Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

 
Программа вступительного испытания по дисциплине «Психология»
для специальности 
1-01 01 01 «Дошкольное образование»
(заочная сокращенная форма получения образования)
в 2017 году
 
 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа профильного вступительного испытания по предмету «Психология» подготовлена для специальности 1-01 01 01 «Дошкольное образование» заочной сокращенной формы получения высшего образования I ступени. Программа разработана на основе типовой учебной программы по предмету «Психология» для педагогических колледжей и педагогических училищ по специальности 2-01 01 01 (П 04.01.00) «Дошкольное образование» (Минск, 2002 г.) и предназначена для выпускников педагогических колледжей по специальности «Дошкольное образование».

 

Цель профильного вступительного испытания: контроль и оценка знаний, необходимых абитуриентам для успешного прохождения вступительного испытания.

 

Задачи профильного вступительного испытания:

  • качественный отбор абитуриентов;
  • объективная оценка знаний, умений, навыков в соответствии с содержанием программы вступительного испытания и критериями оценки уровня подготовки абитуриентов.

 

Общие указания по проведению профильного вступительного испытания:

  • вступительное испытание по дисциплине «Психология» проводится в форме устного экзамена в соответствии с положением приемной комиссии о проведении вступительных испытаний;
  • программа вступительного испытания предполагает оценку сформированности минимального базового уровня подготовки абитуриента;
  • в билет включаются 2 вопроса;
  • оценка уровня подготовки абитуриента проводится в соответствии с критериями, утвержденными ректором университета;
  • содержание программы включает сведения по основным разделам дисциплины «Психология» и рекомендуемую литературу.

 

На вступительном испытании абитуриент должен

знать:

  • содержание основных понятий дисциплины;
  • специфику использования психологических методов в диагностической деятельности воспитателя;
  • особенности игровой, изобразительной, трудовой, бытовой и других видов деятельности детей дошкольного возраста.

уметь:

  • ориентироваться в психологических теориях, концепциях и направлениях развития психологической науки;
  • характеризовать состояние познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы личности детей дошкольного возрата;
  • оценивать особенности межличностных отношений в дошкольном возрасте;
  • использовать психологический инструментарий в постановке и решении профессионально-психологических задач.

владеть навыками:

  • использования научной психологической терминологии;
  • организации игровой, изобразительной, трудовой, бытовой и других видов деятельности детей дошкольного возраста;
  • применения методов изучения общения и межличностных отношений в «детском обществе»;
  • профессионального взаимодействия с родителями воспитанник

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

Раздел 1. Введение в психологию

Содержание понятия «психология». Житейское и научное понимание психических явлений. Сравнительная характеристика житейских и научных психологических знаний. Жизненный опыт и психологическая культура человека.
Понятие о психике. Психика и душа. Структура психики. Сознательное и бессознательное в психике.
Отрасли психологии: общая психология, возрастная психология, психология развития, педагогическая психология, социальная психология и др. Детская психология как часть возрастной психологии. Задачи общей, детской, педагогической психологии. Связь психологии с другими науками.
Целостность и единство психической жизни человека.
Роль психологии, психологической культуры в развитии личности, самопознании и самовоспитании человека. Роль психологических знаний в воспитании детей и семейной жизни. Воспитатель детского сада и психология. Психология и гуманизация воспитательно-образовательного процесса в детском дошкольном учреждении. Психология и здоровье человека.
Мозг и психика. Рефлекторная природа психики. Локализация функций в коре больших полушарий головного мозга. Сигнальный характер психики. Мозг и сознание.
Методологические принципы психологического исследования: единства сознания и деятельности; принцип объективности; причинной обусловленности (детерминизма); единства диагностики и коррекции; системности и целостности изучения; изучения психики в развитии.
Методы психологических исследований. Метод наблюдения, его виды. Самонаблюдение и его значение в научном исследовании и жизни человека.
Объективное наблюдение. Включенное наблюдение. Программы наблюдения. Экспериментальные методы в психологии, их характеристика. Формирующий эксперимент и его место в детской и педагогической психологии.
Опросные методы и тесты. Социометрический метод. Методики изучения детской группы. Анализ продуктов детской деятельности.
Психологические методы в работе воспитателя с детьми и родителями.
Преимущества метода наблюдения перед другими психологическими методами в познании педагогом внутреннего мира своих воспитанников. Особенности использования психологических методов в диагностической деятельности воспитателя.

