Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 
 
 
Программа профильного вступительного испытания для получения высшего образования I ступени
по дисциплине «Теория и методика физического воспитания» для специальности «Физическая культура» заочной сокращенной формы получения образования
в 2017 году
 
 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебная программа для поступающих н 1 ступень высшего образования заочной сокращённой формы обучения по дисциплине «Теория и методика физического воспитания» по специальности 1-030201 «Физическая культура» составлена на основе Государственного образовательного стандарта в соответствии с учебными программами дисциплин учебного плана для средних специальных учебных заведений РБ по специальности 2-030201 «Физическая культура» и предназначена для оценки знаний для лиц, пожелавших обучаться на первой ступени высшего образования по одноимённой специальности.
Цель вступительного экзамена – определить степень соответствия качества подготовленности выпускников средне-специальных учебных заведений и их готовности обучаться в вузе на первой ступени получения высшего образования на заочной сокращенной форме обучения.
В экзаменационный билет согласно программе включается 2 теоретических вопроса. Знания абитуриента оцениваются по 10-ти бальной системе на основании разработанных критериев оценки знаний и компетенций.

Дисциплина «Теория и методика физического воспитания» представляет собой систему знаний о сущности физической культуры, общих закономерностях ее функционирования; является профилирующей в данной образовательной сфере профессионального становления учителя физической культуры.
Направленность дисциплины обуславливается совокупностью общепрофессиональных и специальных знаний, практических умений и навыков, а также воспитанием личности специалиста, способной осуществлять педагогическую деятельность.
В программе дается предметная характеристика профессиональной деятельности по специальности, рассматривается сущность основных понятий, структура, функции и формы физической культуры, средства, методы и принципы формирования физической культуры личности, структура обучения движениям, воспитания физических качеств, построения, дана характеристика базового физического воспитания, рассмотрены конкретные технологии планирования и контроля.
Имеется перечень литературы, который может быть использован для подготовки к вступительным испытаниям.

 

В результате сдачи экзамена абитуриенты должны:

 

знать на уровне представления:

  • специфику физической культуры как составной части духовной культуры общества;
  • теоретические основы методики физического воспитания учащихся;
  • теоретические основы физической рекреации;

 

знать на уровне понимания:

  • роль физического воспитания в формировании здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения;
  • эффективные методики обучения и воспитания учащихся средствами физической культуры;
  • структуру урока физической культуры;
  • основные принципы, средства, методы и формы организации физического воспитания;
  • методы и приемы формирования двигательных умений, навыков развития физических качеств учащихся;
  • особенность организации и проведения уроков с учащимися младшего, среднего и старшего школьного возраста;
  • виды планирования образовательного процесса;
  • систему оценки учебных и спортивных достижений учащихся, методы диагностики, применяемые в физической культуре;
  • требования образовательных программ по физической культуре;

 

уметь:

  • планировать учебную, внеклассную физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу в школе;
  • осуществлять процесс физического воспитания системно, выбирая адекватные к конкретным условиям средства, формы и методы работы;
  • дозировать физическую нагрузку с учетом особенностей здоровья, физической подготовленности, пола и возраста учащихся;
  • применять методы диагностики при оценке физического состояния, физического развития и физической подготовленности учащихся;
  • оценивать учебные и спортивные достижения учащихся.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Введение. Цели, задачи и значение дисциплины «Теория и методика физического воспитания» в профессиональном становлении будущих учителей физической культуры. Взаимосвязь дисциплины с другими науками.

 

Раздел 1. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, её основные понятия.
Основные понятия теории физической культуры (физическая культура, физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, физическая реабилитация, физическое развитие, физическое совершенство, физическое образование, физическая подготовка, физическая подготовленность). Структура, функции и формы физической культуры.

 

Раздел 2. Система физического воспитания.

2.1. Цель и задачи физического воспитания. Мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные, организационные основы системы физического воспитания. Цели и задачи физического воспитания.

