Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

 
Программа дополнительного вступительного испытания для получения высшего образования II ступени по специальности 1-23 80 04 «Социология»
в 2017 году
 
 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа дополнительного вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по специальности 1 – 23 80 04 «Социология» разработана на основе образовательного стандарта.
Программы предназначена для абитуриентов, успешно окончивших первую ступень образования по непрофильным специальностям и желает продолжить обучение в магистратуре по специальности 1 – 23 80 04 «Социология».
Цель программы – определить степень соответствия качества подготовки поступающего в магистратуру требованиям государственного образовательного стандарта по специальности.

 

Основные задачи программы:

  • сформировать у абитуриентов теоретико-методологическую базу научного объяснения и понимания закономерностей развития социологии в исторической перспективе и многообразии ее направлений,
  • научить творческому осмыслению процессов становления и развития социальных теорий, объективной оценке вклада национальных социологий в развитие дисциплины в целом,
  • развить умение самостоятельного социологического и критического мышления в процессе изучения теоретического наследия социологии.

 

Основной акцент в рамках данного курса делается на изучении основных понятий социологии, её задачах, функциях, этапах становления и развития социологии.

 

На вступительном испытании студент должен:

знать:

  • что представляет собой социология как особая дисциплина об обществе;
  • объект, предмет, структуру и функции социологии как особой дисциплины об обществе;
  • категории, законы и закономерности, составляющие концептуальную основу социологии;
  • общие методологические принципы осуществления социологического исследования;

уметь:

  • уметь использовать понятийный аппарат социологии для характеристики как самой социологии, так и интерпретации изучаемых социальных явлений;
  • различать уровни социологического знания;
  • понимать особенности построения социологического знания;

владеть навыками:

  • основными понятиями социологии как науки.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

1. Социология как наука, ее предмет, структура и функции. Определение социологии. Социология в системе социально-гуманитарных наук: история, социальная философия, социальная психология. Социология и другие социальные науки, изучающие отдельные сферы общественной жизни (экономика, правоведение, политология, культурология, социальная антропология и др.). Связь социологии с естественнонаучными дисциплинами. Понятийно-категориальный аппарат социологии. Понятие социального. Структура социологической науки: теоретическая социология, частные социологические теории (теории среднего уровня), эмпирические социологические исследования (прикладная социология). Функции социологии (познавательная, управленческая, организационно-технологическая, прогностическая).

 

2. Общество как объект социологического познания и основная категория социологии. Понятие общества и многообразие подходов к его определению в истории социальной мысли. Основные признаки общества. Сферы общества. Типология обществ. Общество как социальная система. Основные системные характеристики общества. Закономерности функционирования и развития общества как социально-экономической и социокультурной системы.

 

3. Социальная структура общества и ее основные компоненты. Социальная структурированность общества – его неотъемлемое качество. Сущность социальной структуры как совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаимодействий между ними.
Социальная группа как исходная «клеточка» социальной структуры. Определение Р.Мертоном социальной группы. Характерные особенности и признаки социальной группы. Введенное Ч.Кули различение первичных и вторичных групп, их специфические характеристики. Особенности реальных, экспериментальных и референтных, больших и малых групп. Своеобразие квазигрупп (аудитория, толпа, социальные круги), их социальные характеристики.
Социальные слои как составные компоненты социальной структуры общества. Сущностная характеристика социального слоя (страты).
Социальная общность – ключевой элемент социальной структуры. Типология социальных общностей (социально-стратифицированные, этно-национальные, территориальные, профессиональные и др.). Их отличительные признаки и особенности.

 

4. Социальная стратификация и социальная мобильность. Понятие социально стратификации. Основные измерения стратификации: власть, доход, образование и др. Исторические типы социальной стратификации. Теории социальной стратификации К.Маркса, М.Вебера, П.Сорокина, Р.Дарендорфа и др. Понятие «социальный класс». Концепции класса К.Маркса, М.Вебера, У.Уоренна и др.
Характерные особенности социальной мобильности как процесса изменения индивидом или группой места в социальной структуре общества, перемещение их из одного социального положение в другое, качественно от него отличное. Типология социальной мобильности (горизонтальная/вертикальная, восходящая/нисходящая, индивидуальная/групповая, межпоколенная/внутрипоколенная). Механизмы и каналы социальной мобильности.

 

5. Социальный статус и социальная роль. Понятия «социальный статус» и «социальная роль». Диалектика социальных статусов и социальных ролей в обществе. Типы социальных статусов. Статусный набор. Социальная роль. Классификация ролей (Т.Парсонс). Ролевой набор. Проблема принятия роли. Ролевое поведение и социальные ожидания как его регуляторы. Ролевые конфликты.

 

6. Социальные институты и социальные организации. Определение понятия «социальный институт». Функции социальных институтов. Типологизация социальных институтов по содержанию и направленности их деятельности.
Принципы формирования и функционирования социальных институтов: жизненная обусловленность; формоустойчивость; стабильность; функциональная направленность; социально-историческая преемственность; социальная детерминированность; исторический динамизм; прочная системная связь элементов и др. Семья как социальный институт.
Понятие «социальная организация». Типология организаций: добровольные ассоциации; производственно-хозяйственные объединения; кредитно-финансовые организации; научно-исследовательские и учебные заведения; учреждения здравоохранения; организации социального обеспечения; учреждения культуры; организации физкультуры и спорта; правоохранительные органы; организации вооруженных сил; административно-управленческие организации; акционерные общества; холдинговые компании; тотальные организации. Разработанная М.Вебером теоретическая модель идеального типа управления в организации. Влияние внутренних факторов и внешней среды на управление организацией и на ее функционирование.