 

Раздел 2. Развитие психики

Возникновение психики. Развитие форм отражения действительности. Особенности психического отражения. Элементарная сенсорная психика животных, перцептивная психика. Психология инстинктов. Общественное поведение животных. Возникновение сознания и человеческого общества. Отличия психики животных и человека. Историческое развитие сознания человека. Структура сознания.
Понятие о психическом развитии. Движущие силы психического развития. Основные факторы развития психики ребенка. Роль наследственности в психическом развитии. Наследственные особенности и врожденные свойства организма как предпосылки психического развития.
"Социальная ситуация развития" (Л.С. Выготский) на основных возрастных этапах и ее значение. Личностная микросреда человека как важное условие его психического развития. Семья в структуре личностной микросреды ребенка. Семья, влияние состава семьи, возраста родителей, их образования на психику детей. Роль родительских установок и стиля поведения на психическое развитие. Взаимоотношение со сверстниками как фактор психического развития человека. Взаимоотношение в системе "ребенок-педагог" как значимый фактор психического развития. Общение с окружающими и его влияние на психику человека. Проявление последствий депривации в общении на психическом развитии. Влияние средств массовой информации на психическое развитие человека.
Психическое развитие и обучение, их взаимосвязь. Л.С. Выготский об опережающей роли обучения (учение о "зоне ближайшего развития").
Позитивное влияние гуманизации воспитания и обучения на развитие психики человека. Роль собственной активности человека, ею деятельности в психическом развитии. Самовоспитание и самообразование, их роль в развитии человека. Психическое развитие и сензитивность. Роль знаний о закономерностях психического развития для педагогов и родителей.
Подходы к построению возрастной периодизации. Общая характеристика психологического возраста. Движущие силы психического развития и возрастная периодизация. Основной механизм смены возрастных периодов. Обострение противоречий как источник возникновения кризисов в психическом развитии. Ведущая деятельность как значимая характеристика возраста. Роль общения в смене ведущей деятельности. Общая характеристика основных периодов психического развития: младенческий возраст, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст, возраст расцвета (акмеологический подход), пожилой возраст, период старости (геронтологический подход).
Место детства в развитии психики человека. Основные направления психического развития ребенка в младенчестве. Период новорожденности. Безусловные рефлексы и их роль в приспособлении ребенка к новой среде. Основные новообразования данного периода: сосредоточение, первые условные рефлексы, начало формирования биоритма "сон-бодрствование".
Специфика социальной ситуации развития в младенчестве. Развитие в младенческом возрасте. Непосредственное эмоционально-личностное общение как ведущая деятельность младенца. «Комплекс оживления», его структура, этапы формирования, значение. Зарождение ситуативно-деловой формы общения младенца со взрослым. Подготовительный период в развитии речи ребенка.
Развитие рецепторной и двигательной сферы младенца. Хватание как важное новообразование младенчества. Индивидуальные различия младенцев. Кризис первого года жизни.
Основные направления психического развития ребенка в раннем возрасте. Особенности социальной ситуации развития в раннем детстве. Овладение ходьбой. Значение ходьбы для психического развития ребенка. Развитие предметной деятельности и этапы овладения ею.
Ранний возраст как сензитивный для развития речи. Овладение активной речью как важное достижение раннего возраста. Предпосылки развития личности в раннем детстве. Кризис 3-х лет. Формы проявления эмансипации ребенка в данный период. "Я сам" как важное новообразование раннего возраста.
Дошкольное детство и его место в возрастной периодизации психического развития. Сущность гуманистического отношения к дошкольному возрасту как к самоценному периоду в жизни человека, сензитивному, благоприятному для развития многих важных психических функций (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Социальная ситуация развития. Психические новообразования.

 

