Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

 
Программа вступительного испытания для получения высшего образования II ступени
по специальности
1-09 81 01 «Образовательный менеджмент»
в 2017 году
 
 
 
 

  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа вступительного испытания по специальности 1-09 81 01 «Образовательный менеджмент» разработана на основании типовой программы по курсу «Педагогика» для педагогических специальностей высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь, рег. № ТД-91 / тип. В основу программы вступительного испытания включены материалы дисциплины «Педагогика».
Цель программы – помощь поступающим в магистратуру в систематизации знаний по педагогике для вступительного экзамена.
В первом разделе программы раскрываются генезис педагогической науки, ее методологические основы, социальное назначение в современном обществе. Рассматриваются проблемы современного образования, тенденции высшего образования, понятие педагогического процесса как целостного явления, обеспечивающего развитие и формирование личности как субъекта и объекта воспитания.
Во втором разделе излагаются теоретические основы обучения, его сущность, структура, закономерности, принципы, методы и формы организации. Внимание акцентируется на новых образовательных технологиях, уровневой и профильной дифференциации, конвенциональном, проблемном, программированном, компьютерном, блочном, модульном обучении, методах и формах активного обучения.
Третий раздел программы предполагает раскрытие воспитания как процесса организации жизни, деятельности, общения учащихся, рассмотрение закономерностей, принципов, методов, форм и технологий воспитания, ведущих элементов современного воспитания (гражданское, трудовое, умственное, эстетическое воспитание и др.) во взаимосвязи и комплексном подходе к решению воспитательных задач.
Программа содержит критерии оценки знаний и компетенций по специальности 1-09 81 01 «Образовательный менеджмент».
Содержание включенного в программу материала позволяет определить у поступающих уровень педагогических знаний, степень развития педагогического мышления, аналитические способности.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

 

Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке
Общее представление о педагогике как гуманитарной науке. Объективные социально-экономические предпосылки возникновения и развития педагогической теории.
Специфика объекта педагогики. Позиции ученых в определении предмета педагогики. Фундаментальная и прикладная функции педагогики, уровни их реализации.
Генезис и структура педагогической науки и ее основные отрасли. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование. Связь педагогической науки с другими науками о человеке. Взаимосвязь педагогической теории и практики. Демократические и гуманистические тенденции в современной педагогике.

 

Тема 2. Методология и методы педагогических исследований
Понятие о методологии педагогики и ее уровнях: философском (экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, прагматизм, диалектический материализм); общенаучном (аксиоматический, синергетический, системный, феноменологический подходы); конкретно-научном (аксиологический, антропологический, деятельностный, культурологический, этнопедагогический подходы); технологическом (методика и техника исследования).
Логика педагогического исследования. Методы и методики изучения педагогической действительности (изучение педагогического опыта, методы теоретического исследования, математические методы).

 

Тема 3. Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь
Образование как ценность, процесс, система и результат. Культурологический и компетентностные подходы к трактовке и формированию образования. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь. Общеобразовательная школа в системе образования. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности. Тендерные проблемы в образовании.

 

Тема 4. Принятие управленческих решений на основе педагогической диагностики
Сущность и структура педагогического менеджмента. Власть, авторитаризм и доминантность. Лидерские способности и харизма педагога. Стили педагогического менеджмента.
Сущность и функции педагогической диагностики. Педагогические измерения. Элементы тестологии. Особенности принятия управленческих решений на основе педагогической диагностики при организации учебного процесса и внеклассной деятельности учащихся.

 

Тема 5. Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции
Сущность и структура педагогической деятельности. Виды, уровни и критерии оценки педагогической деятельности. Педагог как субъект педагогической деятельности. Педагогическое взаимодействие. Профессиональная компетентность педагога. Успешный педагог. Мастерство, новаторство и творчество в педагогической деятельности. Педагогическая квалиметрия. Аттестация и разряды педагогов. Имидж педагога. Саморазвитие педагога.
Тема 6. Личность как субъект и объект воспитания, внешние и внутренние факторы ее развития
Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы и условия, детерминирующие формирование личности. Сущность социализации. Воспитание и формирование личности. Роль обучения в развитии личности. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности. Становление личности в процессе социализации. Характеристика индивидуальных различий учащихся. Типологические особенности учащихся различного возраста. Дифференцированный подход к воспитанию и обучению учащихся.

