Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 
 
 
Программа профильного вступительного испытания
для получения высшего образования I ступени по дисциплине «Творчество» для специальности
«Народное творчество (инструментальная музыка)» очной (дневной) формы получения образования
в 2017 году
 
 

 

 

1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

 

Абитуриентами специальности 1-18 01 01 «Народное творчество» (по направлениям)» (направление специальности 1-18 01 01-02 «Народное творчество (инструментальна музыка)») могут быть выпускники детских музыкальных школ, детских школ искусств, музыкальных колледжей, гуманитарных колледжей, колледжей искусств и иных учреждений общего среднего, профессионально-технического и среднего специально образования.
Цель профильного вступительного испытания по дисциплине «Творчество» – качественный отбор абитуриентов для получения высшего образования по направлению специальности 1-18 01 01-02 «Народное творчество (инструментальная музыка)» в дневной форме получения образования, направленный на выявление навыков и способностей, необходимых для профессиональной подготовки будущих специалистов.

 

Основные задачи профильного вступительного испытания по дисциплине «Творчество»:

  • определение уровня подготовки абитуриентов;
  • обеспечение объективной оценки знаний и умений абитуриентов.

 

 

2. ТРЕБОВАНИЯ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ

 

Структура профильного вступительного испытания

 

Профильное вступительное испытание по дисциплине «Творчество» для направления специальности 1-18 01 01-02 «Народное творчество (инструментальная музыка)» проводится два этапа:

  • 1 этап – музыкальный инструмент;
  • 2 этап – теория музыки и сольфеджио.

Каждый этап вступительного испытания оценивается по десятибальной шкале. По результатам проведения испытания абитуриенту выставляется сумма баллов, полученных им на каждом этапе.

 

Требования, предъявляемые к уровню подготовки на 1 этапе – музыкальный инструмент

 

Данный этап включает исполнение программы на инструменте (баян, аккордеон, домра, цимбалы, балалайка, гитара).

 

Для исполнителей на баяне, аккордеоне:
1. Полифоническое произведение (прелюдия и фуга, фугетта не менее
3-х голосов).
2. Произведение крупной формы (соната, концерт, сюита).
3. Пьеса.
4. Этюд или виртуозная пьеса.

 

Для исполнителей на домре, балалайке, гитаре, цимбалах:
1. Произведение крупной формы (соната, концерт, сюита).
2. Обработка русской (белорусской) народной песни (либо произведение композитора эпохи барокко).
3. Пьеса белорусского композитора.
4. Этюд или виртуозная пьеса.

 

Примерные программы выступлений на инструменте

 

Баян:
 И.С. Бах. Прелюдия и фуга d-moll, ХТК ч.1.;
 А.Кусяков. Соната №2 ч.1;
 Л. Малиновский. Напев и наигрыш;
 В. Гридин. Ехал казак за Дунай.

 

Аккордеон:
 Г. Мушель. Прелюдия и фуга Es-dur;
 Ю. Шамо. Соната №3;
 В. Малых. Токката;
 Е. Дербенко. Извозчик.

 

Домра:
 Н. Будашкин. Концерт, ч.1;
 Русская народная песня «За окном черемуха колышется», обработка В. Городовской;
 Г. Вагнер. Родные напевы;
 Р. Щедрин. В подражание Альбенису.

 

Цимбалы:
 В.А. Моцарт. Концерт В-dur, ч.1;
 Белорусская народная песня «Перапёлачка», обработка Д. Каминского;
 В. Солтан. Мелодия;
 Г. Венявский. Каприс a-moll.

 

Балалайка:
 Е. Кочанов. Концерт, ч.1.;
 Русская народная песня «Погостюйте, наши гости», обработка В. Галахова;
 В. Солтан. Думка;
 А. Дворжак. Юмореска.

 

Гитара:
 М. Джулиани. Соната ор. 15, ч.1;
 И.С. Бах. Прелюдия и фуга из сюиты для лютни BWB 995;
 Е. Гридюшко. Песня осени;
 Х. Сагрерас. Колибри.

