Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

 
Программа дополнительного вступительного испытания для получения высшего образования II ступени по специальности 1-08 80 02 «Теория и методика обучения и воспитания (информатика)»
в 2017 году
 
 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа предназначена для подготовки и сдачи дополнительного вступительного экзамена в магистратуру учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» по специальности 1–08 80 02 «Теория и методика обучения и воспитания (информатики)».

 

Программа дополнительного вступительного испытания для поступающих в магистратуру по специальности 1–08 80 02 «Теория и методика обучения и воспитания (информатика)» разработана на основе:

  • образовательных стандартов высшего образования Республики Беларусь данной специальности и смежных специальностей;
  • действующих программ дисциплин учебных планов Гродненского государственного университета имени Янки Купалы.

 

Содержание программы носит комплексный, системный, междисциплинарный характер и ориентировано на выявление у поступающих общепрофессиональных и специальных знаний и умений.
Перечень вопросов общепрофессиональных дисциплин, включенных в программу, определен с учетом профессиональной квалификации, присваиваемой выпускникам данной и смежных специальностей.
Программа дополнительного экзамена включает вопросы по двум разделам: «Теория обучения и воспитания информатики» и «Педагогика».
Программа снабжена списком обязательной (9 наименований) и дополнительной (4 наименования) литературы, в которые включены современные учебные издания, ссылки на современные Интернет–ресурсы.
В структуру программы включены критерии знаний и компетенций экзаменующихся по 10–балльной шкале, в которых отражены характеристики, позволяющие определить уровни профессиональной подготовки, усвоения учебного материала, информационной, коммуникационной и методической культуры.
Экзаменующийся должен показать высокий уровень теоретической, практической и методической подготовки, владение общими концепциями и методологическими вопросами, а также умение применять знания для решения учебных, исследовательских и прикладных задач.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

 

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ИНФОРМАТИКИ

 

Сущность процесса обучения информатике. Понятие и сущность обучения. Подходы к определению понятия процесса обучения. Основные функции и задачи процесса обучения информатике. Движущие силы процесса обучения. Содержание учебного процесса.

 

Учебная деятельность как часть учебного процесса. Сущность учебной деятельности. Проблема формирования учебной деятельности на уроках информатики. Самостоятельная учебная деятельность и ее виды. Организация самостоятельной работы на уроке информатики. Диагностика результатов учебной деятельности учащихся. Мониторинг учебной деятельности учащихся.

 

Методы обучения информатике. Подходы к определению методов обучения. Классификация методов обучения. Методы обучения и их функции. Сущность и содержание методов обучения информатике. Методы активного обучения информатике. Выбор методов обучения информатике.

 

Средства и формы обучения информатике. Понятие средства обучения. Классификация средств обучения. Функции средств обучения информатике. Понятие о формах организации учебного процесса и основания их классификации. Урок как форма организации процесса обучения информатике. Система уроков по теме. Анализ и самооценка урока информатики.

 

 

ПЕДАГОГИКА

 

Образование как социокультурный феномен. Роль образования в современном мире. Цели, задачи и содержание образования. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности. Типы образовательных систем и принципы их финансирования. Тенденции развития образовательных систем. Целеполагание в педагогической деятельности.

 

Система образования Республики Беларусь. Общая характеристика Кодекса Республики Беларусь об образовании. Структура национальной системы образования, характеристика ее уровней.

 

Общие закономерности и факторы развития личности. Развитие личности как педагогическая проблема. Возрастная периодизация развития детей. Понятие образовательных факторов в педагогике. Государственная образовательная система как фактор развития. Сущность личностно ориентированного образования и условия его успешной реализации.

 

Сущность, закономерности, принципы и методы педагогического воздействия. Педагогическое воздействие как феномен. Структура и виды педагогического воздействия. Восприимчивость к воздействиям и сопротивление им. Условия эффективности педагогического воздействия.

 

Специфика педагогической профессиональной деятельности. Педагогическая профессия и ее особенности. Структура, виды, уровни педагогической деятельности. Профессиональные функции педагога. Критерии оценки педагогической деятельности. Требования к личности педагога. Личностные качества педагога. Индивидуальный стиль деятельности педагога: сущность, функции и виды.

 

Основные понятия педагогической техники. Педагогическая техника в образовательном процессе. Основы невербальной коммуникации. Основы вербальной коммуникации. Основы педагогической конфликтологии. Сущность, компоненты, структура, функции и закономерности педагогического общения. Конфликты в педагогическом общении, методы и средства их преодоления. Безопасность педагогической деятельности.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основная литература

 

  1. Гребенюк, О. С. Теория обучения: учебник для студ. вузов / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. – М.: ВЛАДОС–ПРЕСС, 2003. – 384 с.
  2. Емельянова, М.В. Основы педагогических знаний в схемах и таблицах: пособие для студ. пед. вузов / М.В. Емельянова, И.В. Журлова, Л.В. Исмайлова. – Мозырь: МГПУ, 2010. – 132 с.
  3. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. /В. И. Загвязинский. – М.: ACADEMIA, 2004. – 187 с.
  4. Король, А. Д. Эвристический практикум по педагогике: учеб.-метод. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец / А. Д. Король, А.В. Хуторской, Е.И. Белокоз. – Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2014. – 193 с.
  5. Кукушин, В. С. Дидактика (теория обучения): учеб. пособие / В.С. Кукушин. – М.: Ростов Н/Д: МарТ, 2003. – 368 с.
  6. Подласый, И. П. Педагогика: новый курс. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения: учебник для студ. вузов /И.П. Подласый. – М.: Владос, 2000. – 547 с.
  7. Подласый, И. П. Педагогика: новый курс. В 2-х кн. Кн. 2. Процесс воспитания: для студентов вузов / И. П. Подласый. – М. : Владос, 1999. – 256 с.
  8. Степаненков, Н.К. Педагогика школы / Н.К. Степаненков. – Минск: Адукацыя I выхаванне, 2007. – 496 с.
  9. Уман, А. И. Теория обучения: от традиционной к антропологической дидактике /А.И. Уман // Педагогика. – 2010 . – № 1. – С.22–30.

 

Дополнительная литература

 

  1. Основы педагогики: электронный учеб.-метод. Комплекс / О.Л. Жук и др. [Электронный ресурс]. – Минск, 2011. – Дата доступа: 07.04. 2014.
  2. Панфилова, А.П. Взаимодействие участников образовательного процесса: учеб. пособие / А.П. Панфилова, А.В. Долматов. – М.: Юрайт, 2014 . – 487 с.
  3. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. Проф. Образования / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус. – М.: «Академия», 2014. – 624 с.
  4. Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства / С.Д. Якушева. – М.: Академия, 2012. – 256 с.

 

 

С критериями оценки уровня подготовки абитуриента на вступительном испытании по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (информатика)» можно ознакомиться здесь.