Организация при Академии наук газеты «Санкт-Петербургские ведомости» (1727 г.). Публикация иностранных и внутренних известий. М. В. Ломоносов – редактор иностранных известий «Ведомостей» (1748–1751 гг.). «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания к ведомостям» (1728–1742 гг.) как начальная форма научно-популярного и литературного журнала в России. Создание по инициативе Ломоносова журнала Академии наук «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755–1764 гг.). Выступления Ломоносова в заграничной печати. Его статья «Рассуждение об обязанностях журналистов…», напечатанная в «Nouvelle Bibliotheque Germanique» (1755 г.). Открытие Московского университета и типографии при нем, организация университетской газеты «Московские ведомости» (1756 г.). Содержание газеты. Возникновение частных журналов. «Трудолюбивая пчела» А. Сумарокова (1759 г.). Оппозиционный характер, сатирический тон издания. Журналы, выходившие при Московском университете под руководством М. Хераскова.

 

22. Русская журналистика 1760-х – 1790-х гг. Русская прогрессивная публицистика.
Резкое обозначение двух направлений в журналистике 1769-х–1774-х гг.: охранительного («Всякая всячина») и оппозиционного («Трутень», «Живописец»). Спор о характеристике сатиры и его значение в истории русской литературы и журналистики. Критика самодержавно-крепостнического режима Литературно-публицистическое мастерство Новикова. Позиция журналов «Смесь», «Адская почта», «И то и се». Просветительская деятельность Н. Новикова в 1780-е гг. Издание книг и журналов. Специализированные издания Новикова. Значение издательской деятельности Новикова для развития русской журналистики. Журнал «Собеседник любителей российского слова» (1783–1784 гг.). Сатирическая публицистика Д. Фонвизина в «Собеседнике». А. Радищев – мыслитель и писатель. Участие Радищева в «Обществе друзей словесных наук». Публицистика Радищева. Н. Карамзин и «Московский журнал» (1791–1792 гг.); умеренно-консервативная позиция журнала. Взгляды Карамзина на журналистику. «Санкт-Петербургский журнал» (1798 г.) как орган русского философского и социально-политического радикализма конца XVIII в. А. Бестужев и И. Пнин как руководители издания. Итоги развития русской журналистики в XVIII в. Основные черты русской прогрессивной публицистики. Богатство и разнообразие журнальных форм в изданиях XVIII в. Демократизация языка. Появление первых провинциальных изданий.

 

23. Русская журналистика первой четверти ХІХ в.: распространение прогрессивных идей, журналы и альманахи декабристов.
Журналистика начала ХІХ века в период Отечественной войны 1812 года и декабристского движения. «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств». Влияние Радищева на творчество наиболее радикальных членов Общества (И. Пнин, В. Попугаев, И. Борн). Издания общества. Журнал «Вестник Европы» 1803–1830 гг. Политическая позиция журнала при Карамзине (1803 г.). Вопросы литературы и критики в журналистике начала века, позиция «Вестника Европы». Полемика по вопросам нормализации литературного языка. «Вестник Европы» после Карамзина. Правительственные меры против прогрессивной журналистики и литературы. Журнал «Сын Отечества» в 1812–1815 гг. Патриотические статьи в «Сыне Отечества» Куницына, басни Крылова, рисунки Венецианова, Теребенева, Иванова. Н. Греч как редактор. Журнал С. Глинки «Русский вестник» (с 1808 г.). «Преддекабристские» настроения в русском обществе начала ХІХ в. и отражение их в журналистике. Нелегальная публицистика декабристов. Агитационная литература для солдат. «Полярная звезда» (1823–1825 гг.) – альманах декабристов. Политика и литература в альманахе. Обзоры А. Бестужева. А. Пушкин и «Полярная звезда». Значение альманаха как источника распространения прогрессивных идей в России.

