Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

 
 
 
Программа вступительного испытания для получения высшего образования I ступени
по дисциплине «Организация туризма и экскурсоведение» 
для специальности 
1-89 01 01 «Туризм и гостеприимство»
(заочная сокращенная форма получения образования)
в 2017 году
 
 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Вступительные испытания по предмету «Организация туризма и экскурсоведение» для абитуриентов, поступающих на специальность 1-89 01 01 «Туризм и гостеприимство» на заочную сокращенную форму получения высшего образования на базе среднего специального образования по специальности 2-89 01 01 «Туризм и гостеприимство», призваны оценить уровень знаний и профессиональных компетенций указанной группы абитуриентов, получивших ранее квалификацию «Турагент. Экскурсовод».
Вступительное испытание проводится в форме устного экзамена. Он предполагает ответ на два вопроса экзаменационного билета. Результаты экзамена оцениваются по 10-балльной шкале.
Первый вопрос устного экзамена предполагает проверку знаний и профессиональных компетенций абитуриента в рамках предмета «Организация туризма» и раскрывает степень его подготовки как турагента. Второй вопрос предполагает проверку знаний и профессиональных компетенций абитуриента в рамках предмета «Экскурсоведение» и раскрывает степень его подготовки в качестве экскурсовода.
Объединение данных предметов в одно комплексное вступительное испытание обеспечивает объективную проверку уровня знаний и умений абитуриентов, их аналитического мышления, профессиональной самостоятельности, творческой инициативы и готовности их к учебе в высшем учебном заведении по сокращенной форме обучения.

 

Требования к оценке результатов учебной деятельности абитуриента по уровню среднего специального образования предъявляются по следующим направлениям:

  • уровень общепрофессиональных знаний и умений;
  • логика, осознанность, обоснованность при построении ответа;
  • соответствие квалификационным требованиям к знаниям и умениям специалиста со средним специальным образованием.

 

Программа составлена на основе учебных программ среднего специального образования «Организация туризма» и «Экскурсоведение» учебного плана специальности 2-89 01 01 «Туризм и гостеприимство».
Цель вступительного испытания по предмету «Организация туризма и экскурсоведение» – качественный отбор абитуриентов и обеспечение объективной оценки качества подготовки абитуриентов. Задачами вступительного испытание являются ранжирование абитуриентов исходя из выявленного в ходе испытания уровня знаний, умений и навыков, определение основных направлений по учебно-методическому совершенствованию системы взаимодействия высших и средних специальных учреждений образования в сфере подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства.

 

На вступительном испытании абитуриент должен:

Знать:

  • понятие и сущность туризма;
  • основные тенденции развития международного и внутреннего туризма;
  • особенности и основные направления туристической политики Республики Беларусь;
  • базовую комплектацию тура;
  • требования к организации и проведению экскурсии.

Уметь:

  • формировать тур, как комплекс основных и дополнительных услуг;
  • осуществлять деятельность по планированию и проектированию тура;
  • прокладывать туристско-экскурсионный маршрут;
  • классифицировать экскурсии и формировать тематические экскурсии.

Владеть навыками:

  • оформления туристских формальностей;
  • технологий проектирования тура;
  • экспериментальной проверки тура;
  • прогнозирования особенностей и тенденций развития туристического рынка;
  • методических приемов при проведении экскурсий;
  • показа и рассказа в экскурсии.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИЗМА

 

Тема 1. Сущность туризма

 

1.1. Туризм и его основные социально-экономические категории.
Характеристика сущности туризма. Статистическое определение туризма. Туризм как социально-экономическая система. Факторы, влияющие на развитие туризма.

 

1.2. Классификация и функции туризма
Подходы к классификации туризма. Типы, категории, виды и формы туризма. Функции туризма: экономическая, социальная, гуманитарная.

 

1.3. Терминология и понятийный аппарат туризма
Турист как субъект туризма. Туристический продукт. Туристическая индустрия. Туристическая деятельность. Туристические ресурсы.

 

Тема 2. Туристическая и национальная политика Республики Беларусь

 

2.1. Основные направления формирования туристической политики
Туристическая политика. Функции государства в реализации туристической политики. Органы управления туризмом. Основные положения лицензирования в туризме. Основы стандартизации в туризме. Стандартизация в туризме.

 

2.2. Национальная программа развития туризма в Республики Беларусь
Цель и задачи программы. Основные направления и механизмы реализации программы. Необходимые ресурсы и источники их финансирования. Ожидаемый результат от реализации программы.

