Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

 
Программа дополнительного вступительного испытания для получения высшего образования II ступени по специальности
1-08 80 02 «Теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство и черчение)»
в 2017 году
 
 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа дополнительного вступительного экзамена для специальности 1-08 80 02 «Теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство и черчение)» заочная форма обучения разработана на основании типовой программы по курсу «Композиция» для педагогических специальностей высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь, рег. № ТД-А.537/тип. от 04.02.2015 г.
Программа вступительного испытания носит комплексный, системный, междисциплинарный характер. Она предполагает, что на первой ступени высшего образования выпускник получил фундаментальную гуманитарную подготовку, стал высококвалифицированным специалистом в своей области, обладает глубокими знаниями в сфере теории и практики профессиональной деятельности, владеет необходимыми информационными технологиями и способен к самостоятельной научно-исследовательской, научно-педагогической и творческой деятельности.
В программе вступительного экзамена содержатся темы, раскрывающие основное содержание общепрофессиональных учебных дисциплин «Основы композиции», «Композиция», знание которых необходимо для последующего освоения дисциплин магистерской программы.
Цель – определение у абитуриентов степени владения системой композиционных закономерностей, правил и приемов, и их творческое использование в художественно-педагогической и творческой деятельности.

 

Задачи:

  • повышение качества подготовки профессиональной деятельности в художественно-педагогической сфере;
  • обеспечение формирования художественно-педагогической компетентности, которая способствует развитию профессиональных возможностей будущего педагога учреждения высшего образования;
  • выявление владения программным материалом для осуществления дальнейшего процесса обучения будущего педагога изобразительного искусства и черчения посредством общекультурного кругозора.

 

В структуру программы входят пояснительная записка, содержание экзамена (перечень тем, вопросов, основных понятий), список обязательной и дополнительной литературы, критерии оценки уровня подготовки абитуриентов (по 10-ти бальной шкале).
Список обязательной и дополнительной литературы является исчерпывающим, актуальным и включает наименования учебников, учебных пособий отечественных и зарубежных авторов.

 

Поступающий в магистратуру по специальности 1-08 80 02 «Теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство и черчение)» должен:

  • знать: теоретические основы формирования композиционного пространства; законы, правила, приемы, методы, выразительные и изобразительные средства композиции; методику композиционной деятельности;
  • уметь: грамотно изложить основные положения, проблемы и вопросы, аргументированно выразить свою точку зрения; теоретически и практически обосновать возможные направления будущего исследования в области изобразительного искусства и педагогики;
  • владеть: основной терминологией в области теории и методики художественного образования.

 

Содержание вступительного испытания по специальности 1-08 80 02 «Теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство и черчение)» включает в себя два теоретических вопроса и проводиться по экзаменационным билетам.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

1. Композиция как учебный предмет
Предмет, цели, задачи и содержание дисциплины «Композиция». Определение понятий "композиция", "структура", "конструкция" и "компоновка". Связь композиции со специальными учебными дисциплинами. Место композиции: в теории искусствознания, психологии художественного творчества, педагогике художественного образования. Роль и место композиции в воспитании художника-педагога. Теория композиции как наука. Основные этапы развития теории композиции и методов ее преподавания. Краткий обзор методов обучения композиции. Преемственность методов обучения в историческом развитии теории композиции. Вопросы теории композиции и методы ее преподавания в эпоху Возрождения. Композиционные схемы итальянского Возрождения (треугольник, круг, эллипс и т.д.). Композиция как учебный предмет в художественных заведениях Европы и России в 18-20 веках. Вопросы теории композиции в научных и методических трудах современных исследователей (М.В. Алпатов, Н.Н. Волков, Е.В. Волкова, Е.А. Кибрик, В.А. Фаворский, К.Ф. Юон, Е.В.Шорохов, С.М.Даниэль и др.).

 

2. Искусство как форма общественного сознания и образного отражения действительности
Художественный образ. Специфика художественного образа. Роль композиции в создании художественного образа. Особенности создания, построения и восприятия художественного образа. Художественный образ как специфическая форма отражения действительности в искусстве. Общие и специфические черты художественного образа в различных видах и жанрах изобразительного искусства. Творческий метод изобразительного искусства. Содержание и форма как составные части композиционного решения художественного произведения. Специфика содержания в изобразительном искусстве. Содержательность художественной формы, организационно-выразительных элементов композиции и изобразительного языка искусства. Общие принципы метода творческой и композиционной работы над произведением изобразительного искусства. Накопление первоначальных представлений. Зарождение идеи и образного замысла будущего произведения. Идея. Тема. Конкретное выражение темы в сюжете. Сюжет. Практические поиски решения сюжета. Изучение конкретного материала в натуре и по литературным источникам. Работа над эскизом, картоном, картиной.

