Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

 
Программа вступительного испытания для получения высшего образования II ступени по специальности
1-08 80 04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и
адаптивной физической культуры»
в 2017 году
 
 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебная программа для поступающих в магистратуру по специальности 1-08 80 04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» служит для оценки знаний лиц, пожелавших обучаться на второй ступени высшего образования. Она построена на материале учебных дисциплин, входящих в учебный план подготовки специалистов по специальности 1-03 02 01 «Физическая культура».
Специалист, достигший магистерского уровня, должен уметь разбираться в основных направлениях развития современной науки в области физкультурного пространства, самостоятельно вести научную и научно-методическую работу по физической культуре и спорту с различным контингентом занимающихся.
Учебная программа состоит из следующих разделов: теория и методики физического воспитания школьников; принципы и методы обучения в физическом воспитании; урок физической культуры; организация учебного процесса по физической культуре; физическая нагрузка, умения и навыки, физические качества; физиологическая характеристика физических качеств; физическое воспитание детей с особенностями развития; гигиена физической культуры; спортивная тренировка.
Для успешной сдачи вступительного экзамена в магистратуру поступающим предлагается список специальной литературы.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

1. Охарактеризуйте общественную и личную ценности физической культуры.
Основы общественной (общенародной) ценности: общий уровень знаний о методах и средствах развития физического потенциала человека, накопление опыта физвоспитания, молодежи, общественное мнение и уровень престижности физической культуры, активность общества в сфере физической культуры; основы личной (индивидуальной) ценности – личный опыт организации физической активности, личные физические достижения, характер, структура и направленность мотиваций физической активности человека.

 

2. Раскройте сущность теории физического воспитания школьников.
Основные факторы и причины возникновения физического воспитания. Определение и содержание понятий «физическая культура», «спорт», «физическая рекреация» и «физическая реабилитация». Цель и задачи физического воспитания и их содержание. Физическое воспитание школьников со спортивной направленностью (цели, задачи, понятия «физическая подготовка» и «физическая подготовленность»).

 

3. Проанализируйте основы системы физического воспитания.
Раскрыть сущность социально-экономических, правовых, программно-нормативных, научных, методических, организационных основ. Взаимосвязь рассмотренных основ системы физического воспитания. Их значение для дальнейшего развития физического воспитания.

 

4. Охарактеризуйте планирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре и здоровью в школе.
Виды планирования. Методика составления документов планирования. Содержание программно-нормативных основ физического воспитания. Характеристика основных программных и нормативных документов, регламентирующих учебный процесс по физической культуре и здоровью. Методика составления и оформления конспекта урока.

 

5. Раскройте содержание принципов обучения в физическом воспитании.
Общее представление о принципах обучения и их характеристике. Классификация принципов обучения. Принципы отношения (сознательности, активности), соответствия (индивидуальности, доступности, наглядности), построения (повторности, постепенности, последовательности, системности), оценивания (научности, прочности). Способы реализации принципов в условиях процесса физического воспитания школьников (привести пример).

 

6. Охарактеризуйте методы обучения, применяемые в физическом воспитании.
Содержание методов частично регламентированного упражнения, как практических методов воспитания физических качеств. Содержание методов строго регламентированного упражнения, как практических методов обучения и воспитания физических качеств.

 

7. Проанализируйте урок как основную форму организации физического воспитания.
Определение и основные признаки урока. Основные характеристики урока. Основные требования к уроку физической культуры и здоровья. Виды классификации уроков физической культуры (по направленности, основным задачам физвоспитания, признаку решения педагогических задач).Типы и виды уроков. Содержание и структура урока физической культуры и здоровья.

 

8. Проанализируйте методику формирования знаний на уроках физической культуры и здоровья.
Характеристика теоретического раздела программы по физической культуре и здоровью: обеспечение безопасности занятий; гигиенические знания; правила самостоятельных занятий, самоконтроль; здоровый образ жизни; олимпизм и олимпийское движение. Знания как важный компонент физкультурного образования. Содержание общего физкультурного образования. Система знаний. Уровни усвоения и качества знаний. Особенности методики формирования знаний у детей различного школьного возраста. Система оценки знаний.

