Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

 
Программа вступительного испытания для получения высшего образования II ступени
по специальности
1-08 80 01 «Теория и методика дошкольного образования»
в 2017 году
 
 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Вступительный экзамен в магистратуру ставит перед собой задачу – проверить глубину и осознанность усвоенных знаний, уровень теоретической подготовки будущих магистрантов.
В ответах абитуриенты должны продемонстрировать знание основных педагогических и психологических понятий, осветить вопросы в историческом, педагогическом, психологическом и методическом аспектах, подтвердить теоретические положения примерами из современной практики воспитания и обучения, показать знание документов, касающихся современной системы дошкольного образования.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

 

Педагогика как наука о воспитании. Возникновение и становление педагогики как науки. Предмет и задачи дошкольной педагогики. Понятийный аппарат педагогики. Отрасли современной педагогики. Связь дошкольной педагогики с другими науками. Задачи и методы педагогики.

 

Развитие, воспитание и формирование личности. Факторы формирования личности: биологические и социальные.

 

Целеполагание в педагогике. Понятие о цели воспитания. Идеальная цель воспитания. Реальные цели воспитания. Объективный и субъективный характеры цели воспитания. Закономерности и принципы воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

 

Конвенция о правах ребенка и ее основное содержание. Отражение основных идей Конвенции о правах ребенка в законодательных актах Республики Беларусь.

 

Воспитательный процесс в дошкольном учреждении. Внешние и внутренние противоречия.

 

Физическое воспитание в дошкольном учреждении. Задачи, методы, средства и формы физического воспитания.

 

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Механизм нравственного воспитания. Задачи, средства и методы нравственного воспитания. Воспитание гуманности, коллективизма, начал патриотизма и гражданственности.

 

Умственное воспитание. Понятие об умственном развитии и умственном воспитании. Особенности умственного развития ребенка дошкольного возраста. Задачи умственного воспитания. Средства умственного воспитания.

 

Сенсорное воспитание в дошкольном учреждении. Сенсорные эталоны. Содержание сенсорного воспитания. Методика сенсорного воспитания.

 

Эстетическое воспитание. Цель и задачи эстетического воспитания. Условия и средства эстетического воспитания. Методы и формы эстетического воспитания.

 

Трудовое воспитание. Задачи трудового воспитания. Содержание труда дошкольников и формы его организации. Условия воспитания дошкольников в труде. Средства трудового воспитания.

 

Экологическое воспитание. Содержание экологического воспитания дошкольников. Научная основа ознакомления детей с природой. Концепция экологического воспитания дошкольников.

 

Теоретические основы обучения. Общее понятие о дидактике. Дошкольная дидактика. Процесс обучения в дошкольном учреждении и его основы.

 

Характеристика принципов обучения в дошкольном учреждении. Принцип развивающего обучения. Принцип научности. Принцип систематичности и последовательности. Доступность обучения.

 

Методы обучения в дошкольном учреждении. Понятие о методах и приемах обучения. Выбор методов обучения. Классификация методов обучения.

 

Наглядные методы и приемы обучения детей в дошкольном учреждении: наблюдение, демонстрация, иллюстрация. Приемы обучения: показ способов действий, показ образца. Их характеристика.

 

Практические методы обучения детей в дошкольном учреждении: упражнение, опыты, экспериментирование, моделирование. Их характеристика.

 

Словесные методы обучения дошкольников: рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы. Словесные приемы: вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка. Их характеристика.

 

Основные формы организации обучения в дошкольном учреждении: индивидуальные, групповые, фронтальные. Их характеристика. Занятия как основная и ведущая форма обучения в дошкольном учреждении. Экскурсия как форма обучения.

 

Игра как ведущий вид деятельности дошкольника. Игра в истории человечества. Социальный характер детской игры. Характеристика игровой деятельности. Игра как средство воспитания. Игра как форма организации жизни и деятельности детей.

 

Дидактическая игра: сущность, виды, структура. Народные корни дидактических игр. Дидактические игры в педагогических системах. Педагогическое руководство.

 

Режиссерские игры. Сущность режиссерских игр. Режиссерские сюжетно-ролевые игры. Педагогические условия развития режиссерских игр.

 

Сюжетно-ролевые игры. Их характеристика, сюжеты и содержание. Роль в игре. Этапы развития игровой деятельности. Формирование взаимоотношений. Руководство сюжетно-ролевыми играми.

 

Театрализованные игры. Характеристика театрализованных игр. Театрализованные игры как художественная деятельность. Виды театрализованных игр. Условия для развития театрализованных игр. Педагогическое руководство.

 

Игры со строительным материалом. Их характеристика. Методика обучения конструктивным умениям. Виды конструирования. Игры с природным материалом. Условия для игр со строительным материалом.

 

Игрушка. Характеристика игрушки. История игрушки. Педагогические требования к игрушке. Виды игрушек: сюжетные, дидактические, игрушки-забавы, спортивные, музыкальные и др. Их краткая характеристика.

