Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

 
Программа вступительного испытания по дисциплине «Психология»
для специальности 
1-01 02 01 «Начальное образование»
(заочная сокращенная форма получения образования)
в 2017 году
 
 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа профильного вступительного испытания по дисциплине «Психология» подготовлена для специальности 1-01 02 01 «Начальное образование» заочной формы получения высшего образования I ступени. Программа разработана на основе типовой учебной программы по дисциплине «Психология» для педагогических колледжей и педагогических училищ по специальности 2-01 02 01 – «Начальное образование» (Минск 2009) и предназначена для выпускников педагогических колледжей по специальности «Начальное образование».

 

Цель профильного вступительного испытания: контроль и оценка знаний, необходимых абитуриентам для успешного прохождения вступительного испытания.

 

Задачи профильного вступительного испытания:

  • качественный отбор абитуриентов;
  • объективная оценка знаний, умений, навыков в соответствии с содержанием программы вступительного испытания и критериями оценки уровня подготовки абитуриентов.

 

Общие указания по проведению профильного вступительного испытания:

  • вступительное испытание по дисциплине «Психология» проводится в форме устного экзамена в соответствии с положением приёмной комиссии о проведении вступительных испытаний;
  • программа вступительного испытания предполагает оценку сформированности минимального базового уровня подготовки абитуриента;
  • в билет включаются 2 вопроса;
  • оценка уровня подготовки абитуриента проводится в соответствии с критериями, утвержденными ректором университета;
  • содержание программы включает сведения по основным разделам дисциплины «Психология» и рекомендуемую литературу.

 

На вступительном испытании абитуриент должен

знать:

  • содержание основных понятий разделов дисциплины;
  • особенности проведения психологического исследования.

уметь:

  • ориентироваться в психологических теориях, концепциях и направлениях развития психологической науки;
  • оценивать особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте;
  • использовать психологический инструментарий в постановке и решении профессионально-психологических задач.

владеть навыками:

  • использования научной психологической терминологии;
  • преодоления барьеров в педагогическом общении и использования приемов разрешения педагогических конфликтов.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

Раздел 1. Введение в психологию

Структура, предмет и задачи современной психологии. Развитие психологии как науки. Предмет психологии. Общее представление о психике. Психология научная и житейская. Структура психологической науки. Задачи и принципы психологии. Связь психологии с другими науками. Психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.
Методы психологии. Общее представление о методах исследования в психологии.
Этапы проведения психологического исследования. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву (организационные, эмпирические, методы обработки и интерпретации). Характеристика (определение, виды, требования при использовании) наблюдения, эксперимента, метода изучения продуктов деятельности, беседы, анкетирования, интервьюирования. Тесты как метод исследования.
Психологическая диагностика, ее задачи и методы. Психодиагностика как теоретическая и практическая дисциплина. Задачи психодиагностики в системе образования. Метод и методики. Тест как основной метод психодиагностики. Особенности использования тестов педагогами. Общее понятие о психологической коррекции и ее методах.
Развитие психики и сознания. Отражение в неживой и живой и живой природе. Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри).
Инстинктивные формы поведения, навыки, интеллектуальное поведение животных.
Понятие о сознании и самосознании. Условия возникновения и развития сознания человека. Структура сознания. Сознание и бессознательное.

 

Раздел 2. Личность и деятельность

Психологическая характеристика личности. Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Основные параметры личности: активность, единство, устойчивость. Краткая характеристика теорий личности в психоанализе и гуманистической психологии. Разработка психологических проблем личности в отечественной психологии (деятельностный подход, современные исследования личности). Структура личности (по С.Л. Рубинштейну). Характеристика направленности личности. Потребности и их классификация. Мотивы и цели, их виды.
Понятие о самосознании и «Я-концепции». Структура самосознания: когнитивный компонент, эмоциональное отношение к себе, поведенческий компонент. Самооценка и уровень притязаний. Виды самооценки: адекватная, неадекватные завышенная и заниженная, устойчивая и неустойчивая, частная и целостная. Особенности самооценки младших школьников.
Деятельность. Понятие о деятельности и ее структуре. Структурные компоненты деятельности: мотивы, цели, действия. Виды действий. Интериоризация и экстериоризация. Умения и навыки. Краткая характеристика основных видов деятельности.