2.2. Основные принципы системы физического воспитания. Общие основополагающие принципы системы физического воспитания (принцип содействия всестороннему и гармоническому развитию личности, принцип связи физического воспитания с практикой жизни, принцип оздоровительной направленности).

 

Раздел 3. Физическая культура в системе формирования всесторонне развитой личности
Основные понятия: воспитание, воспитательный процесс, технология воспитательной деятельности, физическая культура личности. Единство обучения и воспитания в процессе физического воспитания. Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания. Технология нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания в процессе физического воспитания. Технология воспитательной деятельности педагога по физической культуре. Личность педагога как фактор воспитания.

 

Раздел 4.Средства и методы физического воспитания.
4.1. Средства физического воспитания. Классификация средств физического воспитания. Физические упражнения как основные средства физического воспитания: сущность физических упражнений, классификация, педагогическое значение. Критерии оценки эффективности техники. Средства физического воспитания, их содержание и форма. Воздействие физических упражнений на организм занимающихся. Техника физических упражнений: основа, основное звено, детали, фазы техники; пространственные, пространственно-временные, временные и динамические характеристики техники физических упражнений. Нагрузка как основное свойство физических упражнений. Компоненты нагрузки: объём, интенсивность, отдых. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания.
4.2. Методы физического воспитания. Определение понятий - метод, методика физического воспитания, методический приём. Классификация методов. Общепедагогические методы. Специфические методы, используемые в процессе физического воспитания: строго регламентированного упражнения, игровой, соревновательный. Круговая тренировка как организационно-методическая форма.

 

Раздел 5. Общеметодические и специфические принципы физического воспитания
5.1. Иерархия принципов в системе физического воспитания. Понятия (принцип, принципы методики физического воспитания). Конкретизация обще-социальных принципов в физическом воспитании (всестороннего развития личности, оздоровительной направленности, прикладности, связи физического воспитания с трудовой и военной деятельностью). Общепедагогические и специфические принципы.
5.2. Общеметодические принципы. Общепедагогические (общеметодические) принципы обучения и воспитания (сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации). Сущность принципов, требования к реализации в практике физического воспитания. Значение принципов для деятельности педагога в сфере физической культуры и спорта.
5.3. Специфические принципы физического воспитания. Сущность принципов, требования к реализации в практике физического воспитания (непрерывности процесса физического воспитания, системного чередования нагрузок и отдыха, постепенного наращивания развивающее-тренирующих воздействий, адаптированного сбалансирования динамики нагрузок, циклического построения занятий, возрастной адекватности направлений физического воспитания). Значение принципов для деятельности педагога в сфере физической культуры и спорта.

 

Раздел 6. Основы теории и методики обучения двигательным действиям.
6.1.Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании. Основные понятия и термины (обучение, двигательное умение, двигательный навык). Обучение в физическом воспитании как системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путём необходимого фонда двигательных умений, навыков, и связанных с ними знаний.
6.2. Основы формирования двигательного навыка. Готовность к разучиванию двигательного действия. Обучение в физическом воспитании как системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями. Структура обучения двигательным действиям.
6.3. Структура процесса обучения и особенности его этапов. Варианты структуры процесса обучения в зависимости от подготовленности занимающихся, цели обучения избранного направления физического воспитания. Этап начального разучивания. Этап углубленного разучивания. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия. Цели и основные задачи обучения на соответствующих этапах. Частные задачи в зависимости от сложности техники действия и степени подготовленности учащихся.
Обязательная контрольная работа № 1

 

Раздел 7. Форма построения занятий в физическом воспитании.
7.1.Классификация и характеристика форм занятий в физическом воспитании. Характеристика урочных и внеурочных форм занятий. Содержание и структура занятий. Формы, требования к построению занятий физическими упражнениями. Единство содержания и структуры занятий.

