Приемная комиссия

CALL- центр "Абитуриент" тел. +375 (152) 73-01-01 (многоканальный)
МТС: +375 (33) 35 44 500
Life: +375 (25) 77 44 500
Email: abit@grsu.by

 

 

 

 
Программа дополнительного вступительного испытания
для получения высшего образования II ступени по специальности
1-08 80 04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и
адаптивной физической культуры»
в 2017 году
 
 
 
 
 
 
 
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебная программа по дополнительному экзамену для поступающих в магистратуру по специальности 1-08 80 04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» служит для оценки знаний лиц, пожелавших обучаться на второй ступени высшего образования, но не имеющих высшего педагогического образования. Она построена на материале учебный дисциплины «Теория и методика физического воспитания», входящей в учебный план подготовки специалистов по специальности 1-03 02 01 «Физическая культура».
Программа состоит из следующих разделов: теория физического воспитания школьников; принципы и методы обучения в физическом воспитании; урок физической культуры; организация учебного процесса по физической культуре; физическая нагрузка, умения и навыки, физические качества; литература.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

1. Физическая культура как часть общей культуры. Взаимосвязь физической культуры и других сторон культуры общества.
Основные факторы и причины возникновения физического воспитания. Определение и содержание понятий «Физическая культура», «спорт», «физическая рекреация и реабилитация».

 

2. Сущность методики развития скоростно-силовых способностей у учащихся в процессе занятий физической культурой.
Определение скоростно-силовых способностей. Методики развития скоростно-силовых способностей у учащихся младших, средних и старших классов на уроках физической культуры и здоровья

 

3. Формы физической культуры: базовая, спорт как форма физической культуры, профессионально-прикладная, «фоновая», оздоровительно-рекреационная
Базовая физическая культура как наиболее представительная форма физической культуры (ее контингент). Спорт (любительский и профессиональный). Профессионально-прикладная физическая культура (физическая культура трудящихся). Фоновая (оздоровительная, связанная с ЗОЖ). Оздоровительно-рекреационная (с лицами, имеющими существенные нарушения здоровья).

 

4. Основы методики воспитания силы и развития силовых способностей (собственно-силовых, скоростно-силовых, силовой выносливости)
Определение силы и силовых способностей человека и их значение в жизни человека. Методики развития силовых способностей у учащихся младших, средних и старших классов на уроках физической культуры и здоровья.

 

5. Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе
Возникновение физического воспитания как общественного явления. Потребности производства в физически подготовленных людях. Осознание человеком эффекта упражняемости. Превращение трудовых действий в физические упражнения. Возникновение целенаправленного процесса обучения и воспитания. Изменение экономического и социального уклада жизни.

 

6. Основы методики развития двигательно-координационных способностей у учащихся в процессе занятий физической культурой
Определение двигательно-координационных способностей человека и их значение в жизни человека. Методики развития силовых способностей у учащихся младших, средних и старших классов на уроках физической культуры и здоровья. Способы оценки координационных способностей

 

7. Исторические аспекты развития и становления физического воспитания в общей системе образования и воспитания
Использование физических упражнений в зависимости от организации педагогического процесса, уровня материального и научного обеспечения, совершенства органов руководства и контроля. Взаимосвязь системы физического воспитания с другими системами общества. Уровень материального обеспечения. Подготовка квалифицированных кадров.

 

8. Основы методики воспитания физического качества быстрота у учащихся в процессе занятий физической культурой
Определение физического качества быстрота. Ее значение в жизни человека. Методики форм развития быстроты у учащихся младших, средних и старших классов на уроках физической культуры и здоровья. Способы оценки быстроты

 

9. Предмет изучения теории и методики физической культуры
Сущность общих закономерностей физического воспитания. Их содержательный компонент в системах физического воспитания. Взаимосвязь предмета изучения теории и методики физической культуры с методиками физического воспитания.

 

10. Основы методики развития общей выносливости у учащихся в процессе занятий физической культурой
Определение общей выносливости и ее значение в жизни человека. Методики развития общей выносливости у учащихся младших, средних и старших классов на уроках физической культуры и здоровья. Способы оценки общей выносливости.

