Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

 
Программа вступительного испытания для получения высшего образования II ступени по специальности
1-23 80 04 «Социология»
в 2017 году
 
 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа вступительного экзамена для поступающих в магистратуру по специальности 1 – 23 80 04 «Социология» составлена на основе требований государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста-социолога.
Предлагаемая программа призвана определить уровень усвоения социологических знаний испытуемым и навыков по их применению в будущей исследовательской деятельности.
Цель профильного вступительного испытания – выявить уровень способностей испытуемого к социологической рефлексии.

 

Вступительные испытания для поступающих в магистратуру по специальности 1 – 23 80 04 «Социология» проводятся по следующим тематическим разделам:

  • История социологии;
  • Теоретическая и отраслевая социология;
  • Методология и методы социологических исследований.

 

На вступительном испытании студент должен:

знать:

  • теоретические основы и закономерности функционирования социологической науки, принципы соотношения методологии и методов социологического познания;
  • основные тенденция и направления развития мировой и отечественной социологии;

уметь:

  • уметь использовать компьютерную технологию для обработки социологической информации;
  • уметь квалифицированно анализировать современные социальные проблемы общества в рамках одной из отраслей социологии;
  • уметь разрабатывать и использовать социологический инструментарий для диагностики различных видов социальной деятельности;

владеть навыками:

  • владеть методологией, методикой и техникой проведения социологического исследования;
  • владеть методикой и технологией создания и использования моделей прогнозирования социальных явлений;
  • владеть инновационными технологиями в практике социологической работы.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

 

1. Социологическая концепция О.Конта. Теоретические и исторические предпосылки социологической концепции О.Конта. Первый позитивизм и идея новой науки об обществе. Критика традиционной метафизики. Возникновение позитивистской социологии. Основополагающие принципы нового («позитивного») метода.
Цели и задачи научного познания по Конту. О.Конт о предмете и задачах социологии как новой науки об обществе. Социальная статика и социальная динамика. Закон трех стадий и контовская трактовка социального прогресса.
Аналогия между организмом и обществом, идея социального порядка, военного и промышленного общества. Основные элементы социальной системы: семья, ассоциация, государство. О.Конт о роли рабочего класса. Контовское учение о методах социологии. Историческое значение учения О.Конта.

 

2. Эволюционно-органическая концепция социологии Г.Спенсера. Идейно-теоретические предпосылки учения Г.Спенсера. Главные идеи социальной теории Г.Спенсера: понимание общества как организма и идея всеобщего закона эволюции.
Общество как организм: сходство и различия. Социальная интеграция и социальная дифференциация. Направленность социальной эволюции. Идея закономерного развития общества как перехода от простого к сложному. Факторы общественной эволюции. Милитаристский и индустриальный типы общества. Соотношение социальной эволюции и морального прогресса человечества.
Предмет и задачи социологии в концепции Г.Спенсера. Сравнительно-исторический метод как основа развития социологии. Социальная доктрина Г.Спенсера и идеология либерализма.

 

3. Социал-дарвинистские концепции социологии (Л.Гумплович, Г.Ратценхофер, У.Самнер, А.Смолл). Общая характеристика социал-дарвинизма. Антропологическая школа и либеральное направление в социал-дарвинизме.
Социологические идеи Л.Гумпловича. Учение Л.Гумпловича о социальных группах и расах, о развитии общества как борьбе групповых интересов.
Социологические идеи Г.Ратценхофера. Учение о первичной силе и внутреннем интересе, об основном социологическом законе. Насилие и конфликт как формы социального развития.
Социологические идеи американского социолога У.Самнера. Учение У.Самнера о социальном неравенстве и о народных обычаях как факторах общественного развития.
Социологические идеи А.Смолла. Учение А.Смолла об интересе как основном факторе развития. Классификация интересов. Проблема гармонизации общества. А.Смолл о предмете и задачах социологии.

 

4. Концепции психологического эволюционизма в социологии (У. Уорд, Ф. Гиддингс). Общая характеристика перехода социологии от биологических моделей объяснения к психологическим. Общая характеристика психологического редукционизма и его проявления.
Идеи психологического эволюционизма. Развитие Л.Уордом идей социальной эволюции на основе психических факторов. Учение Л.Уорда о природе универсальных социальных сил, обоснование психологического базиса для социологии. Природа человеческих желаний и их роль в общественной эволюции. Субъективные, объективные и социально-синтезированные факторы цивилизации. Учение Л.Уорда о «социократии». Значение работ Д.Уорда для формирования американской социологической щколы.
Социологические идеи Ф.Гиддингса. Учение Ф.Гиддингса о «родовом сознании», определение предмета и задач социологии. Идеи Ф.Гиддингса о социальной структуре к эволюции общества. Второй этап творчества Д.Гиддингса – переход к эмпирической социологии. Вклад Ф.Гиддингса в развитие американской социологии.