 

РАЗДЕЛ II. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

 

Тема 7. Содержание образования и его социально-педагогические функции
Дидактика – теория обучения и образования. Сведения из истории развития дидактики.
Источники формирования содержания образования. Исторические и современные тенденции развития содержания образования. Концепции образования в Республике Беларусь.
Дифференциация, гуманизация, фундаментальность и практическая направленность, вариативность современного школьного образования.
Основные документы, определяющие содержание школьного образования: учебные планы, учебные программы, учебные пособия, учебники. Уровневая и профильная дифференциация.

 

Тема 8. Процесс обучения. Структурные компоненты, закономерности, принципы
Сущность процесса обучения. Теория познания – методологическая основа обучения. Источники и механизмы развития процесса обучения.
Принципы обучения как отражения цели, закономерностей обучения и как совокупность требований к организации учебно-воспитательного процесса.
Характеристика процесса обучения как целостной системы. Структурные компоненты процесса: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, деятельностно-процессуальный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.
Функции процесса обучения: образовательная, развивающая, воспитывающая.
Виды обучения: конвенциональное, проблемное, программированное, компьютерное, блочное, модульное обучение.

 

Тема 9. Методы и средства организации процесса обучения в современной школе
Понятие «метод», «прием обучения». Различные подходы к классификации методов обучения. Методы организации учебно-познавательной деятельности. Развернутая характеристика методов контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности. Пути усиления образовательной, воспитательной, развивающей функций методов обучения.
Выбор методов обучения. Методический арсенал учителя. Методика и технология обучения. Метод учителя как обобщенная характеристика индивидуального стиля преподавания.
Средства обучения. Классификация и характеристика средств обучения. Компьютеризированное обучение.

 

Тема 10. Формы обучения. Урок – основная форма организации учебного процесса в школе
Понятие о формах организации обучения. Многообразие форм обучения. Индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная формы организации обучения. Понятие «система обучения». Системы индивидуального, индивидуализированного, взаимного, массового обучения и их развитие в дидактике. Возможность реализации разнообразных систем обучения в современной школе. Дифференцированное обучение. Тенденции развития форм обучения.
Классно-урочная система. История возникновения и развития классно-урочной системы. Урок – основной элемент классно-урочной системы обучения. Современная трактовка понятия «урок». Сущность урока. Типология и структура урока. Современные требования урока. Пути усиления функций (образовательной, воспитательной, развивающей) урока. Связь урока с другими формами обучения (лабораторные занятия, практикум, семинар, факультатив, домашняя работа и др.). Нестандартные формы организации урока. Подготовка учителя к уроку. Анализ и самооценка урока.

 

Тема 11. Теоретические основы развития педагогических систем и технологий
Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем. Сравнительный анализ развития систем образования в мире.
Генезис понятий «технология», «педагогическая технология». Сущ¬ность педагогической технологии, ее научное обоснование. Состав и структура педагогической технологии. Соотношение понятий «педагогическая технология», «методы», «приемы», «методики обучения и воспитания».

 

Тема 12. Технологии личностно - ориентированного и развивающего обучения
Личностно-ориентированный подход в педагогике. Гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические идеалы и нормы.
Педагогика сотрудничества: позиция личности учащегося, гуманизация и демократизация педагогических отношений, учение без принуждения, трактовка индивидуального подхода, формирование положительной Я-концепции личности, дидактический активизирующий и развивающий ком¬плексы.
Личностно - развивающее обучение. Научное обоснование теории раз¬вивающего обучения. Система обучаемого развития (Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Дж. Дьюи). Система развивающего обучения (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, В. Давыдов и др.). Гуман¬но-личностные технологии Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильина, С. Н. Лысенковой и др.

 

Тема 13. Технологии эффективного управления процессом обучения
Технологии дифференцированного обучения. Обучение учащихся на уровне их учебных возможностей и способностей. Внутришкольная, межклассная, внутриклассная, смешанная дифференциация.
Технология программированного обучения. Виды обучающих программ: линейная, разветвленная, адаптивная, комбинированная. Блочная система обучения. Модульная технология обучения. Диалоговая система обучения (В. С. Библер, С. Ю. Курганов). Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы, индивидуального стиля деятельности учителя и учащихся.