 

11. Этапы развития теории и методики физической культуры
Взаимосвязь этапов развития физического воспитания с условиями материальной жизни общества, развитием науки о физическом воспитании, совершенствованием средств (физических упражнений) и методов (способов их применения). Этапы: этап эмпирических знаний о влиянии двигательных действий на организм, создание первых методик физического воспитания, накопление знаний о физвоспитании, создания теории и методик физвоспитания, комплексное решение проблем физического воспитания.

 

12. Основы методики развития специальной выносливости у учащихся в процессе занятий физической культурой
Определение специальной выносливости и ее значение в жизни человека. Методики развития специальной выносливости у учащихся младших, средних и старших классов на уроках физической культуры и здоровья. Способы оценки специальной выносливости.

 

13. Основы методики воспитания гибкости (активной и пассивной) у учащихся в процессе занятий физической культурой
Определение физического качества гибкость и ее значение в жизни человека. Активная и пассивная гибкость. Методики развития гибкости у учащихся младших, средних и старших классов на уроках физической культуры и здоровья. Способы оценки гибкости. .

 

14. Характеристика методов строго регламентированного упражнения (равномерного, повторного)
Общая характеристика методов строго регламентированного упражнения. Методика применения равномерного и повторного методов для воспитания физических качеств в зависимости от возраста и физической подготовленности учащихся.

 

15. Методика использования физических упражнений на гибкость в занятии, серии занятий, в онтогенезе
Определение гибкости (активной и пассивной). Методика развития гибкости у лиц различного возраста. Характеристика физических упражнений для развития гибкости и их место в образовательном процессе с учащимися различного возраста.

 

16. Характеристика методов строго регламентированного упражнения (переменного и интервального)
Общая характеристика методов строго регламентированного упражнения. Методика применения переменного и интервального методов для воспитания физических качеств в зависимости от возраста и физической подготовленности учащихся.

 

17. Педагогическая направленность физического воспитания
Охарактеризовать педагогическую составляющую физического воспитания учащихся. Физическое воспитание школьников со спортивной направленностью (цели, задачи, понятия «физическая подготовка» и «физическая подготовленность»).

 

18. Методика использования физических упражнений на равновесие в занятии, серии занятий, в онтогенезе
Определение равновесия как вида координационных способностей. Статическое и динамическое равновесие. Методика развития равновесия с лицами различного возраста. Характеристика физических упражнений для развития равновесия и их место в образовательном процессе с учащимися различного возраста.

 

19. Цель и задачи физической культуры
Определение понятия физическая культура. Цель физической культуры для учащихся школьного возраста. Задачи физической культуры на основе представлений о совокупности материальных и духовных ценностей для физического совершенствования человека.

 

20. Особенность методики использования физических упражнений на быстроту в занятии, серии занятий, в онтогенезе
Определение быстроты. Формы проявления быстроты: скорость реакции, время одиночного движения, максимальная частота движений, комплексное проявление форм быстроты. Методика развития быстроты с лицами различного возраста. Характеристика физических упражнений для развития быстроты и их место в образовательном процессе с учащимися различного возраста.

 

21. Цель и задачи физического воспитания
Определение понятия физическое воспитание как педагогического процесса. Цель физического воспитания в ракурсе гармонического развития личности. Задачи физического воспитания учащихся (образовательные, оздоровительные, воспитательные, прикладные, коррекционные.

 

22. Значение принципов обучения для деятельности педагога в сфере физической культуры
Характеристика принципов обучения физическим упражнениям в историческом аспекте. Краткий анализ современных принципов обучения. Их роль и место в физическом воспитании учащихся на уроках физической культуры и здоровья в процессе обучения сложным двигательным действиям.

 

23. Взаимосвязь физического воспитания с другими видами воспитания.
Краткая характеристика физического воспитания. Взаимосвязь физического воспитания с трудовым, духовным, нравственным видами воспитания. Место указанных видов воспитания в решении образовательных задач физического воспитания.

 

24. Сущность реализации в физическом воспитании принципов сознательности и активности
Общая характеристика принципов обучения физическим упражнениям. Краткий анализ принципов сознательности и активности. Их роль в физическом воспитании учащихся на уроках физической культуры и здоровья в процессе обучения сложным двигательным действиям.