 

9. Проанализируйте инновационные процессы в физическом воспитании.
Экзамен по физической культуре и здоровью в выпускном классе. Комплексное физкультурно-спортивное мероприятие «урок футбола» («Час футбола», 2008). Шестой рабочий день при пятидневной учебной неделе. Факультативные занятия по физической культуре. Краткий анализ существующих программ факультативных занятий по физической культуре в школе.

 

10. Объясните методы и способы организации учебной деятельности учащихся на уроке физической культуры и здоровья.
Методика организации основных видов деятельности школьников. Фронтальный, групповой, круговой и индивидуальный методы организации деятельности учащихся на уроке. Особенности их применения со школьниками различного возраста. Поочередный, поточный, одновременный способы выполнения физических упражнений. Круговая тренировка как организационно-методическая форма занятий.

 

11. Осветите сущность организации учебного процесса по физической культуре и здоровью в школе.
Общая характеристика организации учебного процесса в школе по видам физических упражнений (гимнастике, плаванию и лыжному спорту, легкой атлетике, спортивным играм). Контроль за успеваемостью учащихся по физической культуре и здоровью. Подготовка учителя к уроку.

 

12. Раскройте методы педагогического анализа урока физической культуры и здоровья.
Виды педагогического анализа урока: педагогическое наблюдение, хронометрирование и пульсометрия урока. Понятие «плотность» урока. Общая и моторная плотность. Цель, методика организации и проведения хронометрирования урока. Форма протокола. Методика расчета общей и моторной плотности урока. Анализ и обсуждение полученных результатов. Методика проведения пульсометрии урока.

 

13. Рассмотрите средства физического воспитания.
Физическое упражнение как основное средство физического воспитания. Классификации физических упражнений. Определение понятия «нагрузка физического упражнения». Компоненты нагрузки и способы ее варьирования. Внутренняя и внешняя стороны нагрузки. Характеристика техники физических упражнений. Части и фазы техники.

 

14. Раскройте методику обучения двигательным действиям.
Движение и двигательное действие. Двигательное умение и навык. Особенности методик их формирования. Характеристика этапов обучения двигательному действию: ознакомление с двигательным действием, разучивание, закрепление и совершенствование.

 

15. Объясните особенности воспитания физических качеств и развития двигательных способностей.
Определение понятий «физические качества» и «физические способности». Их роль и значение для гармонического развития личности. Психофизиологическая характеристика физических качеств и двигательных способностей. Методики воспитания физических качеств на уроках физической культуры и здоровья.

 

16. Проанализируйте координационные способности и объясните методику их развития у различных контингентов занимающихся.
Определение и общая характеристика двигательно-координационных способностей. Формы проявления, (равновесие, ориентировка в пространстве, ритм движений), способы оценки, средства и методы воспитания. Выбор методов воспитания.

 

17. Охарактеризуйте особенности организации физического воспитания учащихся с нарушением здоровья
Организация занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Содержание и методика проведения самоконтроля при занятиях физической культурой. Сроки возобновления занятий физической культурой после травм и заболеваний. Контроль за учебной деятельностью детей в специальных медицинских группах.

 

18. Раскройте сущность гигиены физической культуры
Питание школьников, регулярно занимающихся физической культурой. Закаливание к холоду в системе физического воспитания детей и подростков. Физиолого-гигиенические аспекты влияния вредных привычек на организм школьников. Гигиеническое обеспечение режима учебного дня детей школьного возраста. Гигиенические требования к спортивным сооружениям и местам занятий физическими упражнениями.

 

19.Объясните сущность физиологических основ физического воспитания
Систолический и минутный объемы сердца в покое и при физических нагрузках. Физическая работоспособность и методы ее определения. Анализ функциональной пробы с 20 приседаниями. Методика расчета основных энергозатрат у учащихся разного школьного возраста.

 

20. Изложите систему спортивных соревнований.
Соревнование как источник спортивных отношений. Общая структура, специфические особенности и функции спортивного соревнования. Система соревнований. Организация и проведение состязаний в условиях коллектива физической культуры школы. Положение о соревновании. Спортивный результат — специфический и интегральный продукт соревновательной деятельности. Классификация спортивных достижений. Факторы, влияющие на их динамику.

