Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

  

 
Программа дополнительного вступительного испытания
для получения высшего образования II ступени по специальности 1-33 80 01 «Экология»
в 2017 году
 
 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебная программа дополнительного вступительного экзамена по специальности 1-338001 Экология разработана кафедрой экологии Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» на основе образовательного стандарта РД РБ, в соответствии с учебными программами дисциплин учебного плана.
Цель программы - определение степени соответствия качества подготовки поступающего в магистратуру требованиям государственного образовательного стандарта.

 

В задачи дополнительного вступительного испытания входит выявление у абитуриента:

  • знаний основных понятий, принципов, воззрений, составляющие содержание концепции устойчивого человеческого развития;
  • представлений о сущности глобальных проблем, решение которых необходимо для достижения устойчивого развития;
  • представлений о содержании институциональных и экономических механизмов перехода к устойчивому развитию;
  • навыков научного анализа целевых ориентиров устойчивого развития (качество жизни, экологическая безопасность);

 

Программа вступительного испытания носит комплексный, системный, междисциплинарный характер. В программе дополнительного вступительного экзамена в полном объеме раскрываются вопросы курса «Стратегия устойчивого развития».
В программе представлены системы и технологии, необходимые для обеспечения экологической, социальной и экономической безопасности общества, достижения устойчивого социо-эколого-экономического развития путем принятия грамотных научно обоснованных решений, отвечающих требованиям социально ориентированной рыночной экономики и возможностям биосферы.
Содержание, включенного в программу материала, позволяет определить у поступающих уровень экологических знаний, степень развития экологического мышления, аналитические способности.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

1. Теоретические основы устойчивого развития
Предпосылки создания современной модели мирового развития. Модели глобальной социоприродной системы. Парадигмы общественного прогресса. Антропоценрическая парадигма и ее последствия. Особенности экологического мышления. Эмерджентные свойства живого и концепция устойчивого развития.
Роль научного мировоззрения в процессе перехода общества к устойчивому развитию. Ненаучные прогнозы будущего человечества. Футурологические идеи мыслителей ХVII-XVIII веков. Деятельность Римского клуба по прогнозированию будущего. Модель Д. Медоуза и отчет «Пределы роста». Отчеты Римскому клубу» Человечество на перепутье» М. Месаровича и Э. Пестеля. Прогноз Х. Линнемана. Работы Д. Габора по глобальной проблематике. Проект «Цели для глобального общества» Э. Ласло.
Пределы устойчивости биосферы. Место и роль человека в биосфере. Сущность и последствия техногенного типа развития экономики ХХ века. Модели и сценарии будущего для решения глобальных проблем человечества. Современные концепции мироустройства.
Становление и сущность концепции устойчивого развития. Понятие устойчивости и устойчивого развития. Слабая и сильная устойчивость: сохранение различных видов капитала. Основные этапы становления концепции устойчивого развития. Сущность и основные положения концепции устойчивого развития. Глобализация и проблемы реализации концепции устойчивого развития.
Экономические аспекты устойчивого развития. Экономический рост и экономическое развитие. Макроэкономическая политика и компенсирующее экологические воздействия. Изменение структур потребления и производства – необходимое условие выхода на траекторию устойчивого развития.
Социальная компонента устойчивого развития. Качество жизни и социальная справедливость в контексте устойчивого развития. Социальная политика и развитие человеческого потенциала. Демографическое развитие и стратегия в области здравоохранения. Проблема культурного пространства социального развития.
Экологический императив устойчивого развития. Сущность и содержание экологического компонента и экологического императива устойчивого развития. Природный капитал в системе эколого-экономических отношений. Экосистемные функции и экосистемные услуги. Природные и техногенные угрозы экологической безопасности. Современная стратегия экологизации хозяйственной деятельности. Экологизация спроса и предложения.

 

2. Научно-методические подходы к измерению устойчивого развития
Методологические аспекты устойчивого развития. Целевые ориентиры развития третьего тысячелетия. Критерии, основные параметры и формализация устойчивого развития.
Показатели устойчивого развития для оценки уровня достижения поставленных целей. Системы индикаторов устойчивого развития. Проблемы разработки интегральных показателей устойчивого развития. Опыт Беларуси в области измерения показателей устойчивого развития.