 

7. Социальный контроль. Место и роль социального контроля в развертывании и упорядочивании, регулировании социальных процессов. Сущность социального контроля как способа саморегуляции социальной системы. Приоритетная значимость социальных норм, ценностей, санкций в осуществлении социального контроля.
Основные компоненты социального контроля. Отличительные особенности неформального и формального контроля. Функции социального контроля. Виды социального контроля. Характеристика вклада, внесенного в социологию контроля Р.Парком, С.Аском, Р.Лапьером, Т.Парсонсом. Основные способы и методы социального контроля: а) предотвращение, б) удержание, в) изоляция, г) обособление, д) реабилитация. Роль социальных институтов, созданных для осуществления санкций к нарушителям норм, в функционировании системы контроля: уголовного права, милиции (полиции), суда, прокуратуры, тюрьмы, социальной работы.

 

8. Социальное поведение. Понятие отклоняющегося (девиантного) поведения. Социальное поведение как категория теоретической социологии. Социальное поведение и социальное действие. Основные виды социального поведения (нормальное, деструктивное, асоциальное, противоправное).
Девиантное поведение как характеристика социального поведения. Теория аномии. Э.Дюркгейм, Р.Мертон о роли аномии в формировании и осуществлении отклоняющегося поведения. Виды девиантного поведения. Причины социальных девиаций и их профилактика.
Особенности и роль коллективного поведения в формировании общества, в возникновении нового социального строя.

 

9. Социальные процессы и их классификация. Социальные изменения. Определение социального процесса как совокупности последовательных социальных изменений, движений, взаимодействий индивидов, социальных групп и общностей, связанных между собой структурными, причинными или функциональными зависимостями. Основные особенности социальных процессов. Типология социальных процессов (прогрессивный/регрессивный, революционный/эволюционный, линейный/нелинейный и др.). Теории циклического развития культуры и цивилизации, обоснованные Н.Я. Данилевским, О.Шпенглером, А.Тойнби, П.Сорокиным. Основные виды социальных процессов. Глобализация как специфический социальный процесс.
Сущность социальных изменений как совокупность многообразных перемен, происходящих в течение определенного времени в обществе, в его социальной структуре, в социальных общностях, группах, институтах, организациях, в социальных статусах и ролях отдельных личностей, в их взаимодействиях между собой и любыми структурными компонентами общества. Основные виды социальных изменений. Роль трансформационных инновационных социальных изменений в развитии современного общества.

 

10. Социальный конфликт: понятие, структура, виды. Природа конфликтов. Характеристики и основные параметры конфликта: причины конфликтов, острота, длительность, последствия. Причины конфликтов. Классификация конфликтов. Стадии протекания социального конфликта. Способы разрешения конфликта.
Возникновение теории социальных конфликтов. Теоретические разработки проблемы социальных конфликтов К.Марксом и Г.Зиммелем. Конфликтная парадигма Р.Дарендорфа. Функциональная теория конфликта Л.Козера. Элементы теории социального конфликта. Функции социального конфликта. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия.

 

11. Социологическое понимание личности и социализации. Человек как биосоциальная система. Человек, индивид, личность. Определение и структура личности. Социальные типы личности.
Понятие социализации. Психологический, педагогический и социологический подходы к изучению социализации. Агенты и механизмы социализации. Первичная и вторичная социализация, их особенности. Этапы, стадии и факторы социализации.

 

12. Культура как социальный институт. Понятие культуры и специфика его социологического изучения. Культура как система ценностей и норм, регулирующих взаимосвязи в обществе. Культурное и социальное.
Функции культуры. Виды культуры: массовая, высокая, традиционная, субкультура, контркультура. Понятие культурного развития и культурной деградации. Теория культурного отставания. Традиции белорусской культуры и их влияние на развитие современного белорусского общества.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1993.
  2. Бауман 3. Мыслить социологически. – М., 2006.
  3. Бауман 3.Глобализация. Последствия для человека и общества. – М., 2004.
  4. Гидденс А. Социология. – М., 2011.
  5. Гидденс Э. Последствия модернити // Новая постиндустриальная волна на Западе. – М., 1999.
  6. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология. Учебное пособие для вузов. – СПб., 2003.
  7. Давыдов Ю.Н. Новое и старое в теоретической социологии. – М., 2003
  8. Зборовский Г.Е. История социологии: Учебник. – М., 2008.
  9. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов / Отв. редактор Г.В. Осипов. – М., 1999.
  10. История социологии: Учебное пособие / Под общей редакцией А.Н. Елсукова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн., 1997.
  11. История теоретической социологии в 4-х т. – М., 1997.
  12. Кравченко А.И. История зарубежной социологии. – М., 2005.
  13. Кравченко С., Мнацаканян М, Покровский Н. Социология: Парадигмы и темы. – 2-е изд. – М., 1998.
  14. Култыгин В.П. Классическая социология. – М., 2000.
  15. Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. – Спб., 1992.
  16. Ритцер Дж. Современные социологические теории. – СПб., 2002.
  17. Соколова Г., Титаренко Л. Современная западная социология. Хрестоматия. Учебное пособие. – Минск, 2008.
  18. Смелзер Н. Социология. – М., 1994.
  19. Титаренко Л.Г. Современные тенденции развития социологии // Социология. – 2004. – №2. С. 18–23.
  20. Теоретическая социология. Антология: в 2 т. – М., 2002.
  21. Штомпка П. Социология. – М., 2005.
  22. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. – М, 1969.

 

 

С критериями оценки уровня подготовки абитуриента на вступительном испытании по специальности «Социология» можно ознакомиться здесь.