 

5. Итальянская школа социологии (В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс). Общая характеристика классической социологии в Италии. Социология В. Парето. Оппозиция логичных и нелогичных действий. Теория осадков (остатков). Теория дериваций. Социальная гетерогенность и циркуляция (круговорот) элит. Социально-психологическая типология социальных субъектов. Теория полиического класса Г. Моски. Понятия социального типа и юридической защиты. Главные проблемы социально-политической концепции Г. Моски. Аристократическая и демократическая тенденции в обществе. Методологические и общесоциологические взгляды Р. Михельса. Социология партий. Теория олигархизации. Историческое значение социологических идей В. Парето, Г. Моски и Р. Михельса.

 

6. Социология Э.Дюркгейма. Научные и философско-теоретические предпосылки социологии Э.Дюркгейма. Творчество Э.Дюркгейма как попытка преодоления биологизма и психологизма в социологии. «Социологизм» как философская основа социологической концепции Э.Дюркгейма. Социология как наука о социальных фактах. Основные методологические императивы социологии.
Разработка Дюркгеймом проблемы социальной солидарности и разделения труда. Применение идеи социологизма к исследованию феномена самоубийств. Работа «Самоубийство» как образец социологического исследования. Основные типы и причины совершения суицидальных актов.
Социологическая интерпретация понятия «аномия». Дефицит солидарности как основной социальный недуг современного общества.
Влияние идей Э.Дюркгейма на последующее развитие социологии. Роль ученого в становлении французской социологической школы.

 

7. Концепция понимающей социологии М.Вебера. Общая характеристика творчества М.Вебера. Веберовская трактовка предмета и метода социологии. Взгляд на общество сквозь призму его культуры («культурологический детерминизм»).
Понятие идеального типа и его значение в историко-социологическом исследовании. Социальное действие как простейший и единственно реальный факт социальной жизни. Возможность «понимания» социального действия.
Происхождение капитализма в трактовке М.Вебера. Место и роль протестантской этики в этом процессе. Теория прогрессирующей рациональности как универсальный принцип, определяющий цивилизационное развитие Запада.
Разработка М.Вебером специальных отраслей социологи. Историческое значение социологических идей М.Вебера и их влияние на современную социологию.

 

8. Интегральная социология П.А.Сорокина. Общая характеристика творчества П.А.Сорокина. Российский и американский периоды в жизни П.А.Сорокина.
Структура социологического знания. Теория социальной стратификации и мобильности. Социальное расслоение и его иерархически-субординационный характер. Общество как иерархизированное пространство социальных координат. Основные сферы стратификационного деления общества.
П.А.Сорокин о социальной и культурной динамике. Выделение трех типов культурных суперсистем. Базовые ценности, лежащие в основании типов культур, специфика конкретно-исторического воплощения ценностей.
Закон перманентных флуктуаций социокультурного развития и критика линеарно-прогрессистских теорий в социокультурной динамике.
Интегральная модель П.А.Сорокина и ее влияние на развитие социологического знания.

 

9. Чикагская школа социологии (Р. Парк, У. Томас, Ф. Знанецкий). Тенденция перехода от макротеоретических построений к изучению социальных явлений на микроуровне. Прикладные социологические исследования. Возрастание роли социологии в политической и общественной жизни Европы и США.
Перемещение центра социологических исследований в США. Чикагская школа социологии и ее вклад в развитие социологической науки.
Подготовительный период в развитии чикагской школы (1892 – 1915гг.): деятельность «большой четверки» (А.Смолл, Дж.Винсент, Ч.Хендерсон, У.Томас). Расцвет Чикагской школы (1915 – 1934 гг.). Работа У.Томаса и Ф.Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке2, ее роль в разработке качественной методологии социологических исследований.
Формирование идей социальной экологии Р.Парка и Э.Берджесса. Эволюционно-реформистский подход в социологии. Вклад представителей чикагской школы в разработку социологии города, региона, профессий, массовой коммуникации и др.
Упадок Чикагской школы. Акцентирование количественных методов. Формирование «жестких» метрических методик У.Огборна. Переход первенства в развитии социологии к Гарвардской школе.

 

10. Современная теория социального конфликта. Теоретические предпосылки концепции социального конфликта. Идеи К.Маркса и Г. Зиммеля о социальном конфликте. Возникновение теории конфликта. Творчество К. Боулдинга и Ч. Уиллса.
Представления Р. Дарендорфа об общественном порядке. Критика марксистских идей конфликта. Политизация конфликта.
Л. Козер о социальной организации общества и о природе социальных конфликтов. Идея конфликтного функционализма. Основная проблематика практического исследования конфликтов (причины, длительность, острота, последствия). Реалистический и нереалистический конфликты.
Современные теории конфликта и социологические подходы к разрешению конфликтов. Люис Крисберг. Рэндалл Коллинз.
Попытки теоретического синтеза идей диалектической и функциональной теории конфликта.