 

Раздел 8. Формы организации физического воспитания школьников.
8.1. Урок как основная форма занятий физическими упражнениями в школе. Основные признаки урока физической культуры как обязательной формы физического воспитания. Требования к уроку. Типы уроков. Структура и содержание урока физической культуры в школе. Критерии оценки и работы учителя физической культуры. Критерии оценки качества и эффективности проведения урока физической культуры.
8.2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продлённого дня. Основные формы занятий физическими упражнениями в режиме учебного и продлённого дня, их цели и задачи. Гимнастика до учебных занятий, физкультурные минутки во время урока, физические упражнения и игры на динамических переменках, ежедневные физкультурные занятия в группах продлённого дня. Требования программы по физической культуре к содержанию, организации и методике проведения. Составление и анализ конспектов физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного и продлённого дня.
8.3. Внеклассные и внешкольные формы организации занятий. Задачи и особенности организации внеклассной работы. Внеклассные формы занятий физической культурой и спортом. Общешкольные физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия. Разработка положения отдельного физкультурно-оздоровительного или спортивного мероприятия: физкультурный праздник, соревнование.
8.4. Формы физического воспитания в семье. Цели и задачи внешкольной работы по физическому воспитанию. Физическая культура в семье. Физическая культура по месту жительства, ДЮСШ, в клубах по интересам. Физическая культура в детских лагерях отдыха.

 

Раздел 9. Технология разработки документов планирования педагогического процесса по физическому воспитанию
9.1. Планирование и контроль в физическом воспитании. Планирование как вид практической деятельности педагога. Виды планирования: перспективное, текущее, оперативное. Требования, методическая последовательность планирования. Характеристика основных документов планирования в физическом воспитании. Педагогический контроль и учёт в физическом воспитании. Виды педагогического контроля: предварительный, оперативный, текущий, этапный, итоговый. Методы педагогического контроля.
9.2. Школьная программа по физической культуре - основной документ планирования. Структура программы, базовый и вариативный компоненты содержания уроков физической культуры. Контроль знаний, умений, навыков и физической подготовленности учащихся. Требования к уровню подготовленности учащихся.
9.3. Общий план работы по физическому воспитанию. Система планирования и учёта, урочных и внеурочных занятий по физической культуре и спорту. Составление общего плана работы по физическому воспитанию.
9.4. Годовой план-график учебного процесса по физическому воспитанию. Целесообразная последовательность прохождения учебного материала теоретического и практического разделов учебной программы. Составление годового плана-графика учебного процесса по физвоспитанию.
9.5 Поурочный рабочий (тематический) план на четверть. Конкретное содержание учебных программ для каждой параллели классов, распределённое на уроки. Составление плана-графика на четверть по физическому воспитанию.
9.6 План-конспект урока. Составление конспекта урока по физическому воспитанию.

 

Раздел 10. Содержание и изучение программного материала по гимнастике в школе
10.1. Значение и место гимнастики в системе физического воспитания школьников. Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике в школе. Задачи, средства и значение гимнастики в системе физического воспитания. Правила поведения занимающихся гимнастикой. Требования к одежде и обуви. Врачебный контроль и самоконтроль. Обеспечение страховки и самостраховки.
10.2. Гимнастическая терминология: правила и формы составления физических упражнений. Назначение гимнастической терминологии и требования, предъявляемые к ней. Правила условных сокращений. Основные термины гимнастических упражнений (стойки, седы, выпады, упоры, исходные положения, движения руками и ногами и т.д.). Запись гимнастических упражнений.
10.3. Общеразвивающие упражнения и их разновидности. Место, значение характеристика, классификация общеразвивающих упражнений на месте и в движении.
10.4. Строевые упражнения назначение и особенности строевых упражнений. Место, значение, характеристика строевых упражнений и их классификация. Особенности проведения строевых упражнений на месте и в движении.
10.5. Методика обучения ходьбе, бегу, прыжкам на уроках гимнастики в начальных классах. Методы строго-регламентированного упражнения (целостный и расчленённый), методические приёмы: подводящие и подготовительные упражнения, варьирование условий обучения.
10.6. Методика обучения лазанию и перелезанию в начальных классах. Методы строго-регламентированного упражнения (целостный и расчленённый), методические приёмы: подводящие и подготовительные упражнения, варьирование условий обучения
10.7. Методика обучения акробатическим упражнениям в школе. Методы строго-регламентированного упражнения (целостный и расчленённый), методические приёмы: подводящие и подготовительные упражнения, варьирование условий обучения