Раздел 3. Деятельность, ее развитие и формирование

Понятие о деятельности. Единство сознания и деятельности. Структура деятельности. Деятельность и личность. Освоение деятельности: знание, умение, навыки. Условия формирования навыков. Контроль и самоконтроль при формировании навыка. Привычки и их роль в поведении личности. Сходство и различия навыков и привычек. Полезные привычки и пути их приобретения. Вредные привычки; их профилактика и пути преодоления.
Игра в жизни человека. Психологические особенности игры как деятельности. Место игры в жизни дошкольника. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Особенности сюжетно-ролевой игры.
Сюжет и содержание детских игр. Предпочитаемые роли в игре и их воплощение. Игровые действия. Замещение как основной механизм игрового процесса и его развитие (от предметного к условному, вербальному). Развитие игры и игровое пространство. Взаимодействия в ролевой игре. Конфликты в сюжетно-ролевой игре, их причины, пути предупреждения и разрешения. Режиссерские игры и их особенности. Игры с правилами. Подвижные игры. Дидактические игры с предметами, настольно-печатные, словесные. Другие игры, характерные для данного возраста. Половые различия детей в игровой деятельности. Роль взрослых в развитии игр. Условия, способствующие развитию игровой деятельности: создание развивающей предметно-игровой среды, взаимопонимание и согласованность действий взрослых и детей, способность педагогов и родителей занять игровую позицию, минимальная директивность их поведения, наличие доброжелательной атмосферы и др.
Самоценность игры и ее роль в развитии личности. Значение игры для психического развития детей дошкольного возраста. Влияние игровой деятельности на мотивационную сферу ребенка. Роль игровой деятельности в формировании «детского общества». Значение игры в зарождении новых видов деятельности. Значение игры с правилами в формировании важных для обучения в школе умений: подчиняться правилу, обращать внимание на способ, средства достижения результата и т.п. Игра и развитие предпосылок трудовой деятельности. Коррекционные возможности игровой деятельности. Детская игрушка как средство психического развития.
Изобразительная деятельность детей. Психологические особенности рисования. Стиль детского рисунка. Процесс овладения ребенком изобразительными средствами различных художественных направлений. Выражение эмоционального отношения к окружающему в рисунках.
Конструктивная деятельность дошкольника. Виды конструирования: по образцу, по условию, по замыслу.
Лепка и аппликация, приобщение детей к декоративно-прикладному и оформительскому искусству. Проявление творчества, индивидуальности в создании художественного образа. Совместная изобразительная деятельность. Интеграция разных видов художественной деятельности как важный подход в организации жизнедеятельности ребенка. Значение художественной деятельности в развитии детей. Условия, благоприятствующие развитию художественной деятельности.
Становление предпосылок учебной деятельности в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст как период перехода от «спонтанного» к «реактивному» типу обучения. Сензитивность детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте. Определение трудовой деятельности. Структурные компоненты трудовой деятельности. Трудовая деятельность как условие развития и формирования личности. Воспитание потребности и готовности к труду.
Трудовая и бытовая деятельность дошкольника. Виды и содержание трудовой деятельности дошкольника, ее психологические особенности. Основные направления развития трудовой деятельности дошкольника. Роль взрослых в становлении зачатков трудовой деятельности детей. Бытовая деятельность дошкольника.
Педагогическая деятельность. Педагогическая профессия как разновидность профессии социономического типа («человек – человек»). Специфические особенности педагогической деятельности, характеристика структурных компонентов деятельности воспитателя детского сада. Предмет и орудие труда воспитателя. Основные функции деятельности воспитателя. Переосмысление содержания функциональных обязанностей воспитателя дошкольного учреждения в условиях гуманизации дошкольного образования. Цель и мотивы деятельности воспитателя. Формирование и самовоспитание личностно-профессиональных качеств воспитателя. Педагогические умения и навыки: гностические, проективные, конструктивные, коммуникативные, организаторские. Особенности их проявления в деятельности педагога дошкольного учреждения. Пути и средства профессионального самосовершенствования.

 

Раздел 4. Межличностные отношения и межличностное общение в группе

Понятие об общении. Значение общения в жизни общества и отдельной личности. Функции общения и его виды. Формы общения. Понятие о межличностном взаимодействии. Взаимоотношения как внутренняя основа межличностного взаимодействия. Стили отношения человека к человеку. Понятие социальной перцепции. Механизмы понимания человека человеком: идентификация, эмпатия, рефлексия. Роль установки в познании людьми друг друга. Роль внешности и одежды, особенностей национальной культуры при восприятии человека человеком. Речь как средство общения. Монологическая и диалогическая речь. Устная речь и средства ее выразительности: интонация, темп и ритм, выбор лексических средств. Невербальные средства общения. Роль общения в совместной деятельности, развитии и саморазвитии.
Педагогическое взаимодействие и его основные функции. Структура педагогического взаимодействия. Характеристика внутреннего компонента педагогического взаимодействия: отношение к своей деятельности, отношение к детям, эмпатия, педагогическая социальная перцепция.
Педагогическая оценка и пути повышения ее эффективности в общении с детьми. Типы и стили педагогического взаимодействия и особенности их влияния на развитие личности, эмоциональное благополучие ребенка. Личностно-ориентированное взаимодействие как необходимое условие гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском дошкольном учреждении. Профессиональное взаимодействие педагога с родителями воспитанников и пути оптимизации данной системы.
Развитие общения в дошкольном возрасте. Формы общения: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная. Содержание, потребности, ведущие мотивы общения. Механизм смены форм общения. Основные средства общения ребенка и их развитие. Особенности общения ребенка с родителями и другими членами семьи. Особенности общения детей разного дошкольного возраста с воспитателем и другими педагогами. Развитие общения со сверстниками.
Межличностные отношения в группе дошкольников. Дошкольная группа как первая официальная группа ребенка. Функции «детского общества»: социализация, интенсификация процесса половой идентификации и дифференциации; информационная; формирование ценностных ориентации; оценочная. Деловые и личные отношения детей со сверстниками. Структура дошкольной группы. Социометрическая структура дошкольной группы и статус ребенка в ней. Особенности поведения и черт личности в зависимости от социометрического статуса. Методы изучения педагогом общения и межличностных отношений в «детском обществе». Роль взрослых в регулировании и оптимизации межличностных отношений детей со сверстниками.