 

11. Теории обмена (Дж. Хоманс, П. Блау). Теоретические предпосылки теорий обмена в социологии: утилитаризм А.Смита и И.Бентама, социальная антропология Б.Малиновского и Дж. Фрейзера, принципы бихевиоризма Б.Скиннера.
Критическое отношение представителей рационалистической концепции обмена к идеям дюркгеймовской социологии. Концепция социального обмена Джорджа Хоманса. Индуктивная и дедуктивная стратегии построения теории. Идея универсальной закономерности человеческого поведения. Психологический редукционизм. Принципы обмена.
Концепция обмена Питера Блау. Дальнейшее развитие идей обмена. Проблема связи микро- и макроуровней анализа. Попытка синтеза идей обмена, структурного функ¬ционализма и символического интеракционизма в работах Блау.

 

12. Технократические концепции современной социологии (Дж.К. Гэлбрэйт, Д. Белл, Э. Тоффлер, М. Кастельс, И. Масуда). История становления технократических идей на Западе. Теоретико-методологические основания технократизма: абсолютизация роли научно-технического фактора в истории, рационалистическая трактовка управления обществом, элитизм, эволюционизм. Модель общества и этапы развития исторического прогресса. Сущность технологического детерминизма.
Основные этапы эволюции технократических идей. Классический технократизм (Т.Веблен), менеджеризм (Дж.Бэрнхейм), теории индустриального (Р.Арон, Дж.Гэлбрейт) и постиндустриального общества (Д.Белл, В.Феркисс. Э.Тоффлер), теории информационно-компьютерного общества (М.Кастельс, И.Масуда, Д.Нейсбит). Технократизм и современное общество.

 

13. Символический интеракционизм. Теоретические предпосылки интеракционизма. Творчество Дж.Г. Мида как основа теории символического взаимодействия индивидов в социальной среде. Структура личности в концепции Мида. Взгляды Мида на процесс социализации личности. Теория ролей.
Герберт Блумер и дальнейшее развитие символического интеракционизма. Природа человеческого взаимодействия. Интерпретация структуры личности и социальной организации в символическом интеракционизме. Анализ форм коллективного поведения.
Значение идей символического интеракционизма для последующего развития социологии (С. Лайман).
И. Гофман и драматургический подход в социологии. Теория фреймов (рамочный анализ). Исследование мира повседневной жизни людей. Проблема личности в драматургическом подходе: представление себя другим, мир как театр.

 

14. Феноменологическая социология и этнометодология. Теоретические и социально-культурные предпосылки возникновения феноменоло¬гической социологии. Критика позитивистских приемов исследования в социологии.
Разработка А. Шютцем основ феноменологической социологии. Значение субъективного мира в понимании социального действия. Конструирование значений и поток опыта. Определение субъективного смысла опыта. Теоретическая разработка интерсубъективности как основы социального. Коммуникация, социальные институты, культура с точки зрения интерсубъективного анализа. Понимание природы социального в субъективистском духе. Классификация уровней «понимания».
Эволюция идей А. Шютца в более поздних направлениях феноменологической со-циологии (Э. Тириакьян, П Бергер, Т. Лукман, А. Сикурел, А.Гурвич).
Попытка перенесения методы ч социальной антропологии и этнографии на социологию. Идея неосознанной коммуникации между людьми. Проблема рационального описания повседневных социальных взаимодействий. Определение предмета и задач социологии. Трактовка личности в концепции Г.Гарфинкеля. Идея взаимного понимания. Концепция коренного пересмотра методологических основ социологии.

 

15. Франкфуртская школа неомарксизма (М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Г.Маркузе, Ю.Хабермас). Теоретические и философские предпосылки становления и развития идей представителей Франкфуртской школы, ее основные представители. Критика современной западной цивилизации и позитивистских теорий в работах представителей «критической социологии».
Основные идеи критической теории общества М.Хоркхаймера, Г.Маркузе. Методологические принципы «критической социологии». Идеи «диалектики просвещения» М.Хоркхаймера и Т.Адорно и их реализация в принципах новой «социологии культуры» искусства. «Негативная диалектика» Т.Адорно как систематизация бессистемного. Социологизация диалектики как стремление создать новую логику социальных наук.
Критика одномерного человека, одномерного социума и одномерной культуры Г.Маркузе. От «негативной диалектики» к политическому экстремизму.
Второе поколение теоретиков Франкфуртской школы. Юрген Хабермас – виднейший представитель среднего поколения Франкфуртской школы и его попытки объединить «жизненный мир» и структурный подход. Теория «коммуникативного действия» Ю.Хабермаса.

 

16. Новейшие макросоциологические концепции современности (Э.Гидденс, П.Бурдье, Н.Луман). Современная западная социология и общие тенденции развития западного общества.
Современные теории коммуникативного действия. Самореферентные системы Никласа Лумана. Понятие коммуникативной рациональности. Знание и интересы. Коррективы теорий социальной эволюции. Теория универсального прагматизма.
Пьер Бурдье и исследование проблем воспроизводства классового общества. Современная трактовка основных категорий: социальное поведение, социальное отношение, социальная структура. Социальное поле, габитус.
Теория структурации Энтони Гидденса. Понятие агента. Дуальность структуры. Попытка соединить структурный и деятельностный подходы в социологии.