 

Тема 3. Планирование и организация туров

 

3.1. Тур – основной продукт деятельности туристской организации
Основные потребительские свойства туристического продукта. Формирование тура. Основной и дополнительный комплекс услуг. Содержание этапов формирования, продвижения и реализация туров. Организация услуг сопровождения и встречи-проводы. Экспериментальная проверка тура.

3.2. Технология проектирования тура
Потребители, конкуренты, партнеры и поставщики-объекты в процессе планирования и формирования тура. Этапы проектирования тура. Проектная документация.

 

Тема 4. Услуги размещения и питания в туризме

 

4.1. Средства размещения и их классификация
Средства размещения. Классификация средств размещения. Типология гостиниц.

 

4.2. Основные службы гостиницы
Служба бронирования. Служба обслуживания. Служба приема и расчетная часть. Служба эксплуатации номерного фонда.

 

4.3. Организация питания в туризме
Виды тарифов на услуги питания. Типы предприятий питания. Методы обслуживания.

 

Тема 5. Транспортное обеспечение в туризме. Транспорт как средство обеспечения туристской деятельности
Автомобильные перевозки. Железнодорожные перевозки. Морские и речные путешествия. Авиационные туристские путешествия.

 

Тема 6. Экскурсионное обслуживание. Понятие и комплекс задач экскурсионного обслуживания
Понятие, задачи и цели экскурсионного обслуживания. Сущность, структура и содержание экскурсии. Дифференциация экскурсионного обслуживания. Экскурсовод и его роль в экскурсионном обслуживании. Понятие экскурсовода. Слагаемые мастерства экскурсовода. Должностные обязанности экскурсовода. Знания и умения экскурсовода.

 

Тема 7. Страхование в туризме
Безопасность в туризме. Общая характеристика страхования. Виды страхования, применяемые в туризме.

 

Тема 8. Туристические формальности
Сущность туристских формальностей. Роль ВТО в упрощении туристских формальностей. Паспортно-визовые формальности. Таможенные формальности. Санитарные (медицинские) формальности.

 

Тема 9. Международный туризм. Международный туризм как специфическая форма торговли услугами
Состояние и прогнозы развития международного туризма. Международные туристские организации. Международные туристские выставки и ярмарки.

 

РАЗДЕЛ 2. ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ

 

Тема 1. Экскурсия как вид туристской деятельности.
Понятие «экскурсия». Основные этапы развития экскурсионной деятельности. Теоретические аспекты экскурсионной деятельности. Образовательно-воспитательное значение экскурсоведения. Профессиональные издания: журналы “Экскурсионное дело”, “Экскурсионный вестник” и др. Совершенствование экскурсионного дела: Деятельность туристско-экскурсионных организаций, рост их сети. Развитие тематики экскурсий, ее направленности; развитие экскурсий в системе туризма. Становление экскурсионной деятельности в рыночных условиях в Республике Беларусь. Создание туристско-экскурсионных предприятий различных форм собственности.
Экскурсия как вид деятельности. Формы деятельности экскурсовода в процессе экскурсии: подготовка и проведение экскурсии. Формы деятельности экскурсантов: наблюдение, изучение, исследование. Формы общения: прямое и косвенное. Экскурсия как форма прямого общения. Коммуникативный компонент - важная часть профессионального мастерства экскурсовода. Различные аспекты экскурсии: как форма работы с массовой аудиторией, как форма организации культурного досуга, как разовое мероприятие, как форма распространения научных знаний, как форма межличностного общения экскурсовода и экскурсанта, как автономная форма культурно-просветительной работы. Значение экскурсии в процессе воспитания человека.

 

Тема 2. Сущность экскурсии.
Место экскурсии в туристском бизнесе; в системе учебно-воспитательного процесса учебных заведений. Цель и тема экскурсии; задача экскурсии; название экскурсии; признаки экскурсии; функции экскурсии; познавательно-воспитательная направленность. Основа экскурсии. Правильное сочетание показа и рассказа – залог высокой эффективности проведения экскурсии. Экскурсионный метод. Структура экскурсии: введение, основная часть, заключение.
Продолжительность экскурсии. Методологическая основа экскурсии; принципы разработки: научность, идейность, взаимосвязь теории с действительностью, правдивость, ясность, доходчивость, действенность. Подтемы экскурсии и экскурсионные объекты, их взаимообусловленность. Маршрут экскурсии. Принципы составления маршрута экскурсии: хронологический, тематический, хронолого-тематический. Экскурсионный объект. Его сущность. Классификация экскурсионных объектов: по содержанию, по функциональному значению, по степени сохранности. Отбор объектов и их оценка для раскрытия содержания экскурсии. Составление карточки (паспорта) экскурсионного объекта. Требования к экскурсии: достоверность, полнота изложения материала, законченность композиции, познавательное и эстетическое удовлетворение. Экскурсанты и их познавательная деятельность на экскурсии.