 

24. Русская журналистика в период реакции конца 1820-х – 1830-х гг. ХІХ в. Журналистская деятельность А.С. Пушкина и В.Г. Белинского.
Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. Поражение восстания. Усиление политического гнета. «Чугунный» цензурный устав 1826 г. Организация официозной печати в целях укрепления самодержавного строя, газета «Северная пчела», ее близость к ІІІ Отделению. Ф. Булгарин – новый тип журналиста. Политический конформизм Н. Греча. «Библиотека для чтения» под редакцией О. Сенковского: тип журнала, его направление. «Журнальный триумвират» – политический союз реакционной прессы. «Московский телеграф» Н. Полевого (1825–1834 гг.) – лучший прогрессивный журнал 1830-х гг. Экономические, научные, политические, философские и литературно-критические статьи в журнале. А. Пушкин – редактор и публицист. Участие Пушкина в журналах 1820-х гг. «Литературная газета» (1830–1831 гг.): типологические особенности издания. Роль Пушкина в «Литературной газете». «Телескоп» и «Молва» Н. Надеждина (1831–1836 гг.). Основные сотрудники журнала «Телескоп». Политические и литературно-критические взгляды Надеждина. Борьба Надеждина за синтез романтизма и классицизма в русской литературе. Пушкин-полемист в «Телескопе». В. Белинский в «Телескопе» и «Молве». Борьба Белинского с охранительной прессой, реакционной дворянской журналистикой, аристократическими взглядами на искусство. Статьи Белинского «Ничто о ничем…», «О критике и литературных мнениях «Московского наблюдателя». «Философское письмо» Чаадаева в «Телескопе». Организация Пушкиным журнала «Современник» (1836 г.). Круг сотрудников. Пушкин – редактор и публицист «Современника». Характер и содержание журнала, постановка политических вопросов.

 

25. Русская журналистика второй половины ХІХ в.: основные издания и тенденции. Журнально-публицистическая деятельность А.П. Чехова.
«Искра» (1859–1873 гг.) – сатирический журнал демократического направления с карикатурами. Тесная связь «Искры» с провинцией, сеть корреспондентов. «Гудок» (1862 г.). Д. Минаев – редактор «Гудка». Круг сотрудников. Тематика журнала, его литературная и политическая позиция. «Гудок» как соратник «Искры» и «Современника» в борьбе с реакцией. Журнал «Отечественные записки» (1868–1884 гг.) Н. Некрасова и М. Салтыкова-Щедрина. Демократическое направление журнала. Хроники Салтыкова-Щедрина – публицистическое средство борьбы против консерваторов и либералов, против дворянской и либеральной печати. Произведения Некрасова в «Отечественных записках». Развитие либеральной журналистики в пореформенной России, ее позиция в годы второй революционной ситуации. Отражение либеральной идеологии в буржуазной публицистике. Журнал «Вестник Европы» (с 1866 г.), его умеренная оппозиционность. «Русская мысль» (с 1880 г.) как либеральный орган. Идейно-политический эклектизм «Русской мысли», либерально-народническая линия в журнале. Развитие газетного дела 70–80-е гг. Газеты либерального направления: «Санкт-Петербургские ведомости» Ф. Корша в 1870–1880-е гг., «Голос» Краевского (1863–1884 гг.), «Русские ведомости» (с 1863 г.), «Новости» (1871–1880 гг.). Охранительный характер буржуазных газет. Консервативные газеты: «Московские ведомости» М. Каткова, «Гражданин» кн. В. Мещерского, «Новое время» (с 1868 г.). Эволюция «Нового времени» под редакцией А. Суворина от умеренного либерализма к открытой реакционности. Журнально-публицистическая деятельность А. Чехова. Юмористическая журналистика 1880-х гг. и ее характер. Участие Чехова в журналах «Осколки», «Будильник», «Стрекоза» и др. Демократизм общественной позиции Чехова. Мастерство Чехова-юмориста. Чехов о журналистике и журналистах. Очерки Чехова о Сибири и Сахалине.

 