 

3. Основные законы композиции
Закон целостности - неделимость композиции, связь и согласованность всех элементов композиции, неповторимость элементов (величин, пятен, интервалов, типов, жестов и т.д.). Закон типизации - типичность характеров и типичность обстоятельств. Закон контрастов (сочетание противоположностей) - объемное и плоское, контур и силуэт, светлое и темное, теплое и холодное, цветное и монохромное, контраст величин, контраст форм, контраст фактур, контраст движения, контрасты положений, психологические контрасты. Закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу.

 

4. Общая характеристика основных аспектов и уровней системного анализа композиции произведения изобразительного искусства
Философско-социальный аспект: идеологические, эстетические, национальные и другие вопросы, отражающие различные формы человеческого сознания и композиционного мышления. Конкретно-научный аспект, определяющий язык произведения изобразительного искусства и три уровня его исследования. Общая характеристика основных направлений изучения композиции произведения изобразительного искусства:

 

4. Различие и виды композиций
Различие композиций: в зависимости от места сюжетно-композиционного центра в картинной плоскости; в зависимости от количества сюжетно-смысловых центров в картине; в зависимости от их ассоциативно-эмоционального восприятия; в зависимости от примененных разновидностей композиционных схем, распространенных в изобразительном искусстве. Виды композиции: фронтальная композиция; объемная композиция; пространственная композиция. Основные категории композиции. Организационно-выразительные элементы композиции: картинная плоскость, геометрический центр, ось равновесия, линия горизонта, точка схода, точка отдаления, линии направления, зрительное поле и т.п.

 

6. Основные композиционные правила
Ритм как закономерность организации изображения на плоскости. Сюжетно-композиционный центр. Симметрия. Асимметрия. Расположение главного на втором плане. Главное и дополнительное. Композиционное равновесие. Динамичность и статичность композиции. Основные композиционные приемы. Ритмы форм, интервалов, линий, тона, цвета и т.д. Нюанс и нюансировка. Пространство условное и иллюзорное. Линейная и воздушная перспектива. Масштабность. Прием изоляции, кадрирования, силуэтности. Горизонтали и вертикали. Диагональные направления. Передача впечатления монументальности и декоративности в произведении. Композиционные средства и композиционный материал: пятно, объем, формат, размер, контур, очертание, цвет, свет, пластика, фактура, рисунок, тон, светотень, колорит и т.д. Взаимосвязь и взаимодействие основных законов, правил, приемов, материала и средств композиции.

 

7. Композиция натюрморта
Натюрморт как часть тематической картины и как самостоятельный жанр изобразительного искусства. Натюрморт учебный и творческий. Их цели и задачи в процессе обучения и творческой деятельности. Общие и специфические изобразительно-выразительные средства и приемы композиции натюрморта. Форматы. Размещение в квадрате, треугольнике, круге и т.д. Симметричное и асимметричное построение. Статика и динамика. Ритм. Контраст. Колорит. Пространство. Плановость. Композиционный центр и способы его выражения (соподчинение главного и второстепенного, равновесие, кадрирование и т.д.)

 

8. Композиция интерьера
Интерьер как внутреннее архитектурное пространство и как жанр изобразительного искусства. Выражение через интерьер эстетических, социальных, профессиональных и других сторон эпохи. Интерьер как среда обитания человека. Интерьер как часть картины и его роль в раскрытии содержания произведения. Композиционные основы построения интерьера. Выбор точки зрения, точки схода, линии горизонта. Угловая и фронтальная перспектива. Определение формата. Расположение предметов в интерьере. Предмет и фигура как масштаб при построении интерьера. Ритм линий, объемов, пространства. Перспектива предметов и пространства.

 

9. Композиция экстерьера
Экстерьер как внешнее архитектурное пространство. Выражение через экстерьер эстетических, социальных, профессиональных и других сторон эпохи. Экстерьер как часть картины и его роль в раскрытии содержания произведения. Композиционные основы построения экстерьера.

 

10. Пространство и время как композиционные факторы
Плоскость и пространство. Восприятие пространства и пространственный синтез на картине. Признаки трехмерного пространства на картине. Перспектива и образный пространственный строй картины. Интерьерное пространство. Проблема нескольких пространств. Типы построения пространства. Время как фактор и задача композиции. Различные аспекты проблемы времени в картине. Изображение движения и времени. Действие и временя. Конкретное историческое время в изобразительном искусстве.

 

11. Композиция пейзажа
Пейзаж как составная часть картины и как самостоятельный жанр искусства. Идейно-смысловое содержание пейзажа. Виды пейзажа: городской, индустриальный, исторический , романтический, лирический, эпический, интимный, морской, панорамный и др. Композиционные основы пейзажа: мотив, образ, точка зрения, уровень зрения, пространственные планы, формат, перспектива, ритм, колорит, свет, рефлекс, композиционный центр .Этюд и пейзаж - картина. Сходство и отличие. Изобразительно-выразительные средства и приемы в композиции пейзажа.

