Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

 
Программа вступительного испытания для получения высшего образования II ступени по специальности
1-21 81 05 «Инновации в обучении языкам как иностранным (русский язык)»
в 2017 году
 
 
 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа вступительного испытания для поступающих в магистратуру по специальности 1-21 81 05 «Инновации в обучении языкам как иностранным (русский язык)» разработана на основе государственного образовательного стандарта в соответствии с типовыми учебными программами для высших учебных заведений по специальностям 1–21 05 02 «Русская филология (по направлениям)», 1–21 06 01 «Современные иностранные языки (по направлениям)», 1–23 01 02 «Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций (по направлениям)», 1–21 05 01 «Белорусская филология (по направлениям)», 1–21 05 06 «Романо-германская филология».
Программа вступительного испытания ориентирована на выявление системных знаний абитуриентов по вопросам методики преподавания русского языка, имеющих первую ступень высшего образования, снабжена необходимым списком литературы. К программе приложены критерии оценки знаний лиц, поступающих в магистратуру.
В целом программа вступительных испытаний не превышает по объему соответствующие разделы вузовских типовых программ, также уделяется внимание знанию специальной литературы, аналитическим способностям абитуриента и его умению решать творческие (исследовательские) задачи, не требуя соответственно от поступающих в магистратуру лиц каких-то особых знаний, которые не могут быть получены в вузе при получении первой ступени высшего образования.
Цели и задачи вступительного экзамена заключаются в определении теоретической и практической уровня готовности поступающих в магистратуру по специальности «Инновации в обучении языкам как иностранным (русский язык)».

 

Требования к компетенциям поступающих:

 

1. Состав академической компетенции:

– умение применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;
– владение системным и сравнительным анализом;
– владение исследовательскими навыками; умение работать самостоятельно, способность порождать новые идеи;
– использование в образовательном процессе технических устройств, управление информацией и работа с компьютером как результат овладения соответствующими навыками;
– владение лингвистическими навыками (устная и письменная коммуникации);
– умение учиться, постоянно повышать свою квалификацию.

 

2. Состав профессиональной компетенции:
– планировать, организовывать и вести педагогическую (учебную, методическую, воспитательную) деятельность;
– применять различные технологии обучения языку;
– использовать в своей деятельности навыки педагогического (делового) общения;
– осуществлять мониторинг образовательного процесса, диагностику учебных и воспитательных результатов;
– выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и применять новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
– представлять итоги научной работы в соответствии с предъявляемыми требованиями;
– пользоваться научной и справочной литературой;

 

3. Состав социально-личностной компетенции:
– способность к социальному взаимодействию, к межличностным коммуникациям;
– способность к критике и самокритике;
– умение логично, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.

 

Поступающий должен:

знать:

  • теоретические основы концепции языкового образования в Республике Беларусь и концепции предметной области «Русский язык»;
  • закономерности взаимодействия преподавания русского языка (деятельности учителя) и учения (деятельности учащихся);
  • современные стратегии обучения русскому языку, подходы к организации обучения, современные технологии;
  • методические системы обучения русскому языку (цели предметного образования, принципы отбора и структурирования учебного материала, принципы обучения, содержание, средства, методы и приемы обучения, формы организации обучения, формы и методы текущего и рубежного контроля);

уметь:

  • анализировать средства обучения русскому языку; выявлять индивидуальные особенности учащихся; анализировать уроки; обосновывать выбор форм, методов, приемов обучения; оценивать ход и результаты обучающей деятельности (гностические умения);
  • продумывать методическую структуру урока; предупреждать ошибки и недочеты в речи учащихся; продумывать формы, методы и приемы контроля (проектировочные умения);
  • разрабатывать конспекты уроков русского языка; отбирать адекватные целям урока учебный материал, методы, приемы и специальные средства обучения; при необходимости составлять схемы, таблицы и др. (конструктивные умения);
  • сообщать учебную информацию; воспринимать ответы учащихся, тактично реагировать на их высказывания (в том числе на допущенные ошибки) и комментировать их (коммуникативные умения);

владеть:

  • способностями предвидения близких и отдаленных результатов решения методических задач; объективного оценивания результатов собственного труда и познавательной деятельности учащихся; осознания перспективы своего профессионального развития;
  • стратегиями инновационного обучения русскому языку; гибкой управляемости учебным процессом; обеспечения мотивации обучения русскому языку, соддержания внимания и интереса к изучаемому предмету;
  • техниками адаптации к условиям обучающей деятельности; четкой и эффективной организации учебных занятий с использованием средств наглядности, технических средств обучения, учебного оборудования; владения голосом, мимикой, жестами, собственным психофизиологическим состоянием, настроением, эмоциями и организации педагогически целесообразного общения.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