26. Русская журналистика начала ХХ века (дореволюционный период). Становление партийно-советской журналистики в первые годы советской власти.
Социально-экономическое и политическое положение России начала ХХ века. Революционные изменения в мировой информационной службе. 200-летие русской журналистики, тема свободы слова и печати в прессе. Русская журналистика периода буржуазно-демократической революции 1905-1907 годов. Временные правила «О повременных изданиях» от 24 ноября 1905 г. Появление новых типов периодических изданий, широкое распространение сатирических журналов. Политика правительства по ужесточению цензуры. Политизация социальной жизни общества, появление политических партий, особенности их журналистской и издательской деятельности. Издатели-предприниматели: Сытин, Сойкин, Суворин, Маркс. Проникновение банковского капитала в журналистику. Роль и место рекламы и объявлений в газетах и журналах разных типов. Типология газетной прессы. Формирование типа массовой информационной газеты: «Русское слово». Личность и творчество редактора и публициста Дорошевича. Принципы работы газеты «Новое время». Публицистика А. Суворина, В. Гиляровского, В. Дорошевича. Журнальная периодика начала ХХ века. Массовые «тонкие» журналы. Сатирические и юмористические издания начала ХХ века. Сатирические журналы 1905–1906 гг. История возникновения и эволюция журнала «Сатирикон». «Новый Сатирикон»: принципы издания, тематика, жанры. Публицисты и литераторы: Аверченко, Тэффи, Черный. Оценка буржуазной и социалистической прессой Октябрьской революции 1917 г. Основные положения Декрета о печати. Реализация Декрета «О введении Государственной монополии на объявления». Причины принятия Декрета «О революционном трибунале печати». Практические мероприятия большевиков по подавлению буржуазной прессы. Создание и деятельность «РОСТА». Создание системы партийно-советской журналистики в первые годы советской власти. Советская журналистика в условиях нэпа, появление частных издательств и журналов. Причины кризиса печати и мероприятия большевиков по его преодолению. Создание системы местной прессы. Партийная печать как дискуссионная трибуна в борьбе за власть между Сталиным и Троцким. Отражение в «Несвоевременных мыслях» Горького проблем политической жизни страны (подавление восстания в Кронштадте, дискуссии о профсоюзах, о свободе печати, показательные судебные процессы и др.). «Крестьянская газета» – самое популярное издание этого периода. Создание учебных заведений по подготовке журналистских кадров. Возникновение и развитие рабселькоровского движения.

 

27. Советская журналистика накануне и в годы Великой Отечественной войны (1938-1945 гг.). Советская военная публицистика.
Эволюция темы фашистской угрозы миру в прессе предвоенного периода. Отражение в СМИ присоединения к СССР стран Прибалтики, западных областей Беларуси, Украины и Молдовы. Проблема повышения обороноспособности страны как приоритетная тема СМИ в предвоенные годы. Структурная перестройка советской журналистики в первые месяцы войны. Создание и деятельность Совинформбюро. Приход в редакционные коллективы писателей и поэтов. Создание системы армейской прессы. Газеты «Красная звезда», «Красный флот», «Красный сокол» и др. Отражение во фронтовой, партизанской и подпольной печати борьбы советских людей с немецко-фашистскими захватчиками. Идейно-тематическое содержание советских СМИ в годы Великой Отечественной войны. Оборона Одессы, Севастополя, Ленинграда, битвы под Москвой, Сталинградом, Курском в героической летописи советской журналистики. Отражение в прессе трудового подвига тружеников тыла. Советская военная публицистика. Публицистическое мастерство А. Толстого, Н. Тихонова, И. Эренбурга, М. Шолохова, К. Симонова, Б. Горбатова и др.

 

28. Советская журналистика периода политической «оттепели» (1954-1964 гг.): особенности функционирования и идейно-тематического содержания.
Влияние решений XX съезда КПСС на общественно-политическую ситуацию в стране. Значение и реальная эффективность постановления ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий». Отражение в журналистских материалах непоследовательности борьбы с авторитаризмом и его рецидивами. Приоритетность темы реформирования сельского хозяйства в материалах СМИ экономической проблематики. Своеобразие очерков В. Овечкина, А. Первенцева, И. Рябова и др. Роль прессы в развертывании кампании по освоению целинных земель. Участие советских СМИ в организации социалистического соревнования за повышение производительности труда, движения по созданию коммунистических бригад. Сочетание старых и новых форм пропаганды передового опыта. Обсуждение в печати вопроса о перестройке управления промышленностью, строительством и создании совнархозов. Проблемы международной жизни в отражении советской журналистики. Освещение вооруженных конфликтов в Корее, Индокитае, на Ближнем Востоке, Карибского кризиса. Основные темы материалов СМИ: критика капиталистического образа жизни, пропаганда достижений стран социализма, поддержка национально-освободительных движений и т.д.