 

Тема 14. Диагностика в обучении
Понятие педагогической диагностики. Результаты (продукты) процесса обучения. Функции педагогической диагностики в обучении. Процедура диагностики: постановка целей, определение критериев и показателей; отбор методов и их применение; анализ результатов; учет результатов диагностики при организации процесса обучения.
Диагностика мотивации учения. Диагностика успеваемости школьника. Формы контроля и проверки знаний. Тестирование учебных достижений.
Прогнозирование результатов учебно-познавательной деятельности школьников.

 

Тема 15. Дифференциация и индивидуализация процесса обучения. Специфика обучения одаренных и отстающих учащихся
Понятия «дифференциация» и «индивидуализация обучения», их сущность и взаимосвязь. Этапы развития дифференцированного обучения. Внутренняя и внешняя дифференциация, ее виды. Дифференцированное обучение учащихся на разных возрастных этапах. Нетрадиционные формы, методы и средства, используемые при дифференцированном обучении.
Детская одаренность, ее положительные и отрицательные проявления. Диагностика детской одаренности. Особенности организации педагогического процесса с одаренными учащимися.
Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема. Особенности организации педагогического процесса с отстающими учащимися.

 

РАЗДЕЛ III. ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ЦЕЛЕСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

 

Тема 16. Сущность, закономерности и принципы процесса воспитания и самовоспитания
Воспитание как педагогическое явление, его специфика, структура, этапы.
Воспитание и самовоспитание, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Понятие «самовоспитание», «саморазвитие», «самостановление» личности. Общие педагогические закономерности воспитания, отражающие научную картину воспитательного процесса: формирование активности самого ребенка; соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и педагога в совместной деятельности; внутреннее отношение ребенка к объектам деятельности; создание ситуаций успеха; «скрытый характер» воспитательных влияний; реализация актуальных потребностей детей как содержание воспитательной деятельности; целостность воспитательных влияний на личность в процессе воспитания.
Принципы воспитания. Соотношение закономерностей и принципов воспитания. Специфика принципов воспитания. Характеристика основных принципов воспитания: общественная направленность воспитания, связь воспитания с жизнью, воспитание в труде, ориентация на потребности ребенка, воспитание в коллективе, сочетание педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью учащихся, принятие ребенка как данность, опора на положительное, гуманизация воспитания, личностный подход, единство воспитательных воздействий и др. Единство и взаимосвязь принципов воспитания в педагогическом процессе.
Стимулирование учащихся к работе над самосовершенствованием – важнейшая задача воспитания. Основные факторы, побуждающие личность к самовоспитанию. Методы самовоспитания. Методы и приемы самопознания. Технология разработки программы самовоспитания. Методы и приемы работы над собой: самообязательства, самопобуждение, самоубеждение, самовнушение, самоконтроль, саморегулирование, самостимулирование, самоодобрение, самопорицание.
Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся.
Общая характеристика «Концепции воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь».

 

Тема 17. Общие методы, средства и формы процесса воспитания и самовоспитания
Понятие о методах и приемах воспитания. Выбор методов воспитания, его зависимость от цели, содержания, условий воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня развития коллектива. Система общих методов воспитания, их классификация. Различные подходы к классификации методов воспитания.
Методы формирования сознания личности. Убеждение – важнейший метод воспитания. Метод внушения, положительного примера, их психологическая характеристика и формы реализации. Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения. Метод упражнений, приучения. Педагогическое требование, его виды. Общественное мнение как форма коллективного требования. Метод поручений. Создание воспитывающих ситуаций. Методы стимулирования. Методы одобрения (поощрения) и осуждения (наказания). Соревнование – метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету, освоению опыта общественного поведения. Основные требования к его использованию. Условия выбора и эффективного применения методов воспитания.
Понятие о средствах воспитания. Многообразие средств воспитания.
Сущность понятия «форма воспитания». Общая характеристика форм воспитательной работы. Многообразие форм воспитательной работы, их отбор и использование в конкретном коллективе. Попытки классификации форм воспитательной работы.

 

Тема 18. Воспитание учащихся в коллективе, семье и социуме
Роль коллектива в формировании личности. Понятие воспитательного коллектива. Динамика и этапы (стадии) становления воспитательного коллектива. Пути формирования коллектива. Педагогическое руководство процессом формирования коллектива.
Семья - воспитательная среда ребенка. Влияние образа жизни родителей на процесс и результат воспитания личности. Виды и типы семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания, пути их предупреждения. Формы и методы взаимодействия школы с семьей.
Роль и значение национальных, моральных ценностей общества, образа жизни, менталитета, средств массовой информации при осуществлении вос¬питания. Позитивные и негативные влияния социального окружения в воспи¬тании подрастающего поколения.