1. Проблематика и теоретические основы современных исследований по методике преподавания русского языка
Предмет и задачи методики преподавания русского языка как науки. Связь методики преподавания русского языка с другими науками: философией, педагогикой, психологией, лингвистикой, психолингвистикой, социолингвистикой.
Общая характеристика исследований по методике преподавания русского языка. Организация опытно-поисковой исследовательской работы по методике преподавания русского языка.

 

2. Методы исследования
Общая характеристика методов исследования, используемых в методике. Методы исследования в методике преподавания русского языка: а) теоретический анализ проблемы (изучение методического наследия и истории вопроса); б) методы наблюдений; в) опросные методы; г) методический эксперимент (поисковый, обучающий, контрольный), количественные измерения и качественная характеристика результатов работы. Диагностика и прогнозирование в обучении русскому языку.

 

3. Цели и содержание обучения русскому языку
Современная концепция обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь: стратегия обучения, подходы к обучению, цель и задачи обучения русскому языку.
Образовательно-воспитательные и развивающие цели и задачи обучения русскому языку. Специальные цели обучения: а) познавательные – формирование у школьников языковой, речевой, коммуникативной, культуроведческой компетенций, состав которых образуют знания, умения и навыки; б) практические – формирование у школьников учебно-языковых и речевых (нормативных и коммуникативных) умений и навыков.
Общепредметные цели обучения русскому языку: а) развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегулятивной и других сфер личности обучающегося; б) воспитание обучающихся средствами учебного предмета: гражданское, нравственное, правовое, трудовое, эстетическое, экологическое и др.
Содержание обучения русскому языку в учреждениях общего среднего образования. Критерии отбора содержания обучения русскому языку: мировоззренческий, системный, функциональный, эстетический, коммуникативный, практический, исторический, межпредметных связей. Научно-теоретический уровень курса русского языка в учреждениях общего среднего образования.

 

4. Принципы обучения русскому языку
Понятие «принцип обучения». Дидактические и специальные принципы обучения русскому языку.
Основные дидактические принципы обучения русскому языку (обзор): развивающего и воспитывающего характера обучения; научности содержания обучения и методов учебного процесса; систематичности и последовательности обучения; преемственности и перспективности обучения; доступности обучения; сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся; наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного при организации учебного процесса; прочности результатов обучения; учёта индивидуальных особенностей обучающихся; рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной деятельности школьников; межпредметных связей.
Специальные принципы обучения русскому языку: общеметодические и частнометодические. Общеметодические принципы: экстралингвистический, функциональный, структурно-семантический, межуровневых и внутриуровневых связей, нормативно-стилистический, исторический. Частнометодические принципы (специфичны для каждого из разделов курса русского языка).

 

5. Средства обучения русскому языку
Классификация средств обучения русскому языку.
Учебник как ведущее средство обучения. Основные функции учебника: информационная, трансформационная, систематизирующая, воспитательная. Структурные компоненты учебника: теоретические сведения, иллюстративный материал, аппарат организации работы, аппарат ориентировки.
Пособия, дополняющие учебник. Учебный комплекс по русскому языку, его основные компоненты.
Средства наглядности в обучении русскому языку. Средства зрительной наглядности (печатные и экранные), слуховой наглядности, зрительно-слуховой наглядности.
Средства компьютерного обеспечения обучения русскому языку. Использование интерактивной доски как средства обучения русскому языку. Специфика подготовки электронных дидактических материалов для интерактивной доски.
Специфика выбора средств обучения с целью организации дифференцированной и индивидуальной работы на уроках русского языка.

 

6. Методы обучения русскому языку
Различные классификации методов обучения русскому языку: в зависимости от этапов обучения, от источника получения знаний, от характера обучающей деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности учащихся и др.
Классификация методов обучения русскому языку в зависимости от этапов работы над учебным материалом: методы формирования понятий (познавательные); методы формирования умений и навыков (практические); методы контроля уровня знаний и степени сформированности умений и навыков.
Классификация методов обучения русскому языку в зависимости от источника получения знаний: методы теоретического изучения языка, методы теоретико-практического изучения языка и обучения речи, методы практического изучения языка и обучения речи.
Классификация методов обучения с учетом характера обучающей деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический), исследовательский, преобразовательный, контрольный.
Зависимость выбора методов обучения от содержания лингвистического материала, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Упражнения по русскому языку. Разные подходы к классификации упражнений: по преобладающему виду деятельности учащихся, по этапу усвоения языкового материала, с целью формирования речевых умений и другие.