 

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ. ОТРАСЛЕВЫЕ СОЦИОЛОГИИ

 

17. Социология как наука, ее предмет, структура и функции. Определение социологии. Социология в системе социально-гуманитарных наук: история, социальная философия, социальная психология. Социология и другие социальные науки, изучающие отдельные сферы общественной жизни (экономика, правоведение, политология, культурология, социальная антропология и др.). Связь социологии с естественнонаучными дисциплинами. Понятийно-категориальный аппарат социологии. Понятие социального. Структура социологической науки: теоретическая социология, частные социологические теории (теории среднего уровня), эмпирические социологические исследования (прикладная социология). Функции социологии (познавательная, управленческая, организационно-технологическая, прогностическая).

 

18. Общество как объект социологического познания и основная категория социологии. Понятие общества и многообразие подходов к его определению в истории социальной мысли. Основные признаки общества. Сферы общества. Типология обществ. Общество как социальная система. Основные системные характеристики общества. Закономерности функционирования и развития общества как социально-экономической и социокультурной системы.

 

19. Социальная структура общества и ее основные компоненты. Социальная структурированность общества – его неотъемлемое качество. Сущность социальной структуры как совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаимодействий между ними.
Социальная группа как исходная «клеточка» социальной структуры. Определение Р.Мертоном социальной группы. Характерные особенности и признаки социальной группы. Введенное Ч.Кули различение первичных и вторичных групп, их специфические характеристики. Особенности реальных, экспериментальных и референтных, больших и малых групп. Своеобразие квазигрупп (аудитория, толпа, социальные круги), их социальные характеристики.
Социальные слои как составные компоненты социальной структуры общества. Сущностная характеристика социального слоя (страты).
Социальная общность – ключевой элемент социальной структуры. Типология социальных общностей (социально-стратифицированные, этно-национальные, территориальные, профессиональные и др.). Их отличительные признаки и особенности.

 

20. Социальная стратификация и социальная мобильность. Понятие социально стратификации. Основные измерения стратификации: власть, доход, образование и др. Исторические типы социальной стратификации. Теории социальной стратификации К.Маркса, М.Вебера, П.Сорокина, Р.Дарендорфа и др. Понятие «социальный класс». Концепции класса К.Маркса, М.Вебера, У.Уоренна и др.
Характерные особенности социальной мобильности как процесса изменения индивидом или группой места в социальной структуре общества, перемещение их из одного социального положение в другое, качественно от него отличное. Типология социальной мобильности (горизонтальная/вертикальная, восходящая/нисходящая, индивидуальная/групповая, межпоколенная/внутрипоколенная). Механизмы и каналы социальной мобильности.

 

21. Социальный статус и социальная роль. Понятия «социальный статус» и «социальная роль». Диалектика социальных статусов и социальных ролей в обществе. Типы социальных статусов. Статусный набор. Социальная роль. Классификация ролей (Т.Парсонс). Ролевой набор. Проблема принятия роли. Ролевое поведение и социальные ожидания как его регуляторы. Ролевые конфликты.

 

22. Социальные институты и социальные организации. Определение понятия «социальный институт». Функции социальных институтов. Типологизация социальных институтов по содержанию и направленности их деятельности.
Принципы формирования и функционирования социальных институтов: жизненная обусловленность; формоустойчивость; стабильность; функциональная направленность; социально-историческая преемственность; социальная детерминированность; исторический динамизм; прочная системная связь элементов и др. Семья как социальный институт.
Понятие «социальная организация». Типология организаций: добровольные ассоциации; производственно-хозяйственные объединения; кредитно-финансовые организации; научно-исследовательские и учебные заведения; учреждения здравоохранения; организации социального обеспечения; учреждения культуры; организации физкультуры и спорта; правоохранительные органы; организации вооруженных сил; административно-управленческие организации; акционерные общества; холдинговые компании; тотальные организации. Разработанная М.Вебером теоретическая модель идеального типа управления в организации. Влияние внутренних факторов и внешней среды на управление организацией и на ее функционирование.

 

23. Социологическое понимание личности и социализации. Человек как биосоциальная система. Человек, индивид, личность. Определение и структура личности. Социальные типы личности.
Понятие социализации. Психологический, педагогический и социологический подходы к изучению социализации. Агенты и механизмы социализации. Первичная и вторичная социализация, их особенности. Этапы, стадии и факторы социализации.