 

21. Раскройте основы спортивной тренировки
Характерные черты современной спортивной тренировки. Этапы многолетней подготовки спортсменов. Периодизация спортивной тренировки. Виды спортивных соревнований. Спортивная форма как способ управления подготовкой спортсмена.

 

22. Рассмотрите физиологическую характеристику разминки.
Разминка как фактор оптимизации предстартовых реакций, ускорения врабатывания функций, повышения общего тонуса организма и работоспособности. Значение общей и специальной разминки. Функциональные изменения в организме во время разминки (повышение возбудимости ЦНС, усиление деятельности всех звеньев кислородтранспортной системы, повышение температуры тела и интенсификации обмена веществ). Следовые процессы после разминки. Обоснование интервала отдыха между разминкой и соревнованием

 

23. Объясните спортивную форму и проанализируйте систему управления подготовкой спортсмена.
Подготовленность спортсмена и ее стороны. Физическая, техническая, тактическая, морально-волевая, интегральная и теоретическая подготовка спортсмена. Управление процессом становления и совершенствования технического мастерства. Спортивная форма как комплексный показатель подготовленности спортсмена, фазы (уровни) спортивной формы.

 

24. Дайте характеристику организации детско-юношеского спорта
Отбор, ориентация и прогнозирование в спорте. Типы спортивных школ (цель и задачи, стоящие перед ними, структура и содержание их работы). Планирование учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ. Особенности подготовки юных спортсменов в условиях общеобразовательной школы.

 

25. Проанализируйте систему подготовки спортивного резерва в Республике Беларусь.
Спортивный отбор и его этапы. Этапы отбора в спортивной тренировке (этап предварительного, вторичного отбора, этап спортивной ориентации, отбора в сборные команды). Программно-нормативные, организационные и научно-методические основы системы подготовки спортивного резерва в Республике Беларусь. Роль учителя физической культуры и здоровья в спортивном отборе талантливой молодежи.

 

26. Подготовка спортсменов высокого класса
Виды (стороны) подготовки спортсменов. Врачебно-педагогический контроль за подготовленностью спортсмена (функциональной, физической, технической, морально-волевой) в различных видах спорта. Цикличность тренировочного процесса. Принципы спортивной тренировки.

 

27. Проанализируйте соблюдение норм техники безопасности при занятиях физической культурой, спортивный травматизм и его профилактику.
Цель соблюдения норм техники безопасности на уроках физической культуры и здоровья. Методика формирования у учащихся знаний по технике безопасности на уроках физической культуры и здоровья. Классификация спортивных травм, их характеристика и меры первой помощи. Классификация причин спортивного травматизма: организационные недостатки, нарушения методики проведения занятий, дисциплинарные нарушения, игнорирование санитарно-гигиенических норм и требований; невыполнение врачебных рекомендаций. Меры профилактики спортивного травматизма.

 

28. Проанализируйте гигиенические требования к школьным спортивным сооружениям.
Виды школьных спортивных сооружений. Определение гигиенических норм спортсооружений. Подготовка спортивных сооружений к учебному году. Гигиенические требования к открытым и крытым спортивным сооружениям. Требования к зеленым насаждениям на открытом спортивном сооружении школы.

 

29. Проанализируйте мотивацию к занятиям физической культурой и спортом лиц различного возраста.
Понятие «мотив». Мотивация как психолого-педагогическая проблема. Приемы мотивации населения к занятиям физической культурой. Особенности возникновения и формирования мотивов спортивной деятельности. Первичные мотивы спортивной деятельности. Мотивы стадии спортивной специализации. Доминирующий мотив стадии высшего спортивного мастерства.

 

30. Охарактеризуйте особенности организации адаптивной физической культуры
Организация специального образования в Республике Беларусь. Цель и задачи адаптивной физической культуры. Компоненты адаптивной физической культуры. Место адаптивной физической культуры в системе знаний о человеке. Образовательная деятельность по адаптивной физической культуре (специальные учебные заведения, вузы, колледжи). Научно-исследовательская работа в этой области. Специальное Олимпийское движение. Паралимпийские игры и Сурдолимпийские игры.