 

Тема 19. Гуманистические воспитательные системы и технологии
Гуманистические воспитательные системы: история и современность. Личность ребенка как субъекта в гуманистической воспитательной системе. Проектирование структуры воспитательной системы школы, гимназии, лицея на основе субъект-субъектных отношений.
Педагогические идеи, лежащие в основе различных региональных воспитательных систем: «средовой подход», создание эмоционально насыщенного развивающего и воспитывающего пространства для учащихся, использование творческой социально значимой трудовой деятельности школьников. Воспитательная система класса. Подходы к созданию ученического коллектива. Общешкольный коллектив - ядро воспитательной системы шко¬лы. Основные аспекты управления воспитательной системой школы.
Анализ опыта создания воспитательных систем (В. А. Караковский, А. А. Захаренко и др.).

 

Тема 20. Технология работы педагога по профилактике девиантного поведения подростков
Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения. Суицидное поведение личности, его характеристика. Особенности поведения детей, имеющих осложнения психического и личного развития. Поведенче¬ские отклонения в развитии детей. Причины девиантного поведения учащихся.
Технологии воспитательно-коррекционной работы с подростками. Методы и приемы педагогического воздействия на подростков, склонных к девиантному поведению. Виды и содержание профилактической работы среди несовершеннолетних.
Семья как важнейший социально-педагогический фактор регуляции поведения подростков. Работа классного руководителя с неблагополучными семьями. Коллектив как фактор и условие предупреждения отклоняющегося поведения подростков. Взаимодействие классного руководителя с социальным педагогом, школьным психологом.

 

Тема 21. Педагогическое общение. Конфликты в педагогическом общении и их преодоление
Понятие о педагогическом общении. Закономерности процесса общения. Эмпатия. Бессловесный и словесный компоненты педагогического общения.
Особенности педагогического общения в работе классного руководителя.
Конфликтогены педагогического общения. Возрастные особенности конфликтогенов. Методы и средства преодоления конфликтов.

 

Тема 22. Направленность развития инновационной деятельности в образовании.
Сущность и структура понятия «идеальная педагогическая инновация». Реальные формы инновирования образования. Виды педагогических инноваций. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип.
Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования.
Акмеограмма педагога-инноватора.

 

Тема 23. Технология педагогического менеджмента
Педагогический менеджмент, его элементы. Школа как педагогическая система и объект педагогического менеджмента. Целеполагание и планирование как функции управления школой. Устав школы. Управленческая культура руководителя школы. Педагогический анализ во внутришкольном управлении. Виды учебных планов. Развитие школьного самоуправления. Имидж учебного заведения.

 

Тема 24. Технология организации методической работы в школе
Методическая работа в школе как фактор повышения педагогической культуры. Основные формы организации методической работы в школе. Самообразование учителя. Аттестация педагогических работников. Инновационная направленность организации методической работы в современной школе.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Документы

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. – 400 с.
  2. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь (утв. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14.12.2006 № 125): Электронный ресурс / Режим доступа: http://orthoobraz.by.
  3. Программа НЕПРЕРЫВНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ в Республике Беларусь на 2011-2015 годы (утв. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 N 16): Электронный ресурс / Режим доступа: http://orthoobraz.by.
  4. Инструкция об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждених образования Республики Беларусь // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2003. - № 5. – С. 30 – 36.
  5. Конвенция о правах ребенка // Советская педагогика. - 1991. - № 10.
  6. Положение о педагогическом совете общего среднего образования (утв. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.06.2011 N 47): Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.pravo.by/world_of_law/text.asp?RN=W21123912.
  7. Палажэнне аб установе, якая забяспечвае атрыманне пазашкольнага выхавання і навучання // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2003. - № 6. – С. 36 – 48.
  8. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования (утв. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 №38): Электронный ресурс / Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby11/republic01/text405.htm.

