Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

 
Программа вступительного испытания для получения высшего образования II ступени по специальности
1-08 80 02 «Теория и методика обучения и воспитания (информатика)»
в 2017 году
 
 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная программа предназначена для подготовки и сдачи вступительного экзамена в магистратуру учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» по специальности 1-08 80 02 «Теория и методика обучения и воспитания (информатика)».

 

Программа для поступающих в магистратуру по специальности 1-08 80 02 «Теория и методика обучения и воспитания (информатика)» разработана на основе:

  • образовательных стандартов высшего образования Республики Беларусь данной специальности и смежных специальностей;
  • действующих программ дисциплин учебных планов Гродненского государственного университета имени Янки Купалы.

 

Содержание программы носит комплексный, системный, междисциплинарный характер и ориентировано на выявление у поступающих общепрофессиональных и специальных знаний и умений.
Перечень вопросов общепрофессиональных дисциплин, включенных в программу, определен с учетом профессиональной квалификации, присваиваемой выпускникам данной и смежных специальностей.
Программа включает вопросы по двум разделам: «Методы программирования и информатика», «Методика преподавания информатики».
Программа снабжена списком обязательной (11 наименований) и дополнительной (7 наименований) литературы, в которые включены современные учебные издания, ссылки на современные Интернет-ресурсы.
В структуру программы включены критерии знаний и компетенций экзаменующихся по 10-балльной шкале, в которых отражены характеристики, позволяющие определить уровни профессиональной подготовки, усвоения учебного материала, информационной, коммуникационной и методической культуры.
Экзаменующийся должен показать высокий уровень теоретической, практической и методической подготовки, владение общими концепциями и методологическими вопросами программного обеспечения учебного назначения, а также умение применять свои знания для решения учебных, исследовательских и прикладных задач.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

 

МЕТОДЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ И ИНФОРМАТИКА

 

Алгоритмизация. Алгоритмы. Основные этапы решения задач на ПК. Способы представления алгоритмов. Блок-схемы. Языки программирования. Структурные блок-схемы. Основные конструкции структур управления. Структуры управления и их реализация в программе. Этапы создания структурной программы. Тестирование и отладка алгоритмов и программ.

 

Структурное программирование. Реализация в языке программирования основных базовых структур: следование, развилка, цикл. Описание и использование процедур и функций. Рекурсии и итерации.

 

Структуры данных. Массивы данных. Действия над элементами массива. Сортировка данных. Алгоритмы многократной точности. Строковый тип. Операции над строковыми данными. Файлы. Файловые типы. Операции над файлами. Алгоритмы работы с файлами. Текстовые файлы.

 

Модульное программирование. Использование библиотеки модулей. Модули пользователя. Создание и использование модуля пользователя.

 

Динамические структуры данных. Общие сведения о динамических структурах. Списки, их классификация. Работа с данными типа список. Стеки. Решение задач с использованием стеков. Очереди. Решение задач с использованием очереди. Деревья. Бинарные деревья. Решение задач с использованием бинарных деревьев.

 

Объектно-ориентированное программирование. Объектно-ориентированная методология разработки программ (ООП). Основные понятия. Иерархия объектов. Механизмы объявления объектов и определения методов. Основные принципы ООП. Методы ООП. Конструкторы. Деструкторы. Работа в объектно-ориентированной среде. Использование визуальных и невизуальных компонентов. Особенности программирования в среде Delphi.

 

Методы разработки алгоритмов. Алгоритмы типа «разделяй и властвуй». Рекурсивные и некурсивные алгоритмы. Задача о ханойских башнях. Задача на получение перестановки чисел. Алгоритмы с возвратом. Задача обхода конем шахматной доски. Задача о восьми ферзях и восьми ладьях. «Жадные» алгоритмы. Задача на счастливые билеты. Поиск с возвратом, локальный поиск. Задача о рюкзаке. Фракталы. Алгебраические, геометрические, стохастические. Фрактальные множества. Модели магнетизма. Тьютоновские фракталы. Конструктивные фракталы. Примеры.

 

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ

 

Организация преподавания школьного курса информатики. Информатика как наука и учебный предмет. Содержание школьной информатики. Основные организационные формы работы. Технические и программные средства обучения информатике. Использование электронных лекций учителя и других дидактических и справочных материалов.

 

Организационные формы обучения информатике. Особенность методов и их реализация на практике. Традиционные и словесно-фронтальные методы. Мыслительные операции и работа на ПК. Организационные формы обучения информатике.

 

Урок информатики. Методические аспекты повышения эффективности урока информатики. Дифференцированный и индивидуальный подходы при обучении информатике. Принципы подбора индивидуальных и групповых заданий. Управление и контроль за работой обучаемых.