 

3. Государственная политика и механизмы перехода Республики Беларусь к устойчивому развитию
Совершенствование государственной политики дляобеспечения устойчивого развития. Роль рынка в формировании условий устойчивого развития. Формирование гражданского общества как условие перехода к устойчивому человеческому развитию.
Местные планы действий устойчивого развития. Местная повестка на XXI век. Основные условия для реализации МП21. Основные задачи МП21. Основные отличия МП21 от традиционых планов социально-экономического развития. 10 шагов устойчивости. Показатели устойчивого сообзества. Индикаторы УР. Проекты по устойчивому развитию.
Образование в интересах устойчивого развития. Роль экологического сознания в условиях перехода к устойчивому развитию. Антропоцентризм. Универсальная этика. Биоцентризм. Ноосфера. Особенности экоцентризма. Роль воспитания и образования в развитии нового экологического сознания. Экологическое образование и культура
Биосферная этика Ф.Я.Шипунова. Законы социальной экологии Б.Коммонера, Т.Мальтуса, Бауэра и Вернадского, Одумов, Комарова, Рэймерса,
Концепция образования в интересах УР, ее основные компоненты. Задачи ОУР. Мероприятия и инициативы по образованию в интересах УР

 

4. Национальные стратегии устойчивого развития
Тенденции мирового развития и предпосылки разработки национальной стратегии устойчивого развития. Национальная стратегия устойчивого развития как основной стратегический документ государственного прогнозирования. Методология разработки, содержание и основные разделы НСУР РБ-97. Значение НСУР РБ-97 в подъеме белорусской экономики и оздоровлении окружающей среды на рубеже тысячелетий.
НСУР 2020, как новый шаг на пути реализации модели устойчивого развития Республики Беларусь. Основные задания НСУР-2020 по реализации важнейших средств обеспечения устойчивого развития. Показатели социально-экономической и экологической безопасности Республики Беларусь на период до 2020 г.

 

5. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
Становление сотрудничества по охране окружающей среды. Координация природоохранной деятельности ООН. Международные Межправительственные организации. Взаимодействие Беларуси с программой ООН по окружающей среде. Международные конвенции и протоколы по охране окружающей среде. Международные природоохранные конвенции. Международные обязательстваРБ по переходу к устойчивому развитию.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основная:

  1. Ермоленков В.В. Устойчивое развитие: концептуальная основа стратегий управления: пособие. - Мн.: Акад.упр. при Президенте Респ.Беларусь, 2011. – 152 с.
  2. Национальная стратегия и план действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия Республики Беларусь. – Минск: Центр Конкордия, 1997.
  3. Сивограков О.В. Думаем глобально, действуем локально. Статегия устойчивого развития – Местные повестки на ХХI век в Беларуси. - Минск: Пропилеи, 2007.
  4. Шимова О.С. Устойчивое развитие: учеб пособие. - Минск: БГМЭУ, 2010. - 431 с.

 

Дополнительная:

  1. Доклад о развитии человека 2007/2008 / ПРООН. – М.: Весь мир, 2007
  2. Женщины Республики Беларусь. Стат. сборник. – Минск: Мин. статистики и анализа РБ, 1997.
  3. Мир и Беларусь: аспекты устойчивогоразвития: пособие дляучащихся ст. кл. общеобразовательные учреждений / Ин-т Всемирного банка, Нац. Ин-т образования, БГУ; подобщ.ред. М.Мковалева, Т.П. Субботиной. – Минск: УП «Технопринт», 2003
  4. Население Республики Беларусь. Статистический сборник. – Минск, 1997.
  5. Наше общее будущее: докладМеждународной комиссиипо окружающей средеи развитию (МКОСР) – М.: Прогресс, 1989. – 376 с.
  6. Окружающая среда и природные ресурсы Республики Беларусь. Статистический сборник. – Минск: Мин. статистики и анализа РБ. НИИ статистики, 1997.
  7. Пеймерс Н.Ф. Природопользование: слов.-справ. - М.: Мысль, 1990
  8. Печчеи А. Человеческие качества. - М.: Прогресс, 1985. - 312 с.
  9. Природопользование и охрана окружающей среды. Результаты выполнения заданий по Государственной научно-технической программе. - Минск, 1998. - С. 121.
  10. Путь к устойчивому развитию – серия учебных пособий по программе балтийского университета- Упсала, Швеция
  11. Система государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием в Республике Беларусь. – Минск: Мин. природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ, 1997.
  12. Состояние природных ресурсов Республики Беларусь. Статист. ежегодник. - Минск: Мин. природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ, 1996, 1997.
  13. Экологические сети в Европе / Натюрона. - № 87. - 1998. – С 4-29.

 

 

С критериями оценки уровня подготовки абитуриентов на вступительном испытании по специальности «Экология» можно ознакомиться здесь.