Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

 
Программа дополнительного вступительного испытания для получения высшего образования II ступени
по специальностям 1-08 80 06 «Общая педагогика, история педагогики и образования»,
1-09 81 01 «Образовательный менеджмент»
в 2017 году
 
 
 
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа дополнительного вступительного экзамена по специальностям 1-08 80 06 «Общая педагогика, история педагогики и образования», 1-09 81 01 «Образовательный менеджмент» разработана на основании типовой программы по курсу «Педагогика» для педагогических специальностей высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь, per. № ТД-91 / тип.
Цель программы - помощь поступающим в магистратуру в систематизации знаний по педагогике для дополнительного вступительного экзамена.
В программе представлены системы и технологии, имеющие достаточное научное обоснование и признанные педагогической общественностью, раскрываются научные основы и квалификационные параметры педагогических технологий, а также основные тенденции развития систем образования в мировой педагогической практике.
Внимание акцентируется на технологиях организации деятельности учителя- предметника и классного руководителя, коррекционно-педагогической деятельности, предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости, деятельности педагога по профилактике девиантного поведения подростков, новых информационных технологиях.
Программа содержит критерии оценки знаний и компетенций по специальности 1-08 80 06 «Общая педагогика, история педагогики и образования», 1-09 81 01 «Образовательный менеджмент».
Содержание материала, включенного в программу, позволяет определить у поступающих на вторую ступень высшего образования уровень педагогических знаний, степень развития педагогического мышления, аналитические способности.
На экзамене абитуриент должен показать владение методами и технологиями обучения и воспитания, уметь конструировать педтехнологии, использовать их в процессе педагогического труда, знать сущность современных образовательных технологий, их отличие от педагогических методик.
Программа содержит 16 тем из раздела «Педагогические системы и технологии», список литературы в помощь поступающим, а также критерии оценки знаний и компетенций на основании требований, содержащихся в образовательных стандартах по специальностям «Образовательный менеджмент» и «Общая педагогика, история педагогики и образования».

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Тема 1. Теоретические основы развития педагогических систем и технологий
Генезис понятий «технология», «педагогическая технология». Сущность педагогической технологии, ее научное обоснование. Состав и структура педагогической технологии. Соотношение понятий «педагогическая технология», «методы», «приемы», «методики обучения и воспитания».

 

Тема 2. Концептуальные основания проектирования педагогических систем и технологий
Сущность технологического подхода к обучению, классификация педагогических технологий. Критерии эффективности педагогических технологий. Принципы отбора педагогом педагогических технологий. Банк педагогических технологий.
Проектирование, прогнозирование и осуществление педагогического процесса как ведущие технологические аспекты деятельности педагога. Технологии целеполагания, мотивации, интериоризации, экстериоризации, проблематизации и рефлексии. Моделирование системы педагогических технологий.

 

Тема 3. Технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения
Личностно-ориентированный подход в педагогике. Гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические идеалы и нормы.
Педагогика сотрудничества: позиция личности учащегося, гуманизация и демократизация педагогических отношений, учение без принуждения, трактовка индивидуального подхода, формирование положительной Я-концепции личности, дидактический активизирующий и развивающий комплексы.
Личностно - развивающее обучение. Научное обоснование теории развивающего обучения. Система развивающего обучения (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, В. Давыдов и др.). Гуманно-личностные технологии Ш.А. Амонашвили, Е. Н. Ильина, С. Н. Лысенковой и др.

 

Тема 4. Технологии организации познавательной деятельности учащихся
Технологии проблемного и заданного обучения. Особенности целеполагания при организации проблемного обучения, концептуальные положения и особенности содержания. Уровни проблемности в обучении.
Технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов,П. М. Эрдниев).
Игровые технологии. Функции игровой деятельности. Спектр целевых ориентации игровых технологий: дидактические, воспитывающие, развивающие, социализирующие. Технология интерактивной игры.
Метод проектов. Проектная технология обучения. Проект в системе учебных занятий. Организация обучения в малых группах.

 

Тема 5. Технологии эффективного управления процессом обучения
Технологии дифференцированного обучения. Обучение учащихся на уровне их учебных возможностей и способностей. Внутришкольная, межклассная, внутриклассная, смешанная дифференциация.
Технология программированного обучения. Виды обучающих программ: линейная, разветвленная, адаптивная, комбинированная. Блочная система обучения. Модульная технология обучения. Диалоговая система обучения (В. С. Библер, С. Ю. Курганов). Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы, индивидуального стиля деятельности учителя и учащихся.

 

Тема 6. Гуманистические воспитательные системы и технологии
Личность ребенка как субъекта в гуманистической воспитательной системе. Проектирование структуры воспитательной системы школы, гимназии, лицея на основе субъект-субъектных отношений.
Педагогические идеи, лежащие в основе различных региональных воспитательных систем: «средовой подход», создание эмоционально насыщенного развивающего и воспитывающего пространства для учащихся, использование творческой социально значимой трудовой деятельности школьников. Общешкольный коллектив - ядро воспитательной системы школы. Основные аспекты управления воспитательной системой школы.

 

Тема 7. Технологии развития интеллектуального и творческого потенциалов личности
Интеллектуальные и творческие способности личности, их развитие в целостном педагогическом процессе. Диагностика интеллектуальных и творческих способностей. Технология формирования научных понятий.
Технологии, ориентированные на развитие творческих способностей учащихся (И.П. Волков, Т.С. Альтшуллер), технология воспитания социального творчества (И.П. Иванов). Коллективное творческое воспитание, его основные идеи. Технологии разработки коллективных творческих дел.

