Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

 

 

 
Программа вступительного испытания для получения высшего образования II ступени по специальности
1-21 80 07 «Прикладная и математическая лингвистика»
в 2017 году
 
 
 
 
 
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию в магистратуру учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» по специальности 1-21 80 07 Прикладная и математическая лингвистика. Испытание проводится в форме устного экзамена по билетам, каждый из которых содержит два теоретических (проблемных) вопроса.
Целью проведения вступительного экзамена в магистратуру является оценка уровня знаний, умений и навыков абитуриентов в соответствии с требованиями образовательных стандартов высшего образования Республики Беларусь.

 

Задачи вступительного испытания:

  • выявить уровень владения абитуриентом теоретическими лингвистическими знаниями;
  • установить степень владения терминологическим аппаратом;
  • выяснить степень готовности к решению исследовательских и иных эвристических задач.

 

Программа разработана на основе образовательных стандартов высшего образования Республики Беларусь филологических, лингвистических и педагогических (лингвистический профиль) специальностей с учетом содержания дисциплин учебных планов, соответствующих профилю избранной специальности, по которой проводится вступительное испытание.

 

Абитуриент должен знать:

  • структуру, содержание и связи современного языкознания с другими науками;
  • основные лингвистические понятия и термины в области микро- и макролингвистики;
  • семиотическую, структурную и психолингвистическую концепции языка;
  • современные подходы и достижения в типологическом изучении языков мира;
  • роль языка и языкознания в развитии информационного общества в эпоху глобализации, коммуникативного взрыва и интеграционных процессов;
  • проблемы взаимодействия и дифференциации языков в поликультурном мире;
  • лингвистические основы коммуникации;
  • основные положения теории речевых актов;
  • виды речевой деятельности и ее особенности в условиях межкультурной коммуникации;

должен уметь:

  • осуществлять поиск и отбор достоверных источников профессиональной информации, в т.ч. лингвистических интернет-ресурсов;
  • критически осмысливать явления естественных языков в свете достижений современной лингвистики и с использованием различных лингвистических концепций;
  • применять лингвистический инструментарий в исследовательской деятельности;

должен владеть навыками:

  • интерпретации явлений различных языковых уровней в естественных языках как проявления универсальных либо идиоэтнических особенностей языка, а также на основе общетеоретических знаний о закономерностях структуры, функционирования и развития языка;
  • адекватного использования возможностей естественных и искусственных языков и иных семиотических систем для успешного осуществления межличностной коммуникации и социального взаимодействия;
  • разработки и применения лингвистического обеспечения для решения социально значимых задач.

 

Программа состоит из двух разделов: «Теоретические основы языкознания» и «Прикладные аспекты современной лингвистики». Информационная часть программы включает список основной и дополнительной литературы, а также перечень интернет-материалов, использование которых позволит успешно подготовиться к вступительному испытанию.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы языкознания

Проблематика языкознания. Современное языкознание как полипарадигмальная наука. Понятия микро- и макролингвистики. Лингвистика общая и частная. Синхрония и диахрония в исследовании языков. Соотношение описательного, сравнительно-исторического и сопоставительно-типологического языкознания. Генеалогическая, ареальная и типологические классификации языков. Лингвистика универсалий.
Лингвистика и теория коммуникации; основные положения теории речевых актов. Язык и культура, язык и религия. Социо- и этнолингвистика; лингвокультурология и лингвострановедение.
Язык как многоаспектное и полифункциональное явление. Теоретические проблемы дифференциации языка. Лингвистика текста и дискурса.
Семиотическая концепция языка. Системность языка. Естественный язык как открытая, динамичная самоорганизующаяся система. Изоморфизм языка. Специфика языкового знака. Единицы языка, их семиотические отличия, обусловленные спецификой функций. Естественные и искусственные семиотики.
Язык, речь, речевая деятельность. Виды речевой деятельности. Речевая деятельность и коммуникация. Речевая деятельность и текст. Речевая деятельность и дискурс.
Виды коммуникативной деятельности, модели коммуникации. Понятия ложной коммуникации и коммуникативных неудач.
Лингвистические основы коммуникации. Семантика, синтактика, прагматика.

 

РАЗДЕЛ 2. Прикладные аспекты современной лингвистики

Теоретическая и прикладная лингвистика, их взаимодействие и взаимопроникновение. Проблематика современного языкознания в прикладном аспекте.
Полифункциональность языка и ее проекция на прикладные лингвистические задачи. Проблема полилингвизма и поликультурализма в прикладном аспекте.
Язык, языки и коммуникативные разновидности языков, проблемы их описания и исследования. Естественные и искусственные языки; естественно-искусственное дву- и многоязычие в коммуникации.
Коммуникативные ранги языков. Языки мировые, международные, межнационального общения. Мажоритарные и миноритарные языки. Понятие «степени развитости» языка. Развитость терминологии как фактор обеспечения коммуникативной адекватности языка. Проблема языков-посредников в синхронном и диахроническом аспектах.
Структурные и функциональные приемы исследования в описательной лингвистике. Грамматики описательные и функциональные, их структура и назначение.
Контрастивное языкознание в прикладном аспекте. Переводоведение в теоретическом (теория перевода) и прикладных аспектах. Развитие теории перевода в связи с развитием машинного перевода как комплексной прикладной задачи.
Проблемы нормы и узуса в прикладных аспектах. Литературный язык, его стили; культура речи.
Понятия языкового материала и языковых ресурсов. Понятие генеральной совокупности языковых явлений. Собственно лингвистические и экстралингвистические (социокультурные) основания ее дифференциации.