 

Раздел 11. Содержание и изучение программного материала по лыжной подготовке в школе
11.1. Особенности влияния занятий лыжной подготовки на организм занимающихся. Дыхание при ходьбе и беге на лыжах. Виды дыхания. Частота и глубина дыхания. Дыхание при беге и ходьбе попеременным и одновременными ходами, при подъемах и спусках.
11.2. Условия проведения занятий лыжной подготовкой. Правила поведения на занятиях лыжной подготовкой. Профилактика травматизма. Значение занятий физическими упражнениями на свежем воздухе. Причины возникновения травм. Требования к занимающимся во время урока. Учет метеорологических условий. Меры профилактики обморожений. Значение занятий лыжной подготовкой.
11.3. Элементы лыжного строя. Строевые упражнения с лыжами и на лыжах. Построение класса в одну шеренгу по команде. Постановка на лыжи по команде. Размыкание по команде: перестроение из шеренги в колонну по команде. Команда для смены направления. Команды для переноски лыж. Команды для передвижения.
11.4. Подбор лыж и лыжных палок. Хранение лыжного инвентаря. Одежда лыжника. Классификация лыж. Конструкция лыж. Выбор лыж и палок. Конструкция креплений. Установка креплений. Уход за лыжами, палками, креплениями. Хранение лыж. Обувь лыжника. Одежда лыжника. Уход за обувью и одеждой лыжника

 

Раздел 12. Содержание и изучение программного материала по подвижным играм в школе
12.1. Задачи, место игр на уроках физкультуры. Классификация игр. Характеристика некомандных, переходных к командным и командных игр.
12.2. Методика организации класса для проведения подвижных игр. Организация деятельности учащихся на уроке и секционном занятии: фронтальный метод, групповой, поточный, метод индивидуальных заданий, круговая тренировка.
12.3. Необходимые условия для проведения игр, перечень инвентаря. Требования к подбору игр. Подготовка площадки для игры. Подготовка инвентаря для подвижных игр.
12.4. Проведение подвижных игр на разных этапах урока. Дозировка игр на уроках. Подвижные игры, подготовительные в занятиях спортом. Игры с учащимися при проведении урока.
12.5. Проведение подвижных игр на протяжении учебного года. Подвижные игры с бегом, метанием, прыжками, лазанием, на релаксацию; белорусские народные игры. Особенности методики проведения подвижных игр на переменах.

 

Раздел 13. Содержание и изучение программного материала по легкой атлетике.
13.1. Роль занятий по легкой атлетике в системе физического воспитания детей. Разделы легкой атлетики: ходьба, бег, прыжки, метание, многоборье и их разновидности. Варианты и дистанции легкоатлетических упражнений. Влияние их на организм человека.
13.2. Требования к организации и проведению занятий по легкой атлетике. Экипировка занимающихся. Выбор места, подготовка секторов, инвентаря, оборудования. Переноска инвентаря. Правила передвижения к местам занятий, изменение структуры и содержания в зависимости от погодных условий.
13.3. Методика обучения легкоатлетическим упражнениям в школе. Ходьба, бег, прыжки, метание, многоборье и их разновидности. Методы строго-регламентированного упражнения (целостный и расчленённый), методические приёмы: подводящие и подготовительные упражнения, варьирование условий обучения.

 

Раздел 14. Содержание и изучение программного материала по плаванию.
14.1. Значение плавания в системе физического воспитания школьников. Понятие о плавании. Место и роль плавания в системе физического воспитания. Виды плавания (оздоровительное плавание, спортивное плавание, водное поло, прыжки в воду, синхронное плавание, подводное плавание).
14.2. Правила поведения учащихся во время занятий плаванием. Инструктаж. Правила поведения и плавания в бассейне, при передвижениях в воде, нырянии, прыжках; меры по предупреждению травм, несчастных случаев, заболеваний при занятиях плаванием. Страховка и самостраховка. Спасательные средства (круг, шест и др.)
14.3. Специфика организации уроков плавания в школе. Особенности планирования учебного материала – методические указания по построению структуры (частей) урока, подразделяющейся на подготовительную на суше и в воде, основную в воде, заключительную в воде и на суше
14.4. Подвижные игры на воде. Значение игровых средств в учебном процессе. Виды игр и развлечений на воде. Специфика организации и проведения игр и развлечений с использованием средств плавания.