 

Учебники и хрестоматии

  1. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000.
  2. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. – М., 2001.
  3. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика: учебное пособие для вузов / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2005.
  4. Дидактика современной школы / под. ред. В.А. Онищука. - Киев, 1987.
  5. Жук, О.Л. Педагогика: учеб.-метод. комплекс / О.Л. Жук. – Минск: Изд-во БГУ, 2003. – 383 с.
  6. Капранова, В.А. История педагогики: учеб. пособие / В.А. Капранова. – М.: Новое знание, 2003. – 160 с.
  7. Кукушкин, В.С. Педагогические технологии: учеб. пособие для студ. пед. спец. – Ростов н/Д: Март, 2002.
  8. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 1999. – 184 с.
  9. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук [и др.]; под общ. ред. А.И. Жука. – Минск, 2003.
  10. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. институтов / под. ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. - 608 с.
  11. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. - М.: Владос, 1996.
  12. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: в 2-х кн. – М., 1999.
  13. Прокопьев, И.И. Педагогика: учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Минск, 2002. – 544 с.
  14. Сивашинская, Е.Ф. Лекции по педагогике: интегрированный курс / Е. Ф. Сивашинская. – Ч. I. – Минск: Жасскон, 2007.
  15. Сластенин, В.А. Психология и педагогика / В.А. Састенин, В.П. Каширин. – 2001. – 480 с.
  16. Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство. учеб. пособие / Т.А. Стефаеовская. - М.: Совершенство, 1998. - 368 с.
  17. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А.И. Пискунов. - М.: Просвещение, 1981. - 528 с.
  18. Хрестоматия по истории педагогики / Под общ. ред. С.А. Каменева в 4-х т. - М.: Учпедгиз, 1986.
  19. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. / сост. М.И. Анисов. - М., 1972.
  20. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. / сост. С.Ф. Егоров. - М., 1986.
  21. Хрестоматия по педагогике. - М.: Просвещение, 1976. - 432 с.
  22. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.
  23. Чепиков, В.Т. Педагогика: кратк. учеб. курс / В.Т. Чепиков. – М.: Новое знание, 2003. – 173 с.
  24. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е. Щуркова. – М., 2000.

 

