Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

 
Программа вступительного испытания для получения высшего образования II ступени по специальности
1-08 80 02 «Теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство и черчение)»
в 2017 году
 
 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Современные требования, предъявляемые к общетеоретической, методологической и методической подготовке специалистов высшей квалификации, направлены на формирование художественно образованного педагога изобразительного искусства, способного воспитать у учащихся эстетическое отношение к действительности, развитие интереса к искусству. Программа по теории и методике обучения и воспитания в области изобразительного искусства и черчения отражает художественно-педагогическую подготовку абитуриентов к вступительному испытанию по специальности 1-08 80 02 «Теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство и черчение)».
Цель вступительного испытания – выявление специальной профессиональной компетентности у абитуриентов, определение художественно-эстетических ценностных ориентаций, способствующих формированию целостного взгляда на художественно-исторический процесс, современные тенденции художественно-педагогического образования.

 

Задачи вступительного экзамена:

  • знание существующих методик художественного обучения, развития, воспитания учащихся;
  • определение навыков идейно-образного, стилевого и жанрового анализа особенностей художественных произведений в социокультурном контексте эпохи;
    выявление творческого отношения к практической деятельности будущего педагога изобразительного искусства и черчения посредством общекультурного кругозора.

 

Требования к уровню подготовки абитуриентов:

  • широкие знания в области теории и истории художественного образования;
    раскрытие воспитательной роли изобразительного искусства, его влияния на становление и развитие личности;
  • понимание ведущих методологических концепций и положений художественной педагогики, путей их реализации в современных условиях;
  • свободное владение теоретическими и практическими навыками в области изобразительного искусства и черчения, рекомендуемым для работы в общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования и специализированных художественно-педагогических учреждениях

 

Поступающий в магистратуру по специальности 1-08 80 02 «Теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство и черчение)» должен:

  • знать: специальную литературу по теории и методике общего и профессионального художественного образования;
  • уметь: грамотно изложить основные положения, проблемы и вопросы теории и методики художественного образования, аргументированно выразить свою точку зрения; теоретически и практически обосновать возможные направления будущего исследования в области изобразительного искусства и педагогики;
  • владеть: техническими умениями и навыками в избранном виде изобразительной деятельности, основной терминологией в области теории и методики художественного образования.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

Содержание вступительного испытания по специальности 1-08 80 02 «Теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство и черчение)» включает в себя два вопроса, один из которых практическое задание.

Первый вопрос вступительного испытания по методике обучения изобразительному искусству обращен к проблемам сущности изобразительного искусства и его функциям в современном обществе, места и роли личности учащегося в художественно-образовательном процессе, определения направленности, цели и задач, разработки принципов построения содержания художественного образования, классификации видов изобразительной деятельности учащихся, форм и методов ее организации.

 

Практическое задание заключается в выполнении эскиза композиции на заданную тему, на которое отводится 3 астрономических часа. Эскиз композиции выполняется на белом листе бумаги формата А-3 (297х420), марка бумаги по выбору экзаменующегося. Материалы: акварель, гуашь, акрил, темпера.

 

Уровень подготовки абитуриентов на вступительном испытании оценивается по 10-балльной шкале. При выставлении итоговой отметки учитываются результаты абитуриента по двум выполненным заданиям - ответ на вопрос и выполненный эскиз композиции. Результат рассчитывается как среднеарифметическое значение и выставляется округленная отметка.

 

 

ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

 

Введение в методику изобразительного искусства
Методика преподавания изобразительного искусства как отрасль художественной педагогики. Художественно-эстетическое образование как фактор общего развития и формирования личности.
Методы художественного образования в историко-культурной ретроспективе
История становления систем и методов обучения рисованию. Развитие художественного и художественно-педагогического образования в Беларуси. Современные тенденции развития художественного образования.

 

Образовательная область «Изобразительное искусство» и ее характеристика
Образовательная область «Изобразительное искусство» и ее концептуальные основы. Концепция учебного предмета «Изобразительное искусство». Образовательный стандарт предмета «Изобразительное искусство». Система и структурные компоненты художественного образования. Содержание программы по изобразительному искусству общеобразовательной школы. Методологические и дидактические принципы построения содержания обучения в образовательной области «Изобразительное искусство». «Изобразительное искусство» как учебный предмет на разных уровнях обучения, его характеристика. Критерии оценки знаний по предмету. Связь школьного курса изобразительного искусства с другими школьными предметами. Программы факультативных занятий по изобразительному искусству. Учебно-методический комплекс по изобразительному искусству. Художественно-педагогическая деятельность педагога в образовательных учреждениях. Организационно-методические основы художественно-творческой деятельности учащихся.