 

Раздел 15. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста.
15.1. Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Система физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Программно-нормативное обеспечение физического воспитания дошкольников.

15.2. Возрастные особенности физического развития и подготовленности детей раннего и дошкольного возраста. Средства физического воспитания и формы организации занятий физическими упражнениями с детьми раннего и дошкольного возраста. Методические особенности физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

 

Раздел 16. Физическое воспитание и развитие детей школьного возраста.
16.1 Социально-педагогическое значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста. Программно-нормативные основы процесса физического воспитания государственных учреждений общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.
16.2. Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей школьного возраста, средства физического воспитания детей школьного возраста. Общие принципы физического воспитания. Физические упражнения из разделов школьной прогрммы.
16.3. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста. Особенности возрастного развития, задачи, средства физического воспитания. Физическая подготовленность. Особенности методики физического воспитания. Домашние задания.
16.4. Физическое воспитание детей среднего школьного возраста. Особенности возрастного развития, задачи, средства физического воспитания. Физическая подготовленность. Особенности методики физического воспитания. Домашние задания.
16.5. Физическое воспитание детей старшего школьного возраста. Особенности возрастного развития, задачи, средства физического воспитания. Физическая подготовленность. Особенности методики физического воспитания. Домашние задания.
16.6. Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем и детей с особенностями развития. Особенности возрастного развития, задачи, средства физического воспитания. Физическая подготовленность. Особенности методики физического воспитания. Домашние задания.

 

Раздел 17. Физические качества и способности.
17.1. Понятие о физических качествах. Сила и основы методики ее воспитания. Понятия (физические способности, физические качества, развитие физических качеств, воспитание физических способностей). Закономерности развития физических качеств и способностей. Принципы развития физических способностей. Силовые и скоростно-силовые способности. Сущность силовых и скоростно-силовых способностей. Задачи развития силовых и скоростно-силовых способностей. Возрастные периоды, наиболее благоприятные для воспитания силовых и скоростно-силовых способностей. Средства воспитания силовых и скоростно-силовых способностей. Методы воспитания силовых и скоростно-силовых способностей. Методики воспитания собственно-силовых, скоростно-силовых способностей, силовой выносливости с использованием непредельных, околопредельных и предельных отягощений. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития силовых и скоростно-силовых способностей.
17.2. Скоростные способности и основы методики их развития. Сущность скоростных способностей. Задачи развития скоростных способностей. Возрастные периоды, наиболее благоприятные для воспитания скоростных способностей. Средства воспитания скоростных способностей. Методы воспитания скоростных способностей. Методики воспитания скоростных способностей (быстроты реагирования в условиях простой и сложной реакции, быстроты движений). Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития скоростных способностей
17.3. Выносливость и основы методики ее воспитания. Сущность выносливости как физического качества. Специфика проявления выносливости. Виды выносливости. Факторы, определяющие проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности (биоэнергетические, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психические, генотип и др.). Задачи по развитию выносливости. Средства воспитания выносливости. Методы воспитания выносливости. Методика воспитания общей выносливости. Воспитание выносливости путём воздействия на анаэробные возможности человека. Особенности воспитания специфических видов выносливости. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития выносливости.
17.4. Гибкость и основы методики ее воспитания. Сущность, факторы проявления и задачи развития гибкости. Средства и методы воспитания гибкости. Методика развития гибкости. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития гибкости. Формирование осанки. Значение, типы, причины нарушения, контроль, методика формирования. Методика оценки физической подготовленности школьников (программно-нормативные требования к физической подготовленности школьников, правила выполнения контрольных упражнений.
17.5. Двигательно-координационные способности и основы их воспитания. Сущность двигательно-координационных способностей. Задачи развития двигательно-координационных способностей. Формы проявления двигательно-координационных способностей. Возрастные периоды, наиболее благоприятные для воспитания двигательно-координационных способностей. Средства воспитания двигательно-координационных способностей. Методические подходы и методы воспитания двигательно-координационных способностей. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития двигательно-координационных способностей.