 

29. Российская журналистика периода реформирования и демократизации общества: влияние массовой культуры и массовой рекламы, изменения в системе СМИ.
Советская журналистика в условиях провозглашения политики демократизации и гласности. Рост авторитета и тиражей периодических изданий. Журналистика и реформирование политической системы, национальных отношений, экономики страны. Эволюция идейно-тематического содержания журналистики в условиях переходного общества. Новые темы, приемы и методы подачи информации в деятельности СМИ. Принятие закона СССР «О печати и других средствах массовой информации». Увеличение количества официальных, возникновение и развитие негосударственных СМИ. Качественное изменение информационной ситуации после провала путча в августе 1991 г. Окончательное закрепление свободы печати в законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. Трудности вхождения СМИ России в рыночные отношения в условиях экономического кризиса. Формирование системы современных российских средств массовой информации. Ведущие темы и основные идеи материалов журналистики Российской Федерации. СМИ России в Интернете.

 

30. Журналистика как система СМИ, факторы ее формирования и функционирования.
Основные условия и факторы формирования и функционирования системы СМИ: аудиторный, политико-правовой, экономико-финансовый, профессионально-кадровый, материально-технический. Современная система СМИ: печать (книгоиздательское дело, газеты, журналы); радиовещание; телевидение; электронные версии газет и журналов; Интернет; информационные службы (пресс-бюро, агентства). Инфраструктура журналистики: техническая, информационная, организационно-направляющая, учебно-научная.

 

31. Современное информационное пространство Республики Беларусь: общая характеристика.
Структура системы СМИ Республики Беларусь: печатные, аудиовизуальные, интернет-СМИ, информационные агентства. Зарегистрированные в Республике Беларусь СМИ: количественные и качественные характеристики. Координация деятельности СМИ Министерством информации Республики Беларусь. Типология органов информации по региону распространения, периодичности выхода, формату вещания, целевому назначению, характеру аудитории, тематической или отраслевой специализации, издательским характеристикам, типу учредителя и т.д.

 

32. Менеджмент в современных СМИ.
Понятие менеджмента. Кадровая стратегия редакции (найм, зарплата, вознаграждения, подготовка кадров). Методы управления редакционным коллективом. Значение экономического метода управления. Контроль работы сотрудников. Моделирование и планирование работы редакции. Единый алгоритм работы редакции. Журналист в редакционном коллективе. Нормы корпоративной этики.

 

33. Специфика маркетинга и брендинга в СМИ.
Цели, задачи, направления редакционно-издательского маркетинга. Сегменты рынка периодических изданий, их позиционирование, знание информационной ниши, ее виды. Рынок потребителей информации. Методы исследования читательской, зрительской и слушательской аудиторий. Цели изучения конкурентного издания. Методы маркетинга при изучении информационного рынка. Пробный выпуск, социологическое исследование, контакты журналистов «круглый стол», анализ редакционной почты, фестиваль газеты. От подписной кампании — к бренду и корпоративному стилю. Формирование бренда периодического печатного издания, веб-издания, ТВ-канала и радиостанции. Ребрендинг региональной прессы.

 

34. Материальное обеспечение производства СМИ. Бизнес-план редакции.
Материально-техническая база редакции. Цели финансовой политики редакции, структура их финансовой базы. Источники финансовых средств. Роль рекламы как источника доходов редакции газеты, журнала и других СМИ. Значение ценовой политики редакции издания. Бизнес-план как инструмент планирования деятельности редакции и организации работы ее сотрудников.

 

 