 

7. Урок как основная форма организации учебного процесса
Урок как основная форма учебной работы в школе. Различные подходы к классификации уроков русского языка.
Типы уроков в зависимости от психолого-педагогических закономерностей формирования знаний, умений и навыков, этапов работы над учебным материалом:
– урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков;
– урок закрепления знаний, развития умений и навыков;
– уроки повторения материала (предшествующего и последующего) и развития умений и навыков;
– урок обобщения и систематизации знаний, совершенствования умений и навыков;
– комбинированные уроки: стандартный, объединённый;
– уроки развития связной речи;
– уроки проверки знаний, умений и навыков (контрольный диктант, контрольная работа, тематическое и итоговое тестирование, контрольное изложение, зачет);
– урок анализа письменных работ и коррекции знаний.
Структурно-типологические особенности уроков русского языка. Принципы отбора дидактического материала для уроков различных типов. Основные требования к организации учебной деятельности школьников на уроках различных типов.
Нестандартные организационные формы уроков как средство пробуждения и поддержания интереса школьников к изучению русского языка. Наиболее распространённые виды нестандартных организационных форм уроков (обзор). Место нестандартных организационных форм уроков в системе обучения русскому языку.

 

8. Контроль уровня знаний, степени сформированности умений и навыков учащихся
Задачи, функции контроля результатов учебной деятельности учащихся по русскому языку. Особенности организации текущего, промежуточного и итогового контроля.
Тестирование как форма контроля. Виды тестовых заданий по русскому языку и методика их конструирования.
Нормы оценки учебной деятельности учащихся по русскому языку. Документы Министерства образования Республики Беларусь, регулирующие контрольно-оценочную деятельность учителя русского языка.

 

9. Методика обучения фонетике
Цели, задачи, общеметодические принципы обучения фонетике. Содержание и структура курса фонетики, формируемые умения и навыки.
Частнометодические принципы обучения фонетике: опора на речевой слух учащихся, сопоставление звуков и букв, рассмотрение звука в морфеме.
Основные виды упражнений, используемых на уроках фонетики. Методика проведения фонетико-графического разбора.
Произносительная норма. Формирование орфоэпических, акцентологических навыков и навыков интонирования фразы. Орфоэпические словари и словари ударений как средство формирования культуры устной речи учащихся. Учёт несовпадающих элементов фонетических систем русского и белорусского языков с целью предупреждения интерференции. Предупреждение орфоэпических и акцентологических ошибок.
Учёт внутрипредметных связей при обучении фонетике и орфографии, словообразованию, морфологии, синтаксису, пунктуации, культуре речи. Использование средств слуховой и зрительно-слуховой наглядности на уроках фонетики.

 

10. Методика обучения лексикологии и фразеологии
Цели, задачи, общеметодические принципы обучения лексикологии и фразеологии в курсе русского языка учреждений общего среднего образования. Структура и содержание курса, формируемые умения и навыки. Частнометодические принципы обучения лексикологии и фразеологии: лексико-грамматический, системный, контекстный, лексико-синтаксический.
Методика обучения лексическим понятиям.
Типология лексико-фразеологических упражнений. Анализ текста на уроках лексикологии. Ознакомление обучающихся с текстообразующей ролью лексических явлений.
Лексическая норма. Формирование у школьников умений пользоваться толковыми, фразеологическими словарями, словарями иностранных слов, синонимов, антонимов и другими. Методика предупреждения речевых ошибок, обусловленных нарушением лексической нормы. Сопоставление и открытое противопоставление лексических систем русского и белорусского языков с целью транспозиции и предупреждения интерференции.
Учёт внутрипредметных связей при обучении лексикологии и фразеологии и другим разделам курса. Использование средств наглядности при обучении лексикологии и фразеологии.