 

Раздел 3. Психология межличностного взаимодействия

Психологическая характеристика общения. Взаимодействие, межличностные отношения и общение. Общение как деятельность и как составляющая деятельности. Функции общения. Характеристика структурных сторон общения: коммуникативной, интерактивной, перцептивной. Виды общения. Основные механизмы понимания человека человеком. «Эффект ореола», «эффект бумеранга», «эффект края», «эффект снисходительности», «эффект контраста».
Психология межличностных отношений. Понятие о группах и коллективах. Основные характеристики коллектива: сплоченность, ценностно-ориентационное единство. Факторы, определяющие психологический климат в группе. Различные основания классификации видов групп. Дифференциация в группах.

 

Раздел 4. Познавательные процессы

Внимание. Внимание и его функции. Физиологические основы внимания. Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное; внешнее и внутреннее. Основные свойства внимания: объем, концентрация, устойчивость, распределение, переключение. Особенности внимания младших школьников. Рассеянность, внимательность и их виды.
Ощущения. Понятие «ощущения». Процесс возникновения ощущений. Анализаторы и их строение. Характеристика видов ощущений. Пороги ощущений. Адаптация. Взаимодействие ощущений. Развитие ощущений.
Восприятие. Понятие восприятия. Связь восприятия с другими познавательными процессами. Физиологические основы, виды восприятия. Основные свойства восприятия: избирательность, апперцепция, предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность. Иллюзии. Перцептивная деятельность. Особенности восприятия младших школьников.
Память. Сущность памяти как познавательного процесса, ее роль в познавательной деятельности человека. Представления памяти. Теории памяти: ассоциативная, нейронная, биохимическая. Виды памяти, их характеристика. Процессы памяти.
Мышление и речь. Понятие мышления. Основные свойства мышления: опосредованность и обобщенность. Связь мышления и речи. Основные формы мышления: понятия, суждения, рассуждения, умозаключения. Мыслительные операции: анализ, синтез, абстракция, конкретизация, обобщение. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое (абстрактное), умозаключительное и интуитивное, репродуктивное и творческое, теоретическое и практическое. Качество ума. Понятие речи. Краткая характеристика видов речи. Особенности мышления и речи младших школьников.
Воображение. Понятие воображения. Представления воображения. Характеристика видов воображения: пассивное и активное, репродуктивное (воссоздающее) и творческое. Мечта как особый вид воображения. Механизмы воображения: агглютинация, гиперболизация, акцентирование, схематизация, типизация, аналогия. Особенности воображения младших школьников.

 

Раздел 5. Эмоционально-волевая характеристика личности

Эмоции и чувства. Понятие об эмоциях и чувствах, их функции, физиологические основы и внешнее выражение. Особенности эмоций и чувств: положительные, отрицательные, неопределенные, амбивалентные, стенические и астенические. Виды высших чувств: моральные, интеллектуальные, эстетические. Характеристика эмоциональных состояний: настроения, аффекта, стресса, фрустрации, страсти. Особенности эмоциональной сферы младших школьников. Эмоциональные нарушения, встречающиеся в младшем школьном возрасте, основы их коррекции. Психологическая помощь ребенку, переживающему горе.
Воля. Понятие воли. Роль воли в жизни человека. Взаимосвязь воли с другими сторонами психики. Этапы волевого действия: осознание цели, борьба мотивов, выбор способа действия, принятие решения, исполнение. Волевые качества личности: целенаправленность, самостоятельность, дисциплинированность, выдержка, мужество и смелость. Особенности развития и воспитания воли у детей младшего школьного возраста.