 

Тема 8. Технология педагогического менеджмента
Педагогический менеджмент, его элементы. Школа как педагогическая система и объект педагогического менеджмента. Целеполагание и планирование как функции управления школой. Устав школы. Управленческая культура руководителя школы. Педагогический анализ во внутришкольном управлении. Виды учебных планов. Развитие школьного самоуправления. Имидж учебного заведения.

 

Тема 9. Технология организации методической работы в школе
Методическая работа в школе как фактор повышения педагогической культуры. Основные формы организации методической работы в школе. Самообразование учителя. Аттестация педагогических работников. Инновационная направленность организации методической работы в современной школе.

 

Тема 10. Альтернативные технологии в зарубежной школе
Технология мастерских. «Французская группа нового воспитания». Целевые ориентации и концептуальные положения. Особенности содержания. Характеристики компонентов технологии: индукция, социоконструкция, социализация, разрыв, творчество, позиция ведущего мастера. Мастерская как способ организации деятельности учеников в составе малой группы.
Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий. Вальдорфекая педагогика Р. Штайнера. Технология свободного труда С. Френе.

 

Тема 11. Коррекционно-педагогическая деятельность и ее технология
Сущность коррекционно-педагогической деятельности. Причины врожденных и приобретенных нарушений психофизического развития ребенка. Создание банка данных о детях с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь.
Законодательно-нормативная база функционирования и развития системы специальных учреждений. Развитие сети учреждений для детей с нарушениями развития в современных условиях.
Коррекционно-педагогическая помощь детям в учебных заведениях разного типа. Средства коррекции недостатков в условиях массовой школы. Трудности коррекционной работы.

 

Тема 12. Технология работы педагога по профилактике девиантного поведения подростков
Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения. Суицидное поведение личности, его характеристика. Особенности поведения детей, имеющих осложнения психического и личного развития. Поведенческие отклонения в развитии детей. Причины девиантного поведения учащихся.
Технологии воспитательно-коррекционной работы с подростками. Методы и приемы педагогического воздействия на подростков, склонных к девиантному поведению. Виды и содержание профилактической работы среди несовершеннолетних.
Семья как важнейший социально-педагогический фактор регуляции поведения подростков. Работа классного руководителя с неблагополучными семьями. Коллектив как фактор и условие предупреждения отклоняющегося поведения подростков. Взаимодействие классного руководителя с социальным педагогом, школьным психологом.

 

Тема 13. Технология предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости
Неуспеваемость учащихся как педагогическая проблема. Дидактический, методический, психологический, медицинский аспекты проблемы. Причины, влекущие отставание детей в школе.
Готовность учителя к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности. Функциональные обязанности и личностные качества педагогических работников, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью (учитель-предметник, классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог).

 

Тема 14. Информационные технологии в образовании
Особенности организации компьютерного обучения. «Проникающие» и «определяющие» информационные технологии обучения. Формы применения компьтера в педагогическом процессе (репетитор, квазипреподаватель, устройство моделирования, инструментальное средство, провайдер). Виды педагогических программных средств, подходы к их классификации. Модель рациональной организации самостоятельной работы учащихся на основе применения компьютера. Информационные монотехнологии (дистанционное, виртуальное, открытое, электронное обучение). Физиолого-гигиенические требования к взаимодействию учащихся с компьютером.

 

Тема 15. Технологии разработки мультимедийного сопровождения педагогического процесса
Применение презентаций в педагогическом процессе. Виды презентаций (сопровождающие, консультационные, обучающие). Требования к созданию различных видов презентаций, особенности их применения. Разработка фрагментов различных видов презентаций.

 

Тема 16. Технология использования Интернет -ресурсов в работе педагога
Дидактические возможности сети Интернет. Обзор образовательных Интернет-ресурсов. Информационный рубрикатор Интернет-ресурсов для педагога. Дополнение информационного рубрикатора Интернет-ресурсов. Оформление библиографических ссылок на электронные ресурсы Информационные технологии в управлении системой образования и организации внеучебной деятельности учащихся.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. - Mн., 1995.
  2. Варенова, Т. В. Коррекционная педагогика / Т. В. Варенова. - Мн., 2006.
  3. Днепров, А.Г. Защита детей от компьютерных опасностей. - СПб., 2008.
  4. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии: Пособие для учителей, - 2-е изд. / Н. И. Запрудский. - Мн., 2004.
  5. Иванов, И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989.
  6. Левитес, Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - М., 1998.
  7. Научно-методические основы разработки и внедрения современных образовательных технологий в системе профессиональной подготовки педагогических кадров / П. Д. Кухарчик [и др.]. - Мн., 2006.
  8. Педагогика: теории, системы, технологии : учеб. для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. С. А. Смирнова. - 6-е изд., пере-раб. - М., 2006.
  9. Педагогическое образование в Республике Беларусь: аналитические материалы: практ. пособие / П. Д. Кухарчик [и др.]; под общ. ред. И. И. Цыркуна. - Мн., 2007.
  10. Рубашный, В. С. Инновационный менеджмент и интеллектуальная собственность: курс лекций / В. С. Рубашный. - Мн., 2007.
  11. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
  12. Снопкова, Е. И. Педагогические системы и технологии: практический аспект. - Могилев, 2004.
  13. Цыркун, И. И. Инновационная культура учителя-предметника. - Мн, 1996.
  14. Цыркун, И.И., Пунчик, В. Н. Интеллектуальное саморазвитие будущего педагога: дидактический аспект: монография / И. И. Цыркун, В. Н. Пунчик. - Мн, 2008.
  15. Школьные технологии обучения и воспитания: учеб. метод, пособие / авт. сост. JI. В. Пенкрат [и др]. - Мн, 2008.