ЛИТEPAТУPA

  1. Беларуская журналістыка (1760-1917): Вучэбна-метадычны дапаможнік для студэнтаў факультэта журналістыкі. У 3 ч. Ч.1. – Мінск, 1993.
  2. Беларуская журналістыка (1918-1941): Вучэбна-метадычны дапаможнік для студэнтаў факультэта журналістыкі. У 3 ч. Ч.2. – Мінск, 1991.
  3. Беларуская журналістыка (1941-1991): Вучэбна-метадычны дапаможнік для студэнтаў факультэта журналістыкі. У 3 ч. Ч.3. – Мінск, 1996.
  4. Белорусская журналистика (1563-1917 гг.): Учебно-методическое пособие для студентов иностранного отделения факультета журналистики / О.Г.Слука, Г.В.Булацкий, С.В.Говин и др. – Минск, 1997.
  5. Воробьев, В.П. Информационное поле Беларуси: Социально-политический анализ / В.П. Воробьев, Е.И. Дмитриев. – Мн.: Изд. центр БГУ, 2003.
  6. Воробьев, В.П. Информационный ресурс Беларуси / Л.С. Ананич, В.П. Воробьев, В.В. Русакевич. – Мн.: МФЦП, 2004.
  7. Воробьев, В.П. Система СМИ Беларуси / В.П. Воробьёв. – Мн.: Изд. центр БГУ, 2002.
  8. Ворошилов, В.В. Журналистика: Базовый курс: Учебник / В.В. Ворошилов. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004.
  9. Гуревич, С.М. Газета и рынок: как добиться успеха / С.М. Гуревич. – М., 1998.
  10. Гуревич, С.М. Экономика отечественных СМИ / С.М. Гуревич. – М.: МГУ, 2004.
  11. Довнар, Н.Н. Правовые основы журналистики: учебно-методический комплекс для студентов факультета журналистики / Н.Н. Довнар. – Минск: БГУ, 2005.
  12. Дубовик, В.И. Основы журналистики: Учебно-методическое пособие / В.И. Дубовик. – Минск: ЗАО «Современные знания», 2005.
  13. Дубовік, С.В. Даведнік журналіста / С.В. Дубовік. – Мінск, 2006.
  14. Журналістыка – 2003: матэрыялы 5-й Міжнароднай навук.-практ. канф., Мінск, 4-5 снежня 2003 г. / Беларус. дзярж. ун-т; рэдкал.: В.П. Вараб’еў (адк. рэд.) [і інш.]. – Мінск, 2003.
  15. Журналістыка – 2004: матэрыялы 6-й Міжнароднай навук.-практ. канф., Мінск, 2-3 снежня 2004 г. / Беларус. дзярж. ун-т; рэдкал.: В.П. Вараб’еў (адк. рэд.) [і інш.]. – Мінск, 2004.
  16. Журналістыка – 2005: на скрыжаванні часу і прасторы: матэрыялы 7-й Міжнароднай навук.-практ. канф., Мінск, 1-2 снежня 2005 г. / Беларус. дзярж. ун-т; рэдкал.: С.В.Дубовік (адк.рэд.) [і інш.]. – Мінск, 2005.
  17. Журналістыка – 2008: стан, праблемы і перспектывы: матэрыялы 10-й Міжнароднай навук.-практ. канф., Мінск, 11-12 снежня 2008 г. / Беларус. дзярж. ун-т; рэдкал.: С.В.Дубовік (адк.рэд.) [і інш.]. – Мінск, 2008.
  18. Ким, М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. – СПб., 2004.
  19. Корконосенко, С.Г. Основы журналистики / С.Г. Корконосенко. – М., 2001.
  20. Мельник, Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства / Г.С. Мельник. – СПб., Питер, 2005.
  21. Потребин, А.В. Экономика и менеджмент СМИ. Учебно-методический комплекс / А.В. Потребин. – Мн.: БГУ, 2005.
  22. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики / Е.П. Прохоров. – М., 2000.
  23. Свитич, Л.Г. Профессия: журналист: Учебное пособие / Л.Г. Свитич. – М.: Аспект Пресс, 2003.
  24. Соловьев, А.И. Политические коммуникации / А.И. Соловьев. – М., 2004.
  25. Тулупов, В.В. Техника и технология СМИ: печать, радио, телевидение, Интернет. Учебник / В.В. Тулупов, А.А. Колосов, М.И. Цуканова, В.И. Сапунов, А.А. Бобряшов. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Аврамов, Д. С. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие / Д.С. Авраамов. – М.: Изд-во МГУ, 1999.
  2. Авторское право и смежные права. Сборник правовых документов и материалов / Сост. Н.Н. Довнар. - Мн., 1999.
  3. Ахмадулин, Е.В. Краткий курс теории журналистики: Учебное пособие / Е.В. Ахмадулин. – М.: Издательский центр «МарТ», 2006.
  4. Баранов, В.Н. Литературно-художественная критика / В.Н. Баранов, А.Г. Бочаров, Ю.Н. Суровцев. – М.: Высшая школа, 1982.
  5. Бондарева, Е.Л. Освещение литературы и искусства в СМИ: Курс лекций / Е.Л. Бондарева. – Минск: БГУ, 2004.
  6. Бондарева, Е. Л. Экран в разных измерениях (разделы о киноведении и кинокритике) / Е.Л. Бондарева. – Минск: БГУ, 1983.
  7. Бореев, Ю.Б. Эстетика – теория и методология художественной критики // Борев Ю.Б. Эстетика. – М., 1981. – С. 338-366.
  8. Брайант, Дж. Основы воздействия СМИ / Дж. Брайант. – М.: Вильямс, 2004.
  9. Булацкі, Р.В. Гісторыя беларускай журналістыкі / Р.В. Булацкі, І.І Сачанка, С.В. Говін. – Мінск, 1979.
  10. Булацкі, Р.В. Хрэстаматыя па гісторыі беларускай савецкай публіцыстыкі: Вучэб. Дапаможнік / Р.В. Булацкі, І.І. Сачанка. – Минск, 1974.
  11. Вараб’ёў, В. Не “чацвёртая ўлада”, а палітычны інстытут грамадства! / В. Вараб’ёў // Беларуская думка. – 2003. – № 4.
  12. Гаджиев, К.С. Средства массовой информации и политика / К.С. Гаджиев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. – 1995. – № 1.
