Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

 
Программа дополнительного вступительного испытания для получения высшего образования II ступени
по специальности 1-08 80 01 «Теория и методика дошкольного образования»
в 2017 году
 
 
 
 

Программа дополнительного вступительного испытания для поступающих в магистратуру разработана на основе образовательного стандарта высшего образования специальности 1-010101 «Дошкольное образование» с учетом содержания дисциплины «Детская психология».
Вступительное испытание в магистратуру предполагает проверку глубины и осознанности знаний, уровень теоретической подготовки абитуриентов.
В ответах абитуриенты должны продемонстрировать владение основными психологическими понятиями, знания о закономерностях, факторах и движущих силах психического развития детей, психологии новорожденности и младенчества, о психологических особенностях развития ребенка в раннем детстве и дошкольном возрасте, умение раскрыть возможности применения знаний по психологии в практической деятельности специалиста дошкольного образования.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ДЕТСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Детская психология – наука, изучающая факты и закономерности психического развития детства.
История детской психологии. Развитие зарубежной детской психологии (бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология).
Методы детской психологии. Метод наблюдения. Его разновидности и роль в становлении детской психологии. Эксперимент. Виды экспериментов. Психодиагностические методы исследования в детской психологии. Тесты и проблемы психологической диагностики. Коррекционные методы. Проективные методы исследования в детской психологии. Беседа, интервью, опрос, анализ продуктов деятельности (рисования, лепки, конструирования, словесно-выразительного творчества) в системе современных методик.
Движущие силы и закономерности психического развития (неравномерность, гетерохромность, сензитивность, кумулятивность, дивергентность, конвергентность). Факторы психического развития. Характеристика биологического и социального фактора развития. Понятие возраста и возрастные особенности. Проблемы возрастной периодизации (Э.Эриксон, Д.Б.Эльконин, З.Фрейд, Л.С.Выготский) Понятие кризиса возрастного развития.
Обучение как специальная, мотивированная деятельность в психическом развитии ребенка. Л.С.Выготский о ведущей роли общения в психическом развитии личности. Уровни психического развития: зона ближайшего развития, зона актуального развития.

 

Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ НОВОРОЖДЕННОСТИ И МЛАДЕНЧЕСТВА
Психологические особенности развития ребенка в период новорожденности и младенчества. Общая характеристика периода новорожденности. Особенности перехода от пренатального к постнатальному периоду жизни (кризис новорожденности). Особенности ВНД младенцев Типы безусловных рефлексов младенца: пищевые, защитные, ориентировочные. Рефлексы-атавизмы. Внешние впечатления как основное условие развития рецепторов. Индивидуальные различия новорожденных. Развитие эмоциональной сферы.
Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте. Комплекс оживления как основное новообразование периода младенчества: условия возникновения, структура, его генезис, значение для психического развития ребенка.
Основные закономерности развития сенсорных процессов в младенческом возрасте. Формирование зрительного и слухового восприятия в процессе развития форм общения ребенка со взрослым. Возникновение и развитие памяти в младенчестве.
Движение и действия младенцев. Формирование произвольных действий. Стадии развития манипуляций с предметами в младенческом возрасте. Предпосылки формирования личности в младенческом возрасте.

 

Раздел 3. ПСИХОЛОГИЯ РАННЕГО ДЕТСТВА
Развитие психики в раннем детстве. Кризис первого года, его «психологические результаты». Специфика социальной ситуации развития. Основные новообразования раннего возраста. Общая характеристика условий психического развития в раннем детстве. Усложнение видов деятельности ребенка и форм его общения с окружающими людьми. Предметная деятельность – ведущая деятельность ребенка раннего детства. Основные закономерности и стадии развития предметных действий в раннем возрасте (П.Я.Гальперин, С.Л.Новоселова).
Характеристика игровой деятельности в раннем возрасте. Этапы игровой деятельности (Ф.И.Фрадкина). Возникновение и развитие изобразительной и конструктивной деятельности.
Основные закономерности развития восприятия. Формирование наглядно-действенного мышления. Особенности проявления внимания и памяти в раннем детстве.
Сензитивный период развития речи. Этапы развития речи у детей раннего возраста. Возникновение и развитие знаковой функции.
Развитие потребностно-мотивационной сферы у детей в раннем возрасте. Предпосылки формирования личности в раннем детстве. Особенности первых представлений о себе. Роль взрослого в формировании и развитии самосознания.
Кризис трех лет. Предпосылки перехода от раннего к дошкольному детству: отделение действия от предмета, возникновение феномена «Я сам», распад социальной ситуации раннего возраста. Основные симптомы кризиса трех лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к «деспотизму». Новообразования кризиса трех лет. Роль кризиса в дальнейшем развитии личности – прямые и отдаленные последствия. Формирование личности в период раннего детства.