 

Дидактика искусства
Методы, приемы и средства обучения в художественном образовании на современном этапе. Классификация, функции методов обучения и их характеристика. Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности школьников. Педагогический рисунок как особый тип наглядности, его виды, функции, методика выполнения. Технические и мультимедийные средства на уроках изобразительного искусства. Формы художественного образования и организации художественно-творческой деятельности. Дидактические художественно-творческие игры в учебном процессе. Коллективная художественно-творческая деятельность. Урок изобразительного искусства – основная форма художественного образования. Структура урока изобразительного искусства. Типы урока изобразительного искусства. Современные технологии в области художественного образования. Методика анализа и самоанализа урока. Специфика внешкольного художественно-творческого процесса. Внеурочная художественно-творческая деятельность. Особенности проведение занятий в системе дополнительного образования по изобразительному искусству.

 

Основы управления художественно-творческим развитием и обучением личности в педагогическом процессе
Теоретические основы художественно-творческого развития и обучения личности в педагогическом процессе. Особенности организации и управления художественной деятельностью младших школьников. Детский рисунок. Особенности организации и управления художественно-творческой деятельностью подростков. Специфика работы с художественно-одаренными детьми.

 

Специфика обучения изобразительному искусству
Художественные техники и технологии в детском творчестве. Учебно-творческие мастерские и их оборудование. Нетрадиционные техники изобразительного искусства в детском творчестве.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

 

При выполнении практического задания (эскиз композиции в жанре натюрморта) абитуриент должен проявить свои способности и создать фронтальную композицию, в которой необходимо раскрыть выбранную тему средствами изобразительного искусства, продемонстировать владение основами живописной грамоты, достигнуть целостности, оригинальности и выразительности эскиза. Проявить способность образно выражать свой замысел средствами изобразительной грамоты в соответствии с предложенной тематикой.

 

Экзаменационная работа абитуриента оценивается по 10-балльной шкале с учетом следующих показателей:

  1. Грамотная, уравновешенная компоновка изображения в формате листа бумаги.
  2. Выразительность композиционного решения (равновесие, масштаб изображения, ритм, симметрия, асимметрия, статика, динамика, контраст, нюанс).
  3. Гармоничность и выразительность цветового решения.
  4. Оригинальность решения творческих идей.
  5. Уровень владения художественными материалами (акварель, гуашь, темпера, тушь и др.).

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

 

Основная литература

  1. Боголюбов, Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке / Н.С. Боголюбов. – М.,1986.
  2. Булавко, В.И. Наглядные средства в обучении изобразительному искусству / В.И. Булаво.– Витебск, 2000.
  3. Дембинский, С.И. Кабинет черчения и рисования в средней школе / С.И. Дембинский – М., 1882.
  4. Изобразительное искусство в школе /под ред. Колокольникова В.В. – М., 1975.
  5. Изобразительное искусство в нач. классах / под ред. Юсова Б.П., Минц Н.Д. – Мн., 1986.
  6. Коровкевич, С.В. Анализ картины / С.В. Корокевич. – Л., 1975.
  7. Костерин, Н.П. Учебное рисование / Н.П. Костерин. – М., 1980.
  8. Котикова, О.П. Эстетическое воспитание старшеклассников / О.П. Котикова. – Мн., 1999.
  9. Кузин, B.C. Основы обучения ИЗО в общеобразовательной школе / В.С. Кузин. – М., 1999.
  10. Одноралов, Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве / Н.В. Одноралов. – М., 1988.
  11. Орловский, Г.И. Учитель изобразительного искусства и его работа / Г.И. Орловский – М., 1972.
  12. Основы декоративного искусства в школе / под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина. – М., 1981.
  13. РожковаЮ, Е.Е. Изобразительное искусство в школе / Е.Е. Рожкова. – М., 1976.
  14. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н.Н. Ростовцев. – М., 1998.
  15. Словарь-справочник по методике преподавания изобразительного искусства / автор-составитель С.А. Волканова. – Витебск, 2004.
  16. Федьков, Г.С. Теория и методика обучения изобразительному искусству: учеб. пособие / Г.С. Федьков. – Минск: РИВШ, 2015. – 226 с.
  17. Шешко, И.Б. Построение и перспектива рисунка / И.Б. Шешко. – М., 1981.
  18. Шорохов, Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе: пособие для учителей / Е.В. Шорохов. –2-е изд., доп. и перераб. – М., 1977.
  19. Шпикалова, Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования / Т.Я. Шпикалова. – М., 1974.