 

24. Социальные процессы и их классификация. Социальные изменения. Определение социального процесса как совокупности последовательных социальных изменений, движений, взаимодействий индивидов, социальных групп и общностей, связанных между собой структурными, причинными или функциональными зависимостями. Основные особенности социальных процессов. Типология социальных процессов (прогрессивный/регрессивный, революционный/эволюционный, линейный/нелинейный и др.). Теории циклического развития культуры и цивилизации, обоснованные Н.Я. Данилевским, О.Шпенглером, А.Тойнби, П.Сорокиным. Основные виды социальных процессов. Глобализация как специфический социальный процесс.
Сущность социальных изменений как совокупность многообразных перемен, происходящих в течение определенного времени в обществе, в его социальной структуре, в социальных общностях, группах, институтах, организациях, в социальных статусах и ролях отдельных личностей, в их взаимодействиях между собой и любыми структурными компонентами общества. Основные виды социальных изменений. Роль трансформационных инновационных социальных изменений в развитии современного общества.

 

25. Социология образования: объект, предмет, задачи, функции. Актуальные направления исследований. Социология образования как специальная социологическая теория. Объект и предмет социологии образования. Задачи социологии образования. Субъекты и объекты образовательной деятельности. Социальная динамика и изменение функций, содержания, форм образования. Развитие общества и модификация социального заказа к системе образования.
Социологические методы изучения сферы образования. Социальное прогнозирование образовательных процессов.
Актуализация социологии образования в связи со спецификой социального развития конца ХХ – начала ХХІ века. Социальный заказ нового вида: смена интереса общества к происходящему в образовательной сфере, возрастание потребности в высококвалифицированных специалистах, в информации.

 

26. Социология науки: объект, предмет, задачи, функции. Актуальные направления исследований. Генезис и сущность социологии науки как специальной социологической теории (Дж.Бернал, Р.Мертон, Т.Кун и др.). Предметная область и функции социологии науки (познавательная, концептуально-описательная, мировоззренческая, объясняющая, оценочная, прогностическая). Основные задачи социологии науки.
Особенности научной деятельности, ее творческий, инновационный характер. Наука как социальный институт, обеспечивающий функционирование научной деятельности. Сущность и основные особенности науки. Основные функции социального института науки (генерирование нового знания; истолкование в теории новых фактов и процессов; прогностическая функция; распространение полученных знаний через информационные процессы; реализация полученных новых знаний в технике и технологиях; функционирование в качестве важного компонента духовной культуры). Этос науки и его роль в развитии научной деятельности и социального института науки. Этос науки в трактовке М.Вебера и Р.Мертона. Роль науки в культурно-цивилизационном развитии современного мира.
Проблемы социологии науки в Беларуси (Е.М.Бабосов, А.Н.Данилов и др.).

 

27. Социология управления: объект, предмет, задачи, функции. Актуальные направления исследований. Природа управления. Система, порядок, цель, управление. Сознательный характер управления в социальных системах. Социология управления в историческом контексте (практический и познавательный аспекты). Причины появления и этапы развития, социальные функции и социальный характер управления, его цивилизационная роль. Управленческое решение как необходимое и всеобщее условие функционирования и развития социальной системы. Научность при разработке и принятии управленческих решений.

 

28. Экономическая социология: объект, предмет, задачи, функции. Актуальные направления исследований
Понятие, объект и предмет экономической социологии. Условия, причины и основания зарождения экономико-социологической мысли. Классический этап экономической социологии (К.Маркс, М.Вебер, Т.Веблен и др.). Основные социологические концепции западных экономических школ ХХ в. (Э.Мэйо, П.Сорокин, Т.Парсонс, Н. Смелзер, М. Грановеттер, Р.Сведберг и др.). Становление и развитие отечественной экономической социологии (А.Чаянов, Н.Бухарин, Н. Кондратьев, Т.И. Заславская, Р. Рывкина, Г.Н. Соколова, В. Радаев и др.). Проблемы и тенденции развития экономической социологии в XXI веке (Д. Белл, Ё.Масуда, Э. Тоффлер, М.Кастельс, В. Иноземцев и др.).

 

29. Социология семьи и брака: объект, предмет, задачи, функции. Актуальные направления исследований. Философско-теоретические предпосылки и предшественники появления социологии брака и семьи Этапы становления и развитие социологии брака и семьи в качестве самостоятельной социологической дисциплины Причины общественного и научного интереса к проблемам брака и Определение брака и семьи. Основные понятия структуры брачносемейных отношений: исторические формы брака и семьи.

 

30. Социология девиантного поведения: объект, предмет, задачи, функции. Актуальные направления исследований. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория, ее место в структуре социологического знания и системе общественных наук. Становление социологии девиантного поведения как специальной социологической теории. Структура, задачи, проблемы и перспективы развития девиантологии в современных условиях. Категориальный аппарат девиантологии. Соотношение и основные подходы к определению понятий «социальная норма» и «девиация». Проблема интердисциплинарности исследований девиантности. Исследования девиаций в контексте и средствами специальных социогуманитарных дисциплин: особенности дисциплинарных подходов (антропологический, культурологический, социологический, психологический, правовой, лингвистический и др.). Классификация и функции исследований проблем девиаций.