 

11. Методика обучения словообразованию
Цели, задачи, общеметодические принципы обучения словообразованию в учреждениях общего среднего образования. Структура и содержание курса словообразования, формируемые умения и навыки. Частнометодические принципы обучения словообразованию: структурно-словообразовательный, лексико-словообразовательный, мотивационный.
Методика обучения словообразовательным понятиям.
Система словообразовательных упражнений и методика работы над ними. Методика проведения словообразовательного и морфемного разборов слов.
Формирование у школьников умений пользоваться словообразовательными и морфемными словарями.
Словообразовательная норма. Сопоставление словообразовательных средств русского и белорусского языков с целью предупреждения интерференции.
Методика обучения словообразованию частей речи.
Учёт внутрипредметных связей между обучением словообразованию и фонетике, морфологии, орфографии, культуре речи. Использование средств наглядности при обучении словообразованию.

 

12. Методика обучения морфологии
Цели, задачи, общеметодические принципы обучения морфологии. Структура и содержание курса морфологии в учреждениях общего среднего образования, формируемые умения и навыки. Частнометодические принципы обучения морфологии: лексико-грамматический, парадигматический, морфолого-синтаксический.
Методика обучения морфологическим понятиям.
Типология морфологических упражнений. Методика ознакомления учащихся с текстообразующей ролью слов знаменательных и служебных частей речи. Морфологический разбор, методика его проведения.
Морфологическая норма. Методика работы со словарями и справочниками, фиксирующими морфологические нормы. Сопоставление морфологических систем русского и белорусского языков с целью транспозиции и предупреждения интерференции.
Грамматические ошибки, обусловленные нарушением морфологической нормы, причины их появления. Предупреждение грамматических ошибок на морфологическом уровне.
Учёт внутрипредметных связей между обучением морфологии и другим разделам курса. Использование средств наглядности при обучении морфологии.

 

13. Методика обучения орфографии
Цель, задачи, общеметодические принципы обучения орфографии. Содержание и этапы работы по орфографии, обусловленность последовательности введения орфографических правил структурой орфографии и структурой курса русского языка в учреждениях общего среднего образования. Лингвистические и психолого-педагогические основы формирования орфографических умений и навыков.
Основные частнометодические принципы обучения орфографии: принцип сопоставления звуков, находящихся в слабой позиции, со звуками в сильной позиции; принцип сопоставления звука и его фонетического окружения; принцип учёта семантики и структуры слова и другие.
Методика обучения орфографии как системе единообразных написаний: проверяемых, непроверяемых, фонетических и других. Методика работы над орфограммами, регулируемыми правилами: этапы работы, критерии выбора методов и приёмов работы на каждом из этапов.
Виды упражнений по орфографии. Методика ознакомления учащихся с приёмами усвоения непроверяемых написаний. Использование текста в процессе формирования орфографических навыков. Орфографический разбор и методика его проведения.
Орфографическая норма. Роль орфографического словаря в формировании орфографических навыков. Скрытое сопоставление орфографических систем русского и белорусского языков с целью предупреждения интерференции.
Орфографические ошибки, причины их появления. Предупреждение орфографических ошибок. Классификация, учёт, приемы исправления орфографических ошибок. Методика работы над орфографическими ошибками.
Методика организации сопутствующего повторения орфографии при изучении неорфографических тем. Использование средств наглядности при обучении орфографии.

 

14. Методика обучения синтаксису
Цели, задачи, общеметодические принципы обучения синтаксису в учреждениях общего среднего образования. Структура и содержание курса синтаксиса, формируемые умения и навыки. Частнометодические принципы обучения синтаксису: морфолого-синтаксический, интонационный.
Методика обучения синтаксическим понятиям.
Типология синтаксических упражнений. Интонационно-смысловой анализ предложения и текста на уроках синтаксиса. Синтаксический разбор, методика его проведения.
Синтаксическая норма. Сопоставление, скрытое и прямое противопоставление синтаксических систем русского и белорусского языков с целью транспозиции и предупреждения интерференции.
Грамматические ошибки, обусловленные нарушением синтаксической нормы, причины их появления. Предупреждение грамматических ошибок на синтаксическом уровне, методика работы над ними.
Учёт внутрипредметных связей между обучением синтаксису и другим разделам курса. Средства наглядности, используемые при обучении синтаксису.