 

Дополнительная литература

  1. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты / Г.В. Беда. – М., 1989.
  2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М., 1998.
  3. Герчук, Ю.Я. Основы художественной грамоты / Ю.Я. Герчук. – М., 1998.
  4. Ершова, А.П., Букатов, В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя / А.П. Ершова, В.М. Букатов. – М., 1998.
  5. История методов преподавания изобразительного искусства: зарубежная школа: в тестах и тренинговых заданиях: учебное пособие / автор-сост. С.А. Волканова. – Витебск, 2003.
  6. Кузин, B.C. Психология / В.С. Кузин. – М., 1974.
  7. Левин, С.Д. Ваш ребенок рисует / С.Д. Левин. – М., 1987.
  8. Мелик-Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. – М., 1981.
  9. Методика преподавания изобразительного искусства. Практикум: Темы 1, 2, 3: учебное пособие университета / автор-сост. С.А. Волканова. – Витебск, 2003.
  10. Методика преподавания изобразительного искусства. Практикум: Темы 4, 5, 6: учебное пособие / автор-сост. С.А. Волканова. – Витебск, 2004.
  11. Неменский, Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М., 1987.
  12. Ростовцев, Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: учебное пособие / Н.Н. Ростовцев. – М., 1983.
  13. Ростовцев, Н.Н. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием / Н.Н. Ростовцев. – М., 1988.

 

Учебники по изобразительному искусству

  1. Мінц, Н.Д. Выяўленчае мастацтва. 2 клас / Н.Д. Мінц. – Мн., 1998.
  2. Сяргеенка, Л.В. Выяўленчае мастацтва. 3 клас / Л.В. Сяргеенка – Мн., 1999.
  3. Таланцава, В.Ф. Мастацтва бачыць свет. 5 клас / В.Ф. Таланцава – Мн., 1998.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

 

Основная литература

  1. Миронова, Л.Н. Цветоведение / Л.Н. Миронова. - Мн.: Выщэйшая школа, 1984.
  2. Лещинский, А. А. Методические рекомендации по курсу «композиция» для студентов специальности Г01.02 “Изобразительное искусство, отечественная и мировая художественная культура / А. А. Лещинский. – Гродно, 1994.

 

Дополнительная литература

  1. Алпатов, М. В. Композиция в живописи / М. В. Алпатов. – М.: Просвещение, 1940.
  2. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. – М., 1962.
  3. Волков, Н. Н. Восприятие картины / Н. Н. Волков. – М., 1976.
  4. Волкова, Е. В. Проблема содержания и формы в искусстве / Е. В. Волкова. – М., 1976.
  5. Волков, Н. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. – М., 1977.
  6. Жукова, А. С. Что такое композиция? / А. С. Жукова // Художник – 1964. – № 11.
  7. Кибрик, Е. А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве / Вопросы философии. – 1967, - № 106.
  8. Козлов, В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий / В. Н. Козлов. – М: Лёгкая и пищевая промышленность, 1981.
  9. Мастера искусств о композиции. – Школа изобразительного искусства. – М., 1963. Вып. 6.
  10. Непомнящий, В. М. Перспектива в композиции / В. М. Непомнящий. – Чебоксары, 1970.
  11. Никифоров, Б. М. Путь к картине / Б. М. Никифоров. – М. 1971.
  12. Раппопорт, С. Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве / С. Х. Раппопорт. - М.: Искусство, 1968.
  13. Стасевич, В. Н. Пейзаж. Картина и действительность / В. Н. Стасевич. – М.: Просвещение, 1978.
  14. Фаворский, В. А. О композиции / В. А. Фаворский. – М.: Искусство, 1933. – № 1-2.
  15. Шорохов, Е. В. Композиция / Е. В. Шорохов. – М.: Просвещение, 1986.
  16. Шорохов, Е. В. Основы композиции / Е. В. Шорохов. – М.: Просвещение, 1979.
  17. Якобсон, П. М. Психология художественного восприятия / П. М. Якобсон. – М.: Просвещение, 1964.

 

 

С критериями оценки уровня подготовки абитуриента на вступительном испытании по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство и черчение)» можно ознакомиться здесь.