 

12. Композиция портрета
Портрет как самостоятельный жанр искусства. Виды портрета - портрет (этюд головы), портрет погрудный, поясной, в рост, групповой портрет, портрет-картина, миниатюра, официальный, парадный, камерный портрет и т.д. Основные закономерности построения композиции портрета и ее отличие от однофигурной композиции. Портрет и портретное сходство. Сходство внешнее и внутреннее. Образ и психология портрета. Роль рук, позы, костюма, аксессуаров, интерьера в характеристике портретируемого. Общие и специфические изобразительно-выразительные средства композиции портрета. Творческий метод портретиста: выбор и постижение оригинала, поиск индивидуального и типического в портрете, творческое исполнение.

 

13. Однофигурная композиция
Композиционные основы однофигурной композиции. Особенности построения
однофигурной композиции, ее отличие от портрета. Наличие действия, взаимосвязь с интерьером и пейзажем. Выражение смыслового содержания и темы сюжета. Передача состояния фигуры и ее психологическая характеристика. Движение, относительный покой.

 

14. Двухфигурная композиция
Композиционные основы двухфигурной композиции. Особенности построения двухфигурной композиции, ее отличие от многофигурной композиции. Наличие взаимодействия или противостояния, взаимосвязь с интерьером и пейзажем. Выражение смыслового содержания и темы сюжета. Передача состояния фигур и ее психологическая характеристика.

 

15. Композиция тематической картины
Основные закономерности, правила, приемы и средства пластического построения композиции тематической картины. Идея и форма. Выражение темы через определенный сюжет. Композиционная заявка. Линия горизонта. Определение главного и второстепенного. Композиционный центр, различные пути и средства его выражения - цвет (насыщенность, декоративность и т.д.), тон, свет, детализация, контрасты, главная фигура, содержательная деталь и т.д. Определение формата и размера. Масштабность и ритм. Перспективно-пространственное построение. Линейно-конструкционная схема построения картины. Линейная и воздушная перспектива. Условное и иллюзорное пространство. Эмоциональная выразительность композиционного построения: равновесие, статика, динамика, симметрия, асимметрия. Контрасты цветовые и психологические. Поиск образов, типажа, работа над исторической документальностью обстановки и деталей. Освещение, рисунок, тон, цвет, колорит, техника. Целостность композиции. Подчиненность всех закономерностей и средств композиционного построения картины идейному замыслу.

 

16. Методика творческого поиска и специфика работы над дипломом в области изобразительного искусства
Тематика и содержание дипломных проектов в живописи, графике, скульптуре и монументально-декоративном искусстве. Педагогическая направленность темы, идеи, сюжета. Оформление и представление работ. Связь тематики и содержания дипломного задания со школьной программой по изобразительному искусству. Методика творческого поиска по воплощению идейно-сюжетного замысла дипломного проекта.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Волков, Н. Н. Восприятие картины / Н. Н. Волков. – М., 1976.
  2. Волкова, Е. В. Проблема содержания и формы в искусстве / Е. В. Волкова. – М., 1976.
  3. Волков, Н. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. – М., 1977.
  4. Миронова, Л.Н. Цветоведение / Л.Н. Миронова. - Мн.: Выщэйшая школа, 1984.
  5. Лещинский, А. А. Методические рекомендации по курсу «композиция» для студентов специальности Г01.02 “Изобразительное искусство, отечественная и мировая художественная культура / А. А. Лещинский. – Гродно, 1994.
  6. Шорохов, Е. В. Композиция / Е. В. Шорохов. – М.: Просвещение, 1986.
  7. Шорохов, Е. В. Основы композиции / Е. В. Шорохов. – М.: Просвещение1979.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Алпатов, М. В. Композиция в живописи / М. В. Алпатов. – М.: Просвещение, 1940.
  2. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. – М., 1962.
  3. Жукова, А. С. Что такое композиция? / А. С. Жукова // Художник – 1964. – № 11.
  4. Кибрик, Е. А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве. / Вопросы философии. – 1967. -  № 106.
  5. Козлов, В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий / В. Н. Козлов. – М: Лёгкая и пищевая промышленность, 1981.
  6. Мастера искусств о композиции. – Школа изобразительного искусства. – М., 1963. Вып. 6
  7. Непомнящий, В. М. Перспектива в композиции / В. М. Непомнящий. – Чебоксары., 1970.
  8. Никифоров, Б. М. Путь к картине / Б. М. Никифоров. – М. 1971.
  9. Раппопорт, С. Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве / С. Х. Раппопорт. - М.: Искусство, 1968.
  10. Стасевич, В. Н. Пейзаж. Картина и действительность / В. Н. Стасевич. – М.: Просвещение, 1978.
  11. Фаворский, В. А. О композиции / В. А. Фаворский. – М.: Искусство, 1933. – № 1-2.
  12. Якобсон, П. М. Психология художественного восприятия / П. М. Якобсон. – М.: Просвещение, 1964.

 

 

С критериями оценки уровня подготовки абитуриента на дополнительном вступительном испытании по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство и черчение)» можно ознакомиться здесь.