Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

 
Программа дополнительного вступительного испытания для получения высшего образования
II ступени по специальности
1-21 80 10 «Литературоведение»
в 2017 году
 
 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа дополнительного экзамена разработана в соответствии с программой по учебной дисциплине «Теория литературы» и адресована лицам, поступающим в магистратуру для получения высшего образования второй ступени по специальности 1-21 80 10 «Литературоведение», имеющим непрофильное образование I ступени высшего образования.

 

1. Цели и задачи

Теория литературы – фундаментальная литературоведческая дисциплина, цель которой – обобщение знаний абитуриентов по историко-литературным курсам, систематизация терминологического аппарата, ознакомление с современным состоянием литературоведения. Цель вступительного испытания – выявить знания абитуриентов о ключевых проблемах современного теоретического литературоведения; определить и аргументировать представление о сущности литературы в ее культурно-историческом развитии; сформировать аналитическое отношение к процессам в современной теоретико-литературной науке.
Задачи:
• дать развернутую систему теоретико-литературних сведений и понятий;
• охарактеризовать состояние современной теории литературы;
• обозначить основные закономерности развития литературы как культурно-эстетического феномена.

 

2. Требования к компетентности (согласно образовательному стандарту специальности):

 

Абитуриент должен:

– знать:

  • содержание основных проблем курса;
  • терминологический аппарат литературоведения;
  • содержание теоретической и исторической поэтики как разделов современной теории литературы;
  • дискуссионные вопросы теории литературы на современном этапе ее развития

– уметь:

  • использовать литературоведческую терминологию в практике анализа литературного произведения;
  • анализировать литературные произведения как явления искусства;
  • характеризовать современное состояние теоретико-литературных исследований.

– владеть навыками:

  • анализа литературного произведения с точки зрения ключевых теоретико-литературных категорий, таких, как жанр, стиль и т.д.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

Предмет, объем и содержание курса
Теория литературы как литературоведческая дисциплина. Связь теории литературы с языкознанием, фольклористикой, критикой, историей литературы, психологией, культурологией и другими дисциплинами гуманитарного цикла. Теоретико-литературная мысль вт. пол. XVIII – XIX ст. о специфике поезии в контексте других видов искусства (Лессинг, Гердер, Гегель и др.).

 

Связь теории литературы с другими формами гуманитарного знания
Общее представление о состоянии теории литературы ХХ-начала ХХI вв. Традиционное литературоведение о сущности литературы. Теоретико-литературная мысль конца ХХ – начала ХХI вв. о сущности литературы. Неклассическое литературоведение о сущности литературы (Мукаржовский, Полан, Адорно, Женетт, Компаньон, Барт, Эко, Лотман, Михайлов и др.).

 

Современное состояние теории литературы. Состояние литературы Нового и Новейшего времени
Представление о специфике литературы в Новое и Новейшее время. Особенности функционирования литературы на постсовременном этапе развития культуры.

 

Художественное и эстетическое. Категория «художественный образ» в современной теории литературы и эстетике
Специфика взаимосвязей художественного и эстетического. Традиционные подходы к определению художественного образа. Проблема художественного образа в современной теории литературы. Семантика слова «образ». Специфика словесного образа. Целостность образа. Творческая типизация. Вымысел и документ в литературе. Образ и знак, образ и понятие, образ и миф. Художественный образ в не-художественном типе словесности.

 

Общие особенности литературных родов и жанров
Традиционные подходы к определению родов и жанров словесности (Аристотель, романтики, Гегель, Бєлинский). Причины проблематизации понятий литературных родов и жанров. Критерии классификации литературных родов и жанров в современной теории литературы. Историческая изменчивость родов и жанров.

 

Автор как литературоведческая категория
Традиционные подходы к определению и пониманию понятия «автор» (античная мысль, романтическая традиция, русское литературоведение XIX – первой половины XX ст.). Причины проблематизации понятия «автор». Критерии определения понятия «автор» в современной теории литературы. Проявления авторского присутствия в произведении. Проблема автора в перспективе исторической изменчивости.

 

Стиль как литературоведческая категория
Традиционные подходы к определению и пониманию понятия стиля (античная мысль, Гете, романтическая традиция, Гегель, русское литературоведение XIX – первой половины XX ст.). Причины проблематизации понятия «стиль». Категория стиля в современной теори литературы.

 

Художественное произведение
Традиционные подходы к определению понятия литературного произведения. Целостность литературного произведения. Содержание и форма. Соотношение понятий «текст» – «произведение» – «художественный мир». Художественное время и пространство. Сюжет и фабула. Композиция художественного произведения. Современные литературоведческие подходы к пониманию художественного произведения.

 

Художественная речь. Стих и проза
Традиционные подходы к определению понятия «художественная речь». Историко-культурные истоки художественной речи и разделения на стих и прозу. Риторический и литературоведческий поход к тропам и фигурам. Стихотворная и прозаическая речь. Значение слов «проза», «поэзия». Формирование художественной прозы. Проблема цитат и цитирования в художественной речи. Разновидности цитат. Понимание художественного и нехудожественного типа слова в современной теории литературы.

 

Литературный процесс. Типы художественного сознания и их изменение в литературном процессе
Историческая поэтика о типах художественного сознания. Причины и тенденции развития художественного сознания. Проблема большого и малого времени (М. Бахтин). Литературная преемственность и ее роль в литературном процессе. Изменение поэтологических категорий при изменении типов художественного сознания. Современные подходы к пониманию литературного процесса.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основная литература:

  1. Введение в литературоведение / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек. – М., 2006.
  2. Теория литературы: Учеб. пособие: в 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпы, С.Н. Бройтмана. – М., 2004.
  3. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. – М., 1968 – 1979.
  4. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2003.
  5. Теория литературы. Т. 1. Литература. М., 2005.
  6. Теория литературы. Т. 2. Произведение. М., 2011.
  7. Теория литературы. – Т. III. Роды и жанры. – М., 2003.
  8. Теория литературы. – Т. IV. Литературный процесс. – М., 2001.
  9. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М., 1989.
  10. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 2002.
  11. Хрестоматия по теории литературы. – М., 1986.

 

Дополнительная литература:

  1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М., 1996.
  2. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1994.
  3. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. – М., 1994.
  4. Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. – М., 1991.
  5. Жирмунский В.М. Теория стиха. – Л., 1975.
  6. Зарубежная эстетика и теория литературы. – М, 1982.
  7. Историческая поэтика. – М., 1986.
  8. Компаньон А. Демон теории. Литература и здравый смысл. – М., 2001.
  9. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. – М., 1972.
  10. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. – М., 1994.
  11. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия. – М., 2001.
  12. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. – М., 1978.

 

 

С критериями оценки уровня подготовки абитуриентов на вступительном испытании по специальности «Литературоведение» можно ознакомиться здесь.