 

Раздел 6. Индивидуально-психологические особенности личности

Темперамент. Понятие «темперамент». Физиологические основы темперамента (по И.П. Павлову). Характеристика видов темперамента: сангвинического, холерического, флегматического, меланхолического. Свойства типов темперамента: сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, пластичность, ригидность, темп реакций, экстраверсия и интроверсия. Учет темперамента в образовательном процессе.
Характер. Понятие о характере. Характер и темперамент. Типичное и индивидуальное в характере. Проблема типологии характеров. Черты характера и их классификация. Взаимосвязь характера с другими сторонами личности. Понятие об акцентуациях характера. Формирование характера у младших школьников.
Способности. Различные теоретические подходы к определению природы способностей в истории психологии. Способности и задатки. Многозначность задатков. Талант и гениальность. Виды способностей: общие и специальные, умственные и практические, учебные и творческие, предметно-действенные и межличностные. Способности и личность. Одаренность. Условия развития способностей у младших школьников.

 

Раздел 7. Основы возрастной психологии

Введение в возрастную психологию. Возрастная психология как наука. Понятие о психическом развитии. Основные понятия возрастной психологии: ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития, новообразования возраста, сензитивный период развития, возрастной кризис, акселерация. Движущие силы психического развития. Теория Л.С. Выготского о психическом развитии детей. Понятие возраста и возрастных особенностей. Связь ведущей деятельности с понятием периодизации психического развития. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину.
Развитие ребенка до поступления в школу. Период новорожденности. Комплекс оживления. Развитие ребенка в первом полугодии жизни: развитие сенсорных систем, моторики, становление непосредственного эмоционального общения. Формирование психики ребенка во втором полугодии жизни. Понятие о госпитализме. Характеристика кризиса первого года. Значение и развитие предметно-манипулятивной деятельности. Основные направления развития в раннем детстве. Характеристика кризиса трех лет.
Игра как ведущий вид деятельности дошкольника. Элементы труда и учения, их значение в развитии дошкольника. Основные особенности развития познавательной сферы. Формирование личности в дошкольном возрасте. Характеристика кризиса семи лет. Понятие психологической готовности к школе. Компоненты готовности к школе и их характеристика, критерии готовности.
Общая характеристика младшего школьного возраста. Физическое и психофизиологическое развитие Основные новообразования в младшем школьном возрасте. Влияние ведущего вида деятельности на становление новообразований. Сензитивность младшего школьного возраста.
Учебная деятельность младшего школьника. Понятие об учебной деятельности: цель, функции, структура. Адаптация младших школьников к школе, специфика их учебной деятельности. Классификация мотивов учения. Динамика мотивации учения в младшем школьном возрасте. Формирование умения выделять учебную задачу. Учебные действия и действия контроля в структуре учебной деятельности младших школьников. Оценка и отметка. Понятие обучаемости. Психологические основы проблемного и развивающего обучения. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Неуспеваемость и ее преодоление в младшем школьном возрасте.
Особенности познавательной сферы младшего школьника. Особенности восприятия в младшем школьном возрасте: совершенствование сенсорных эталонов, слабая дифференциация, развитие перцептивной активности. Особенности использования наглядности в обучении младших школьников. Интеллектуализация мнемических процессов. Развитие основных свойств внимания. Особенности воображения младших школьников. Специфика мышления, формирование словесно-логического мышления у младших школьников.
Эмоционально-волевое развитие младшего школьника. Особенности развития эмоциональной сферы младших школьников. Формирование чувств в младшем школьном возрасте. Влияние учебной деятельности на формирование произвольности поведения. Условия, способствующие формированию произвольного поведения, и их характеристика: наличие сильного мотива, введение ограничительной цели, расчленение сложной формы поведения на небольшие действия, наличие внешних средств организации поведения.
Общение младшего школьника со сверстниками и взрослыми. Становление отношений со сверстниками в период адаптации к школе. Измерение критериев межличностных отношений в начальной школе. Факторы, определяющие положение младшего школьника в группе. Роль учителя в становлении межличностных отношений у младших школьников.
Общая характеристика психического развития в подростковом возрасте. Общая характеристика подросткового возраста. Основные анатомо-физиологические особенности развития подростков. Новообразования возраста. Проблема подросткового кризиса. Особенности познавательной сферы в подростковом возрасте. Формирование чувства взрослости. Развитие самосознания в подростковом возрасте. Особенности эмоциональной сферы подростков. Совершенствование воли и характера. Понятие о девиантном поведении. Особенности общения подростков со сверстниками и взрослыми.
Общая характеристика старшего школьного возраста. Анатомо-физиологические особенности развития старших школьников. Социальная ситуация развития старших школьников. Роль ведущего вида деятельности в развитии личности старшего школьника. Проблема профессионального самоопределения, особенности познавательной сферы старших школьников. Становление личности. Формирование мировоззрения и моральных убеждений. Взаимоотношения с ровесниками и взрослыми. Дружба в юношеском возрасте.
Первая любовь.