 

Частные методики преподавания информатики.
Методика преподавания материала содержательной линии «Информация и информационные процессы». Методика изучения видов и свойств информации, ее измерения и представления в памяти, носителей информации, вирусов, информационных моделей, систем, технологий и процессов.
Методика преподавания материала содержательной линии «Аппаратное и программное обеспечение компьютеров». Методика изучения устройства компьютера и приемов работы на нем. Методика изучения операционной системы Windows и работы с файлами.
Методика преподавания материала содержательной линии «Основы алгоритмизации и программирования». Методика преподавания алгоритмов, начал программирования, основных базовых конструкций языка программирования, массивов, символов и строк. Методика преподавания методов программирования на кружках, факультативах и др.
Методика преподавания материала содержательной линии «Компьютерные информационные технологии». Методика обучения использованию образовательных и других информационных ресурсов Интернет при изучении школьных предметов. Методика преподавания текстовых и графических редакторов, электронных таблиц, компьютерных презентаций, систем управления базами данных.
Методика преподавания материала содержательной линии «Коммуникационные технологии». Методика обучения работе в локальной компьютерной сети. Методика обучения работе с электронной почтой: создание электронного почтового ящика, элементы электронного письма и работа с ним. Методика обучения работе в сети Интернет: подключение, поиск информации, обмен информацией, работа с электронными письмами (сообщениями) с помощью программы «почтовый клиент».

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основная литература

  1. Axo, А. и др. Структуры данных и алгоритмы: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. - 384с.
  2. Боровская, Е., Давыдова, Н. Программирование. Учебное пособие. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://goo.gl/LY7k6P. – Дата доступа: 5.04.2017.
  3. Казачёнок, В. В. Компетентностный подход в обучении информатике в учреждениях общего среднего образования / В.В. Казачёнок, С.Г. Пузиновская // Веснік адукацыі. – 2017. – № 1. – С.10-13.
  4. Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  5. Левитин, А. Общие методы разработки алгоритмов / Villanova University, USA, 2010. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://goo.gl/nwWVKF. – Дата доступа: 5.04.2017.
  6. Макарова, Н. П. Методы программирования и информатика, 1 курс (учебно-методический комплекс дисциплины по специальности 1-13 03 01 02 Математика) [Электронный ресурс 1 электр. компакт диск (CD-R)] / Н. П. Макарова; УО «Гродненский гос. ун-т им. Я. Купалы». – Гродно, 2012. – Электрон. дан. и прогр. (100 файлов: 11 168 155 байт). – Рус. – Деп. в ГУ «БелИСА» 19.03.2012 г., № Д201212.
  7. Методика преподавания информатики. Лекции для студентов 4 курса педагогического потока ММФ, БГУ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bsu.by/Cache/pdf/87383.pdf. – Дата доступа: 4.03.2016.
  8. Расолька, Г.А. Метады праграміравання. Алгарытмы апрацоўкі даных: вучэб. - метад. дапам./Г.А. Расолька, Ю.А. Крэмень. – Мінск: БДУ, 2008. – 296 с.
  9. Расолька, Г.А. ПАСКАЛЬ: тэорыя і практыка праграміравання: вучэб.-метад. дапам. / Г.А. Расолька, Ю.А. Крэмень. – Мінск: БДУ, 2008. – 392 с.
  10. Учебно-методическое обеспечение дошкольного, общего среднего и специального образования. – Национальный образовательный портал. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://goo.gl/Jqxlfp. – Дата доступа: 5.04.2017.
  11. Фаронов, В.В. Delphi. Программирование на языке высокого уровня: учебник для студ. вузов, обучающихся по направлению подготовки диплом. спец. «Информатика и вычислительная техника» / В.В. Фаронов. – Спб.: Питер, 2012. – 640 с.

 

Дополнительная литература

  1. Информатика. Базовый курс. Учебник для вузов / под ред. С.В. Симоновича. – СПб: Питер, 2011. – 640 с.
  2. Крис Чиннен. Использование информационных и коммуникационных технологий профессионально-техническом образовании. – М.: Обучение-Сервис, 2006. – 304 с.
  3. Макарова, Н. П. Методы программирования и информатика. В 2 Ч. Ч. 1: лабораторный практикум по одноименной дисц. для студ. спец. 1-31 03 01 - Математика (научно-педагогическая деятельность)/ Н.П. Макарова; Учреждение образования «Гродненский гос. ун-т им. Я.Купалы». – Гродно: ГрГУ, 2012. – 50 с.
  4. Методика преподавания информатики – УЦ «Новые технологии в образовании. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://goo.gl/Vkl3uX. – Дата доступа: 4.03.2016.
  5. Моргун, А.Н., Кривель, И.А. Программирование на языке Паскаль: основы обработки структур данных. – М.: Вильямс, 2006. – 576 с.
  6. Самаров, К.Л. Элементы теории графов. Динамическое программирование. Сетевое планирование. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.resolventa.ru/data/metodstud/dynamprog.pdf. – Дата доступа: 4.04.2017.
  7. Фаронов, В.В. Turbo Pascal: Учебное пособие / В.В. Фаронов. – СПб: Питер, 2015. – 368 с.

 

 

С критериями оценки уровня подготовки абитуриента на вступительном испытании по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (информатика)» можно ознакомиться здесь.