 

Раздел 18. Физическое воспитание учащихся средних специальных учебных заведений.
18.1. Значение и задачи физического воспитания учащихся ССУЗов. Специфические цели и задачи физического воспитания учащихся ССУЗов и колледжей.
18.2. Содержание программы физического воспитания учащихся ССУЗов. Программно-нормативные основы. Особенности организации учебной работы по физическому воспитанию учащихся ССУЗов и колледжей.
18.3. Возрастные особенности учащихся ССУЗов. Особенности возрастного развития, задачи, средства физического воспитания. Физическая подготовленность. Особенности методики физического воспитания. Домашние задания.
18.4. Методические основы физического воспитания в ССУЗе. Особенности планирования и организации учебной работы по физическому воспитанию учащихся ССУЗов и колледжей.
18.5. Особенности методики занятий по физическому воспитанию с учащимися, отнесенными к различным медицинским группам. Проведение занятия в различных отделениях (основного, специального и спортивного).
18.6. Методика организации и проведения занятий с учащимися ССУЗов, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Адаптивная физическая культура.Значение, задачи,средства.
18.7. Формы организации физического воспитания учащихся ССУЗов. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. Физическая культура во внеурочное время. Массовые спортивные и туристские мероприятия.

 

Раздел 19. Профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры.
Основные этапы деятельности учителя физической культуры. Уровни эффективности деятельности учителя физической культуры.

 

Раздел 20. Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности.
20.1. Социальное значение и задачи физического воспитания взрослого населения, занятого трудовой деятельностью. Аспекты связи физической культуры с трудовой деятельностью. Физическая культура в научной организации труда.
20.2. Особенности физического развития и физической подготовленности лиц молодого и зрелого возраста. Возрастные периоды, морфофункциональные особенности физиологического развития.
20.3. Физическая культура в режиме трудового дня. Формы производственной гимнастики.
20.4. Физическая культура в быту трудящихся. Формы использования трудящимися физической культуры в быту: базово-пролонгирующая, гигиеническая и рекреативная, оздоровительно-реабилитационная, базовый спорт.
20.5. Контроль за здоровьем и физической подготовленностью занимающихся физическими упражнениями. Формы контроля. Тесты и объестивные показатели здоровья трудящихся.

 

Раздел 21. Физическое воспитание в зрелом возрасте
21.1. Старение и задачи направленного физического воспитания в пожилом возрасте. Возрастные периоды, морфофункциональные особенности физиологического развития.
21.2.Содержание и организационно-методические основы занятий физическими упражнениями. Средства физического воспитания.Формы организации занятий. Методические основы занятий. Методы самоконтроля.

 

Раздел 22. Материально-техническое обеспечение физического воспитания.
22.1. Физкультурные залы и их оборудование. Закрытые физкультурно-оздоровительные сооружения (помещения) учреждений образования. Требования и нормативы эксплуатации.
22.2. Спортивные площадки и их оборудование. Открытые физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения учреждений образования. Требования и нормативы эксплуатации.
22.3. Технические средства и инвентарь, используемый на занятиях физической культурой в общеобразовательной школе. Требования предъявляемые к местам обучение и инвентарю. Использование технических средств обучения на уроках.

 

Раздел 23. Профессионально-прикладная физическая подготовка.
23.1. Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки. Профессионально-прикладная физическая подготовка как специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии.
23.2. Построение и основы методики профессионально-прикладной физической подготовки. Информационные и значимые для построения конкретных методик и технологий физкультурной оптимизации профессиональной деятельности показатели: типичные трудовые действия и операции; типичные ошибки; основные и вспомогательные движения, рабочая поза; двигательная активность, физическая нагрузка и её направленность; профессиональные заболевания; ключевые профессионально значимые физические качества, психофизические функции, психические качества и способности, деловые и другие личностные свойства и др. Средства и формы занятий профессионально-прикладной физической подготовкой. Педагогический контроль в профессионально-прикладной физической подготовке.