 

Раздел 5. Личность, ее развитие и формирование

Понятие о личности. Сущность понятий «человек», «индивид», «индивидуальность». Психологическая структура личности. Направленность личности. Потребности, мотивы, интересы, идеалы и мировоззрение личности. Установки и убеждения. Ценностные ориентации личности. Ответственность за обстоятельства, за других, за самого себя. Формирование мотивов и интересов.
Социальные роли личности: социальные ожидания, ролевое поведение, социальный контроль. Понятие о социализации. Ролевые конфликты и пути их преодоления. Устойчивость и изменчивость личности. Притязания и самооценка личности. Самосознание личности, его структура. Понятие об уровне притязаний и самооценке.
Требование к личности педагога в свете гуманизации дошкольного образования. Профессионально-личностные качества педагога дошкольного учреждения.
Самосознание, его структура; самооценка и уровень притязаний личности.
Развитие самосознания. Возникновение предпосылок развития самосознания в младенчестве и раннем детстве. Активность как личностное новообразование первого года жизни. Важнейшие личностные приобретения в раннем детстве: гордость за собственные достижения, «Я сам». Основные направления развития самосознания у дошкольников. Формирование «Я-концепции» и самооценка дошкольника. Влияние взрослых на самооценку ребенка. Развитие мотивационной сферы дошкольника. Усвоение нравственных норм и правил поведения в дошкольном возрасте. Происхождение и проявление негативных личностных образований, их профилактика и коррекция.

 

Раздел 6. Эмоционально-волевая сфера личности, ее развитие и формирование

Понятие об эмоциях и чувствах. Виды эмоциональных состояний. Особенности эмоций и чувств: положительные и отрицательные, стенические и астенические. Настроение, аффект, стресс, фрустрация, страсть. Психологические особенности эмоций и чувств дошкольников. Чувства и деятельность. Роль чувств в жизни личности. Развитие эмоций и чувств у детей.
Возникновение и развитие высших чувств в дошкольном возрасте.
Понятие о воле. Непроизвольные и произвольные действия. Анализ волевого действия; осознание цели, борьба мотивов, выбор способа действия, принятие решения, исполнение. Волевые качества личности: целенаправленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, мужественность и смелость, дисциплинированность. Самовоспитание воли. Основные направления развития воли в дошкольном возрасте.