 

Взаимосвязь дошкольного учреждения с семьей. Роль семьи в формировании личности. Сотрудничество детского сада и семьи. Формы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей.

 

Взаимосвязь дошкольного учреждения со школой. Подготовка детей к школе: специальная и общая. Понятия готовности к учению и готовности к новому образу жизни. Преемственность между дошкольным учреждением и школой.

 

Планирование работы дошкольного учреждения: сущность, задачи и принципы. Теоретические основы планирования. Требования к планированию. Содержание планирования. Виды и формы планирования: календарное, календарно-перспективное, перспективное и др. Учет и анализ педагогической работы.

 

Концептуальные основы модернизации дошкольного образования на современном этапе. Цели и задачи организации дошкольного образования в Республике Беларусь. Цели модернизации дошкольного образования: повышение престижа дошкольного учреждения, реальное закрепление за ним статуса приоритетной для общества сферы образования и др. Задачи модернизации дошкольного образования: сохранение государственной системы дошкольных учреждений; изменение организационной структуры дошкольного учреждения в соответствии с принципами вариативности, открытости, доступности; сотрудничества с семьей и др.

 

Перспективы развития дошкольного образования. Переход на новое содержание, технологии образования и управления дошкольными образовательными учреждениями, изменение условий финансирования, демократизация управления; развитие дифференцированной сети дошкольных учреждений и сети дошкольных учреждений на селе; ориентация на взаимодействие педагогов и родителей.

 

Управление дошкольным учреждением. Заведующий в системе управления дошкольного учреждения: структура управления, общие и процессуальные функции руководителя. Методы управления дошкольным учреждением. Стиль деятельности. Основные направления деятельности заведующего.

 

Функции заместителя заведующего по основной деятельности (методиста) как организатора воспитательно-образовательной работы. Профессиональные функции и умения заместителя заведующего по основной деятельности (методиста). Социальные функции. Деятельность по управлению педагогическим процессом. Методическое обеспечение.

 

Планирование системы контроля в дошкольном учреждении. Контроль как функция управления дошкольным учреждением, назначение, сущность, взаимосвязь с другими управленческими функциями. Система контроля. Требования к осуществлению контроля. Виды контроля. Классификация форм и методов контроля.

 

Работа с педагогическими кадрами дошкольного учреждения. Методическая работа в современных условиях обновления системы дошкольного образования в Республике Беларусь. Задачи, структура и содержание методической работы. Эффективность новых активных форм методической работы. Выбор оптимального варианта методической работы. Современные методы в работе с кадрами.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Белая К. Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом / К. Ю. Белая. – М.: Педагогика, 2001. – 180 с.
  2. Болотина А. Р. Дошкольная педагогика / А.Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – М.: Педагогика, 1998. – 165 с.
  3. Васильева Л.В. Руководство играми в дошкольных учреждениях / Л. В. Васильева – М.: Сфера, 1986. – 221 с.
  4. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 1988. – 212 с.
  5. Кравцова Г. Г. Взаимодействие детского сада и семьи / Г. Г. Кравцова, Л.П. Стрелкова – М.: Просвещение, 1989. – 165 с.
  6. Дошкольная педагогика / В. И. Логинова и др.: под общ. ред. П. Г. Саморуковой. – М.: Педагогика, 1968. – 235 с.
  7. Детский сад в условиях рынка / Г. Д. Казакова и др.: под общ. ред. Е. Хромцовой. – Минск: Амалфея, 1991. – 158 с.
  8. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение / Р. И. Жуковская. – М.: Просвещение, 1983. – 197 с.
  9. Коростелева Т. М. Психолого-педагогические основы развития и совершенствования системы дошкольного воспитания в Республике Беларусь / Т. М. Коростелева // Пралеска. – 1997. – №6. – С. 32-35.
  10. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
  11. Маркова Л. С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения / Л. С. Маркова. – М.: Педагогика, 2002. – 156 с.
  12. Миронова Р. М. Игра в развитии активности детей / Р. М. Миронова – Минск: Медисонт, 1989. – 212 с.
  13. Пакулова В. М. Методика преподавания природоведения / В.М. Пакулова, В. И. Кузнецова. – М.: Новая школа, 1990. – 176 с.
  14. Панько Е. А. Психология труда воспитателя / Е. А. Панько. – Минск: Амалфея, 1993. – 197 с.
  15. Планирование работы дошкольного учреждения / И. В. Житко и др.: под общ. ред. О. П. Жихар. – Минск: БДПУ, 2002. – 188 с.
  16. Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми // Пралеска. – 1997. – №9. – С. 7-9.
  17. Поздняк Л. В. Управление дошкольным образованием / Л.В. Поздняк, Н. Н. Лященко. – М.: Академия, 1999. – 233 с.
  18. Подъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду / Н. Н. Подъяков, – М.: Педагогика, 1981. – 254 с.
  19. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: НИО, 2013. – 416 с.

 

 

С критериями оценки уровня подготовки абитуриента на вступительном испытании по специальности «Теория и методика дошкольного образования» можно ознакомиться здесь.