 

РАЗДЕЛ 3. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

31. Понятие социологического исследования. Социологическое исследование (СИ) как система теоретических и эмпирических процедур, которые позволяют получить новые знания об изучаемом объекте. Функции и классификация СИ. Социальный мониторинг как специфический вид повторного исследования и его составляющие (социологический и статистический мониторинг).
Характеристики процесса СИ. Соответствие системы СИ методологическим требованиям. Понятие метода, техники, методики и методологии.
Основные требования, предъявляемые к социологу. Профессиональная этика социолога. Требования, предъявляемые к социологической информации.
Структура социологических исследовательских коллективов. Основные и вспомогательные подразделения.

 

32. Программирование социологического исследования. Программа как проект исследования и модель деятельности социолога. Логика построения программы. Общие требования к программе СИ. Построение программы. Функции программы. Структура программы. Методологический раздел и его составляющие. Методико-процедурный раздел и его элементы.
Зависимость формы программной деятельности социолога от вида исследования и сроков его проведения. Методологические и практические советы по программированию разных видов исследования.

 

33. Выборочный метод в социологическом исследовании. Выборочный метод как возможность сократить временные и материальные затраты на проведение исследования и повысить достоверность результатов. Понятие генеральной совокупности. Классификация генеральных совокупностей.
Понятие выборочной совокупности. Этапы формирования выборки. Выбор типа и объема выборки. Репрезентативность выборки. Виды выборок: вероятностные (случайные) и целенаправленные (неслучайные, по усмотрению, качественные). Достоинства и недостатки случайных и неслучайных выборок. Ошибки выборок. Процедура формирования выборки. Одноступенчатые (простые) и многоступенчатые (сложные) выборки. Комбинированные выборки с применением различных видов и методов отбора. Стратегии отбора респондентов на последнем этапе выборки. Маршрутная выборка. Ремонт и перевзвешивание выборки.

 

34. Опрос как метод сбора социологической информации. История возникновения и развития массовых опросов. Демоскопия как инструмент изучения общественного мнения. Преимущества и недостатки опроса, возможности и ограничения в применении.
Виды опросов. Особенности построения выборки при проведении опросов. Условия обеспечения надежности, достоверности, репрезентативности информации.

 

35. Анкетный опрос. Анкетный опрос как метод сбора социологической информации. Особенности анкетного опроса. Возможности и условия применения анкетного опроса. Основные нормативные требования к использованию метода.
Критерии классификации и типологизации анкетных опросов. Характеристика видов анкетного опроса и технологии их организации и проведения.
Этапы и процедуры опроса. Программирование исследовательских работ. Пилотаж инструментария. Подбор, подготовка, инструктаж анкетеров. Опросная сеть: структура, функции. Организация работы опросной сети. Контроль хода анкетного опроса. Ошибки, трудности в проведении анкетных опросов.

 

36. Анкета как вид социологического инструментария. Классификация вопросов анкеты. Основные требования к инструментарию анкетного опроса. Структура анкеты. Понятие верстки анкеты. Логическая и типографская верстка анкеты. Эффекты искажения (эффект излучения, эффект размещения). Правила верстки анкеты. Проектирование блоков вопросов. Требования к типографскому оформлению анкеты. Критерии качества инструментария (объективность, надежность, валидность).
Функции вопросов в социологических исследованиях. Классификационно-видовая матрица социологических вопросов. Использование различных видов вопросов в социологических исследованиях. Требования к формулировке, конструированию и дизайну вопросов.

 

37. Интервью как метод сбора социологической информации. Социологическое интервью: основное назначение и область применения. Нормативные требования к использованию социологического интервью. Особенности социологического интервью, преимущества и недостатки метода интервью.
Инструментарий социологического интервью: структура, особенности построения. Дизайн и формат бланка интервью. Классификационно-видовая матрица интервью. Характеристика видов интервью; особенности их организации, проведения и использования в социологических исследованиях.
Условия проведения интервью. Требования к условиям проведения социологического интервью. Технические приемы интервью. Эффект интервьюера. Требования к интервьюеру. Правила интервью. Этапы интервью. Контроль хода интервью. Регистрация результатов интервью. Отбор и подготовка интервьюеров. Ошибки и трудности при проведении интервью. Инструктаж интервьюеров. Качества и умения интервьюера, правила его поведения на объекте.

 

38. Экспертный опрос. Назначение, область применения, нормативные требования к использованию экспертного опроса. Особенности, преимущества, недостатки экспертного опроса. Выборка при проведении экспертного опроса. Эвристический характер результатов экспертного опроса.
Особенности использования различных видов экспертных опросов в социологических исследованиях. Практика и перспективы применения экспертного опроса в социологическом исследовании. Подбор экспертов в экспертные группы. Формирование экспертных групп. Требования к эксперту. Способы оценки компетентности эксперта. Расчет надежности эксперта. Требования к условиям проведения экспертного опроса. Этапы процедуры экспертного опроса. Обязанности социолога по организации опроса экспертов. Требования к модератору при проведении «мозговых атак» и круглых столов с экспертами. Условия проведения опроса экспертов. Регистрация результатов экспертного опроса.

