Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 
 
 
Программа профильного вступительного испытания
для получения высшего образования I ступени по дисциплине «Творчество»
для специальности «Журналистика» очной (дневной) формы получения образования
в 2017 году
 
 

 

 

I. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

 

Место и роль профессии. Журналистика – сфера деятельности, связанная со сбором, обработкой, анализом и распространением информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, Интернет и др.). Основными сферами профессиональной деятельности специалиста являются: полиграфическая деятельность и тиражирование записанных носителей информации; издательская деятельность; производство кино-, видеофильмов и телевизионных программ, деятельность в сфере звукозаписи и издания музыкальных произведений; деятельность по созданию программ, радио- и телевещание; деятельность в области телекоммуникаций; деятельность в области информационного обслуживания.

 

Название учреждения образования, год – учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», 2017 г.

 

Специальность (направление специальности) – 1-23 01 08 «Журналистика».

 

Цель вступительного испытания «Творчество» – качественный отбор абитуриентов, направленный на выявление знаний и способностей, необходимых для профессиональной подготовки будущих журналистов.

 

Задачи вступительного испытания:
1) определение уровня подготовки, творческих и аналитических способностей абитуриентов, их умения давать оценку общественным явлениям и событиям;
2) объективная оценка знаний и умений абитуриентов.

 

Минимальный базовый уровень подготовки абитуриента. На все формы получения высшего образования могут поступать лица, которые имеют общее среднее образование или профессионально-техническое образование с общим средним образованием либо среднее специальное образование, подтвержденное соответствующим документом об образовании.

 

 

II. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФИЛЬНОМУ ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ

 

 

Структура профильного вступительного испытания

 

Профильное вступительное испытание «Творчество» для специальности 1-23 01 08 «Журналистика» проводится в 2 этапа.
1 этап (творческое сочинение) – письменный. Абитуриент имеет право выбора языка сочинения (русский, белорусский). Объем сочинения – не менее 150 слов. Сочинения, написанные объемом менее 150 слов, не рассматриваются и не оцениваются. Время, отведенное на написание творческого сочинения, – 240 минут (4 астрономических часа).
2 этап (творческое тестирование) – устный, состоит из двух частей: ответ на вопросы (беседа) по актуальной теме, предложенной в экзаменационном билете, и выполнение письменного задания по редактированию текста на русском или белорусском языке (по выбору). Абитуриент имеет право выбора языка собеседования (русский, белорусский).

 

Программные требования к уровню подготовки абитуриента

 

Требования, предъявляемые к уровню подготовки на 1 этапе (творческое сочинение). Абитуриент должен написать публицистическое произведение в любой жанровой форме (эссе, статья, репортаж, очерк, зарисовка, корреспонденция, дневниковые записи и т.д.) и продемонстрировать в сочинении способность к осмыслению культурно-исторического опыта, ценностей отечественной и мировой культуры, пониманию тенденций развития современного общества, свою осведомленность в вопросах обществоведения, истории, культуры, публицистики, художественной литературы, а также следующие знания и умения:
1. Понимание темы и ее актуальности, видение темы в контексте эпохи, в системе координат современной жизни; умение полно и глубоко раскрыть тему.
2. Умение ясно выразить основную мысль, выстроить убедительную систему аргументации, опираясь на знания в области истории, литературы, публицистики, современной общественно-политической и культурной жизни страны.
3. Умение найти эффективное образное и стройное композиционное решение, уместно использовать средства выразительности.
4. Наличие собственной мировоззренческой позиции и умение находить нужные факты для ее представления, а также работать с фактом как основой публицистического текста: отбирать, анализировать и комментировать общественно значимые события.
5. Речь в сочинении-рассуждении должна отличаться правильностью, точностью, логичностью, выразительностью.

 