 

Тема 3. Классификация экскурсий
Понятие классификации. Основные признаки классификации. По составу экскурсантов: для взрослых и детей; городских и сельских жителей; местного населения и приезжающих туристов; индивидуалов; групп, сформированных по профессиональному признаку или соответствующему уровню образования. По содержанию: обзорные (многоплановые), тематические. По тематике: природоведческие, экологические, исторические, искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные. По месту проведения: городские, загородные, производственные, музейные. По форме проведения: обычные, рекламные, учебные. Экскурсия как форма учебной работы: экскурсия-урок, экскурсия-прогулка, экскурсия-демонстрация, экскурсия-концерт, экскурсия-консультация. По способу передвижения: пешеходные, транспортные, комбинированные. Учет классификационных признаков: при выборе методики ведения экскурсий, создании условий для работы экскурсовода на маршруте, при определении направлений деятельности методистов или других работников экскурсионных бюро и предприятий. Значение классификации.

 

Тема 4. Экскурсия как педагогический процесс
Самостоятельная роль экскурсии в процессе образования. Сочетание образования, воспитания и общей подготовки экскурсантов в ходе экскурсии. Экскурсия как педагогический процесс: цель, действие, конечный результат. Зависимость эффективности экскурсии от подготовленности и активности экскурсантов. Использование экскурсоводом основных педагогических компонентов: конструктивного, организаторского, коммуникативного, познавательного. Формирование педагогического мастерства экскурсовода; его реализация в экскурсии. Уровни умения экскурсовода оперировать информацией. Учебная экскурсия. Система учебных экскурсий, их классификация. Единство обучения и воспитания в экскурсиях. Методы воспитания: метод примера, метод упражнения, убеждения и пр. Использование дидактических принципов в экскурсии: научности, доступности, наглядности, действенности. Послеэкскурсионная работа экскурсовода-педагога: рекомендации для самообразования экскурсантов; список литературных источников по теме; рекомендации по посещению цикла экскурсий по данной тематике. Значение практического применения элементов педагогики в экскурсии.

 

Тема 5. Логика в экскурсионной деятельности.
Учет требований законов логики в подготовке экскурсии. Роль логических законов в экскурсионной работе. Использование в экскурсии логических законов: определенности, непротиворечивости, последовательности, обоснованности. Основные законы мышления, используемые в экскурсии: тождества, исключенного третьего, достаточного основания. Применение в экскурсии логических приемов: сравнения, анализа, абстрагирования, обобщения. Использование для раскрытия темы экскурсии логических переходов: подчиненных, тождественных, противоположных, соотносительных, соподчиненных. Логические основы доказательства в экскурсии. Основные методы доказательства в экскурсии: дедукция, индукция, аналогия, их выбор для проведения экскурсии. Дедуктивный метод и формы вывода: категорический, условный, разделительный. Индуктивный метод и требования, выдвигаемые им в экскурсии. Метод аналогии, его функции и состоятельность для доказательства в экскурсии. Значение практического применения логики в экскурсионной сфере деятельности.

 

Тема 6. Психология в экскурсионной деятельности
Психология экскурсионной работы. Психологические основы и их влияние на действенность экскурсии. Социально-психологические факторы, учитываемые экскурсоводом при выполнении задач экскурсии. Психология экскурсовода. Психологические проблемы экскурсионной методики. Экскурсия как процесс логического и чувственного познания мира. Организация внимания на экскурсии. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Кризисы внимания на экскурсии и пути их преодоления. Приемы организации внимания. Виды воображения на экскурсии: произвольное, непроизвольное, творческое. Значение практического применения психологии в экскурсионной деятельности.