 

39. Социометрический опрос. Понятие и особенности социометрического опроса как социально-психологической процедуры. Назначение, область применения, исследовательские цели социометрической процедуры.
Критерии социометрического выбора: виды и требования к ним. Инструментарий социометрического опроса (социометрическая карточка) и его структура.
Формы проведения социометрического опроса. Этапы процедуры проведения социометрического опроса. Методы интерпретации данных социометрического теста: графические (социограммы) и количественные (индексы).
Использование результатов социометрических опросов в системе управления.

 

40. Изучение и анализ документов как метод сбора социологической информации. Основное назначение метода, область применения в социологических исследованиях, ограничения в использовании. Документ как объект анализа. Предмет изучения и анализа документов. Основные нормативные требования к применению изучения и анализа документов в социологическом исследовании.
Виды изучения и анализа документов в социологическом исследовании. Роль документов в социологическом познании. Соотношение понятий «документ» и «социологический документ». Виды документов и специфика работы с ними.
Качественный анализ документов. Этапы изучения документов (внутренний и внешний анализ). Виды интерпретации содержания текста документа: когнитивная, оценочная, знаково-системная, речевая. Методики изучения содержания текста документа: жанровая, нарративная, социально-ролевая и др. Правила работы с документами.
Применение контент-анализа документов в социологических исследованиях. Система индикаторов применения контент-анализа документов. Категории контент-анализа документов и требования к ним. Смысловые единицы. Единицы анализа. Контекстуальные единицы. Единицы счета. Модальность материалов. Выборка при проведении контент-анализа документов. Таблица контент-анализа. Составление кодировальной матрицы и инструкции кодировщику. Правила кодировки. Процедура подсчета при проведении контент-анализа (общая и специальная). Типичные ошибки анализа документов в социологических исследованиях. Современные направления изучения и использования контент-анализа документов.

 

41. Наблюдение как метод сбора социологической информации. Основное назначение, нормативные требования и ограничения в применении метода. Достоинства и недостатки метода. Единицы наблюдения. Категории наблюдения. Условия наблюдения. Понятийно-концептуальная схема наблюдения.
Классификация и характеристика видов наблюдения. Обоснование выбора видов наблюдения. Технология организации и проведения различных видов наблюдения. Этапы и процедуры метода наблюдения. Отбор наблюдателей. Проектирование документов наблюдения и составление инструментария наблюдения (дневник, протокол, карточка наблюдения). Правила проведения наблюдения. Требования к процедуре фиксации данных. Документы наблюдения. Контроль хода социологического наблюдения и его результатов.

 

42. Эксперимент как метод сбора социологической информации. Эксперимент как метод сбора социологической информации. Назначение и область применения, нормативные требования, ограничения в применении. Предмет и объект эксперимента. Экспериментальная ситуация. Переменные эксперимента: независимая, зависимая, контролируемая. Экспериментальный фактор. Логическая структура эксперимента.
Классификационно-видовая матрица эксперимента. Характеристика видов эксперимента. Обоснование выбора вида эксперимента в социологическом исследовании.
Понятие «социальный эксперимент», его структура и виды. Границы применения социального эксперимента. Измерение переменных в ходе эксперимента. Контроль за ходом эксперимента. Критерии доказательства гипотез эксперимента.
Этапы и процедуры эксперимента. Конструирование инструментария эксперимента. Требования к созданию экспериментальной ситуации и проведению инструктажа участников эксперимента. Регистрация информации в ходе эксперимента. Измерение переменных в ходе эксперимента, контроль за ходом эксперимента. Социально-психологические механизмы выхода из экспериментальной ситуации. Критерии доказательства гипотез в эксперименте. Ошибки и трудности применения эксперимента в социологическом исследовании.

 

43. Многомерный статистический анализ данных. Цели и задачи многомерного статистического анализа данных. Атрибутивные и реляционные данные в социологическом исследовании. Концептуальная схема статистического анализа данных. Параллельное и последовательное применение методов статистического анализа.
Структура связей между атрибутивными переменными: матрица корреляций. Корреляционные связи между переменными. Причинные связи: зависимые и независимые переменные. Элементы теории графов: вершины, дуги, ребра. Графический анализ структуры связей между переменными.
Введение в анализ социальных сетей: социометрический подход. Данные социометрического опроса. Социоматрица. Графическое представление социометрических данных: социограмма. Социометрические индексы: индивидуальные и групповые.