Требования, предъявляемые к уровню подготовки на 2 этапе (творческое собеседование). Темы для устного собеседования посвящены актуальным вопросам общественно-политической, экономической и культурной жизни Республики Беларусь. На собеседовании абитуриент должен дать по возможности полные, аргументированные ответы, позволяющие продемонстрировать знания по программам дисциплин гуманитарного профиля за курс средней общеобразовательной школы, интерес к общественно-политической жизни, первичные знания о роли журналистики в обществе, об особенностях труда работника средств массовой информации, а также способность к самостоятельному творческому мышлению при оценке событий и явлений объективной реальности.
В ходе собеседования предметная комиссия может задавать дополнительные вопросы, выявляющие круг интересов, эрудицию и общий уровень культуры абитуриента, его ориентированность в СМИ и знакомство с творчеством современных публицистов, понимание специфики избранной профессии, умение быстро и оригинально решать творческие задачи.
В ходе собеседования также проводится обсуждение творческих работ абитуриента (публикаций, текстов неопубликованных материалов, фотографий, сценариев, текстов сюжетов, проектов и т.д.), которые представляются в приемную комиссию абитуриентом во время подачи документов.
Письменное задание в рамках 2 этапа предполагает анализ и правку текста на русском или белорусском языке (по выбору). Абитуриент находит и исправляет ошибки, объясняет выполненные исправления, записывает текст в исправленном виде. Абитуриент при редактировании текста должен продемонстрировать знание литературного языка, норм литературного языка и речи и их вариантов, умение находить орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые ошибки, нарушающие нормы современного языка.

 

 

Примеры вариантов экзаменационных материалов

 

Примерные темы творческого сочинения:

  1. Ради нескольких строчек в газете.
  2. Журналист, у которого я учусь.
  3. Каким я вижу будущее Беларуси.
  4. «Человек – целый мир...» (Ф.М. Достоевский)
  5. Дороги, которые мы выбираем.
  6. Давайте понимать друг друга с полуслова.

 

Примерный перечень тем для устного собеседования:

  1. Социально-экономическая политика в Беларуси.
  2. Событие, которое меня взволновало.
  3. Важные политические события последнего времени в стране.
  4. Важные политические события последнего времени в мире.
  5. Героическая история моей страны.
  6. Идеология белорусского государства и СМИ.
  7. Политические партии и общественные объединения в Беларуси.
  8. Система образования в Республике Беларусь.
  9. Семья и общество. Демографическая ситуация в Беларуси.
  10. Влияние СМИ на морально-нравственное состояние общества.
  11. Духовность как основа благополучия общества.
  12. Вера моих предков.
  13. Толерантность как залог общественной стабильности.
  14. Великие просветители Беларуси.
  15. Молодежная политика и СМИ.
  16. Роль печатных СМИ в жизни общества.
  17. Роль телевидения и радио в жизни общества.
  18. Журналистика как вид творческой деятельности.
  19. Журналистика и литература.
  20. Самая важная тема в журналистике для меня.
  21. Почему СМИ именуют «четвертой властью»?
  22. Что такое «свобода печати»?
  23. СМИ будущего.
  24. Творческий идеал в журналистике.
  25. Влияние СМИ на общественное мнение.
  26. Герой нашего времени – кто он?
  27. Личность современного журналиста.
  28. Реальность и творческий вымысел в работе журналиста.
  29. Основные темы современной белорусской прессы.
  30. Как журналистика помогает людям?
  31. Молодежные издания Беларуси.
  32. Белорусские информационные издания.
  33. Белорусские литературно-художественные газеты и журналы.
  34. Популярные передачи белорусского телевидения и радио.
  35. Телевидение для молодежи: образы и смыслы.
  36. Популярные теле- и радиожурналисты.
  37. Если бы редактором газеты был я...
  38. Репортер – имя собственное.
  39. Уроки опасного и безопасного интернета.
  40. Телевидение моей мечты.
  41. Реклама в жизни современного человека.
  42. Роль рекламы в создании национальных промышленных брендов.
  43. Современное белорусское искусство.
  44. История моей «малой Родины».
  45. Мои знаменитые земляки.
  46. Белорусские памятники истории и культуры.
  47. Что читает белорусская молодежь?
  48. Двуязычие в Беларуси.
  49. СМИ и спорт.
  50. Роль СМИ в пропаганде здорового образа жизни.
  51. Сенсация в журналистике.

 

Образец письменного задания по редактированию текста

 

Зыходны тэкст
Вядома, што найславуты акадэмік Я.Ф. Карскі ў першыню ў сваёй капітальнай працы “Беларусы” абгрунтаваў нацыянальную самастойнасць беларускай мовы, якую некаторыя даследчыкі лічылі дыялектызмам то польскай, то рускай моў. Ён даў глыбока навуковае апісанне лексікі, словаўтварэння, сінтаксісу, паклаўшы яго на трывалую гістарычную аснову.