  13. Гужова, И. К. Литературное редактирование: материалы для занятий: учеб. пособ. / И. К. Гужова [и др.]; под ред. К. М. Накоряковой. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2000.
  14. Дмитриев, Е.И. Политический анализ в журналистской практике: конспект лекций / Е.И. Дмитриев. – Мн.: БГУ, 2005.
  15. Дмитриев, Е.И. Средства массовой информации как субъект политического анализа / Е.И. Дмитриев // Белорусская политология: многообразие в единстве – III: материалы междунар. науч.-практ. конф., Гродно, 22-23 мая 2008 г.: в 2 ч. / Гродн. гос. ун-т; редкол. В.Н. Ватыль (отв. ред.) [и др.]. – Гродно, 2008. – Ч. 1. – С. 138-142.
  16. Дубовік В.І. Раённая газета: гісторыя і практыка // Веснік БДУ. Серыя 4. Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. – 2002. – № 2.
  17. Дубовiк, С.В. Сацыяльны патэнцыял беларускай перыёдыкi / С.В. Дубовiк. – Мiнск, 2000.
  18. Дубовік, С. Электронныя СМІ Беларусі: спадчына і магчымасці / С. Дубовiк // Полымя. – 2003. – № 6.
  19. Егоров, А.Н. СМИ Республики Беларусь как субъект политического процесса / А.Н. Егоров // Белорусская политология: многообразие в единстве – III: материалы междунар. науч.-практ. конф., Гродно, 22-23 мая 2008 г.: в 2 ч. / Гродн. гос. ун-т; редкол. В.Н. Ватыль (отв. ред.) [и др.]. – Гродно, 2008. – Ч. 1. – С.151-154.
  20. Журналистика в мире политики. Исследовательские подходы и практика участия / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2004.
  21. Ильин, И.А. Искусство и вкус толпы // Ильин, И.А. Одинокий художник. Статьи. Речи. – М., 1994. – С. 256-261.
  22. Ильин, М.В. «Электронное правительство» и изменения политической системы / М.В. Ильин, Е.О. Аркадьев // Белорусская политология: многообразие в единстве – III: материалы междунар. науч.-практ. конф., Гродно, 22-23 мая 2008 г.: в 2 ч. / Гродн. гос. ун-т; редкол. В.Н. Ватыль (отв. ред.) [и др.]. – Гродно, 2008. – Ч. 1. – С. 173-176.
  23. Ильина, Е.М. Теоретико-методологические основы государственной политики информатизации Республики Беларусь / Е.М. Ильина // Белорусская политология: многообразие в единстве – III: материалы междунар. науч.-практ. конф., Гродно, 22-23 мая 2008 г.: в 2 ч. / Гродн. гос. ун-т; редкол. В.Н. Ватыль (отв. ред.) [и др.]. – Гродно, 2008. – Ч. 1. – С. 177-179.
  24. Каваленка, В. Праблемы сучаснай беларускай крытыкі / В. Каваленка. – Мiнск: “Навука і тэхніка”, 1977.
  25. Кобзева, С.В. Медиа-мониторинг кризисов и конфликтов: методология и техники / С.В. Кобзева // Полис. – 2008. - № 1. – С. 33-49.
  26. Кузин, В.И. Психологическая культура журналиста / В.И. Кузин. – СПб., 1998.
  27. Лыч, Л. “Я роднае мовы не кіну ў нядолі: беларускамоўная прэса ў перыяд акупацыі” / Л. Лыч // Роднае слова. – 1996. – № 8.
  28. Марушко, Д. «Электронное управление»: обеспечение информационного взаимодействия органов государственного управления в РБ [Электронный ресурс] / Д. Марушко. – Режим доступа: http://www.nestor.minsk.by/sr/2005/00/050001.html. - Дата доступа: 11.04.2008.
  29. Мельник, Г.С. Основы творческой деятельности журналиста / Г.С. Мельник, А.Н. Тепляшина. – СПб., 2004.
  30. Мельник, Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты / Г.С. Мельник. – СПб., 1996.
  31. Морозов, И.Л. Информационная безопасность политической системы / И.Л. Морозов // Полис. – 2002. - №5.
  32. “Наша доля”. Перадрук. – Мінск, 1991.
  33. “Наша ніва”. Перадрук. – Мінск, 1993. – Вып. 1; 1996. – Вып. 2; 1999. – Вып. 3; 2003. – Вып.4.
  34. Правовые и этические нормы в журналистике / Сост. Е.П. Прохоров и др. – Москва: Аспект Пресс, 2004.
  35. Прохоров, Е.П. Журналист и массовое сознание / Е.П. Прохоров. – М., 2007.
  36. Русакевич, В. Состояние и перспективы развития печатных и электронных СМИ / В. Русакевич // Беларуская думка. – 2004. – № 9.
  37. Саенкова, Л.П. Массовая культура: эволюция зрелищных форм. – Минск: БГУ, 2003.
  38. Саруханов, В.А. Азбука телевидения / В.А. Саруханов. – М.: Аспект-пресс. 2002.
  39. Сикорский, Н.М. Теория и практика редактирования / Н. М. Сикорский. – М.: Высшая школа, 1980.
  40. Симонов, К.В. Политический анализ / К.В. Симонов. – М., 2002.
  41. Слука, А.Г. Беларуская журналістыка. Ч. І / А.Г. Слука. – Мінск, 2000.
  42. Слука, А.Г. Беларуская журналістыка. Ч. ІІ / А.Г. Слука. – Мінск, 2003.
  43. Фомичева, И.Д. Индустрия рейтингов: Введение в медиаметрию: Уч. пособие для студентов вузов / И.Д. Фомичева. – М.: Аспект-Пресс, 2004.
  44. Харрис, Р. Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис. – СПб., 2001.
  45. Цукасов, С.В. Эффективность прессы: журналист, редакция, читатель / С.В. Цукасов. – М., 1986.