 

Раздел 8. Психология деятельности педагога

Общая характеристика педагогической деятельности и личности учителя. Понятие о педагогической деятельности. Различные подходы к структуре педагогической деятельности (А.И. Щербаков, Н.В. Кузьмина). Педагогические способности по В.А. Крутецкому: дидактические, академические, перцептивные, речевые, организаторские, авторитарные, коммуникативные, педагогическое воображение. Профессиональная характеристика педагога (по Я.А. Климову). Профессионально значимые черты педагога начальной школы.
Стиль педагогической деятельности. Понятие о стиле деятельности. Влияние содержания деятельности, индивидуально-психологических особенностей педагога на стиль педагогической деятельности. Проявление индивидуального стиля педагогической деятельности. Характеристика стилей педагогического управления (авторитарного, демократического, либерального).

 

Раздел 9. Психология педагогического взаимодействия

Педагогическое общение. Понятие педагогического взаимодействия. Структура педагогического взаимодействия. Типы взаимодействия учителя с учениками: активно-положительный, пассивно-положительный, неустойчивый, активно-отрицательный, пассивно-отрицательный. Сущность педагогического общения. Его функции и структура. Факторы, обусловливающие эффективность педагогического общения. Барьеры в педагогическом общении.
Конфликты в педагогическом взаимодействии. Конфликты в общении: понятие, причины, виды, структура и стадии. Понятие о педагогических ситуациях и конфликтах, их особенности, виды и причины возникновения. Особенности педагогических конфликтов с младшими школьниками. Приемы разрешения педагогических конфликтов.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Березовин, Н. А. Учитель и детский коллектив / Н. А. Березовин, Я. Л. Коломинский. – Минск : БГУ, 1975. – 160 с.
  2. Битянова, М. Р. Работа психолога в начальной школе / М. Р. Битянова, Т. В. Азарова и др. – М.: Совершенство, 1998. – 342 с.
  3. Богданова, Т. Г. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова. – М.: Роспедагенство, 1994. – 68 с.
  4. Введение в психологию / под ред. А. В. Петровского. – М. : Академия, 1995. – 496 с.
  5. Гамезо, В. А. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова и др. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
  6. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1976. – 479 с.
  7. Выготский, Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 144 с.
  8. Гамезо, М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 276 с.
  9. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. – М. : Педагогика, 1986. – 240 с.
  10. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учеб. пособие / И. А. Зимняя. – Ростов-н/Д: Феникс, 1997. – 480 с.
  11. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я. Л. Коломиский. – Минск: Изд-во БГУ, 1976. – 350 с.
  12. Конспект лекций по общей психологии : в 2 ч. / под общ. ред. М. А. Дыгуна. – Мозырь: Белый Ветер, 2005. – Ч. 1. – 151 с.
  13. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. – М.: просвещение, 1983. – 96 с.
  14. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.
  15. Немов, Р. С. Психология : в 3 т. / Р. С. Немов. – М., 1995. – Т. 2. – 496 с.
  16. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учеб. пособие / Л. Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 448 с.
  17. Психология / под ред. Е. И. Рогова. – М.: Владос, 2003. – 448 с.
  18. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 1999. – 416 с.
  19. Талызина, Л. М. Педагогическая психология : учеб. пособие / Л. М. Талызина. – М.: Академия, 1999. – 288 с.
  20. Фридман, Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. – М.: Просвещение, 1988. – 206 с.
  21. Хрестоматия по педагогической психологии / сост. А. И. Красило, А. П. Новгородцева. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 416 с.

 

 

С критериями оценки уровня подготовки абитуриентов на вступительном испытании по дисциплине «Психология» можно ознакомиться здесь.