Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

 

 

 
Программа дополнительного вступительного испытания для получения высшего образования II ступени по специальности
1-21 80 07 «Прикладная и математическая лингвистика»
в 2017 году
 
 
 
 
 
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию в магистратуру учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» по специальности 1-21 80 07 «Прикладная и математическая лингвистика». Испытание проводится в форме собеседования в разрезе содержания программы.
Дополнительное вступительное испытание предусмотрено для лиц, получивших непрофильное высшее образование первой ступени, и проводится с целью оценки уровня знаний, умений и навыков абитуриентов, необходимых для успешного освоения специальности магистратуры 1-21 80 07 «Прикладная и
математическая лингвистика» в соответствии с требованиями образовательного стандарта Республики Беларусь.

 

Задачи вступительного испытания:

  • выявить уровень владения абитуриентом лингвистическими знаниями;
  • установить степень владения терминологическим аппаратом;
  • выяснить степень готовности к решению исследовательских и иных эвристических задач.

 

Программа разработана на основе образовательных стандартов высшего образования Республики Беларусь филологических, лингвистических и педагогических (лингвистический профиль) специальностей с учетом содержания дисциплин учебных планов, соответствующих профилю избранной специальности, по которой проводится вступительное испытание.

 

Абитуриент должен знать:

  • культурные нормы и ограничения в общении, обычаи, его особенности, обусловленные обычаями, традициями и этикетом;
  • поведенческие стандарты и коммуникативные средства, присущие национальному менталитету, с учетом сословной и иной вариативности;
  • основные лингвистические понятия и термины;

должен уметь:

  • самостоятельно работать с современными источниками получения информации, осуществлять поиск и отбор достоверных источников профессиональной информации, в т.ч. интернет-ресурсов;
  • адекватно интерпретировать коммуникативное поведение представителей иной культуры;
  • разрабатывать стратегии и тактики работы в условиях межъязыковой и межкультурной коммуникации;

должен владеть навыками:

  • интерпретации явлений различных языковых уровней в родном, втором и иностранных языках;
  • профессиональной коммуникации в различных социальных структурах и социокультурных ситуациях;
  • публичной речи на родном, втором и иностранном языках.

 

Программа состоит из двух разделов: «Основные лингвистические понятия» и «Социокультурные факторы в системе лингвистических знаний». Информационная часть программы включает список литературы, использование которой позволит успешно подготовиться к вступительному испытанию.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

РАЗДЕЛ 1. Основные лингвистические понятия

Орфоэпические, графические, орфографические, пунктуационные, лексические, семантические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы речи и их национальная обусловленность.
Части речи, принципы их выделения, семантико-грамматическая характеристика различных частей речи. Система частей речи.
Понятие фонетического строя языка. Звуки речи и система фонем. Ударение и интонация.
Понятие лексического строя языка, разряды лексических единиц, выделяемые по различным факторам: 1) по происхождению (исконная и заимствованная лексика); 2) исходя из особенностей значения (конкретная, абстрактная лексика и иные семантические разряды); 3) по употреблению (активная и пассивная лексика). Понятия фразеологии и полисемии. Терминология и ее роль в профессиональном общении и иных видах коммуникации.
Основные лексические и грамматические парадигмы. Понятия словоизменения и его виды; склонение и спряжение. Антонимы и синонимы, их виды. Виды омонимов.
Типы морфем. Основные способы словообразования.
Синтаксис как наука о связной речи. Основные понятия структурного и коммуникативного синтаксиса. Словосочетание и предложение как синтаксические единицы, типы словосочетаний и предложений. Предикативная основа и члены предложения. Виды текстов. Понятие прагматических и профессиональных текстов.

 

РАЗДЕЛ 2. Социокультурные факторы в системе лингвистических знаний

Место языка в системе общечеловеческих и национальных ценностей. Роль элементов культуры в формировании лингвистического мировоззрения. Отражение историко-культурного наследия нации в языке.
Понятие литературной формы языка. Роль литературного языка в обществе. Место и роль белорусского языка в славянском и европейском сообществах народов и языков. Функции белорусского языка как основосозидательного компонента национальной культуры. Роль многоязычия в современном обществе.
Основные принципы речевого общения, типы дискурсивных практик в зависимости от речевых ситуаций. Коммуникативное поведение в различных ситуациях общения. Особенности диалогической и монологической речи. Публичная речь. Речевые и внеречевые средства общения, прагматические и иные социокультурные факторы их использования в коммуникации.
Социальные роли языков. Понятия государственного языка, языка национальной общности, иностранного языка. Развитие терминологии как отражение социально-экономического развития стран и регионов.

 

 

ЛИТЕРАТУPA

 

  1. Абабурка М. Культура беларускай мовы. – Мн.: Вышэйшая школа, 1994. – 121 с.
  2. Антанюк М.А., Плотнікаў Б.А. Беларуская мова: спецыяльная лексіка. – Мн.: Акадэмія кіравання пры Прэзідэнце Рэспублікі Беларусь, 2001. – 188 с.
  3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Просвещение, 1987. – 288 с.
  4. Маслов В.Г. Культура речи: Учебное пособие. – Москва : Флинта, 2010. – 81 с.
  5. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1987. – 272 с.
  6. Мурашов А.А. Культура речи: Учебное пособие. – Москва: Московский психолого-социальный институт, 2003. – 576 с.
  7. Рагаўцоў В.І. Уводзіны ў мовазнаўтва. – Магілёў: МДУ, 2004. – 396 с.
  8. URL: http://www.krugosvet.ru/ (Электронная энциклопедия «Кругосвет»).
  9. URL: http://gramota.ru/ (Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех).

 

 

С критериями оценки уровня подготовки абитуриентов на вступительном испытании по специальности «Приклданая и математическая лингвистика» можно здесь.