 

44. Многомерное шкалирование и анализ соответствий. Метод многомерного шкалирования. Многомерное шкалирование объектов. Многомерное шкалирование переменных. Расстояние между переменными. Метод совместного анализа. Представление результатов многомерного шкалирования и совместного анализа.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

По разделу 1. История социологии

 

  1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 1993.
  2. Бауман 3. Мыслить социологически. - М., 2006.
  3. Бауман 3.Глобализация. Последствия для человека и общества. - М., 2004.
  4. Гидденс А. Социология. - М., 2011.
  5. Гидденс Э. Последствия модернити // Новая постиндустриальная волна на Западе. - М., 1999.
  6. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология. Учебное пособие для вузов. - СПб., 2003.
  7. Давыдов Ю.Н. и др. Новое и старое в теоретической социологии. - М., 2003.
  8. Зборовский Г.Е. История социологии: Учебник. - М., 2008.
  9. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов / Отв. редак¬тор Г.В. Осипов. - М., 1999.
  10. История социологии: Учебное пособие / Под общей редакцией А.Н. Елсукова и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн., 1997.
  11. История теоретической социологии в 4-х т. - М., 1997.
  12. Кравченко А.И. История зарубежной социологии. - М., 2005.
  13. Кравченко С, Мнацаканян М, Покровский Н. Социология: Парадигмы и темы. 2-е изд. - М., 1998.
  14. Култыгин В.П. Классическая социология. - М., 2000.
  15. Монсон. Пер. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. - Спб., 1992.
  16. Ритцер Дж. Современные социологические теории. - СПб., 2002.
  17. Романовский Н.В. Три подхода к будущему социологии // Социологические исследования. - 2005. - № 3. - С.3-12.
  18. Титаренко Л.Г. Современные тенденции развития социологии // Социология. - 2004.-  №2. - С. 18-23.
  19. Штомпка П. Социология. - М., 2005.
  20. Штомпка П.Теоретическая социология и социологическое воображение // Социологические исследования. - 2005. - № 10. - С.64-72.

 

Хрестоматии

 

  1. Американская социологическая мысль: Тексты. / Под ред. В.И. Добренькова. - М., 1996.
  2. Зарубежная социология XX века: Хрестоматия. Тексты / Отв. ред. В.Г. Городяненко. - Днепропетровск, 2001.
  3. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия: для студентов вузов. - Екатеринбург. 1998.
  4. Соколова Г., Титаренко Л. Современная западная социология. Хрестоматия. Учебное пособие. - Минск, 2008.
  5. Теоретическая социология. Антология. В 2 т. - М., 2002.

 

 

По разделу 2. Теоретическая социология. Отраслевые социологии

 

  1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 1993.
  2. Громов И.А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная социология.-  СПб., 1997.
  3. История теоретической социологии: В 5 т. Т.1 / Отв. ред. и сост. Ю.Н.Давыдов. - М, 1995.
  4. Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии / Под ред. А.О.Бороноева. - СПб., 1994.
  5. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия: от М.Вебера к Ю. Хабермасу, от Г. Зиммеля к постмодернизму / Ю.Н.Давыдов и др. - М., 1994.
  6. Очерки по истории теоретической социологии XIX - начала XX вв. / Ю.Н.Давыдов и др. - М, 1994.
  7. Смелзер Н. Социология. - М., 1994. Гл.З.
  8. Фролов С.С. Основы социологии. - М, 1997. Гл. 1, 2.
  9. Шпакова Р. П. М.Вебер о проблеме ценностей в социальном познании // Проблемы теоретической социологии / Под ред. А.О. Бороноева. - СПб., 1994.
  10. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М, 1969.

 

По разделу III. Методология и методы социологического исследования

 

  1. Андреенков В.Г., Крыштановский А.О. Процесс обработки данных анкетных опросов. – М., 1986.
  2. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. - М. 2009.
  3. Белановский С. Метод фокус-групп. - М.: Магистр, 1996.
  4. Белановский С.А. Метод глубинного интервью. - М, 1997.
  5. Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ. Под ред. В.Воронкова и Е. Здравомысловой. - С.-Петербург, 1997.
  6. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. – М.: Высшая школа, 1989.
  7. Ельмеев В.Я. Социологический метод: теория, онтология, логика. – СПб, 1995.
  8. Как провести социологическое исследование / под ред. М.К.Горшкова, Ф.Э. Шереги. – М.: Политиздат, 1990.
  9. Козлов Д.Ф. Структура социологического исследования. – М., 1984.
  10. Козлова Н. Опыт социологического чтения «человеческих документов», или Размышления о значимости методологической рефлексии // Социологические исследования. - 2000. - № 9. - С. 22-32.
  11. Методы сбора информации в социологических исследованиях. В 2-х кн. – М.: Наука, 1990.
  12. Новикова С.С. Введение в прикладную социологию. Анкетирование. – М., 2000.
  13. Ньюман Л. Анализ качественных данных // Социологические исследования. - 1998.-  № 12.
  14. Ньюман Л. Полевое исследование // Социологические исследования. - 1999. - №4. - С. 110-121.
  15. Овсянников В.Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. – Л., 1989.
  16. Основы прикладной социологии / Под ред. Ф.Э. Шереги и М.К.Горшкова. – М., 1996.
  17. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М., 2008.

 

 

С критериями оценки уровня подготовки абитуриента на вступительном испытании по специальности «Социология» можно ознакомиться здесь.