Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

 
Программа вступительного испытания для получения высшего образования II ступени по специальности
1-08 80 02 «Теория и методика обучения и воспитания (математика)»
в 2017 году
 
 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая программа вступительного испытания для получения высшего образования II ступени по специальности 1-08 80 02 Теория и методика обучения и воспитания (математика) отражает современное состояние теории обучения, методики преподавания математики и истории и методологии математики. Она включает разделы и вопросы учебных дисциплин, знание которых является необходимой базой для получения дальнейшего образования.
Целью программы является выявление уровня теоретической и практической подготовки абитуриентов в магистратуру, понимание ими современных проблем теории и методики преподавания математикии умение их разрешать в инновационных подходах, определение потенциальной готовности абитуриента к научно-исследовательской деятельности в области выбранной специальности.

 

Общие требования к уровню подготовки
Абитуриент должен иметь достаточный уровень знаний и умений в области социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, дисциплин специализации для осуществления социально-профессиональной деятельности.
Абитуриент должен уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества, знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей профессиональной деятельности.
Абитуриент должен владеть государственными языками (белорусским, русским), одним или несколькими иностранными языками, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию.

 

Требования к академическим компетенциям

Абитуриент должен обладать следующими академическими компетенциями:

  • владеть и применять полученные базовые знания для решения теоретических и практических задач;
  • владеть системным и сравнительным анализом;
  • владеть исследовательскими навыками;
  • уметь ставить математические задачи исходя из производственной или научной информации, полученной в соответствующей области знаний, и указывать пути их решения;
  • уметь работать самостоятельно;
  • быть способным порождать новые идеи;
  • владеть междисциплинарным подходом при решении проблем;
  • иметь навыки использования технических устройств, управления информацией и работы с компьютером;
  • иметь лингвистические навыки;
  • уметь учиться и постоянно повышать свою квалификацию;
  • иметь навыки управления интеллектуальной собственностью.

Требования к социально-личностным компетенциям

Абитуриент должен иметь следующие социально-личностные компетенции:

  • высокие качества гражданственности и патриотизма;
  • способности к социальному взаимодействию и межличностным коммуникациям;
  • навыки физической культуры и здорового образа жизни;
  • способность к критике и самокритике;
  • знания особенностей работы в коллективе.

Требования к профессиональным компетенциям

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности, быть способным:

в научно-исследовательской:

  • заниматься аналитической и научно-исследовательской деятельностью в области математики;
  • использовать и развивать современные информационные технологии и средства автоматизации управленческой деятельности;
  • проводить исследования в области эффективности решения экономических, технологических и производственных задач;
  • работать с научной, нормативно-справочной и специальной литературой;
  • осуществлять выбор оптимального варианта проведения научно- исследовательских работ.

в педагогической:

  • проводить учебные занятия по математике и информатике в 5-12 классах общеобразовательной средней школы на базовом, повышенном и углубленном уровнях;
  • вести преподавательскую работу в высших и средних специальных учебных заведениях в соответствии с полученной квалификацией;
  • вести научно-методическую работу области учебно-воспитательного процесса и использовать ее новейшие достижения для повышения эффективности образования;
  • формировать у студентов и школьников устойчивый интерес к преподаваемым дисциплинам, требовательность и ответственность за результаты учебы, воспитывать их в духе патриотичности, гражданственности, инициативности.

в проектно-конструкторской:

  • находить оптимальные решения проектных и конструкторских задач, используя для этого современные научные достижения;
  • участвовать в создании и развитии необходимой информационной базы, разрабатывать проектно-сметную и другую документацию.

в организационно-управленческой:

  • работать с юридической литературой и нормативно-правовыми документами, пользоваться современными информационными ресурсами;
  • организовывать работу малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей, контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплину, планировать фонды оплаты труда;
  • согласовывать и анализировать производственные данные, составлять отчетную и организационную документацию;
  • взаимодействовать со специалистами смежных подразделений, вести переговоры, разрабатывать контракты с другими заинтересованными организациями.

в инновационной:

  • определять цели инноваций и способы их достижения;
  • работать с научной, технической и патентной литературой;
  • разрабатывать бизнес-планы создания новых информационных технологий;
  • оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность разрабатываемых технологий;
  • разрабатывать новые информационные технологии на основе математического моделирования и оптимизации;
  • применять методы анализа и организации внедрения инноваций;
  • составлять договоры на выполнение научно-исследовательских работ, а также договоры о совместной деятельности по освоению новых технологий.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

Раздел 1. Теория обучения и воспитания (математика, информатика)
1. Дидактика как теория обучения математике и информатике
2. Сущность процесса обучения математике и информатике
3. Сущность принципа научности и его реализация в обучении математике в учреждениях общего среднего образования.
4. Сущность принципа доступности и его реализация в обучении математике в учреждениях общего среднего образования
5. Сущность принципа наглядности и его реализация в обучении математике в учреждениях общего среднего образования
6. Структура и содержание учебной деятельности как части учебного процесса
7. Организация учебной деятельности учащихся на уроке математики
8. Сущность методов обучения математике по основанию активизация учебно-познавательной деятельности учащихся
9. Средстваобучения математике и их классификация
10. Формы обучения математике

 