Раздел 7. Познавательные процессы личности, их развитие и формирование
Понятие о внимании. Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности человека. Ключевая роль внимания в регуляции психических процессов и познавательной деятельности. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Интересы личности и внимание. Основные свойства внимания: концентрация, устойчивость, объем, распределение, переключение. Зависимость устойчивости внимания от значимости объекта для личности и интереса к деятельности. Рассеянность, ее виды. Психологические особенности внимания дошкольников. Развитие внимания в дошкольном возрасте. Воспитание и самовоспитание внимания.
Значение внимания в деятельности педагога. Самовоспитание значимых для педагогической деятельности свойств внимания.
Понятие об ощущении, физиологические механизмы ощущения. Анализаторы как органы чувствительности, их общее строение и функции. Виды чувствительности. Пороги чувствительности. Отличие ощущения от восприятия. Развитие чувствительности у дошкольников.
Понятие о восприятии. Виды восприятия. Свойства восприятия: предметность, структурность, осмысленность, целостность, константность, избирательность. Восприятие как действие: перцептивные действия, наблюдение. Роль овладения сенсорными эталонами в развитии ощущений и восприятия ребенка. Индивидуальные различия в сенсорном развитии детей. Условия, благоприятствующие чувственному познанию дошкольниками действительности.
Понятие о памяти. Жизненное назначение памяти. Ее роль и значение в жизни человека. Физиологические механизмы памяти. Память и личность. Виды памяти: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная; непроизвольная, произвольная; кратковременная, долговременная, оперативная; механическая, логическая. Процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение, припоминание. Условия и приемы рационального запоминания. Индивидуальные особенности памяти человека. Основные направления развития памяти в дошкольном возрасте. Влияние обучения на процесс формирования мнемической деятельности.
Мышление. Мышление как высшая форма познавательной деятельности личности. Взаимосвязь мышления с ощущениями, восприятием, памятью. Мышление и речь. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Решение мыслительных задач. Качества ума. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, понятийное. Речь, ее. функции. Единство мышления и речи. Виды речи: внешняя и внутренняя; устная и письменная; монологическая и диалогическая. Основные направления развития мышления в дошкольном возрасте. Особенности мыслительных операций дошкольника. Дошкольный период как особо благоприятный для развития наглядно-действенного и образного мышления. Развитие внутреннего плана действия как основа образного и словесно логического мышления. Вопросы как особая форма детского мышления.
Воображение. Понятие о воображении. Представление и их переработка в процессе воображения. Виды воображения: пассивные и активные, произвольное и непроизвольное, творческое и воссоздающее. Воображение и эмоции. Мечта как особый вид воображения. Индивидуальные различия детского воображения. Механизмы воображения: агглютинация, гиперболизация, заострение, схематизация, типизация. Возникновение и развитие творческого воображения дошкольника. Роль игры и других видов деятельности в развитии воображения. Воображение и личность ребенка. Индивидуальные различия детского воображения. Роль взрослых в развитии детского воображения.

 