Основная* и дополнительная литература

  1. *Амонашвили, Ш.А Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. - Минск.: Университетское, 1990. - 560 с.
  2. *Арлова, Г.П. Беларуская народная педагогика / Г.П. Арлова. - Минск: Народная асвета, 1993.
  3. Баранников, А.В. Основные направления образовательных реформ и изменения законодательства в области образования / А.В. Баранников // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2000. - № 2. – С. 15 - 26.
  4. *Баярд, Р.Т. Як спраўляцца з праблемамi падлеткаў / Р.Т. Баярд, Д. Баярд / Пер. з англ. мовы. - Минск: Нар. асвета, 1990.
  5. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? / А.С. Белкин. - М.: Просвещение, 1991. - 168 с.
  6. Берестова, Л.И. Новые образовательные технологии в учебном процессе / Л.И. Берестова // Инновации в образовании. – 2003. - № 2. – С. 76 - 78.
  7. *Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989.
  8. *Библер, В.С. Культура. Диалог культур / В.С. Библер // Вопросы философии. - 1989. - № 6. - С. 33 - 41.
  9. *Бондаренко, Е.Г. Учебные заведения нового тина в Республике Беларусь / Е.Г. Бондаренко, А.В. Козулин, С.А. Поваляев // Адукацыя і выхаванне. - 1992. - № 1. - С. 58 - 64.
  10. Брехман, И.И. Введение в валеологию — науку о здоровье / И.И. Брехман. — Л.: Наука, 1987. — 125 с.
  11. Введение в научное исследование по педагогике / под. ред. В.И. Журавлева. - М.: Просвещение, 1988. - 239 с.
  12. Вербова, К.В. Психология труда и личности учителя / К.В. Вербова, С.В. Кондратьева. - Минск., 1991. - 83 с.
  13. *Викторова, Л.Г. Инновационные процессы в образовании / Л.Г. Викторова. – 2002. - № 2. – С. 4 - 10.
  14. Вихор, В.Т. Информационные технологии в системе образования / В.Т. Вихор // Народная асвета. – 2003. - № 5. – С. 22 - 23.
  15. Гершунский, Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования / Б.С. Гершунский // Педагогика. – 2003. - № 10. – С. 3 - 7.
  16. Гин, А. Приемы педагогической техники / А. Гин. – М.: Вита-Прис, 2005. – 112 с.
  17. *Гребенюк, О.С. Педагогика индивидуальности: курс лекций / О.С. Гребенюк – Калининград, 2002. – 93 с.
  18. Григорьев, Д.В. Школьник как субъект воспитания / Д.В. Григорьев // Классный руководитель. – 2002. - № 2.
  19. Гужаловский, А.А. Физическое воспитание в школе: метод. пособие / А.А. Гужаловский. - Минск, 1988.
  20. *Дорошко, О.М. Экологическая культура: педагогический аспект / О.М. Дорошко. - Гродно, 2000. - 234 с.
  21. *Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. - М., 1987. - 159 с.
  22. *Занков, Л.В. Обучение и развитие. Избранные психологические труды / Л.В. Занков. - М., 1990.
  23. *Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии / Н.И. Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2004. – 288 с.
  24. *Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. – М.: Академия, 2007. – 192 с.
  25. *Иванов, И.И. Энциклопедия коллективных творческих дел / И.И. Иванов. – М., 1989.
  26. *Ильин, Е.Н. Путь к учению / Е.Н. Ильин. - М.: Просвещение, 1988.
  27. Ильин, М.В. Проектирование содержания профессионального образования: теория и практика / М.В. Ильин. – Минск, 2002. – 338 с.
  28. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: учеб. пособие. – М., 2001. – 310 с.
  29. Казимирская, И.И. Диалектика традиционного и инновационного в образовании / И.И. Казимирская // Вестник ВДУ. – 2001. - № 3. – С. 23 - 27.
  30. *Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Канн-Калик. - 1989.
  31. *Караковский, В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования / В.А. Караковский. - М.: Новая школа, 1992. - 128 с.
  32. Классному руководителю о воспитательной системе класса / под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2000.
  33. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – СПб.: Каро, 2001.
  34. *Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива / Я.Л. Коломинский. - Минск: Нар. асвета, 1984. - 239 с.
  35. *Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. - М., 1982.
  36. *Кондратьева, С.В. Учитель-ученик / С.В. Кондраьева - М.: Просвещение, 1984.
  37. *Коротяев, Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий / Б.И. Коротяев. - М.: Просвещение, 1986. - 208с.
  38. Краевский, В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее / В.В. Краевский // Педагогика. – 2002. - № 1. – С. 3-12.
  39. *Крачак, О.Е. Личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания / О.Е. Крачак // Народная асвета. – 2002. - № 9. – С. 11-19.
  40. *Кукушкин, В.С. Общие основы педагогики: учеб. пособие / В.С. Кукушкин. – 2002. – 224 с.
  41. Куприянов, Б. Классификация форм воспитательной работы / Б. Куприянов // Воспитание школьников. – 2002. - № 5. – С. 21-29.
  42. *Лесгафт, П.Ф. Избр. пед. соч. в 2-х т. / П.Ф. Лесгафт. - М., 1951.
  43. *Лихачев, Б.Т. Эстетика воспитания / Б.Т. Лихачев. - М., 1972.
  44. Максимов, С.И. Современные технологии образования: информационный аспект / С.И. Максимов // Весці БДПУ імя М. Танка, 2003. - № 4. – С. 24-35.
  45. Малькова, З.А. Современная школа и педагогика в капиталистических странах / З.А. Малькова, Б.Л. Вульфсон. - М., 1982.