Раздел 2. Методика преподавания математики
1. Цели обучения математике в учреждениях общего среднего образования
2. Структура и содержание учебной программы по математике для V–XI классов учреждений общего среднего образования
3. Характеристика содержания математического образования в V–XI классах в учреждениях общего среднего образования на основании учебной программы
4. Сущность методов анализа и синтеза как методов научного познания и их реализация в обучении математике
5. Сущность методасравнения как метода научного познания и его реализация в обучении математике
6. Сущность методааналогии как метода научного познания и его реализация в обучении математике
7. Сущность методов индукции и дедукции как методов научного познания и их реализация в обучении математике
8. Сущность метода целесообразных задач как метода введения математических понятий идемонстрация его применения на конкретном математическом примере
9. Сущность конкретно-индуктивного метода введения математических понятий и демонстрация его применения на конкретном математическом примере
10. Сущность абстрактно-дедуктивного метода введения математических понятий идемонстрация его применения на конкретном математическом примере
11. Математические понятия, содержание и объем понятия. Определение математического понятия. Виды определений. Логико-математический анализ определения. Классификация математических понятий
12. Математические предложения: определение, аксиома и теорема. Структура теоремы, виды теорем. Логико-математический анализ формулировки теоремы
13. Математическая задача. Функции решения задач в школьном курсе математики. Классификация школьных математических задач. Процесс решения математической задачи. Схема Д. Пойа поиска решения задачи
14. Урок как форма организации обучения математике в учреждениях общего среднего образования
15. Характеристика урока изучения нового материала, цели, структура и содержание деятельности на каждом этапе урока
16. Характеристика урока закрепления изученного материала, цели, структура и содержание деятельности на каждом этапе урока
17. Характеристика урока применения изученного материала, цели, структура и содержание деятельности на каждом этапе урока
18. Характеристика урока обобщения и систематизации изученного материала, цели, структура и содержание деятельности на каждом этапе урока
19. Внеклассная работа по математике, содержание и формы ее проведения
20. Сущность и функции десятибалльной системы оценки результатов учебной деятельностипо математике
21. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по математике

 

Раздел 3. История и методология математики
1. Формирование начальных математических понятий и методов в математике Древнего Египта
2. Формирование первых математических понятий и методов в математике Древнего Вавилона
3. Формирование первых математических понятий и методов в математике Древнего Китая
4. Формирование первых математических понятий и методов в математике Древней Индии
5. Формирование первых математических теорийв Древней Греции.
6. Математические теории и методы поздней античности
7. Математика народов Средней Азии и Ближнего Востока
8. Европейская математика в средние века и в эпоху Возрождения
9. Начало периода математики переменных величин. Возникновение аналитической геометрии
10. Выдающиеся достижения европейских математиков в ХУ11 веке.
11. Условия и особенности развития математики ХУ111 века. Развитие аппарата математического анализа. Развитие геометрии
12. Создание предпосылок современной алгебры и теории чисел. Развитие теории вероятностей и комбинаторного анализа
13. Развитие математики в Х1Х веке. Возникновение основных понятий современной алгебры. Развитие аппарата и приложений математического анализа
14. Начало периода современной математики

 

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Ананченко К.А. Агульная методыка выкладання матэматыкі ў школе: Вуч. дапаможнік. – Мн.:Універсітэцкае, 1997. – 94 с.
  2. Рогановский Н.М. Методика преподавания математики в средней школе. В 2 ч. Ч. 1. Общие основы методики преподавания математики (общая методика): учеб. пособие / Н.М. Рогановский, Е.Н. Рогановская. – Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2010. – 312 с.
  3. Рогановский Н.М. Методика преподавания математики в средней школе. В 2 ч. Ч. 2. Специальные основы преподавания математики (частные методики): учеб. пособие / Н.М. Рогановский, Е.Н. Рогановская. – Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2011. – 388 с.
  4. Рогановская Е. Н. Методика преподавания математики. Ч.1. Дидактика математики. Темы 1-4: пособие для студентов физ.-мат. факультета / Е.Н. Рогановская. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2002. – 92 с.
  5. Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике: Учебное пособие. Изд. 2-ое, испр. и доп. – М.: Едиториал УРСС, 2005.–248 с.
  6. Рогановский Н.М. Методика преподавания математики в средней школе: уч. пособие. – Мн.: Высш. шк., 1990. – 267 с.
  7. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения: Математика. V – XI классы / М-во образования РБ. – Минск: Национальный институт образования, 2012. – 51 с.
  8. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384 с.
  9. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения: Учебник для студ. пед. вузов: / И.П. Подласый. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 374 с.
  10. Педагогика. Учебник для студ. / авт. кол.: В.В. Краевский, А.Ф. Меняев, П.И. Пидкасистый; под ред. П.И. Пидкасистого. – М.:Российское педагогическое агенство, 2006. – 608 с.
  11. Рыбников К.А.. История математики / К.А. Рыбников. – МГУ, 1974.
  12. Рыбников К.А. Введение в методологию математики / К.А. Рыбников. – М.: Изд-во МГУ, 1979.
  13. Стройк Д.Я. Краткий очерк истории математики / Д.А. Стройк. – М.: Наука, 1964.
  14. Н.Д. Беспамятных. Математическое образование в Белоруссии / Н.Д. Беспамятных. Мн.: Просвещение, 1975.

 

 

С критериями оценки уровня подготовки абитуриента на вступительном испытании по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (математика)» можно ознакомиться здесь.