 

 

ЛИТЕРАТУPA

 

Основная литература

 

  1. Актуальные проблемы современной лингвистики: учеб. пособие / Сост. Л.Н.Чурилина. – М.: Флинта; Наука, 2008. – 416 с.
  2. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. –М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 360 с.
  3. Герд А.С. Предмет и основные направления прикладной лингвистики // Прикладное языкознание. – СПб., 1996.– С. 5–14.
  4. Герд А.С. Введение в этнолингвистику. – СПб.: СПбГУ, 2001. – 458 с.
  5. Городецкий Б.Ю. Актуальные проблемы прикладной лингвистики // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. XII. – М., 1983.– С. 5–10, 12–17.
  6. Звегинцев В.А. Теоретическая и прикладная лингвистика.– М.: Просвещение, 1967. – 338 с.
  7. Кибрик А.Е. Прикладная лингвистика // Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания. – М., 1992. – С. 261–262.
  8. Котов В.Р. и др. Естественный язык, искусственные языки и информационные процессы в современном обществе. – М.: Наука, 1988. – 174 с.
  9. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. – М. : Гнозис, 2001. – 270 с.
  10. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1987. – 272 с.
  11. Маслова В.А. Лингвокультурология: учебное пособие. – М.: Академия, 2001. – 208 с.
  12. Мечковская Н.Б., Норман Б.Ю., Плотников Б.А., Супрун А.Е. Общее языкознание: Структура языка. Типология языков и лингвистика универсалий / под ред. А.Е.Супруна. – Минск: Вышэйшая школа, 1995. – 336 с.
  13. Мечковская Н.Б. История языка и история коммуникации от клинописи до Интернета: курс лекций по общему языкознанию. - М.: Флинта; Наука, 2009. – 582 с.
  14. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков. – Минск, 2004. – 312 с.
  15. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика: Пособие для студентов гуманит. вузов и учащихся лицеев. – 2-е изд., испр. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 207 с.
  16. Пиотровский Р.Г. Инженерная лингвистика и теория языка. – Л., 1979. – С.5–15, 16–33, 34–55.
  17. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М.: Ваклер; К.: Рефл-бук, 2001. – 656 с.
  18. Прикладное языкознание: учебник. – СПб.: СпбГУ, 1996. – 528 с.
  19. Рождественский Ю.В. и др. Введение в прикладную филологию: Языковая семиотика. — М. : МГУ, 1987 (1988). – 116 с.
  20. URL: http://www.krugosvet.ru/ (Электронная энциклопедия «Кругосвет»).

 

Дополнительная литература

 

  1. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке. – М.: Флинта; Наука, 2005. – 416 с.
  2. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческая история слова. – М.: Русский язык, 1980. – 320 с.
  3. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. – М.: Индрик, 2005. – 1038 с.
  4. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 7-е. – М.: Издательство ЛКИ, 2010. – 264 с.
  5. Кронгауз М.А. Семантика: Учебник для вузов. – М.: РГГУ, 2001. – 299 с.
  6. Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: Курс лекций. 3-е изд. – М.: Академия, 2008. – 432 с.
  7. Мечковская Н.Б. Язык и религия: лекции по филологии и истории религий. – М.: Агентство «ФАИР», 1998. – 352 с.
  8. Норман Б.Ю. Лингвистическая прагматика (на материале русского и других славянских языков): курс лекций. – Мн.: БГУ, 2009. – 183 с.
  9. Рычкова Л.В. Языковые и информационные ресурсы: проблемы идентификации и классификации // Карповские научные чтения: сб. науч. статей. – Вып. 9: в 2 ч. / отв. ред. А.И. Головня. – Ч. 1. – Мн.: РИВШ, 2015. – С. 27–32.
  10. Селиванова Е.А. Основы лингвистической теории текста и коммуникации. – Киев: Фитосоциоцентр, 2002. – 336 с.
  11. Текст и дискурс: традиционный и когнитивно-функциональный аспекты исследования: Сб. науч. тр. / Под ред. Л.А. Манерко. – Рязань: Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина, 2002. –236 с.
  12. Токарева И.И. Социолингвистика и проблемы изучения коммуникации: Курс лекций. – Минск: МГЛУ, 2005. – 210 с.
  13. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. – М.: Академия, 2014. – 336 с.
  14. URL: http://flatik.ru/teoriya-rechevih-aktov /( О теории речевых актов).
  15. URL: http://elearning.mslu.by/assignments/73/topic_1/ (Синтактика как часть семиотики).
  16. URL: bilingual-online (Материалы по билингвизму).
  17. URL: http://studme.org/1777111018568/literatura/peterburgskaya_shkola_funktsionalnoy_grammatiki_teoriya_funktsionalnoy_grammatiki_tfg_bondarko / (Петербургская школа функциональной грамматики).

 

 

С критериями оценки уровня подготовки абитуриентов на вступительном испытании по специальности «Приклданая и математическая лингвистика» можно здесь.