 

31. Охарактеризуйте основы научной деятельности в области физической культуры
Подготовка научно-педагогических кадров по физической культуре в Республике Беларусь. Магистратура, аспирантура, докторантура. Диссертация. Высшая аттестационная комиссия. Присвоение ученых званий и ученых степеней. Актуальные проблемы научных исследований в области физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.

 

32. Охарактеризуйте научно-педагогическую деятельность учителя физической культуры и здоровья.
Цель научно-педагогической деятельности учителя физической культуры, её организация и осуществление. Научные подходы к организации учебно-воспитательной работы со школьниками. Анализ системы повышения квалификации: самостоятельная работа, методические объединения, курсовая переподготовка. Положение об аттестации учителей. Магистратура, аспирантура и соискательство как формы подготовки научно-педагогических кадров.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М.М.Боген.- М.:Физкультура и спорт.-1985.- 191 с.
  2. Визитей, Н.Н. Физическая культура личности / Н.Н. Визитей. - Кишинев: Штиница, 1989.- 110 с.
  3. Головных, Г.Я. Физическая культура как социальное явление: Учебное пособие / Г.Я.Головных. - Смоленск, 1989.- 37 с.
  4. Городилин, С.К. Основы общей теории физической культуры: Учебн. пособие по курсу «Теория и методика физической культуры и спорта» для ст-тов спец-ти П. 02.02.- Физическая культура» / С.К.Городилин. - Гродно, 1996.- 70 с.
  5. Гужаловский, А.А. Физическое воспитание в школе: Метод. пособие / А.А.Гужаловский, Е.Н.Ворсин. - Мн.: Полымя, 1988.- 95 с.
  6. Гужаловский, А.А. Планирование учебного процесса по физическому воспитанию / А.А.Гужаловский, В.Н.Кряж // Фізічная культура і здароўе. - Вып.1, 1995.- С. 22-48.
  7. Закон республики Беларусь «О физической культуре и спорте».- Мн., 1993 .- 24 с.
  8. Программа по физической культуре для учащихся начальных классов общеобразовательных школ (переработанная и дополненная) // Разраб. В.Н. Кряжем, С.В. Ворсиным, А.А. Гужаловским. - Мн., 1999.- 36 с.
  9. Программа по физической культуре для учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы (переработанная и дополненная) // Разраб. В.Н. Кряжем, С.В. Ворсиным, А.А. Гужаловским и др. - Минск, 1998.- 27 с.
  10. Ломейко, В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в 1-10 классах / В.Ф.Ломейко. – Минск : Народная асвета, 1980.- 128 с.
  11. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (Общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебн. для ин-тов физ. культуры /Л.П.Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991.- 593 с.
  12. Основы теории и методики физической культуры: Учебн. для техн. физ. культуры / Под ред. А.А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986.- 352 с.
  13. Теория и методика физического воспитания: Учебн. для ст-тов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03. «Физ. культура» / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др. Под ред. Б.А. Ашмарина.- М.: Просвещение, 1990.- 287 с.
  14. Физическое воспитание в 1-4 классах общеобразовательной школы: Для школ с белор. и русск. языками обучения / Е.Н. Ворсин, А.А. Гужаловский, Л.Д. Глазырина и др. Под ред. Е.Н. Ворсина.- Мн.: ПкиП «Асар», 1995.- 179 с.
  15. Фомин, Н.А. Возрастные основы физического воспитания /Н.А. Фомин, В.П.Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1972 .- 176 с.
  16. Шурухина, В.К. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школы учащихся 1-3 классов: Пособие для учителе / В.К.Шурухина. - М.: Просвещение, 1980.- 75 с.
  17. Матвеев, Л.П.Основы спортивной тренировки / Л.П.Матвеев. - М.:Физкультура и спорт,1997.-280 с.
  18. Платонов, В.Н. Современная спортивная тренировка / В.Н. Платонов. - Киев: Здоровье,1980.- 336 с.
  19. Семикоп, А.Ф. Основы теории и методики спортивной тренировки: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов физической культуры; пединститутов и университетов, УОР по специальности № 0303 «Физическая культура» / А.Ф.Семикоп. - Гомель, 1992. – 149 с.4

 

 

С критериями оценки уровня подготовки абитуриентов на вступительном испытании по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» можно ознакомиться здесь.