  46. *Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махмутов. - М., 1977.
  47. Методические рекомендации по курсу «Педагогические технологии» / сост. В.В. Гринкевич - Гродно,1994. - 82 с.
  48. Методические рекомендации по организации работы с родителями. - Гродно, 1990. - 23 с.
  49. Михайлычев, Е.А. Методики диагностики воспитанности / Е.А. Михайлычев // Школьные технологии. – 2003. - № 4. – С. 123-127.
  50. *Монтессорри, М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка / М. Монтессори. - М., 1920. - 438 с.
  51. *Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. Психолого-педагогический аспект: Сб. научн. трудов / Под. ред. Е.Д. Божович. - М.: Новая школа, 1995. - 96 с.
  52. Новикова, Л.И. Самоуправление в школьном коллективе / Л.И. Новикова. - М.: Знание, 1988. - 80 с.
  53. *Новые педагогические и профессиональные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2001. – 272 с.
  54. *Основы педагогики / под ред. А.И. Жука, 2003. – 349 с.
  55. *Основы педагогического мастерства / под ред. И.А. Зязюна. - М.: Просвещение, 1989. - 302 с.
  56. Панов, В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В.И. Панов. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.
  57. Петровский, Г.Н. Педагогические и образовательные технологии современной школы / Г.Н. Петровский. – Минск, 2003. – 360 с.
  58. Пионова, Р.С. Педагогика высшей школы / Р.С. Пионова. – Минск: Университетское, 2002. – 256 с.
  59. Планирование воспитательной работы в классе / под. ред. Е.Н. Степанова. - М., 2002.
  60. Поведение молодого учителя в сложной воспитательной ситуации: метод. рекомендации / под ред. Л.Н. Лесохиной. - Л.: НИИ, 1986. - 32 с.
  61. Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания / С.Д. Поляков – М., 1996.
  62. Портнов, М.Л. Азбука школьного управления / М.Л. Портнов. - М.: Просвещение, 1991. - 191 с.
  63. Пракоп'еу І.І. Вартасныя арыентацьі падлеткаў / І.І Пракоп'еу. - Мн.: Нар. асвета, 1990.
  64. *Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М.Н. Скаткин. - М., 1991.
  65. *Смагина, Л.И. Права ребенка / Л.И. Смагина. – Минск, 2001.
  66. *Сманцер, А.П. Гуманизация педагогического процесса / А.П. Сманцер. – Минск: Бестпринт, 2005. – 362 с.
  67. *Сорокина, Н.Д. Инновационное обучение: сущность и содержание / Н.Д. Сорокина // Вестник МУ. Сер. 18
  68. *Степаненков, Н.К. Педагогика школы / Н.К. Степаненков. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2007. – 496 с.
  69. *Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский. - Киев: Радяньска школа,1975. - 236 с.
  70. Тарантей, В.П. Лицом к молодежи / В.П. Тарантей - Минск: Народная асвета, 1990. - 73 с.
  71. *Тарантей, В.П. Социально-педагогические проблемы подготовки учителя в условиях непрерывного образования / В.П. Тарантей. – Гродно, 2001. – 134 с.
  72. *Теоретические основы содержания общего среднего образования / под. ред. В.В. Краевского.
  73. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли: учебник / В.Г. Торосян. – М.: Владос, - 2003. – 351 с.
  74. *Турбовский, Я. Коллективизм как основа воспитания индивидуальности / Я. Турбовский // Народное образование. – 2002. - № 9. – С. 152-158.
  75. Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М.М. Поташникова, В.С. Лазарева. - М.: Новая школа, 1995. – 464 с.
  76. *Учебные заведения нового типа в национальной системе образования. - Минск, 1993.
  77. *Ушинский, К.Д. Избр. пед. соч. в 2-х т. / К.Д. Ушинский. - М., 1974.
  78. *Фридман, Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович.
  79. *Харламов, И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания / И.Ф. Харламов // Педагогика. – 2003. - № 3. – С. 52-59.
  80. *Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? / А.В. Хуторской. – М.: Владос, 2005. – 383 с.
  81. *Цыркун, И.И. Система инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы / И.И. Цыркун. – Минск: Тэхналогія, 2000. – 326 с.
  82. *Чередов, И.М. Формы учебной работы в средней школе / И.М. Чередов. - М., 1988.
  83. *Чэчат, В.У. Сямейнае выхаванне: з гісторыі ў сучаснасць / В.У. Чэчат // Нар. асвета. - 1994. - № 10. - С. 76-80.
  84. *Шинкарев, В.М. Школьная реформа и противоречия образовательного процесса / В.М. Шинкарев // Адукацыя і выхаванне. – 2001. - № 3. – С. 10-13.
  85. *Щетинин, М.П. Объять необъятное. Записки педагога / М.П. Щетинин. – 1986. - 176 с.
  86. *Щуркова, Н.Е. Собрание пестрых дел: методический материал для школьного педагога / Н.Е. Щуркова. - Владимир, 1993. - 69 с.
  87. *Щуркова, Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса / Н.Е. Щуркова. - М.: Новая школа, 1994. - 112с.
  88. *Этика и психология семейной жизни / под ред.Н.В. Гребенщиковой. - М.: Просвещение, 1987. - 256 с.
  89. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – М.: Педагогика, 1996. – 223 с.
  90. *Якиманская, И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. - М., 1979.

 

 

С критериями оценки уровня подготовки абитуриентов на вступительном испытании по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования» можно ознакомиться здесь.