 

Тема 7 . Методика и техника проведения экскурсии.
Предмет методики проведения экскурсии, ее определение, основа и назначение; требования экскурсионной методики к ней. Методические приемы как особые способы действий экскурсовода, их задачи, варианты использования. Классификация методических приемов, ее значение. Особенности восприятия материала экскурсии, обеспечение интереса и внимания к нему. Методическое мастерство экскурсовода. Техника ведения экскурсии: расстановка группы у объекта, начало экскурсии и ее завершение, работа экскурсовода с группой. Особые приемы проведения экскурсий. Приемы, способствующие эффективному и качественному проведению экскурсий, их характеристика. Методический прием движения, его формы, связь с постановкой задач экскурсии. Встречи с участниками, очевидцами событий и содержание материала экскурсии. Комплексный прием, подтверждающий специфические черты объекта, его влияние на экскурсантов. Эмоциональное воздействие на участников экскурсии, его приемы. Использование в экскурсии технических средств как особый прием. Отработка, усвоение и совершенствование методических приемов проведения экскурсии. Освоение техники проведения экскурсии, ее сущность, выполнение экскурсоводом ряда требований к ней. Контакт экскурсовода с группой. Выход экскурсантов к объекту. Выбор схемы расстановки экскурсионной группы. Передвижение участников экскурсии, темп движения. Место экскурсовода. Соблюдение времени проведения экскурсии. Адресность рассказа. Особенность использования индивидуального текста. Значение пауз в экскурсии. Технические средства, техника использования иллюстрационного и демонстрационного материала. Ответы на вопросы экскурсантов.

 

Тема 8. Показ в экскурсии.
Показ в экскурсии, его задачи, условия, виды и формы показа, их характеристика. Схемы показа. Методические приемы показа экскурсионных объектов, их определение и использование в различных видах экскурсий. Приемы показа вспомогательного зрительного материала. Средства показа. Группы жестов, их виды. Эстетика жеста. Жесты как элементы показа, их классификация, специфика использования на экскурсии. Совершенствование применения жестов в экскурсионной практике.

 

Тема 9. Рассказ в экскурсии.
Рассказ как органическая часть экскурсии, его формы и особенности. Требования, предъявляемые к экскурсионному рассказу. Композиция и сюжет рассказа. Раскрытие тем и подтем, логические переходы. Методические приемы рассказа, их характеристика и особенности. Методические приемы развития активности и познавательной деятельности экскурсантов. Вступление и заключение на экскурсии, их особенности для экскурсий различной тематики. Речь экскурсовода. Особые приемы выразительности речи и их использование в экскурсионном рассказе.

 

Тема 10. Обзорная (многоплановая) городская экскурсия
Познавательно-воспитательные цели и задачи обзорной экскурсии. Понятие о многоплановости. Краеведческий характер обзорной городской экскурсии. Отражение исторического прошлого и сегодняшнего дня города, показ достижений в развитии экономики, науки, культуры, искусства. Типы городских обзорных экскурсий. Основа построения городской обзорной экскурсии, ее структура, отбор подтем и основных вопросов, раскрываемых в подтемах. Сочетание исторического и современного материала. Отражение специфики города в ведущей подтеме экскурсии. Отбор объектов, критерии отбора. Типы экскурсионных объектов: исторические памятники и сооружения (перестроенные, видоизмененные, исчезновение); современные объекты; памятники архитектуры; памятники искусства; скульптурные памятники; монументы; памятники археологии; основные и дополнительные объекты. Определение маршрута обзорной экскурсии, принципы его построения, требования к его составлению, изучение маршрута, учет продолжительности экскурсии. Работа над содержанием экскурсии; структура экскурсии, требования к ней. Составление текста экскурсии и методической разработки. Текст экскурсии; учет различий между письменной и устной речью; раскрытие сущности объектов. Методическая разработка, требования к ней; варианты методической разработки и их использование; разделы методической разработки, ее объем; изменения и дополнения. Проведение многоплановых экскурсий, комплекс используемых методических приемов: прием реконструкции, приемы сравнений (по сходству, по различию), цитирования, прием вопросов и ответов и др. Сложность логических переходов в экскурсиях данного вида.
Особенности проведения краеведческих обзорных (многоплановых) экскурсий. Краеведение и экскурсионное дело. Краеведческая обзорная экскурсия как комплекс своеобразных «микроэкскурсий». Включение в экскурсии экспозиций краеведческих музеев.