 

25. Формирование физической культуры личности в процессе физического воспитания школьников
Сущность понятия «Физическая культура личности». Организационные формы, средства, методы, методические приемы, используемые в процессе формирования физической культуры личности школьника.

 

26. Сущность реализации в физическом воспитании принципов научности и прочности. Объясните зависимость эффективности процесса обучения от реализации основных положений этих принципов
Общая характеристика принципов обучения физическим упражнениям. Краткий анализ принципов научности и прочности. Их роль в физическом воспитании учащихся на уроках физической культуры и здоровья в процессе обучения сложным двигательным действиям.

 

27. Характеристика системы физического воспитания
Определение физического воспитания. Краткая характеристика системы дошкольного физического воспитания, физического воспитания учащихся, студентов, курсантов и военнослужащих, трудящихся. Программно-нормативные основы этих систем их состояние и перспективы развития.

 

28. Сущность реализации в физическом воспитании принципов наглядности, доступности и индивидуализации. Эффективности процесса обучения от реализации основных положений этих принципов
Общая характеристика принципов обучения физическим упражнениям. Краткий анализ принципов наглядности, доступности и индивидуализации. Их роль в физическом воспитании учащихся на уроках физической культуры и здоровья в процессе обучения сложным двигательным действиям.

 

29. Сущность социально-экономических основ системы физического воспитания
Общая характеристика основ системы физического воспитания. Содержание социальных основ системы физического воспитания. Роль экономических основ для развития сферы физической культуры.

 

30. Реализация в физическом воспитании принципов повторности, системности. Объясните зависимость эффективности процесса обучения от реализации основных положений этих принципов
Общая характеристика принципов обучения физическим упражнениям. Краткий анализ принципов повторности, систематичности. Их роль в физическом воспитании учащихся на уроках физической культуры и здоровья.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Визитей, Н.Н. Физическая культура личности / Н.Н. Визитей. - Кишинев: Штиница, 1989.- 110 с.
  2. Головных, Г.Я. Физическая культура как социальное явление: Учебное пособие / Г.Я.Головных. - Смоленск, 1989.- 37 с.
  3. Городилин, С.К. Основы общей теории физической культуры: Учебн. пособие по курсу «Теория и методика физической культуры и спорта» для ст-тов спец-ти П. 02.02.- Физическая культура» / С.К.Городилин. - Гродно, 1996.- 70 с.
  4. Гужаловский, А.А. Планирование учебного процесса по физическому воспитанию / А.А.Гужаловский, В.Н.Кряж // Фізічная культура і здароўе. - Вып.1, 1995.- С. 22-48.
  5. Закон республики Беларусь «О физической культуре и спорте».- Мн., 1993 .- 24 с.
  6. Программа по физической культуре для учащихся начальных классов общеобразовательных школ (переработанная и дополненная) // Разраб. В.Н. Кряжем, С.В. Ворсиным, А.А. Гужаловским. - Мн., 1999.- 36 с.
  7. Программа по физической культуре для учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы (переработанная и дополненная) // Разраб. В.Н. Кряжем, С.В. Ворсиным, А.А. Гужаловским и др. - Минск, 1998.- 27 с.
  8. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (Общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебн. для ин-тов физ. культуры /Л.П.Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991.- 593 с.
  9. Теория и методика физического воспитания: Учебн. для ст-тов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03. «Физ. культура» / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др. Под ред. Б.А. Ашмарина.- М.: Просвещение, 1990.- 287 с.
  10. Фомин, Н.А. Возрастные основы физического воспитания /Н.А. Фомин, В.П.Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1972 .- 176 с.
  11. Матвеев, Л.П.Основы спортивной тренировки / Л.П.Матвеев. - М.:Физкультура и спорт,1997.-280 с.
  12. Платонов, В.Н. Современная спортивная тренировка / В.Н. Платонов. - Киев: Здоровье,1980.- 336 с.

 

 

С критериями оценки уровня подготовки абитуриентов на вступительном испытании по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» можно ознакомиться здесь.