Раздел 8. Индивидуальные свойства личности, их проявление и развитие

Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Типы высшей нервной деятельности и темперамент. Типы темперамента: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический, их характеристика. Свойства типов темперамента: сензитивность, реактивность, активность, темп реакций, пластичность, ригидность, экстраверсия, интроверсия. Связь с другими свойствами личности. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности воспитателя детского сада. Темперамент и профессиональное самосовершенствование педагога.
Понятие о характере. Характер как системное образование психологических качеств, определяющих субъективные отношения человека с людьми и другими объектами внешнего мира. Структура и черты характера. Характер и темперамент. Черты характера и другие черты личности. Характер и воля. Качества, характеризующие отношение человека к людям, к себе, к вещественному миру, к делу. Создание благоприятного психологического климата в группе детского сада, условий для проявления собственной активности ребенка как важное условие формирования его характера. Характер и направленность личности. Характер как основа личностной индивидуальности. Характер и деятельность.
Понятие о способностях. Способности, талант, одаренность как значимые индивидуальные особенности личности. Проявление способностей в деятельности. Количественная и качественная характеристика способностей. Задатки и способности. Виды способностей: общие и специальные, умственные и практические, учебные и творческие, предметно-деятельностные и межличностные. Развитие познавательных способностей и их проявление у детей. Развитие специальных способностей: музыкальных, художественно-речевых, литературных, практических. Способности и личность дошкольника. Одаренные дети, виды одаренности. Психологические особенности одаренных детей и возможные проблемы в их воспитании и обучении. Тактика педагога по отношению к одаренным детям и их родителям.
Понятие о психологической готовности к школе. Структура психологической готовности ребенка к школе. Основные структурные компоненты психологической готовности ребенка к школе. Зависимость готовности ребенка к школе от уровня его развития. Формирование психологической готовности к школе. Сущность гуманистического подхода к вопросу о формировании психологической готовности к обучению в школе. Учет индивидуального своеобразия жизненного пути ребенка в процессе формирования его психологической готовности к школе. Роль преемственности между детским садом, семьей, школой в формировании психологической готовности и адаптации детей к школе.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. – 496 с.
  2. Божович, Л. И. Личность и се формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 358 с.
  3. Валитова, И. Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста : задачи и упражнения / И. Е. Валитова. – Минск: Унiверсiтэцкае, 1999. – 160 с.
  4. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. – СПб.: Питер, 2001. – 208 с.
  5. Венгер, Л. А. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. – М.: Прсвещение, 1988. – 336 с.
  6. Волков, Б. С. Задачи и упражнения по детской психологии / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.
  7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
  8. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо, М. В. Манохина, Т. С. Михальчик и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
  9. Генетические проблемы социальной психологии / под ред. Я. Л. Коломинского, М. И. Лисиной. – Минск: Унiверсiтэцкае, 1985. – 207 с.
  10. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения : опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
  11. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск: Университет, 1997. – 237 с.
  12. Дошкольное учреждение – семья : Вместе развиваем способности и одаренность ребенка / сост. Е. А. Панько, Т. В. Поздеева. – Мозырь: Белый Ветер, 2004. – 116 с.
  13. Дубровина, И. В. Психология / И. В. Дубровина, Е. Н. Данилова, А. М. Прихожан. – М.: Академия, 2002. – 464 с.
  14. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды : в 2-х т. / А. В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1986. – Т. 1. – 323 с.
  15. Зеньковский, В. В. Психология детства / В. В. Зеньковский. – М.: Академия, 1996. – 346 с.
  16. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учеб. пособие / И. А. Зимняя. – Ростов-н/Д: Феникс, 1997. – 480 с.
  17. Иващенко, Ф. И. Задачи по общей, возрастной и педагогической психологии / Ф. И. Иващенко. – Минск: Унiверсiтэцкае, 1999. – 96 с.
  18. Коломинский, Я. Л. Психология детей шестилетнего возраста / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. – Минск: Унiверсiтэцкае, 1999. – 316 с.
  19. Коломинский, Я. Л. Человек : психология / Я. Л. Коломинский. – М.: Просвещение, 1986. – 223 с.
  20. Коломинский, Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии / Я. Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 2004. – 480 с.
  21. Леонтьев, А. А. Избранные психологические произведения : в 2-х т. / А. А. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – Т.1. – 392 с.
  22. Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1999. – 365 с.
  23. Лисина, М. И. Проблема онтогенеза общения / М. И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
  24. Люблинская, А. А. Детская психология / А. А. Люблинская. – М.: просвещение, 1971. – 415 с.
  25. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2006. – 582 с.
  26. Маркова, А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
  27. Митина, Л. М. Управлять или подавлять : выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога / Л. М. Митина. – М.: Сентябрь, 1999. – 192 с.
  28. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина.– М.: Академия, 1998. – 456 с.
  29. Мухина, В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В. С. Мухина. – М.: Педагогика, 1981. – 240 с.
  30. Немов, Р. С. Психология : в 3 т. / Р. С. Немов. – М.: Владос, 2003. – Т. 1. – 688 с.
  31. Немов, Р. С. Психология : в 3 т. / Р. С. Немов. – М.: Владос, 1995. – Т. 2. – 496 с.
  32. Немов, Р. С. Психология : в 3 т. / Р. С. Немов. – М.: Владос, 2001. – Т. 3. – 640 с.
  33. Обухова, Л. Ф. Детская психология : теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. – М.: Тривола, 1995. – 360 с.
  34. Панько, Е. А. Воспитатель дошкольного учреждения : Психология : пособие для педагогов дошк. учреждений: 2-е изд., перераб. и доп. / Е. А. Панько. – Минск: Зорны верасень, 2006. – 264 с.
  35. Поддъяков, Н. Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Подъяков. – М.: Педагогика, 1977. – 272 с.
  36. Псіхічнае развіцце дзяцей. Кніга пра псіхалогію / скл. Я. Л. Каламінскі, Л. А. Панько. – Мінск: Народная асвета, 1994. – 217 с.
  37. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. – М.: Педагогика, 1986. – 176 с.
  38. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 1999. – 416 с.
  39. Смирнова, Е. О. Психология ребенка от рождения до 7 лет / Е. О. Смирнова. – М.: Школа-Пресс , 1997. – с.
  40. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 736 с.
  41. Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова. – М.: Педагогика, 1988. – 384 с.
  42. Таратунский, Ф. С. Задачи и упражнения по общей психологии / Ф. С. Таратунский, Н.Ф. Таратунская. – Минск: Университетское, 1998. – 176 с.
  43. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология : учеб. пособие / Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 1999. – 336 с.
  44. Шаграева, О. А. Детская психология : теоретический и практический курс: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / О. А. Шаграева. – М.: Владос, 2001. – 368 с.
  45. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М.: Учпедгиз, 1960. – 328 с.
  46. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1995. – 245 с.

 

 

С критериями оценки уровня подготовки абитуриентов на вступительном испытании по дисциплине «Психология» можно ознакомиться здесь.