 

Тема 11. Загородные экскурсии
Различные подходы к определению загородной экскурсии. Виды загородных экскурсий, их краеведческий характер, композиционное построение. Путевая информация в загородных экскурсиях, требования к содержанию путевой информации. Обзорная загородная экскурсия, ее содержание, подтемы: краеведение, экономика, наука и культура, природа. Тематические экскурсии: исторические и их виды, архитектурные, искусствоведческие, литературные, природоведческие, производственные.
Загородные экскурсии и использование для их проведения различных видов транспорта. Особенности организации транспортных экскурсий: по продолжительности, наличию элементов отдыха экскурсантов, сочетанию экскурсоводческой деятельности с деятельностью руководителя туристской группы. Особенности методики проведения загородной экскурсии: использование путевой информации; использование показа объектов (из окна автобуса на полном ходу, на замедленном ходу, показа издали, с выходом к объекту), характерные особенности данных видов показа.
Методика проведения загородных экскурсий. Методические приемы зрительной реконструкции и локализации. Движение к экскурсионному объекту и относительно объекта как методический прием показа. Приемы экскурсионного рассказа: литературного монтажа, вопросов-ответов, ссылки на очевидцев, участников событий. Прием отступления. Прием проблемной ситуации. Прием персонификации. Прием индукции в рассказе как переход от единичных зарисовок и фактов к общей картине, в показе как переход от анализа (показа) одного экскурсионного объекта к анализу (показу) ансамбля. Паузы в загородной экскурсии; организация отдыха экскурсантов на загородных маршрутах.

 

Тема 12. Технология и методика подготовки новой экскурсии
Экскурсионная методика, ее задачи и требования. Предмет экскурсионной методики. Методика подготовки экскурсии как часть экскурсионной методики. Этапы подготовки экскурсии, их последовательность и взаимосвязь. Характеристика этапов подготовки новой экскурсии: подготовительный этап, непосредственная разработка, заключительный этап. Подготовительный этап: цель и тема экскурсии, подбор материалов, изучение источников, подбор зрительного ряда, его изучение, составление картотеки объектов. Непосредственная разработка: выбор и составление маршрута экскурсии, уточнение объектов и остановок, согласование маршрута. Работа над текстом экскурсии; виды текстов, выполнение требований, предъявляемых к ним. Соотношение общего и локального материала. Логическая взаимосвязь подтем для раскрытия темы экскурсии, их увязка со зрительным рядом. Наглядные пособия, требования к ним, классификация наглядных пособий. Выбор методических приемов. Методическая разработка, ее структура и оформление. Требования к составлению методической разработки. Заключительный этап: заключение на текст и методическую разработку экскурсии. Проведение пробной экскурсии. Анализ и обобщение опыта проведения экскурсии на разработанную тему, ее утверждение.

 

Тема 13. Дифференцированный подход к организации и содержанию экскурсионного обслуживания.
Сущность дифференцированного подхода к экскурсионному обслуживанию. Виды группировки экскурсантов.
Особенности проведения экскурсий для различных групп населения. Особенности подготовки, организации и методики проведения экскурсий для детей. Использование экскурсий в учебном процессе.
Особенности подготовки, организации и методики проведения экскурсий для иностранных туристов. Организация индивидуального экскурсионного обслуживания. Изучение спроса в области экскурсионного обслуживания.

 

Тема 14. Организация и содержание работы экскурсовода, требования к нему.
Основные требования, предъявляемые к экскурсоводу: образовательный уровень, знание экскурсионного дела, педагогики, психологии, логики, специальных дисциплин по тематике экскурсий. Культура речи экскурсовода, его внешний вид. Культура поведения. Организация работы экскурсовода. Основные права и обязанности экскурсовода. Постоянное повышение квалификации как необходимое условие успешной работы экскурсовода. Требования, предъявляемые к гиду-переводчику. Информационная направленность работы гида-переводчика. Особенности работы руководителя туристской группы на транспортном маршруте.

 

Тема 15. Организация экскурсионной и методической работы на туристском предприятии
Создание туристско-экскурсионных предприятий, их правовые основы, необходимые документы. Зона деятельности, виды оказываемых услуг. Штатное расписание, структура, наименование отделов и должностей работников. Хозяйственно-финансовый план, его разделы и показатели, их разработка и утверждение. Экскурсионно-хозяйственный план как часть хозяйственно-финансового. Анализ, оценка туристско-экскурсионных услуг, их планирование в соответствии со спросом и предложением экскурсионной продукции. Организация экскурсионной работы: организация экскурсий и путешествий для местного населения и приезжающих туристов, в том числе индивидуалов; экскурсионное обслуживание коллективов промышленных учреждений и сельчан; туристско-экскурсионная работа с молодежью. Рекламные мероприятия по расширению экскурсионного обслуживания. Структура управления туристско-экскурсионным учреждением. Бюро экскурсий и путешествий, его кадры: организаторы путешествий и экскурсий, руководители туристских групп, экскурсоводы (гиды); формы работы с ними – подбор, подготовка, повышение квалификации.
Разработка и утверждение новых тем экскурсий, их методическое обеспечение. Диспетчерская служба, ее структура, задачи. Круг обязанностей диспетчерской службы. Картотеки и учетные документы (журналы) диспетчерской службы, их ведение и компьютеризация. Совместная работа с другими организациями, учреждениями и предприятиями. Обеспечение выполнения договорных обязательств.