 

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

  1. Министерство информации Республики Беларусь (www.mininform.gov.by/)
  2. Белорусское телеграфное агентство (http://belta.by/)
  3. Национальная государственная телерадиокомпания (www.tvr.by)
  4. Телеканал «Беларусь-ТВ» (http://www.belarus-tv.by/rus/)
  5. Печатные издания Гродненской области (http://www.region.grodno.by/smi/gaz.shtml)
  6. Электронные СМИ Гродненской области (http://www.region.grodno.by/smi/e-smi.shtml)
  7. Электронная версия российского журнала «Журналист» (http://www.journalist-virt.ru/)
  8. Библиотека журналиста (http://journalism.narod.ru/index.html)
  9. Библиотека Центра экстремальной журналистики Cоюза журналистов России (http://www.library.cjes.ru/)
  10. Библиотека неофициального сайта факультета журналистики МГУ (http://www.journ.ru/library/)
  11. Лозовский Б.Н. Журналистика: краткий словарь (http://www.eunnet.net/win/metod_materials/jdictionary/)
  12. Сайт факультета журналистики БГУ (http://www.zhurfak.edu.by/)
  13. МедиаСпрут (http://www.mediasprut.ru/)
  14. Всемирная газетная ассоциация (http://www.wan-press.ru/)
  15. Портал научных исследований СМИ факультета журналистики МГУ (http://www.mediascope.ru/)
  16. Институт Пойнтера (http://poynter.ru/)
  17. Институт развития прессы (http://www.pdi.ru/)
  18. Интерньюс Россия (http://www.internews.ru/)
  19. Издания Фонда защиты гласности (http://www.gdf.ru/old/books/)
  20. Корректура и литературное редактирование (http://www.corrector.ru/)

 

С критериями оценки уровня подготовки абитуриентов на вступительном испытании по специальности «Журналистика» можно ознакомиться здесь.