 

15. Методика обучения пунктуации
Цели и задачи обучения пунктуации в учреждениях общего среднего образования. Содержание и этапы обучения пунктуации, обусловленность введения пунктуационных правил последовательностью формирования синтаксических умений. Природа пунктуационного умения и психологические основы его формирования. Принципы методики пунктуации: смысловой, структурный, интонационный.
Методика работы над пунктуационным правилом. Виды упражнений по пунктуации. Приёмы работы с текстом на уроках пунктуации. Структурно-семантический анализ предложения как основа анализа пунктуационного. Методика проведения пунктуационного разбора.
Пунктуационная норма. Пунктуационные ошибки, причины их появления. Классификация, учет, приёмы исправления пунктуационных ошибок. Методика работы над пунктуационными ошибками.
Методика организации сопутствующего повторения пунктуации при изучении несинтаксических тем. Использование средств наглядности при обучении пунктуации.

 

16. Задачи, принципы и направления работы по развитию речи учащихся
Понятие «развитие речи» в методике преподавания русского языка. Место и задачи работы по развитию речи на уроках русского языка.
Основные принципы методики развития речи: принцип единства развития речи и мышления, принцип взаимосвязи развития устной и письменной речи, принцип развития речи в связи с изучением всех разделов курса русского языка в общеобразовательном учреждении.
Основные направления работы по развитию речи: обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование культуры речи; развитие связной устной и письменной речи обучающихся.

 

17. Развитие связной устной и письменной речи учащихся
Связная речь как методическое понятие. Значение, задачи, место и системность работы по развитию связной устной и письменной речи учащихся.
Формирование у учащихся понятия о тексте, его основных признаках (тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, цельность, законченность) и основных функционально-смысловых типах речи (повествование, описание, рассуждение, комбинированные типы речи).
Приёмы работы с текстом на этапе формирования коммуникативных умений. Текстовые (содержательные) ошибки, их предупреждение и исправление.
Роль, задачи, место и содержание работы по стилистике в общеобразовательном учреждении. Изучаемые стилистические понятия, учебная модель стиля (сфера применения, задачи речи, стилевые черты, языковые средства всех уровней языка). Типология упражнений по стилистике и методика формирования стилистических умений.
Методика обучения жанрам речи: ознакомление с особенностями содержания, композиции, языковых средств текстов изучаемых жанров речи. Принципы отбора речевых жанров. Методика обучения созданию устных и письменных текстов различной жанрово-стилистической принадлежности: этапы, содержание обучения.
Изложения в системе работы по развитию связной речи учащихся. Виды изложений (по цели проведения, по способу передачи содержания исходного текста, по осложнённости языковым заданием и другие). Принцип последовательности в обучении изложениям.
Методика проведения обучающих подробного, сжатого, выборочного изложений, изложения с дополнительным заданием. Критерии отбора текстов для изложений разных типов.
Контрольное изложение, методика его проведения.
Сочинение как вид работы по развитию связной речи учащихся, средство самовыражения личности обучающегося. Классификация сочинений: по тематике; по типам, стилям, жанрам речи; по источнику получения информации (на основе личного опыта, по картине, на литературную тему и т. п.); по месту написания (классные и домашние) и другие. Коммуникативные умения, формируемые при написании сочинений. Способы подготовки к написанию сочинений. Методика проведения обучающих сочинений.
Проверка творческих работ учащихся. Типология ошибок, допускаемых школьниками в творческих работах. Нормы оценки творческих работ.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основная

  1. Архипова, Е. В. Теория и практика обучения русскому языку / Е. В. Архипова, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина и др.; под ред. Р. Б. Сабаткоева. – М., 2005.
  2. Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход / Е.С. Антонова. – М., 2007.
  3. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. – М., 2000.
  4. Богуславская, Н. Е. Методика развития речи на уроках русского языка / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; под ред Т. А. Ладыженской. – М., 1991.
  5. Воителева, Т. М. Теория и методика обучения русскому языку / Т. М. Воителева. – М., 2006.
  6. Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А.В. Хуторской. – М., 2007.
  7. Литвинко, Ф. М. Методика изучения разделов школьного курса русского языка (функциональный подход) / Ф. М. Литвинко. – Минск, 2001.
  8. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева; под ред. Е.И. Литневской. – М., 2006.
  9. Мурина, Л. А. Методика русского языка в школах Белоруссии / Л. А. Мурина. – Минск, 1990.
  10. Панов, Б. Т. Типы и структура уроков русского языка / Б. Т. Панов. – М., 1986.
  11. Текучёв, А. В. Методика русского языка в средней школе / А. В. Текучёв. – М., 1980.
  12. Успенский, М. Б. Курс современного русского языка в педагогическом вузе / М. Б. Успенский. – М., 2004.
  13. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения. Русский язык: V– IХ классы (последнее издание).
  14. Учебники (учебные пособия) по русскому языку для учреждений общего среднего образования Республики Беларусь (последние издания).