 

Требования, предъявляемые к уровню подготовки на 2 этапе – теория музыки и сольфеджио

 

Данный этап включает:

  • одноголосный музыкальный диктант;
  • определение на слух интервалов и аккордов (цепочка из восьми звеньев);
  • задания по теории музыки (построение интервалов и аккордов в тональности и от звука);
  • чтение с листа.

 

Необходимый теоретический минимум:

1. Музыкальный звук и его свойства.
2. Музыкальная система. Строй. Темперация.
3. Нотное письмо. Запись высоты и длительности звука.
4. Метр. Ритм.
5. Размер. Виды размеров. Группировка длительностей в тактах.
6. Темп. Агогика. Динамика.
7. Лад. Диатонические и хроматические лады.
8. Тональность. Взаимоотношения мажорных и минорных тональностей.
9. Интервалы. Классификация интервалов.
10. Интервалы в ладу.
11. Аккорды. Классификация аккордов.
12. Трезвучия в ладу.
13. Хроматизм и альтерация. Хроматическая гамма.
14. Модуляция. Родство тональностей.
15. Секвенции. Транспозиция.
16. Мелодия. Мелизмы.
17. Музыкальный синтаксис.
18. Сведения о музыкальной фактуре.

 

3. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА В ПОМОЩЬ АБИТУРИЕНТУ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ

 

  1. Алексеев, Б. Систематический курс музыкального диктанта / Б. Алексеев, Д. Блюм. – М.: Музыка, 1991.
  2. Антология литературы для баяна. Ч.1-8. /сост. Ф. Липс. – Москва, 1984-91.
  3. Арчажнов, А. Курс сольфеджио / А. Арчжанов. – М., 1974. – Вып. 1.
  4. Белорусский сувенир. Произведения для баяна / сост. Севрюков Н.И. – Минск, 1990.
  5. Вахромеев, В.А. Элементарная теория музыки / В.А. Вахромеев. – М.: Музыка, 1983.
  6. Волосюк, Л.К. Самостоятельная работа над музыкальным произведением в классе специнструмента (домра) / Л.К. Волосюк. – Мн.: Бел. гос. ун-т культуры, 1989. – 16 с.
  7. Гинзбург, Л.С. О работе над музыкальным произведением / Л.С. Гинзбург. – 4-е изд. – М.: Музыка, 1981. – 143 с.
  8. Гладков, Е. Школа игры на цимбалах / Е. Гладков. – Мн.: Беларусь, 1983. – 127 с.
  9. Драгомиров, П. Учебник сольфеджио / П. Драгомиров. – М., 1996.
  10. Жинович, И. Школа игры на цимбалах / И. Жинович. – Мн., 1993.
  11. Играем на бис! Из репертуара Юрия Вострелова / сост. Вострелова Ю.А. – М.: Музыка, 2004.– 64 с.
  12. Кирьянов, Н. Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре / Н.Г. Кирьянов. – М., 1991.
  13. Лесная сказка. Альбом популярных вальсов для баяна и аккордеона / сост. Куликов В.П. – М.: Музыка, 2006.– 48 с.
  14. Масленкова, Л. Сокровища родных мелодий / Л. Масленкова. – Л., 1995.
  15. Специальный инструмент (баян, аккордеон): учеб. Пособие. В 2 ч. Ч.1 / сост. В.Б. Бубен, А.И. Ковалев. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2010. – 190 с.
  16. Способин, И.В. Элементарная теория музыки / И.В. Способин. – М.: Музыка, 1968.
  17. Фридкин, Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте/ А. Фридкин. – М.: Музыка, 1967.
  18. Цыганков А. Избранные произведения для трехструнной домры (балалайки) и фортепиано / А. Цыганков. – М.: Музыка, 2013.– 164 с.
  19. Щербак, В.М. Школа игры на балалайке / В.М. Щербак. ¬ Мн.: Бел. гос. академия музыки, 1997. - 123 с.

 

 

С критериями оценки уровня подготовки абитуриентов на вступительном испытании по дисциплине «Творчество» для специальности «Народное творчество (инструментальная музыка)» можно ознакомиться здесь.