 

Тема 16. Технология, культура и качество экскурсионного обслуживания
Понятие “качество экскурсионного обслуживания”. Совокупность факторов, обеспечивающих высокое качество проведения экскурсий: подготовка и разработанность темы экскурсии, мастерство экскурсовода, четкая организация экскурсии, координация действий исполнителей. Контроль за качеством экскурсии, система и формы контроля, оценка качества новой экскурсии, заключение о качестве индивидуального текста экскурсии. Качество методической документации, качество автотранспорта, подготовленность экскурсовода. Выполнение заказчиком своих обязанностей. Подготовленность экскурсантов к участию в экскурсии, дифференцированный подход к ним, учет особенностей конкретной группы.
Показатели качества экскурсионных процессов; спрос на экскурсионные услуги как важнейший показатель качества, эффективность экскурсий и интерес экскурсантов к теме на всем протяжении экскурсий. Примерная схема анализа экскурсии: подготовка к анализу – знакомство с контрольным текстом, методической разработкой, маршрутом экскурсии, “портфелем экскурсовода”. Методика анализа экскурсии по содержанию материала: показ и рассказ, их составные части – подтемы и основные вопросы, оценка содержания каждой из частей. Оценка экскурсии в целом. Анализ экскурсии по методике ее проведения: анализ методических приемов показа и рассказа, использованных в экскурсии. Результаты анализа, как основа для рекомендаций по повышению качества экскурсии.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основная литература

 

  1. Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения. – Мн., 1988.
  2. Дурович А.П. Организация туризма. – Мн., 2007.
  3. Квартальнов В.А. Туризм. – М., 2005.
  4. Организация туризма / под ред. Н.И. Кабушкина. – Мн., 2005.
  5. Савина Н.В., Горбылева З.М. Экскурсоведение. – Мн., 2000.

 

Дополнительная литература

 

  1. Арбузова И. Ю. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах. – М., 2001.
  2. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. – М., 1996.
  3. Дурович А.П. Продвижение туристского продукта на рынок. – Мн., 1999.
  4. Емельянов Б.В. Организация работы экскурсионного учреждения. — М., 1987.
  5. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. — М., 1998.
  6. Жукова М. А., Сенин В. С., Чудновский А. Д. Управление индустрией туризма. – М., 2007.
  7. Кабушкин Н.И. Управление туристическими предприятиями и гостиницами. – Мн., 2011.
  8. Кононыхин С. В. Организация гостиничного и ресторанного хозяйства. – Донецк, 2004.
  9. Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011 – 2015 г.
  10. О туризме: Закон Республики Беларусь, 25 ноября 1999 г., № 326-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2010 г. // Консультант Плюс: Беларусь [электронный ресурс].
  11. Организация и управление туристским предприятием: конспект лекций / Хомич С.А., Кондрикова Я.Н., Липченко У.Г., Ячная М.А. – Мн., 2008.
  12. Особенности и средства показа в экскурсии. Методические рекомендации. – М., 1980.
  13. Рассказ на экскурсии. Методические рекомендации. – М., 1981.
  14. Решетников Д.Г., Траскевич А.Г. Организация санаторно-курортного хозяйства. – Мн., 2011.
  15. Тимохина Т. Л. Организация приема и обслуживания туристов. – М., 2007.
  16. Туризм в Беларуси / Гайдукевич Л.М., Тарасенок А.И., Решетников Д.Г., Полещук Н.И. – Мн., 2001.
  17. Ушаков Д.С. Туроперейтинг. – Ростов н/Д., 2008.
  18. Шимова О.С. Основы устойчивого туризма. – Мн., 2011.
  19. Экологические туры: разработка и продвижение / И.В. Абрамова и др. – Мн., 2011.
  20. Элементы логики в экскурсиях. Методические рекомендации. – М., 1982.

 

С критериями оценки уровня подготовки абитуриентов на вступительном испытании по дисциплине «Организация туризма и экскурсоведение» можно ознакомиться здесь.