Раздел 24. Общая характеристика оздоровительной физической культуры.
24.1. Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания. Социальное значение оздоровительной физической культуры. Комплексы и программы физических упражнений оздоровительной направленности.
24.2.Содержательные основы оздоровительной физической культуры. Оздоровительная-рекреативная физическая культура. Оздоровительно-реабилитационная, спортивно-реабилитационая физическая культура. Гигиеническая физическая культура.

 

Раздел 25. Теоретико-методические основы оздоровительной физической культуры.
25.1. Основы построения оздоровительной тренировки. Направленность. особенности методик форм занятий физической культурой. Методические правила.
25.2. Характеристика средств специальной оздоровительной направленности. Формы,средства адаптивной физической культуры.
25.3. Характеристика физкультурно-оздоровительных методик и систем. Направленное воздействие систем и методик на организм занимающихся.
25.4. Оценка состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся оздоровительной физической культурой. Врачебный, педагогический котроль и самоконтроль занимающихся адаптивной физической культурой.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Основная

 

  1. Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте». - Минск, 1993.
  2. Барков, В.А. Физическая культура и спорт. Педагогическая практика в школе: Учеб. пособие / В.А.Барков, Ю.К.Рахматов.-Гродно; ГрГУ, 2003. - 163 с.
  3. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для студентов институтов физ.культуры / Л.П. Матвееев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
  4. Матвеев, Л.П. Методика физического воспитания с основами теории / Л.П. Матвеев, С.Б. Мельников. - М.: Просвещение, 1991. - 91 с.
  5. Основы теории и методики физической культуры. / под ред А.А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986. – 352 с.
  6. Теория и методика физической культуры: Учебник / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003.-464 с.
  7. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. институтов / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов [и др.] – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
  8. Физическая культура и здоровье (1-11 кл.). Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения / под ред. И.Н. Лопанец. – Минск, НИО, 2009.
  9. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 2-е изд., испр. и доп./ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: «Академия», 2001.-480 с.
  10. Холодов, Ж.К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов высших уч. заведений физ. культуры / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.:«Академия», 2001. - 144 с.

 

Дополнительная

 

  1. Анализ проведения урока физкультуры / Авт.-сост. В.А. Муравьев, И.П. Залетаев. – М.: Спорт Академ Пресс, 2001. - 92 с.
  2. Глазырина, Л.Д. Физическая культура: Учеб. для 1-го кл. общеобр. школы с русским яз. Обучения / Л.Д. Глазырина, Т.А. Лопатик.- Минск: «Асар», 1998. - 104 с.
  3. Глазырина, Л.Д., Лопатик Т.А. Физическая культура: Учеб. для 2-го кл. / Л.Д. Глазырина, Т.А. Лопатик. - Минск: «Асар», 1996. - 112 с.
  4. Гуревич И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки.- 2-е изд., перераб. и дополн. - Мн: Выш. школа, 1980. - 256 с.
  5. Теория и методика физического воспитания / Б.А.Ашмарин, Ю.А.Виноградов, В.Н. яткина и др. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
  6. Урок физической культуры в современной школе: Метод. рек.: Вып.1 - М.: Сов. спорт, 2003. - 160 с.
  7. Уроки физической культуры в школе: Пособие для учителей / В.А. Барков, А.И. Навойчик, Ю.К. Рахматов и др./ Под ред. В.А. Баркова. - Мн.: Тэхналогія, 2001. – 240 с.
  8. Фізічная культура і здароўе. Часопіс МА РБ. – 2010. - № 3, 4.

 

 

С критериями оценки уровня подготовки абитуриентов на вступительном испытании по дисциплине «Теория и методика физического воспитания» можно ознакомиться здесь.