 

Заўвагі да тэксту
1. Найславуты – няправільна ўтворана найвышэйшая ступень параўнання прыметніка.
2. У першыню – няправільна напісана прыслоўе.
3. Слова дыялектызм трэба замяніць на слова дыялект, паколькі дыялектызм – гэта слова якога-небудзь дыялекту, ужытае ў літаратурнай мове.
4. Няправільна выкарыстаны займеннік яго, які можа суадносіцца і са словам сінтаксісу і са словам апісанне.

 

Адрэдагаваны тэкст
Вядома, што славуты акадэмік Я.Ф. Карскі ўпершыню ў сваёй капітальнай працы “Беларусы” абгрунтаваў нацыянальную самастойнасць беларускай мовы, якую некаторыя даследчыкі лічылі дыялектам то польскай, то рускай моў. Ён даў глыбока навуковае апісанне лексікі, словаўтварэння, сінтаксісу, паклаўшы гэта апісанне на трывалую гістарычную аснову.

 

Форма предъявления абитуриентами теоретического и практического материала на профильном вступительном испытании

 

На 1 этапе (творческое сочинение) абитуриент предъявляет материал письменно на русском или белорусском языке (по выбору абитуриента).
На 2 этапе (творческое собеседование) абитуриент отвечает устно на вопросы, представленные в экзаменационном билете, на русском или белорусском языке (по выбору абитуриента).

 

 

III. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Рагойша, В.П. На шляху да Парнаса: даведнік маладога літаратара / В.П. Рагойша. – Мінск, 2003.
  2. Развивайте дар слова: пособие для учащихся / сост.: Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – М., 1982.
  3. Праскаловіч, В.У. Выкажыся, каб я цябе ўбачыў!: (Мастацтва вусных выказванняў): 9-ы кл.: дапам. для настаўнікаў агульнаадукац. устаноў з беларус. і рус. мовамі навучання / В.У. Праскаловіч, В.В. Кушнярэвіч. – Мінск, 2010.
  4. Міхневіч, А.Я. Слоўка за слоўкам: алфавітны даведнік па культуры беларускай мовы для ўсіх / А.Я. Міхневіч, Л.П. Кунцэвіч, Ю.В. Назаранка. – Мінск, 2006.
  5. Савко, И.Э. Русский язык. Правильность речи: лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические нормы / И.Э.Савко. – Минск: «Харвест», 2008.
  6. Мурашов, А.А. Культура русской речи: учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. гуманит. профиля / А.А.Мурашов, В.Ф.Русецкий. – М.: Просвещение, 2006.
  7. Русецкий, В.Ф. Живая риторика: готовимся к публичному выступлению / В.Ф.Русецкий, Т.В.Игнатович, Е.Е.Долбик. – Минск: Белорус. ассоц. “Конкурс”, 2010.
  8. Ученова, В.В. Беседы о журналистике / В.В. Ученова. – М.: Молодая гвардия, 1985.
  9. Засорина, Т. Профессия – журналист / Т. Засорина, Н. Федосова. – Ростов-на-Дону: Изд. «Феникс», 1999.
  10. Шинкаренко, В. Как писать в газету / В.Шинкаренко. – М., 2000. (Также книга доступна по адресу: http://www.h2club.mirea.ru/projects/writing_to_newspaper/).
  11. Вараб’ёў, В.П. Журналiстыка ад А да Я / В.П. Вараб’ёў, С.В. Дубовiк. – Мiнск: БДУ, 2002.
  12. Озеров, Ю.А. Раздумья перед сочинением: Практические советы поступающим в вузы / Ю.А. Озеров. – М.: Высшая школа, 1990.
  13. Морозова, Н.П. Учимся писать сочинение: Книга для учащихся 10 кл. ср. шк. / Н.П. Морозова. – М.: Просвещение, 1987.
  14. Скоркина, Н.М. Сочинение на медаль. 9-11 класс / Н.М. Скоркина. – Волгоград: Издательство «Учитель-АСТ», 1999.
  15. Руссова, Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант: Учебное пособие для абитуриентов и их родителей / Н.Ю. Русова. – Нижний Новгород: Деком, 1996.
  16. Как написать сочинение. Из опыта вступительных экзаменов в МГУ имени М.В.Ломоносова. В помощь абитуриенту. – М.: МГУ, 2006.
  17. Юрэвіч, А.К. Стылістыка беларускай мовы / А.К. Юрэвіч. – Мінск, 1992.

 

 

С критериями оценки уровня подготовки абитуриентов на вступительном испытании по дисциплине «Творчество» можно ознакомиться здесь.