 

Раздел 4. ПСИХОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Психологические особенности развития ребенка в дошкольном детстве. Общая характеристика развития в ребенка в дошкольном детстве. Общие условия развития дошкольника. Структура и динамика социальной ситуации развития.
Физическое развитие дошкольника. Развитие высшей нервной деятельности как условие психического развития ребенка.
Деятельность детей дошкольного детства. Игра как ведущая деятельность школьника. Развитие сюжетно-ролевой игры (Д.Б.Эльконин) Изменение сюжетно-ролевой игры и ее компонентов в дошкольном детстве. Роль игры с правилами в психическом развитии и формировании личности дошкольника.
Зарождение учебной деятельности к концу дошкольного детства. Проблема и характеристика учебной деятельности (Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец). Условия развития учебной деятельности.
Развитие познавательных процессов дошкольника. Развитие ощущений и восприятий в дошкольном возрасте. Проблема сенсорного развития. Овладение общественно выработанными эталонами и мерками. Значение целенаправленного формирования сенсорных процессов для психики ребенка (А.В.Запорожец, В.П.Зинченко, Л.А.Венгер).
Развитие мышления дошкольников. Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое виды мышления, их особенности, взаимосвязь.
Проблема формирования произвольной и непроизвольной памяти (З.И.Истомина, А.А.Смирнов, П.И.Зинченко).
Развитие воображения дошкольников (Л.С.Выготский). Элементы творчества в детском воображении. Роль игры, изобразительной и конструктивной деятельности, литературных произведений (рассказов, сказок) в развитии воображения.
Развитие речи как средство общения, познания и регулирования поведения дошкольника. Овладение разными видами речи (ситуативной, контекстной, объяснительной). Значение различных видов деятельности в развитии речи дошкольника.
Формирование устойчивости внимания у дошкольника.
Развитие личности детей дошкольного возраста (М.И.Лисина). Влияние стиля взаимодействия на развитие личности дошкольника. Ребенок и «детское общество». Конформность и самостоятельность. Уровень притязаний в дошкольном детстве. Развитие мотивов поведения и формирование самосознания, самооценки (Л.И.Божович, Б.Г.Ананьев). Соподчинение мотивов. Развитие воли у дошкольника. Связь воли с развитием мотивов поведения. Установление иерархии мотивов.
Особенности воспитания характера у детей дошкольного возраста.
Значение воли для воспитания нравственных качеств личности ребенка.
Воспитание смелости у детей. Причины возникновения детских страхов и пути их преодоления.
Воспитание честности и правдивости. Причины детской лжи, меры ее предупреждения.
Воспитание скромности у детей.
Капризы и упрямство детей, их причины. Педагогические условия предотвращения капризов и упрямства. Методы перевоспитания капризных и упрямых детей.
Современные исследования проблемы воспитания нравственно-волевых качеств характера у детей дошкольного возраста.
Развитие эмоций. Особенности нравственных, интеллектуальных, эстетических чувств и проявлений у детей дошкольного возраста.
Учет темперамента в педагогической работе с детьми. Пути формирование характера. Детская одаренность. Особенности диагностики одаренного ребенка.
Готовность детей к школе. Функциональные критерии готовности шестилетнего ребенка к школе. Психологическая готовность ребенка к школе. Формирование психологической готовности к школе в разных видах деятельности. Кризис 6-7 лет и проблема готовности к школе.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: уч. для студ. вуз / Г.С.Абрамова. – Екатеринбург, 1999.
  2. Возрастная психология: конспект лекций / сост. М. В.Оленникова. – М.-СПб.: АСТ, 2004.
  3. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1973.
  4. Детская психология / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1988.
  5. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  6. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С.Мухина. – М.: Академия, 1999.
  7. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества / В.С.Мухина. – М., 1998.

 

Дополнительная

  1. Березовин, Н.А. Основы педагогики и психологии / Н.А.Березовин, В.Т.Чепиков, М.И.Чеховский. – Минск: Новое знание, 2006.
  2. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1997.
  3. Ермолаева, М.В. Психология развития / М.В.Ермолаева. – Москва-Воронеж, 2003.
  4. Крайг, Г. Психология развития / Г.Крайг. – М., 2000.
  5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология /Л.Ф. Обухова. – М., 1996.
  6. Психология развития: учебн. для высш. учебн. зав. / Т.М.Марютина, Т.Г.Стефаненко / под ред. Т.Д.Марцинковский. – М., 2001.
  7. Поляков, А.И. Психология развития: уч. пособие для студентов психол. и пед. вузов / А.И.Поляков. – Минск, 2006.
  8. Психология: словарь / под общей ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.
  9. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология / Д.И.Фельдштейн. – М.: МОДЭК, 2002.
  10. Хьелл, Л. Теории личности / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб., 1997.

 

 

 

С критериями оценки уровня подготовки абитуриента на вступительном испытании по специальности «Теория и методика дошкольного образования» можно ознакомиться здесь.