 

Дополнительная

  1. Азимов, Э. Г. Словарь методических терминов: Теория и практика преподавания языков / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – СПб.,1999.
  2. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков / Н. Н. Алгазина. – М., 1987.
  3. Александрович, Н. Ф. Внеклассная работа по русскому языку / Н. Ф. Александрович. – Минск, 1992.
  4. Алексеева, О. В. Функциональный подход к изучению глагола в школе / О. В. Алексеева. – Воронеж, 2004.
  5. Архипова, Е. В. Основы методики развития речи учащихся / Е. В. Архипова. – М., 2004.
  6. Баранов, М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка / М. Т. Баранов. – М., 1988.
  7. Баринова, Е. А. Методика русского языка / Е. А. Баринова, Л. Ф. Боженкова, В. И. Лебедев. – М., 1974.
  8. Бершадский, М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. – М., 2003.
  9. Блинов, Г. И. Методика пунктуации в школе / Г. И. Блинов. – М., 1990.
  10. Быстрова, Е. А. Практическая методика обучения русскому языку в средних и старших классах / Е. А. Быстрова, К. З. Закирьянов, Н. Д. Литвинова.– Л., 1988.
  11. Величко, Л. И. Работа с текстом на уроках русского языка / Л. И. Величко. – М., 1983.
  12. Власенков, А. И. Обучение русской орфографии, 5–11 классы / А. И. Власенков. – Минск, 1992.
  13. Власенков, А. И. Развивающее обучение русскому языку: 4–8 классы / А. И. Власенков. – М., 1982.
  14. Дейкина, А. Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка / А. Д. Дейкина. – М., 1990.
  15. Жуковская, О. А. Изучение словообразования в восьмилетней школе / О. А. Жуковская, Т. А. Шаповалова. – М., 1983.
  16. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М., 2001.
  17. Зельманова, Л. М. Кабинет русского языка в средней школе / Л. М. Зельманова. – М., 1981.
  18. Ипполитова, Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе / Н. А. Ипполитова. – М., 1998.
  19. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий / А. К. Колеченко. – СПб., 2001.
  20. Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии / Г. Ю. Ксензова. – М., 2001.
  21. Купалова, А. Ю. Практическая методика русского языка: 8 класс / А. Ю. Купалова, В. В. Никаноров. – М., 1992.
  22. Купалова, А. Ю. Русский язык. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе / А. Ю. Купалова. – М., 2002.
  23. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию устной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. – М., 1975.
  24. Ладыженская, Т. А. Практическая методика русского языка: 5 класс / Т. А. Ладыженская, А. Ю. Купалова, В. В. Никаноров. – М., 1995.
  25. Литвинко, Ф. М. Русский язык: изучение осложненного предложения в 5–9 классах / Ф. М. Литвинко. – Минск, 2006.
  26. Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка / М. Р. Львов. – М., 1999.
  27. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования / А. Н. Майоров. – М., 2000.
  28. Морозова, И. Д. Виды изложений и методика их проведения / И. Д. Морозова. – М., 1984.
  29. Николаенко, Г. И. Теоретико-методические основы обучения жанрам речи на уроках русского языка в средней школе / Г. И. Николаенко. – Минск, 2001.
  30. Панов, Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку / Б. Т. Панов. – М., 1980.
  31. Плёнкин, Н. А. Изложение с языковым разбором текста / Н. А. Плёнкин. – М., 1978.
  32. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. – М., 2002.
  33. Прудникова, А. В. Лексика в школьном курсе русского языка / А. В. Прудникова. – М., 1979.
  34. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. – М., 1998.
  35. Смелкова, З. С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности / З. С. Смелкова. – М., 1999.
  36. Хрестоматия по методике русского языка: Методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях / автор-составитель М. Р. Львов. – М., 1996.
  37. Хуторской, А. В. Практикум по дидактике и методикам обучения / А. В. Хуторской. – СПб., 2004.
  38. Челышкова, М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учебное пособие / М. Б. Челышкова. – М., 2002.
  39. Щукин, А. Н. Методика использования аудиовизуальных средств / А. Н. Щукин. – М., 1981.
  40. Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / Г. И. Щукина. – М., 1986.

 

 

С критериями оценки уровня подготовки абитуриентов на вступительном испытании по специальности «Инновации в обучении языкам как иностранным (русский язык)» можно ознакомиться здесь.